В современном русском языке словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами. Она выражается в том, что одно слово формально подчиняется требованиям, исходящим от семантики и категориальных свойств главного слова. Традиционно выделяются три способа подчинительной связи - согласование, управление и примыкание.
Согласование - это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже: северный ветер, ваш номер, набежавшая волна, увядший букет, большое дело. При согласовании с изменением форм главного слова меняются и формы зависимого слова: северный ветер - северного ветра, северным ветром и т.п. Средством оформления согласования является окончание зависимого слова. Главное слово чаще всего выражается существительным или субстантивированными частями речи, а зависимое - частями речи, у которых несамостоятельные, синтаксические категории рода, числа и падежа (прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными). При согласовании обычно выражаются атрибутивные отношения.
Принято различать 2 вида согласования: полное и неполное. При полном согласовании происходит уподобление форм зависимого слова и роде, числе и падеже: новая программа, мой ответ, третий курс.
При неполном согласовании зависимое слово уподобляется главному в одной или в двух формах, например:
большие аудитории - неполное согласование, потому что зависимое слово согласуется с главным в числе и падеже; в роде согласования нет, так как прилагательные во множественном числе родовых различий не имеют.
Управление - это такой способ подчинительной связи, при котором главное слово предопределяет появление конкретной падежной формы у зависимого: изучать логопедию (вин.пад.), помогать детям (дат. пад.), постановка фильма (род. пад.), аллея в парке (предл. пад.). При управлении с изменением формы главного слова, форма зависимого не изменяется: изучая логопедию, изучив логопедию, изучавший логопедию. В качестве зависимого слова всегда употребляются существительные или их эквиваленты (местоимения-существительные, субстантивированные слова).
|
Управляющее слово может быть выражено разными частями речи и в зависимости от этого различают управление: приглагольное (избирать депутата), приименное (борьба за мир, бледный лицом, третий слева), принаречное (вниз по тропинке, вдали от родины).
Различают управление сильное и слабое.
Сильное управление - это необходимая связь между словами, когда главное слово предсказывает форму зависимого: читать книгу, любоваться картиной, два студента. При сильном управлении возникают объектные (читать что? книгу) и комплетивные (восполняющие) отношении (три аудитории).
Слабое управление - это связь между словами, когда главное слово не предсказывает форму зависимого: гулять в парке, работать над рефератом, домик в деревне. При слабом управлении обычно возникают обстоятельственные отношения (приехать в августе, отсутствовать по болезни). Но этот критерий соблюдается далеко не всегда. Сильное управление может быть и при обстоятельственных значениях, а слабое - в словосочетаниях с объектными, и особенно атрибутивными значениями.
В зависимости от грамматических средств выражения различается беспредложное и предложное управление: писать мелом, писать о планах.
|
Чтобы различить сильное и слабое управление, надо сначала определить характер синтаксических отношений между словами. Если это объектные или восполняющие отношения, то управление сильное. Объектные отношения выявляются с помощью падежных вопросов (кого, чего? кому, чему? и т.д.) При восполняющих отношениях вопрос от главного слова к зависимому поставить нельзя, потому что главное слово информативно недостаточно. Например, в словосочетании подарить другу - от главного слова к зависимому ставим вопрос кому?, следовательно, отношения объектные и управление сильное; семь шагов - в этом словосочетании от главного слова к зависимому поставить вопрос нельзя, значит отношения восполняющие и управление сильное. Если же отношения между словами обстоятельственные, то управление слабое. Эти отношения определяются с помощью вопросов Где? Куда? Когда? Почему? Зачем? Например, в словосочетании бегать на стадионе - от главного слова ставим вопрос где?, значит, отношения обстоятельственные (места) и управление слабое.
Примыкание - это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу и интонационно: учить рисовать, говорить улыбаясь, обещать помочь, задолго до рассвета. Примыкают обычно наречия, деепричастия, инфинитивы, сравнительная степень прилагательного и притяжательные местоимения его, ее, их, т.е. неизменяемые слова: идти не спеша, говорить тихо, хотел поступить, ее квартира, дети постарше. Иногда могут примыкать существительные и прилагательные (неизменяемые): цвет беж, френч хаки, брюки галифе. Но надо помнить, что несклоняемые существительные (такси, метро, пальто) не примыкают, а связываются способом управления, потому что они имеют значение определенного падежа: строят метро (вин.пад.), доволен метро (твор. пад.), пришел к метро (дат. пад.). Следует отметить, что в ряде случаев граница между примыканием и слабым управлением неопределенна. Это объясняется тем, что идет активный процесс перехода предложно-падежных форм в наречия, который постоянно происходит в русском языке. Учитывая объективные трудности разграничения управления и примыкания, в школьной практике все падежные и предложно-падежные формы рассматриваются как управляемые.