Авторы статьи: Чередниченко Ф.Л., Бакаленко О.В., Чанышева А.Ф.
С 1 по 7 ноября 2015 года на территории Сочинского Национального парка, хребет Алек, проведен Всероссийский семинар по организации навески по технике SRT в рамках плана учебных мероприятий Союза добровольцев-спелеоспасателей России.
Проводящие организации:
· Союз добровольцев-спелеоспасателей России;
· Ассоциация спелеологов Урала;
· Региональная общественная физкультурно-спортивная организация развития и поддержки спелеологии в Санкт-Петербурге «Федерация спортивной спелеологии»;
Семинар проводился при поддержке:
· Туристско-спортивная федерация г.Сочи;
· ФГБУ «Сочинский национальный парк»;
· Санкт-Петербургский клуб спелеологов "Дзержинец";
· Уфимский клуб спелеологов имени В. Нассонова.
Целью семинара явилось повышение безопасности преодоления вертикальных пещер при помощи техники SRT и стандартизация приемов организации навески в технике SRT в соответствии с документом «Техника SRT. Правила».
В семинаре приняло участие 34 человека (25 слушателей, 6 инструкторов, 3 помощника) из следующих городов: Иркутск, Киев, Кумертау, Минск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Уфа.
Лагерь для проведения семинара решено оборудовать в конце дороги. Это позволило сэкономить время на переносе снаряжения. Площадка в конце дороги сделала возможным размещение большой хозяйственной и лекционной палаток вместимостью до 30 человек. При необходимости количество палаток на площадке можно увеличить в 2 раза. В этом же месте располагался лагерь инструкторов. Лагерь участников был размещен ниже по склону на площадках, находящихся по направлению к бывшему охотничьему балагану. Во время проведения семинара воды в непосредственной близости от лагеря не было. В связи с этим каждое отделение в один день семинара обеспечивало поднос воды на кухню.
|
Программа семинара состояла из четырех учебных дней, в которые входили практические и теоретические занятия. В первый день участники перемещались по инструкторским (эталонным) навескам и составляли схему навески, используя заранее обговоренные условные обозначения. Во второй день слушатели организовывали навеску по имеющимся ИТО в пещерах. Третий день был посвящен организации навески по ИТО, забитым участниками вручную. Четвертый день заключался в организации навески в пещерах по ИТО, монтируемым с помощью перфоратора. К работе с перфоратором допускались слушатели, которые по результатам работы предыдущих дней получили высокую оценку инструктора. Из 25 слушателей к работе с перфоратором допущено 12 человек, из которых 5 показали высокий результат в работе.
Практические занятия проводились в условиях подземной среды в пещерах Заблудших, Ручейная, ТЭП (основной и верхний вход), Школьная, Медвежья, Гигантов. Теоретические занятия включали в себя курс лекций по основам организации навески SRT и применяемому снаряжению.
Для повышения эффективности обучающего процесса был разработан план-сценарий на весь период проведения данного мероприятия. В нем были указаны все виды работ, время их исполнения и ответственные лица. В соответствии с этим планом инструкторский состав прибыл на место проведения семинара на 3 дня раньше слушателей для участия в установочном семинаре. За это время были промаркированы подходы к пещерам, организована эталонная навеска в каждой из рабочих пещер на глубину до 100м, проведены учебно-показательные занятия по работе со слушателями.
|
Одной из идей при проведении семинара явилось максимальное вовлечение слушателя в процесс обучения. В связи с этим занятия проводились на подходах к пещерам с момента выхода из лагеря, в пещере и во время возвращения в лагерь.
Работа участников семинара планировалась следующим образом:
ü 1 час на подход к пещере;
ü 30 минут на переодевание;
ü 6 часов на непосредственно работу в пещере;
ü 30 минут на переодевание;
ü 1 час на возвращение в лагерь.
Всего слушатель активно работал 9 часов в день.
После ужина проводилось 2 часа общих лекционных занятий для всех отделений, в результате чего слушатели в процессе обучения находились в работе 11 часов в день.
Участники были разделены на 5 отделений (по 5 человек в каждом), в каждом отделении практические занятия проводил инструктор. По итогам дня составлялся инструкторский отчет, в котором фиксировался хронометраж и объем проделанной работы, успехи и ошибки участников, а также оценивалась работа каждого из участников. В свою очередь участники по итогам дня формировали отчет о проделанной за день работе в виде схемы организованной ими навески.
В результате обучения инструкторским составом отмечены качественные улучшения работы слушателей в организации навески. Необходимо отметить достаточно высокую дисциплинированность участников семинара.
Отдельная благодарность выражается инструкторам, которые провели занятия в дружественной обстановке и на высоком профессиональном уровне.