Политическое лидерство: природа и значение.




С политической элитой тесно связана категория - политическое лидерство, где лидер – личность оказывающая решающее влияние на других людей и направляющая их коллективное действие.

Политическое лидерство – постоянное приоритетное влияние личности на все общество или значительную его часть с помощью реальной власти и принимаемых решений.

В политологии существуют теории лидерства, основными из них являются:

1.Теория черт – утверждает, что лидерами становятся люди, обладающие лидерскими качествами, развитыми в большей мере, чем у остальных людей

2.Ситуационная теория –доказывает, что лидер – это функция определенной ситуации и он может появится в результате удачного сочетания обстоятельств при которых важны его выдающиеся качества.

3.Теория последователей лидера определяет природу лидерства на основе особой формы отношения между лидером и его окружением интересы которого он выражает.

4. Концепция психоанализа – объясняет природу лидерства наличием у индивида особых психологических черт и мотивов, толкающих его к политическому господству. Т.очерез господство данные личности снимают свои личные комплексы неполноценности в ряде отношений.

Институт лидерства выполняет следующие функции:

- управленческая – принятие политических решений

- интеграционная – объединение народа на основе общих идей и ценностей

- коммуникативная – обеспечивает связь между властью и обществом

- мобилизующая - направлена на организацию выполнения определенных целей и задач.

- социально арбитража – т.е. лидер имеет правил выносить решение что в общество хорошо и плохо.

- легитимации политического режима – с помощью личности лидера

 

50.Механизмы формирования политической элиты

Под механизмами рекрутирования элиты понимается принципы выдвижения ее в состав элитарного общества. Важнейшими из них является:

1.Кровное родство

2.Знатное происхождение

3.Обладание богатством

4.Образованность и обладание знаниями

5.Профессиональная компетентность

6.Партийная национальная религиозная принадлежность

7.Протекционизм

8.Старшинство или выслуга лет

9.Назначение на должность

10.Делигирование в элиту путем выборов

На практике сложились 2 основные системы рекрутирования политических элит:

1.Гильдельская

2.Антрепренерская

Гильдельская – предполагает закрытость элиты от масс, четкая служебная лестница с медленным продвижением власти. Наличие множеств формальных требований.

1.Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп:

- сословия

- классы

- касты

- кланы

2. Решения принимаются узким кругом лиц. Эта элита относительно стабильна и устойчива как и ее ценности и регламент.

1. Отсутствие конкуренции и маловероятность конфликтов внутри её.

2. Преемственность и предсказуемость действий элиты.

3. Сращивание элиты и бюрократии. Такой способ формирования элиты часто называет номенклатурным. Номенклатура – в советское время называли бюрократию, понимали такой способ ее формирования, когда человек отбирался в элиту по заранее определенным признакам.

Антрепренерская – способ формирования или система элиты связана с признаками:

1. Открытость массам и рекрутирования элиты из различных слоёв общества.

2. Принятие решений с учетом всех заинтересованных сторон.

3. Главная ценность в элите индивидуальная активность и качество самих его членов.

4. Основные ее ресурсы – это лидерство и новаторство

5. Динамичность - стремление к новизне и прогрессу

В карьерном росте представителей такой элиты решающую роль играют профессионализм и активное участие в политике.

Вывод: в ряде стран главную роль в выдвижении людей в элиту играет бюрократический государственный аппарат. Особенно в Германии, Швеции, Японии и России.

 

 

51.Процессы смены политических элит и лидеров

Процессы циркуляции (смены) политических элит и лидеров. Причем проблемы циркуляции рассматриваются ведущими политологами выдвигающие свои концепции:

Концепция Генри Моска:

Он считает, что в развитии элит действуют 2 тенденции:

- аристократическая - заключается в стремлении политического класса стать наследственным, что ведет к его замкнутости и постепенному вырождению.

- демократическая – обеспечивает обновление элиты за счет наиболее способных, что делает ее наиболее эффективной в управлении обществом.

Концепция круговорота элит Вильгема Парето:

В истории элиты формируются, достигают власти, осуществляют ее и, в конце концов, приходят в упадок и поэтому заменяются другими элитами и этот процесс бесконечен и обеспечивает социальное равновесие общественной системы и если он прерывается в силу ряда чрезвычайных ситуаций, то идет это к враждению элит и революционной ломке системы

 

Концепция «Железный закон олигархии» Ричарда Михельса:

Смысл данного закона в том, что Михельс не верил в демократию как в лучший способ обновления элиты, потому что данный закон – это стремление любой власти даже демократической надолго закрепиться на пьедестале власти, увековечить свое господство любыми средствами, что и ведёт к потере динамики в обновлении элит (застой).

В условиях не демократических режимов лидерство перерождается в вождизм и может стать пожизненным, превращаясь в культ личности.

Здесь смена вождей и передача власти от вождя к вождю происходит внутри окружающего их клана и новый вождь наследует старую технологию управления.

 

58. Избирательное право - сущность,основные принципы.

Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта: объективное избирательное право и субъективное избирательное право. Первое — это система правовых норм,определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избирательных кампаний в стране. Второе — это гарантированное государством право конкретного лица (обычно гражданина, поскольку, как правило, неграждане страны избирательными правами не обладают) на участие в выборах.

Избирательное право не может быть ограничено иначе как в силу гражданской недееспособности, окончательного уголовного приговора и в случаях недостойного поведения, указанных законом.

Избирательное право в другом отношении разделяется на активное и пассивное. Активное избирательное право — это право граждан избирать, т.е. голосовать за или против той или иной из кандидатур. Пассивное избирательное право — это право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Основными указанные принципы считаются в силу того, что сегодня они признаются обязательными практически повсеместно, где проводятся выборы. В то же время в некоторых странах в законодательстве зафиксированы и некоторые другие принципы. К таким дополнительным принципам относятся, например, альтернатива. Под альтернативностью на выборах понимают включение в законодательство таких условий, при которых кандидаты вступали бы в конкуренцию, а избиратель действительно имел бы возможность выбора между различными кандидатами.

 

60. Избирательная система в РБ

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.

Глава государства – Президент Республики Беларусь избирается сроком на 7 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на которые может избираться Президентом Республики Беларусь одно и то же лицо, законом не ограничивается.

Национальное собрание Республики Беларусь в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства.

Верхняя палата Парламента – Совет Республики. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать обладающий пассивным избирательным правом гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета

Подготовку и проведение выборов Президента обеспечивают территориальные

Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать на участках для голосования, которые образуются дипломатическими представительствами Республики Беларусь.

Предусмотрено также и досрочное, не ранее чем за пять дней до выборов,

 

61. Политическая культура - сущность,функции

Политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим можно отнести следующие функции:

идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности

ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

предписания (программирования), выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений

адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

социализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

 

62.Типы политических культуры

В соврем-ом общ-ве существуют различные типы ПК-ур. Амер-ие политологи Г.Алмонд и С,Верба провели исследование ПК-ры в ряде стран и выделили 3 идеальных «чистых» типа ПК: патриархальную (традиционную), подданническую политическую культуру и культуру участия (активистскую, гражданскую).

1. Патриархальная. Характеризуется полным отсутствием у человека интереса к политике, политической власти, политическим институтам. Индивид маловосприимчив к пол-й культуре и не выполняет никакие пол-ие роли. Данный тип ПК характерен для первобытно общинных обществ, которые до сих пор существуют в мире (в Африке).

2. Подданническая хар-ся тем, что в ней имеются специализированные пол-е институты, однако индивидуальная активность отдельных личностей либо очень низка, либо вообще отсутствует. Т.о. пол-ие функции выполняют специальные институты, тогда как обычные граждане могут лишь выражать своё отношение к ним.

3. ПК участия отличается политической активностью. Каждый человек признаётся полноправным участником политической жизни. Граждане стремятся активно воздействовать на политику, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций). Ярким примером культуры такого типа являются современные дем-е общества, поскольку в них наблюдается политизация общ-й жизни, а политическое измерение жизни становится значимым для всех людей.

 

63. Политическая социализация личности

Чаще всего под политической социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.

Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции

С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки.

Этапы политической социализации.

В зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.

"Допартиципаторный" - индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Данный этап охватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения.

Второй этап политической социализации – партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи.

Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию.

Третий этап политической социализации - постпартиципаторный - начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом возрасте люди обычно не меняют сложившихся и устоявшихся политических взглядов.

 

56. Политичекое поведение

Политическое поведение – это важная разновидность поведения человека в обществе. Оно представляет собой процесс взаимодействия человека с политической средой и составляет совокупность форм и способов бытия индивидуума в политической сфере жизнедеятельности общества.

Политическое поведение определяют многие факторы, которые можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По степени политической включенности субъекта в политическое поведение распадается соответственно на активное и пассивное, выражающееся в политическом абсентеизме и т.д.

2. По характеру поступков, используемым методам, а также направленности политическое поведение можно разделить на конфликтное и бесконфликтное. Первое характеризуется острым противостоянием политических сил, их разногласием, выражением политического протеста. Второе поиском политического согласия, поддержкой правящих структур, достижением консенсуса и т.п.

 

57. Политическое участие

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ – это вовлечение членов общества в существующие внутри нее политические отношения и структуру власти.

Следующие уровней и типы участия:

1. Реакция на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.

2. Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах, референдумах и т. д.

3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др.

4. Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

5. Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.

6. Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

 

 

69. Геополитика

Термин "геополитика" появился в начале XX в. Геополитика (от гр. gе — Земля + politike — политика) — это учение о географической обусловленности политических явлений, особая отрасль знаний, изучающая связь между землей, географической средой и политикой государств.

составными элементами (концепциями):

1) географический детерминизм — концепция, стремящаяся объяснить место страны в системе международных отношений, ее внешнеполитическую деятельность исходя из особенностей географической среды.

2) образование государств и политических границ;

3) пространство — основная категория геополитики. Структура пространства предопределяет ход истории, прежде всего политический. Оно является не только территорией государства, но и одним из атрибутов его политической силы

4) жизненное пространство — эта концепция выработана немецкими геополитиками, но имеет важное значение для судеб всех стран. Именно в пространстве люди находят средства существования, аренду своей деятельности и безопасности.

5) зона жизненных интересов — земное пространство, представляющее для какой-либо страны жизненно важный, необходимый, стратегический участок, объект, учреждения науки и управления и др.

6) население республики, продовольственные и демографические проблемы. Народонаселение является важнейшим субъектом геополитики.

7) государственная безопасность и другие концепции.

Следовательно, геополитика изучает соотношение территориальных и политических сил и интересов на географическом пространстве, которое охватывает определенную страну (регион), континент, весь мир.

 

 

64. Политическая идеология - понятие и функции

Политическая идеология – систематизированная совокупность политических идеалов, оценок, ценностей, теорий, концепций, целей, которые служат обоснованию и оправданию политических действий по завоеванию и удержанию власти. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Функции идеологии:

1.познавательно – воспитательная

2.нормативно – ценностная

3.интегрирующая

4.мобилизационная

В отличие от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идеологии прежде всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач, по которым люди должны ориентироваться в политическом пространстве.

 

66. Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм возник в 18 веке в ответ на идеологию либерализма. Это политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, приверженность политическим ценностям, выдержавших испытание временем

Политические идеи консерватизма:

Традиционные нормы жизни общества – это главная движущая сила прогресса, а исходные ценности – порядок в обществе, стабильность государства. Власть в обществе принадлежит элите, т.е. только ей присуща плодотворная политическая деятельность. Свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней.

Частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство – естественные жизненные начала, а частная собственность – гарант личной свободы и защиты социального порядка.

Природа человека несовершенна и его пороки неискоренимы, поэтому закономерно неравенство людей в отношении умственного и физического развития, социального статуса.

Социальное попечительство государства порождает иждивенчество, а это есть источник революций, растущих притязаний, поэтому помощь должна предоставляться лишь тем, кто не в состоянии себя обеспечить.

1970 – 80 гг. – неоконсерватизм. Лео Штраус — отец-основатель неоконсерватизма.

Неоконсервати́зм — идеология и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение.

Основные идеи – усиление государственного регулирования экономической жизни и социальной сферы, индивидуальная свобода, поведение человека не может выходить за рамки традиционных ценностей общества. Это необходимо в интересах его стабильности и преемственности развития, укрепление духовности, моральных основ общества, духовные приоритеты семьи и религии, развитие институтов гражданского общества, стабильность общества, опирающееся на уважительное отношение граждан к закону, моральная ответственность граждан и государства, их взаимопомощь.

 

65. Либерализм и неолиберализм

Либерализм оформляется в Новое Время в борьбе против феодальных порядков. Унаследовал прогрессивные идеи античности и сформировался в конце 17 – начале 18 века на базе Джона Локка, Адами Смита, Гоббса.

Основные идеи – признание самоценностей личности, уважение ее прав и свобод, равенство граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством, народовластие и полный плюрализм, конституционализм и разделение властей, свобода предпринимательства и конкуренции в экономической сфере, ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь.

В 20 веке приобретает черты современного мира – НЕОЛИБЕРАЛИЗМ.

Основная его сущность – главное условие самореализации индивида – это зрелое гражданское общество. Государство вправе регулировать частнособственнические отношения и обязано обеспечивать экономическую стабильность и социальную справедливость, а точнее гарантировать каждому члену общества прожиточный минимум, достойное вознаграждение за предприимчивость и талант.

Носителями идеологии либерализма являются политические партии. Первые политические партии возникли в 19 веке – партия в США 1828г., либеральная партия Великобритании – 1832г., Итальянская либеральная партия – 1922г., Швейцарская – 1923г.

Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста

 

41. СМИ в полит коммуникации

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись.

Политические функции СМИ:

1. информационная;

2. образовательная;

3. социализационная;

4. функция критики и контроля;

5. артикуляция различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов;

6. мобилизационная;

7. инновационная (инициирование политических изменений и постановка политических проблем);

8. оперативная (обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций);

9. формирование общественности и общественного мнения.

Политическое манипулирование — скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Оно основано на лжи и обмане, преследует корыстные цели и без должной борьбы с ним может стать главной функцией СМИ, в результате чего свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.

Способы манипулирования достаточно многочисленны: социально-политические мифы, прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, полуправда, наклеивание ярлыков и многое другое.

 

53. Политическая модернизация

Теория политической модернизации входит в рамки общесоциологического направления, получившего название «социология развития».

В центре теории политической модернизации — обоснование общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем.

Модернизация стала рассматриваться не как условие развития, а как его функция.

К числу важнейших факторов модернизации относятся следующие:

*в экономике — расширение индустриальных технологий, основанных на использовании капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов,

* в социальной сфере — ослабление прежних предписанных типов социальности и расширение сферы новых связей, основанных на профессиональных или рыночных критериях,

* в политике — образование централизованных национальных государств, в рамках которых формируются различные социально-политические движения и группы, отстаивающие свои интересы;

* в культуре — дифференциация духовных систем и ценностных ориентации, секуляризация и плюрализация общественного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие средств массовой информации и коммуникации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: