Системы, поддерживают следующие этапы и процедуры в жизненном цикле изделий
САЕ - Computer Aided Engineering (автоматизированные расчеты и анализ);
• CAD - Computer Aided Design (автоматизированное проектирование);
• САМ - Computer Aided Manufacturing (автоматизированная технологическая подготовка производства);
Проектные процедуры делятся на процедуры синтеза и анализа.
Процедуры синтеза заключаются в создании описаний проектируемых объектов. В таких описаниях отображаются структура и параметры объекта и соответственно существуют процедуры структурного и параметрического синтеза. Под структурой объекта понимают состав его элементов и способы связи элементов друг с другом. Параметр объекта— величина, характеризующая некоторое свойство объекта или режим его функционирования. Примерами процедур структурного синтеза служат синтез структурной схемы с корректирующими устройствами (структура которой выражается перечнем входящих в нее звеньев и их соединений) или синтез алгоритма (его структура определяется составом и последовательностью операторов). Процедура параметрического синтеза заключается в расчете значений параметров элементов при заданной структуре объекта, например коэффициентов корректирующих устройств.
Процедуры анализа заключаются в исследовании проектируемого объекта или его описания, направленном на получение полезной информации о свойствах объекта. Цель анализа — проверка работоспособности объекта. Часто задача анализа формулируется как задача установления соответствия двух различных описаний одного и того же объекта. При этом одно из описаний считается первичным и его корректность предполагается установленной. Другое описание относится к более подробному уровню иерархии или к другому аспекту, и его правильность нужно установить сопоставлением с первичным описанием. Такое сопоставление называется верификацией.
57.Примеры автоматизированных систем делопроизводства
Автоматизированные системы делопроизводства (АСД) по своему назначению подразделяют на системы управления документами (СУД), управления документооборотом (СДО), управления знаниями (в сфере делопроизводства) и инструментальные среды делопроизводства. В соответствии с другими критериями классификации системы делопроизводства подразделяют на специализированные и комплексные, локальные и распределенные, фактографические и документографические (полнотекстовые), заказные и тиражируемые.
Системы управления документами предназначены для обеспечения санкционированного доступа к документам. Характерные функции СУД:
• ввод документов, в частности, с помощью средств их автоматического распознавания;
• индексирование документов, например, оформление регистрационных карточек с полями для атрибутов; возможно атрибутивное индексирование— к атрибутам относятся автор документа, дата создания и ключевые слова или полнотекстовое индексирование— в индекс заносят весь текст, но без предлогов и окончаний некоторых слов;
• хранение документов;
• поиск нужных данных, который может быть атрибутивным в фактографических БД или полнотекстовым в случае слабоструктурированных документов;
• поддержка групповой работы над документами;
• разграничение прав доступа к документам;
• контроль и управление версиями документов, регламентирующие внесение в них изменений;
• сбор и анализ статистических данных по параметрам документов и функционированию системы;
• подготовка отчетов.
Системы управления документооборотом служат для управления деловыми процессами прохождения и обработки документов в соответствующих подразделениях и службах организации. Характерные функции СДО:
• регистрация документов приих вхождении в систему;
• маршрутизация документов, учет их движения (маршрутизация может быть жесткой при фиксированных маршрутах или свободной); управление потоками документов обеспечивает прохождение документов по заданному маршруту с контролем внесения в них резолюций; управление внесением изменений включает систему приоритетов, средства протоколирования изменений;
• контроль исполнения предписываемых документами действий;
• защита информации при ее передаче между пунктами распределенной системы;
• автоматическое уведомление соответствующих лиц о состоянии документов и содержащихся в них директив и рекомендаций;
• планирование работ, связанных с прохождением документов.
К системам управления знаниями в области делопроизводства относят вистемы, выполняющие функции, характерные для интеллектуальных систем. Примеры таких функций:
• классификация документов по тем или иным признакам;
• взаимное связывание документов, например, с помощью гипертекста;
• тематический отбор документов;
• интеграция данных, поступающих из различных источников;
• аналитическая обработка данных;
• моделирование деловых процессов.
Инструментальные среды в системах делопроизводства служат для Нормирования систем делопроизводства, адаптированных к условиям кон-кретных предприятий и фирм. Часто такое формирование производится пу-тем дополнения некоторого базового компонента; в состав системы входит соответствующий язык расширения.
Кроме перечня решаемых задач, выделяют следующие свойства и ха-рактеристики систем делопроизводства:
• открытость, программные интерфейсы и форматы данных для обмена с другими информационными системами;
• мобильность для инсталляции на ведущих платформах;
• модульное построение, что обеспечивает масштабируемость — возможность эволюционного развития, адаптируемость, возможность внедрения на предприятиях по частям;
• пользовательский интерфейс;
• быстродействие, временные затраты на выполнение задач;
• уровень защиты информации;
• соответствие стандартам информационных технологий;
• операционные среды и используемые СУБД, требования к аппаратным ресурсам;
• перенос документов по мере их устаревания на более дешевые носители.
В крупных АСД предусматривается распределенное хранение с доступом в режимах как off-line, так и on-line. В первом случае пользователь формирует запрос в виде совокупности ключевых слов и направляет его средствами электронной почты (E-mail), СДО выдает список релевантных документов, пользователь выбирает из списка нужные документы и посылает вторичный более конкретный запрос, получая по E-mail запрошенные документы. Во втором случае используется связь в реальном времени, документ вызывается на экран компьютера и пользователь может непосредственно его просматривать и редактировать.
Современные корпоративные системы делопроизводства являются распределенными, имеющими архитектуру клиент-сервер. На серверной стороне находят применение серверы баз данных, полнотекстовых документов, электронной почты, приложений, SQL- и Web-серверы. На клиентской стороне могут выделяться рабочие места пользователей, администратора и разработчиков баз данных, информационно-поисковых систем, форм документов и т. п. В частности, применяются трехзвенные распределенные системы.
К широко известным системам документооборота и делопроизводства относятся Lotus Notes, Docs Open, ДЕЛО-96 и др. Преимущественно используемой ОС является Windows NT.