Задания для самопроверки




1. Определите вид подчинительной связи в данных словосочетаниях.

Образец:

х

Писать лекцию - управление, сильное, приглагольное, беспредложное.

1.Тетрадь студента, интересное сочинение, составить тезисы, споткнуться сослепу, налетевший ветер, ярче солнца, высоко прыгать, пятый номер, склонный к полноте, дорога вниз, тихо шептать, яйцо всмятку, выехать из города, красивая поляна, первый мороз, выкатилось из-за вершины, цвет беж, решиться уехать, на двух стульях, произносить речь.

II.Следить за приборами, великая держава, убедительно говорить, мое возвращение, шаль внакидку, экзамен по специальности, на троих участников, брат постарше, некто в маске, чистая луна, цвет индиго, приезд отца, сладкое томление.

III. Уборка урожая, гимн труду, шапка набекрень, гулять в парке, способный к наукам, приказ выступать, юбка клеш, пять домов, весьма положительно, дверь налево, награда героям, звездное небо, мои друзья, слишком ответственный, сегодня вечером, лучше всех, опавшая листва, приезд друга, надпись по-немецки, твои заботы, петь песни, рекомендовать почитать.

IV.Ветка клена, разговор вдвоем, первый звонок, цепочка из серебра, наука побеждать, учить стихотворение, мастер выдумывать, сильнее зверя, считаться другом, съездить за город, оперативно решать, беседовать об экзаменах, купить в магазине, знаменитый артист, ходить впотьмах.

2. Найдите и выпишите из текста словосочетания со связью согласование, управление и примыкание и установите, в каких из них согласование полное, в каких неполное; управление сильное, в каких - слабое.

Я крался очень осторожно по дорожке от осины к осине. Шел мелкий дождь, и дул легкий ветер, листья осины трепетали, шелестели, капли тоже всюду тукали, и оттого невозможно было расслышать звук срываемых глухарями листов. Вдруг на вырубке из молодого осинника поднялся глухарь и сел на крайнюю осину по ту сторону вырубки. Я долго следил за ним, как он часто щиплет листья и быстро их проглатывает. Случалось, когда ветер дунет порывом и вдруг все смолкнет, до меня долетал звук отрыва или разрыва листа глухарем. Я познакомился с этим звуком в лесу. (М. Пришвин)

3. Выпишите словосочетания. Укажите начальную форму. Определите способ синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).

Дерево верхней своей мутовкой, как ладонью, забирало падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершина березы стала гнуться. И случилось, в оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому, и ветка верхняя с комом согнула аркой все дерево. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах... Там, где летом шел по широкой дорожке, теперь через эту дорожку лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними пробежать. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. Я выламываю себе хорошую, увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз... Дерево прыгает вверх и уступает дорогу. (М. Пришвин)

 

Анализ словосочетаний

Порядок разбора словосочетаний

1 .Выделение словосочетаний из предложения (если в задании не даны готовые соединения слов).

2. Простое или сложное словосочетание.

3. Синтаксически свободное или несвободное словосочетание.

4. Главное и зависимое слово в словосочетании.

5. Тип словосочетания по морфологической природе главного

слова:

а) именные (субстантивные, адъективные; реже с главным словом

числительным);

б) местоименные словосочетания;

в) глагольные словосочетания;

г) наречные словосочетания.

6. Начальная форма словосочетания.

7. Семантико-синтаксические отношения между компонентами словосочетания: атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные (восполняющие).

8. Тип синтаксической связи и се полная характеристика: грамматические средства выражения связи:

а) согласование; какая часть речи согласуется с определяемым словом и в чем согласуется; полное ИЛИ неполное согласование; грамматический способ выражения связи (флексия зависимого слова);

б) управление; тип управления по главному слову (приглагольное, приименное, принаречное), по наличию или отсутствию предлога (предложное, беспредложное); по степени зависимости компонентов (сильное, слабое); грамматический способ выражения связи (флексия, предлог);

в) примыкание; какая неизменяемая часть речи или форма слова примыкает; средства выражения связи (смысл, неизменяемость формы).

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!