Тема 2. Парциальные программы. Разнообразие парциальных программ, особенности их построения, содержания. Парциальные программы, инновационные технологии: «Юный эколог», «Семицветик», «Музыкальные шедевры», «Красота, радость, творчество», «Я – человек», «Я, ты, мы», «Наследие», «Здоровье», «Развитие речи».
Программа «Юный эколог». Автор С.Н.Николаева, кандидат педагогических наук.
Цель – экологическое воспитание дошкольников, процесс формирования осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми непосредственно контактируют.
Решение вопросов экологического воспитания автор видит в организации работы по двум направлениям – формирование начал экологической культуры у детей и развития экологической культуры у взрослых.
Программа включает в себя:
- концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
- экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы в детском саду и в семье;
- подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов в эколого-педагогической готовности к работе с детьми;
- технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Программа разработана на основе многолетних исследований автора по ознакомлению дошкольников с природой, также вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер и др.).
Исходным моментом является система конкретных знаний, отражающая основные закономерности живой природы: особенности развития живых существ, их взаимосвязь. Важным аспектом являются знания о взаимоотношениях человека с природой.
|
Основным итогом работы по программе – личностное развитие ребенка, формирование ценностных ориентаций. Автор не определяет специальных задач и содержание в возрастных группах. Воспитателю и экологу предоставляются большие возможности для творчества.
Продуманная организация и оборудование зоны должны обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание следующими методами:
- проводить многообразные наблюдения объектов;
- фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;
- обсуждать увиденное;
- осуществлять различные виды деятельности: уход, общение, моделирование явлений;
- отражать впечатления природы в разных формах деятельности, игровой, художественной.
Предлагаются формы работы с семьей, содержание: беседы, консультации, собрания.
Программа «Я – человек». Автор С.А.Козлова, доктор педагогических наук. Подзаголовок – приобщение ребенка к социальному миру. Развивать в интерес к миру людей и самому себе, начало формированию мировоззрения, созданию своей «картины мира».
Цель – помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать представление о себе как представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их чувствах, поступках, о правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на познании развивать творческую, личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям.
Концептуальные положения, на которых построена программа:
- интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве, оно взаимно мотивировано и носит у детей преимущественно прагматический характер;
|
- творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре;
- стержневым понятием программы являются знания о Человеке. Эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, осознание себя, своих возможностей - основа к приучению, быть внимательным к физическому и психическому здоровью, видеть других людей, понимать их;
- при разработке конкретных знаний учитывается то, что знания о социальной действительности выполняют в социализации триединую функцию: должны нести информацию, вызывать эмоции, чувства, отношения, побуждать к деятельности, поступкам;
- последовательное введение ребенка в социальный мир. Скорость и глубина познания индивидуальны. Ориентировка не на возраст, а на эффективность освоения программы.
Содержание построено на доступных для понимания сведениях из разных областей культуры: истории, литературы, искусства, религии, анатомии и т.д.
Программа включает четыре раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля – наш общий дом». Разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга.
В работе автор рекомендует использовать поисково-экспериментальные, продуктивные и проблемные методы. Особое внимание на создание доброжелательной, доверительной атмосферы, учет интересов ребенка, создание условия для самостоятельности, творчества, общения.
|
Программа «Наследие». Авторы: М.Новицкая, Е.В.Соловьева, кандидаты пед.наук.
Цель – введение детей в традиционную русскую культуру. Приобщение к народному наследию, к родной культуре, к духовным ценностям – связующее звено между людьми.
Объединяющее для разных культур в трех главных, по мнению авторов, сферах: Человек и природа; Человек и семья, род; Человек и история. Взгляд на традиционную отечественную культуру создает возможность, никого не ущемляя, работать в полиэтнических регионах, «выявляя взгляд каждого народа на природу, семью, историю, показывая единую родовую сущность Человека, что объединяет народы Земли».
Принципы программы могут быть использованы при изучении культуры любого народа России и мира. Программа состоит из блоков, имеющих относительное самостоятельное значение и определенные задачи:
- блок круг событий (понимание единства человека и природы, гармонии между ними);
- блок семейный круг (формирование духовной ценности – гармонии семейных отношений)
- блок встанем в круг (активно, действующая игротека, народная игра для самовыражения);
- блок круг чтения (приобщение к ценностям родной культуры через худож.литературу).
Содержание, на котором строится работа – глубочайший по объему и значению материал традиционной отечественной культуры, из которой педагоги и родители могут черпать крупицы народной мудрости. Разработаны материалы к разным блокам, сценарии праздников и примерные, возможные методы работы с детьми.
Программа «Наследие» соотносима и совместима с программой «Радуга», многие направления деятельности детей могут быть организованы на основе рекомендаций последней.