Задание для самопроверки




 

1. С данными словами образуйте сложные словосочетания двух видов: а) чтобы связь исходила от одного главного слова; б) чтобы связь исходила от разных главных слов.

Образец:

Желание выиграть время - сложное словосочетание, в котором связьисходит от главного слова выиграть; желание выигратьи выиграть время,

Стены кирпичного дома - сложное словосочетание, в котором связь исходит от разных главных слов: стены дома, кирпичного дома.

Читать, тропинка, ждать, надежный, полезнее, город.

2. Определите структурно-количественные типы словосочетаний: простые (двухкомпонентные и трехкомпонентные) и сложные. Охарактеризуйте несвободные компоненты простых (трехкомпонентных) словосочетаний. Укажите особенность строения сложных словосочетаний.

Образец:

Любить спорт - свободное простое (двухкомпонентное) словосочетание;

Будем искать решение - свободное простое (трехкомпонентное) словосочетание, один из компонентов словосочетания - будем искать -представляет собой аналитическую форму глагола (сложное будущее время);

Бежать сломя голову - свободное простое (трехкомпонентное) словосочетание, один из членов словосочетания - сломя голову - является фразеологически несвободным компонентом;

Встретиться с интересными людьми - сложное свободное словосочетание.

I. Наши южные просторы, самая справедливая политика, неудержимо желать увидеться, досками забить дверь, приходили раньше всех, будем играть с ровесниками, девушка с прекрасными глазами, самые дальние полеты, спал мертвым сном, желание выиграть пари, написать письмо матери, проезд к трем деревням, послание от двух друзей, испорчен до мозга костей.

2. Проснуться ни свет ни заря, увидеть что-нибудь интересное, вернуться вечером, пригласить друзей, за друга ручаюсь головой, вернуть книгу в библиотеку, самое большое озеро, рад видеть ее, более высокие оценки, будем учиться в университете, смелый в бою воин, желание покорить сердце, менее полезная поездка, оставить одного из студентов, самое приятное заблуждение, сильный туман, строить воздушные замки.

III. Пустынный остров, дом с черепичной крышей, охотничий домик в лесу, буду спускаться с вершины, знакомы с давних пор, уметь строить здание, говорить по-дружески, очень теплое сообщение, человек могучего здоровья, жить душа в душу, любоваться синим морем, твой родной город, первая гроза в мае, говорить с юмором, послать три письма, занятие музыкой, заниматься по четвергам, работать на осеннем поле, ехать лесом, добывать хлеб насущный, сражаться с ветряными мельницами.

 

Классификация словосочетаний по главному слову опирается на морфологическое выражение главных слов. В соответствии с этим различаются следующие типы словосочетаний:

1. Именные словосочетания, которые в зависимости от характера имени делятся на:

а) субстантивные(главное слово - имя существительное): зимний день, мой дом, отрывок из повести, умение нравиться, свидание с другом, седьмой день.

б) адъективные (главное слово - имя прилагательное): полезный для здоровья, едва слышный, широкий в плечах, способный организовать, очень известный, равнодушный ко всему.

в) с главным словом числительным: три друга, два студента, один из немногих, пятый по списку.

2. С главным словом местоимением: кто-то из ребят, нечто необычное, кто-нибудь из знакомых, каждый из них, некто в сером, что-нибудь особенное, любой из выступающих.

3. Глагольные словосочетания. В роли главного слова выступают различные формы глагола (причастия и деепричастия): доверить другу, нарушить границу, стремиться к знаниям, думающий о жизни, вспоминая о прошлом.

4. Наречные(адвербиальные) словосочетания. В роли главного слова выступает наречие или категория состояния: очень громко, по-осеннему холодно, больно руку, далеко от дома, мне весело, высоко в горы, хорошо в лесу. Следует отметить, что некоторые лингвисты выделяют словосочетания с категорией состояния в роли главного слова (очень больно, мне грустно, трудно с ним) в отдельную группу.

Задания для самопроверки

 

1. Выпишите словосочетания, сгруппировав их в зависимости от принадлежности главного слова к определенной части речи:

1) именные;

2) глагольные;

3) с главным словом местоимением;

Наречные.

Образец:

Вход в театр - именное словосочетание, субстантивное;

третий из спутников - именное словосочетание с главным словом числительным;

отдыхать в санатории - глагольное словосочетание.

 

I. Передовые люди, выдающиеся мыслители, письмо родителям, здание университета, новое платье, весь мир, улучшенная планировка, тезисы доклада, вспомнивший стихотворение, весьма довольный, вышивание бисером, купить книгу, упасть навзничь, дом с колоннами, делающий игрушки, увеличить гостиную, далеко от школы, полезная лекция, достойный похвалы, трое на снегу, не задолго до экзамена.

II. Сдать зачет, получить аттестат, любоваться природой, шестые сутки, какой-нибудь случай, исправленный автором, верный друг, три завода, нечто интересное, находиться у дома, забота о мире, двое из нее, необычно холодный, прекрасный Курск, появление на сцене, по-отцовски заботливый, кое-кто из группы, улыбающийся ребенок, ласковый с детьми.

III. Некоторые из людей, две сказки, очень обидное, заячья тропа, поговорить с учениками, бежать не оглядываясь, желание поделиться, четверо из города, знающий дело, заданный учителем, далеко от родных, мечта о счастье, задолго до праздника, нечто непредвиденное, говорить о новостях, весьма искусно, готовый сопротивляться.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!