Примерная структура образовательной программы




1) Название программы.

При выборе названия программы следует помнить, что оно должно достаточно точно отражать ее замысел, быть понятно пользователю, соответствовать элементарным требованиям, связанным с законами формирования позитивного общественного отношения (PR — поддержка), то есть быть коротким, легко запоминающимся, эмоционально- привлекательным, содержать простые, но емкие образы.

2) Адресная (целевая группа) группа программы.

В этом разделе должно быть определено, для какой именно целевой аудитории программа предназначена, например: для директоров общеобразовательных школ, для социальных педагогов школ и профессионально-технических училищ, для учителей математики средней общеобразовательной школы.

3) Название программы.

В этом разделе максимально точно и подробно характеризуются требования к предшествующей подготовке лиц, допускаемых к освоению программы.

Например: образовательная программа может быть рассчитана только на лиц, имеющих профильное высшее образование, или часть программы реализуется на иностранном языке, и без беглого владения устной и письменной английской речью программа не может быть освоена. Или – как в нашем случае – все семинары предполагают достаточно свободное владение компьютером на уровне пользовательских программ «Word» и «Exel», а также навыки поиска информации в сети Интернет. Могут быть указаны и иные стартовые характеристики, ориентированные на вступительное тестирование или самооценку потенциального участника семинара.

4) Краткая аннотация к программе.

5) Целевое назначение программы.

Это центральный раздел программы, он предназначен для организации работы по мотивированию слушателей, он определенным образом организует всю программу в целом, отражаясь в последующих ее разделах.

Целевое назначение программы целесообразно формулировать в логике компетентностного подхода, то есть ориентироваться не на цели педагога, а на цели обучающегося. Традиционные программы, с которыми всем приходилось сталкиваться, пишутся на следующем языке: «целью программы является ознакомление слушателей с основами …; формирование у участников семи- нара …; расширение представления учащихся и т.д.» То есть программа достаточно определенно говорит о том, что будет делать педагог, не отражая при этом того, что станет делать обучающийся. Можно предложить различные модели преодоления данного противоречия. Одной из наиболее простых является следующая – «лица, успешно освоившие программу, смогут …, сделают…., разработают…, решат…». Далее предлагается перечень тех задач, которые сможет компетентно решать учащийся по результатам освоения программы.

6) Ведущие идеи.

Любая программа имеет свой теоретический базис. В этом разделе излагаются те идеи (от греч. – idea — понятие, представление), которые положены в основание данной программы, по сути дела – это тот теоретический фундамент, который служит основанием для получения любых образовательных результатов. Так, во введении к нашим программам мы перечисляем ведущие идеи модернизации российского образования, на овладение которыми в практической управленческой деятельности учебно-методический комплекс и направлен. При проектировании важно помнить, что любая идея формулируется либо как законченное утверждение, по существу которого можно высказать утвердительное или отрицающее суждение, либо как словесное выражение замысла, мысли о чем-то.

7) Ключевые понятия.

Любая программа оперирует множеством понятий, раскрываемых в текстах учебных книг, формируемых в процессе обучения. Многие из них входят в глоссарий (от лат. – glossarium – словарь). Кстати, следует заметить, что раньше глоссарием называли только один тип словаря, в котором находили свое отражение сложные древние термины; сегодня глоссарий — неотъемлемая часть большинства качественных программ и учебных пособий.

Среди множества понятий необходимо выделить точный круг (5-9) ключевых понятий, то есть тех единиц знания, без которых изложение ведущих идей и реализация задач курса абсолютно невозможны.

8) Проблемные вопросы теоретического характера, которые будут решены в процессе освоения курса.

Через проблемные вопросы могут быть охарактеризованы ведущие идеи. Авторам данного пособия неоднократно встречались качественные образовательные программы, построенные по принципу конструирования проблемных вопросов. Предлагаемые проблемные вопросы найдут свое отражение:

в дискуссиях, организованных в ходе семинаров (подготовка к дискуссиям будет вестись через рабочую тетрадь);

формулировке кейсов;

будут использованы в организации итогового контроля (станут темами для эссэ)

9) Содержательная характеристика программы (тематический план).

Содержательное раскрытие курса – это структурированное по главам или разделам краткое изложение того, что станет предметом изучения. В некоторой степени содержательная характеристика программы может быть сравнена с суммой аннотации к различным структурным единицам программы. Успех содержательного раскрытия курса зависит от качества структурирования всего массива образовательной информации. Разбиение массива на малое число тем может усложнить восприятие каждой законченной единицы. Возникновение избыточно большого числа тематических единиц может создать мотивационный барьер восприятия.

Как всегда при проектировании целесообразно так подбирать содержательное наполнение, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи, ответить на все проблемные вопросы, решить важнейшие задачи, но не превышать числа в 7-9 единиц (семь плюс-минус два). И еще один практический совет проектировщику: в создании учебной программы очень удобно ориентироваться на принцип: одна глава, одна ведущая идея, одно ключевое понятие (новое), один проблемный вопрос, один метод.

Конечно, от этой модели можно отойти, увеличив информационную насыщенность того или иного раздела, но предлагаемый нами подход в некоторой степени помогает облучающемуся в организации своей деятельности по усвоению материала.

10) Формы организации учебного процесса.

Успех учебного процесса во многом обусловлен адекватностью форм, которые предлагает преподаватель. Традиционными формами являются:

лекции (обычные и интерактивные);

групповые дискуссии;

индивидуальная работа с текстом;

индивидуально-групповая работа с кейсами и проблемными заданиями; проектировочные семинары;

тестирование;

создание и защита портфолио.

11) Ресурсное обеспечение программы.

В этом разделе программы речь пойдет о различных ресурсах.

Первый и важнейший ресурс — временной, который отражает соотношение различных видов активности участников процесса. А именно – каков временной объем аудиторной работы, сколько времени должен затратить обучающийся на выполнение того или иного задания; каких временных ресурсов программа потребует от преподавателя.

К ресурсному обеспечению относится и аудиторный фонд, наличие досок, способы организации наглядности, техника и другие формы наглядности; музыкальное и другое оформление.

Имеет смысл указать те индивидуализированные ресурсы, которыми должны обладать слушатели. Например, тетрадь для записей, персональный компьютер для ведения самостоятельной работы.

12) Формы итогового контроля.

Любой образовательный процесс немыслим без подведения итогов. Итоги могут быть подведены на разных уровнях:

оценки деятельности преподавателя;

оценки совместной деятельности;

результатов освоения программы обучающимся.

Еще раз подчеркнем позицию, заявленную ранее. Результативность любого курса определяется активностью обучающихся; но для того, чтобы породить эту активность, требуются серьезные усилия со стороны преподавателей. Именно поэтому оценка качества их труда – важнейший фактор успешности образовательного процесса. Процессуальные оценки качества не менее важны, чем результирующие.

Основаниями для оценки могут выступить полученные знания, обретенные умения. Качественную оценку результативности можно получить, оценивая решенные практические задачи.

13) Перечень основных источников, которые будут освоены учеником.

В перечень источников должны войти: книги, журналы, видеофильмы, компьютерные программы, документация, программный материал.

В последнее время в кругу разработчиков программ и пособий даже появился специальный оборот – «ритуальный список литературы», то есть перечень источников, по поводу которых заранее известно, что они труднодоступны и, скорее всего, не будут прочитаны участниками семинара. Конечно, создание таких ритуальных списков целесообразно исключить из перечня задач, решаемых проектировщиками.

Источники целесообразно разбить на две группы:

необходимые для изучения, обычно такие источники приводятся в хрестоматиях, приложениях, даются в рабочих тетрадях или прилагаются к общему пакету учебно-методического комплекса;

желательные, то есть те, которые могут помочь участникам образовательного процесса при самостоятельном изучении информации.

Хотелось бы особо обратить внимание на образовательные ресурсы сети Интернет, в списке источников следует указать, как минимум, те образовательные порталы, на которых сфокусирована интересная и наиболее достоверная информация.

Задание к теме.

Попробуйте составить образовательную программу на основе принципа «проектировать от ученика» на содержании выбранной вами темы.
Оцените потенциальные проблемы, с которыми в образовательном процессе Вам предстоит встретиться в качестве разработчика УМК, реализующего свой образовательный модуль.

 

Этап: Умения

Задание для оценки уровня сформированности
компетенций ОК-2, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-9, ПК-10

1. Изучите теоретический материал по проблеме.

Индивидуальный образовательный маршрут – способ осуществления индивидуализации в условиях новой образовательной парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности ученика, как субъекта собственного образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: