Необходимым условием прохождения учебной практики является выбор и утверждение темы практики. Студент может также предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. Тема должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки и перспективам развития экономики в России.
Руководитель практики от кафедры проводит организационное собрание студентов перед практикой, на котором знакомит студентов с программой и организацией практики. Руководитель практики от университета совместно с руководителем практики от предприятия разрабатывают индивидуальные задания для студентов и проводят консультации.
Для четкой организации и проведения практики на кафедре ежегодно составляется план работ, предусматривающий все вопросы по организации, методическому обеспечению, руководству, проведению, контролю и отчетности.
За месяц до начала практики издается приказ по университету, который отражает организационные вопросы проведения учебной практики в данном учебном году: сроки прохождения практики, распределение студентов по базам практики, назначает руководителей практики от университета из числа преподавателей кафедры ФиМ и старшего по группе студентов в каждой организации из числа студентов.
Выбору баз практики должна предшествовать постоянно проводимая кафедрой работа по изучению производственных и экономических возможностей хозяйствующих субъектов с точки зрения пригодности их для проведения практики. Закрепление баз практики производится с учетом установления долгосрочных прямых контактов университета с предприятиями, учреждениями или организациями. Обновление баз должно основыватьсяна анализе итогов проведения практики в предыдущем году и способствовать повышении качества и эффективности практической подготовки студентов.
|
Официальным основанием для закрепления предприятий, учреждений илиорганизаций в качестве базы практики является договор, который заключается между университетом и организацией.
Руководитель хозяйствующего субъекта (базы практики) издает приказ на практику, в котором определяется порядок организации и проведения практики и назначается руководитель практики от предприятия, учреждения, организации.
Студенты составляют письменный отчет о прохождении практики, защищают и подписывают отчет у руководителя практики от университета.
В период учебной практики студент собирает фактический материал о финансово-хозяйственной деятельности предприятия (базы практики).
Руководитель выдает студенту индивидуальный план-график прохождения учебной практики, который содержит:
· последовательность сбора исходных данных;
· перечень работ, выполняемых в период практики;
· объем и перечень исследований, проводимых на базе практики.
При сборе материалов, необходимых для выполнения работы, основными источниками являются:
· устав предприятия;
· плановые и отчетные документы предприятия (базы практики);
· нормативно-справочные материалы, используемые работниками данного предприятия;
· должностные инструкции;
· статистические данные;
· результаты опроса и интервьюирования различных категорий работников.
Собранный материал должен соответствовать содержанию индивидуального задания и быть должным образом обработан.
|
В процессе обработки и анализа собранных материалов выявляются основные характеристики и параметры финансово-хозяйственной деятельности, вскрываются причины отклонения от нормальных условий работы предприятия, влияние этих отклонений на финансовые показатели, намечаются мероприятия по улучшению финансового состояния объекта исследования.
В процессе прохождения практики студент обязан:
· выполнять все задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным план-графиком;
· строго соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия и техники безопасности.
В соответствии с выданным заданием собираются исходные данные по объекту исследования, на основании которых можно выполнить:
· финансово-экономический анализ строго в соответствии с темой;
· определить основные тенденции (направления) улучшения финансового состояния объекта исследования.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв-характеристику или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно на практику или отчисляется из университета.
5. Содержание и программа учебной практики
Практика проводится по утвержденной рабочей программе, согласно которой студенты должны:
· получить сведения об организационно-правовой структуре хозяйствующего субъекта и подразделения, в котором проходит практику;
· ознакомиться с работой, выполняемой подразделением и перспективами его развития;
· собрать данные о выпускаемой продукции, выполняемых работах и оказываемых услугах, рынках их сбыта;
|
· выявить поставщиков, потребителей и конкурентов;
· изучить состояние финансовой отчетности;
· собрать фактические материалы для анализа финансово-хозяйственной деятельности;
· проанализировать финансовое состояние предприятия, учреждения, организации и сделать прогноз дальнейшего развития;
· выявить проблемы, стоящие перед объектом исследования.
При сборе материалов основными источниками сведений являются: законодательные акты и нормативно-справочные материалы, плановые и отчетные документы; бухгалтерская отчетность; должностные инструкции и положения; статистические данные; результаты опроса работников; результаты специальных наблюдений и обследований, проводимых самим студентом.
Практика условно разбивается на три этапа. Продолжительность выполнения этапов не имеет четкого разграничения во времени; они могут выполняться параллельно.
Первый этап включает ознакомление со структурой предприятия, учреждения, организации, родом деятельности, ассортиментом выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, рынком сбыта, поставщиками, покупателями, конкурентами. Здесь же выявляются проблемы, стоящие перед отраслью в целом и данным предприятием, учреждением или организацией в частности.
На втором этапе изучается основная годовая бухгалтерская отчетность за предшествующий год и периодическая отчетностьза Iи II кварталы текущего года. На основании собранных фактических данных проводится анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и прогноз его дальнейшего развития.
Третий этап связан со сбором данных для разработки предлагаемых в бакалаврской работе мероприятий.
6. Подведение итогов практики. Оформление отчета
В течение всего периода практики студент ведет дневник, который является необходимым материалом для составления отчета.
К моменту окончания практики студент оформляет отчет, который должен содержать: титульный лист, реферат, введение, основную часть, резюме, список используемой литературы.
Отчет объемом 10-20 страниц оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32-81 на сброшюрованных листах формата А4 (ГОСТ 2301-68). Текст должен отвечать требованиям грамматики и стилистики.
При написании текстового материала необходимо соблюдать следующие требования:
- шрифт – Times New Roman; формат – 14, интервал – 1,5 с оставлением полей: по левому полю (для подшивки) - 35 мм; по правому полю - 15 мм; по верхнему и нижнему полям -20 мм;
- сокращение слов, кроме общепринятых не допускается;
- абзац должен начинаться с расстояния 35 мм от левого края страницы;
- примечание, примеры, сноски рекомендуется располагать на расстоянии 45 мм от левого края страницы;
- каждая глава отчёта по практике должна начинаться с новой страницы, название параграфов (пунктов) - с абзаца. Подчеркивание наименования глав и параграфов не допускается. Расстояние между заголовком глав, параграфов и последующим текстом должно быть на 5 мм больше расстояния между строками текста;
- не разрешается размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не более 4-5 строк последующего текста;
- нумерация страниц должна быть сквозная, проставляется в правом верхнем углу страницы арабскими цифрами. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется;
- формулы вписываются с помощью редактора формул. Значение символов и числовых коэффициентов должны быть приведены непосредственно под формулой, с новой строки в той же последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка пояснения начинается словом "где" без двоеточия после него. Формулы должны нумероваться в пределах раздела арабскими цифрами, например, (3.6);
- при приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов и полугодий (обозначаются римскими цифрами). Количественные числительные в тексте даются без падежных окончаний. Такиезнаки, как №, §, % пишутся только при цифровых или буквенных величинах. В тексте их следует писать только словами: "номер", "параграф", "процент". Математическиезнаки "+", "-", "=" и другие используются только в формулах. В тексте их следует писать словами: "плюс", "минус", "равно" и т.п.;
- выполнение рисунков и схем производится с помощью Microsoft Excel. Рисунки нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами, и сопровождаются подрисуночными подписями, например, "Рисунок 1.1 - Финансовая система Российской Федерации". На все рисунки должны быть ссылки в тексте;
- таблицы должны нумероваться в пределах каждого раздела арабскими цифрами, например, «Таблица 1.3». Такая надпись начинается с правого верхнего угла таблицы. Ниже по центру помещается название таблицы, например, «Баланс предприятия». Таблица размещается после первого упоминания в тексте. При ссылке на таблицу в тексте указывается ее полный номер, например, (Табл.1.3). Если выпускная работа содержит много таблиц или большие таблицы, то они выносятся в приложения.
Использованные во время работы литературные источники указываются в конце работы перед приложением под заголовком "Библиографический список". В список литературы следует включать все использованные источники, включая рукописные, в следующем порядке:
· указы Президента РФ; законы РФ; постановления Правительства РФ;
· нормативные документы и акты;
· специальная литература, в том числе малотиражные документы, лекции, методические разработки, отчеты о научно-исследовательской работе (в алфавитном порядке).
Каждый литературный источник отражается в следующем порядке:
· порядковый номер в списке;
· фамилия и инициалы автора;
· название книги (название статьи, название сборника, журнала, его номер);
· издательство (наименование организации);
· место и год выпуска.
При ссылке в тексте на источники информации приводят порядковый номер по списку литературы, заключенные в квадратные скобки и номера страниц, например, [4.С.24-31].
Приложения оформляются как продолжение отчета на последующих его страницах. Каждое приложение начинается с новой страницы и сопровождается заголовком. В правом верхнем углу пишется слово "ПРИЛОЖЕНИЕ" и указывается его номер арабскими цифрами, например, ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Если приложение одно, то номер его не ставится.
В реферате в краткой аннотационной форме излагается содержание отчета.
Во введении формируются задачи практики, дается оценка их актуальности.
В основной части отчета должны быть отражены все вопросы программы практики и выполнение индивидуального задания. Она должна содержать краткую характеристику хозяйствующего субъекта и его подразделений; сведения о выпускаемой продукции, выполняемых работах, оказываемых услугах, о рынках сбыта, о поставщиках, покупателях, конкурентах; предварительная оценка финансового состояния предприятия, учреждения или организации и прогнозы его дальнейшего развития; постановку проблем, стоящих перед объектом исследования.
В резюме даются предложения по основным направлениям решения этих проблем.
При составлении отчета должны быть широко использованы возможности обобщения и анализа рассматриваемых материалов. Целесообразно включение в отчет графиков, таблиц, фотографий, схем и т.д.
При включении в отчет образцов планово-учетной документации желателен показ примеров их заполнения.
В целом состав и содержание отчета по учебной практике должны соответствовать черновому варианту аналитической части дипломной работы.
Отчет рассматривается и визируется руководителем практики и утверждается руководством организации.
Отчет предъявляется комиссии по приему зачета по практике. Зачет предусматривает краткий доклад студента. В докладе отражаются результаты выполнения индивидуального задания и разработки предложений по реорганизации организаций, способы снижения финансовых рисков и т.д.
Приложение 1.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра финансов и менеджмента
О Т Ч Е Т
по учебной практике
студента гр.___________________________________________(Ф.И.О.)
База практики________________________________________
Время практики с «__»_______________20__г.
по «__»_______________20__г.
Руководитель практики
от университета ___________________________ (Ф.И.О.)
Руководитель практики
от предприятия ___________________________ (Ф.И.О.)
Тула 20__г.
Приложение 2.
Библиографический список
Основная литература
1. Конституция Российской Федерации
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации
4. Налоговый кодекс Российской Федерации
5. Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности» №17-ФЗ от 03 февраля 1996 года.
6. Федеральный закон «Об акционерных обществах»
7. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.
8. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
9. Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23.09.2002 г.
10. Тактаров Г.А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учеб. пособие / Г.А. Тактаров, Е.М. Григорьева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 256 с.: ил.
11. Шелопаев Ф.М., Шелопаева И.Ф. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие. – Тула: Издательство ТулГУ, 2011.- 209 с.
12. Электронная версия книги Финансы и кредит. Деева А.И. КноРус, 2009.
Дополнительная литература
1. Абакумова О.Г. Цены и ценообразование. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2007. – 192 с.
2. Анесянц С.А. Основы функционирования рынка ценных бумаг. Учеб. пособие. – М., Финансы и статистика, 2005 – 144 с
3. Бабичева Ю.А. Банковское дело.- М, Экономика, 2006.-340 с.
4. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 332 с.
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять экономикой – М.: Финансы и статистика, 2007. - с. 568.
6. Беляева И.Ю. Ценообразование: учебное пособие.2-е изд., доп. /И.Ю. Беляева, О.В. Панина, В.В. Головинский, О.Б. Авдиенко. – М.: КНОРУС, 2005. – 176 с
7. Бородин А.Ф. О роли банковского сектора в обеспечении устойчивого роста экономики.//Финансы и кредит.-2007.- №6.-С.15-16.
8. Бородина Е.И. Финансы предприятий – М.: Банки и биржи,2008.-с. 125.
9. Бутакова М.М. Практикум по ценообразованию: учебное пособие/М.М. Бутакова. – М.: КНОРУС, 2006. – 224 с.Слепов В.А., Николаева Т.Е.
10. Вебер А. Т. Коммерческие расчеты от А до Я.- М.: ДИС, 2006.- с.
11. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): электронный учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. – М.: КноРус, 2011.
12. Герасименко В.В. Ценообразование: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – Х, 422 с. – (Серия «Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова»).
13. Гитман Л.Д., Джонк М.Д. Основы инвестирования. – М: «Дело», 2006. – 992 с.
14. Грядовая О.В. Некоторые проблемы деятельности коммерческого банка.//Деньги и кредит.-2007.- №3.-С.48-52.
15. Данченок Л.А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика/Л.А.Данченок, А.Г.Иванова. – М.: Эксмо, 2006. – 464 с. – (Высшее экономическое образование).
16. Демичев А. Банковский сектор и экономика.//Экономист.-2006.-№11.-С.55-56.
17. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: уч. для Вузов, ЮНИТИ, 2006. – 623с.
18. Захаров В.С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития // Деньги и кредит. – 2006. - №9. – С.9-13.
19. Инструкция о порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам № 254-П.
20. Инструкция Центрального Банка Российской Федерации №110-И «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» от 16 января 2004 года.
21. Ковалев В.В. Управление финансами. - М.: ФБК-ПРЕСС 2006.- с. 476.
22. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика,2006. – 432 с.
23. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / Н.В. Колчина [и др.]; под ред. Н.В. Колчиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 383с.: ил. – (Золотой фонд российских учебников).
24. Костюк В.Н. К определению современного коммерческого банка // Банковское дело. – 2007. - №11. – С.20-26.
25. Кох Р. О. Менеджмент и финансы. - «Питер», 2007.- с.405.
26. Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. - М.: ДеКА,.2008.- с.268.
27. Маренков Н.Л. Ценообразование/Под редакцией доктора экономических наук, профессора В.Н. Чапека. Серия «Высшее образование». М.: Национальный институт бизнеса. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 288 с.
28. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. М., Банки и биржи, 2008.-340 с.
29. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 2007.- с.354.
30. Нестерова Т.Н. Банковские операции. Часть четвертая. - М, Инфра-М, 2006.-276 с.
31. Общая теория финансов // под ред. проф. чл. кор. РАЕН Л.А. Дробозиной М.: «Банки и биржи» «Юнити» 2007г.
32. Основные направления единой денежно-кредитной политики Центрального банка РФ на 2008 г.// Деньги и кредит.- 2007.-№11.- С. 34-43
33. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. - М.: Банки и биржи, 2007.- с. 421.
34. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-ДАНА, 2004 г. – 543 с. Погостинская Н.Н., Погостинский Ю.А. Системный анализ финансовой отчетности. - Санк-Петербург, 2006.- с. 360.
35. Полищук А.И. Кредитная система: опыт, новые явления, прогнозы и перспективы. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 216 с.
36. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. с франц. Под ред. Л.П. Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006. – 375 с.
37. Россия: банки и банковская деятельность // Банковские услуги. – 2007. - №10. – с.25-29.
38. Рындин А.В., Шамаев Г.А. Организация финансового менеджмента на предприятии. - М.: РДЛ, 2005.- с. 398.
39. Саркисьянц А.Н. О роли банков в экономике.//Вопросы экономики.-2006.- №3.-С.41-49.
40. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие.- М.: Форум: ИНФРА-М.2006.-304 с.
41. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции.-М.: ИПЦ Вазар-Ферро. 2005.-278 с.
42. ФедеровБ.Г. Современные валютно-кредитные рынки. - М.: Финансы и статистика. 2006.-288 с.
43. Фетисов Г.Г. Формирование устойчивой банковской системы.//Финансовый бизнес.-2007.-№6.-С.27-30.
44. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учебное пособие / Е.А.Федорова, Ф.М.Шелопаев, А.И.Ермоленко. – М.: КНОРУС, 2010. – 360 с.
45. Финансы и кредит: электронный учебник / под ред. Т.М. Ковалевой. – М.: КноРус, 2011. 1 опт. диск (CD ROM)
46. Финансы и кредит: учебник для вузов / Н.В. Байдукова а [и др.]; под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой: СПбГУЭФ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 610 с. – (Основы наук).
47. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов / Л.А. Чалдаева [и др.]; под ред. Л.А. Чалдаевой. – М.: Юрайт, 2011. – 541 с.: ил. – (Основы наук).
48. Хелферт Э. Техника финансового анализа. - М.: Юнити, 2007.- с.363.
49. Хорошев С.С. Зачем России банк развития? // Банковское дело. – 2007. - № 5 – С. 46-49.
50. Ценообразование: учеб. пособие/ под ред. Г.А. Тактарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. – 192 с.: ил.
51. Цены и ценообразование: учебник для вузов/под ред.В.Е. Есипова.-4-е изд., доп. и перераб. - М. и др.: Питер, 2007.-560с.: ил.- (Учебник для вузов)
52. Шевчук Д.А. Ценообразование: учеб. пособие/Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. – 240 с.
53. Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит // Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007. - 270 с.
54. Шилешен Э. Центробанк и коммерческие банки в новой кредитной системе/Российский экономический журнал. - 2006. - №12.- с.34-40.
55. Шишкин А.К., Вартанян В.А. Финансовый анализ на коммерческих предприятиях: практическое руководство. М.: Инфра-М. 2005.-134 с.
56. Экономическая теория:Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.— М: Издательство “Экзамен”, 2007.— 592 с.
57. Ямпольский М. М. Об особенностях и проблемах денежно-кредитной политики/Деньги и кредит. - 2007. - №7.-С.23-31.
Методические указания к практическим занятиям, курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы.
1. Шелопаев Ф.М., Ермоленко А.И. Финансы организаций (предприятий). Методические указания по проведению практических занятий для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Ч. I - Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. - 59 с.
2. Шелопаев Ф.М., Ермоленко А.И. Финансы организаций (предприятий). Методические указания по проведению практических занятий для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Ч. II - Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. - 88 с.
3. Шелопаев Ф.М. Методические указания по выполнению курсовой работы на тему «Приведение бухгалтерской отчётности в соответствие с требованиями МСФО и анализ финансового состояния предприятий» для студентов экономических специальностей всех форм обучения. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. - 80 с.