ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3
1 ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИЗОБРЕТЕНИЙ, ПОЛЕЗНЫХ МОДЕЛЕЙ И.........
ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ..................................................................... 5
2 ПОДАЧА ЗАЯВКИ.......................................................................................... 8
3 ПРИОРИТЕТ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ, ПРОМЫШЛЕННОГО
ОБРАЗЦА.......................................................................................................... 14
4 ЭКСПЕРТИЗА............................................................................................... 19
5 ВЫДАЧА ПАТЕНТА.................................................................................... 24
6 ПРИЗНАНИЕ ПАТЕНТА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ.................................. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................... 30
ВВЕДЕНИЕ
Система оформления прав на изобретение в современном понимании зародилась уже в начале XIX века. Сегодня она базируется на четких юридических процедурах, исторически оформившихся в относительно самостоятельные системы патентования, отличающиеся друг от друга объемом и глубиной проверки существа заявляемого на патентование технического решения.
Явочная система выдачи патентов является исторически первой. Эта система характеризуется тем, что патент выдается без квалификации заявленных технических решений на критерии патентоспособности. Патентный орган проверяет правильность оформления заявки и соответствие заявляемого решения понятию изобретения (полезной модели, промышленного образца), т.е. ограничивается проведением формальной экспертизы. Патентное ведомство обязано выдать заявителю патент в любом случае, когда поданная заявка по оформлению соответствует установленным законодательством формальным требованиям.
|
Полная проверка патентоспособности, условия которой сформулированы в законодательстве, относится к компетенции суда, который проводит такую проверку в случае возникновения спора. Система явочной процедуры выдачи патентов в настоящее время существует в таких странах, как Греция, Италия, Испания, Португалия, и ряде других стран. Явочная система имеет неоспоримое преимущество, которое состоит в возможности получить патент после проведения формальной экспертизы заявки, занимающей всего 1 - 2 месяца.
Однако явочная система выдачи патентов имеет очевидный недостаток, который состоит в том, что лицо, желающее использовать запатентованное изобретение, не может быть до конца уверено в том, что приобретаемый патент не будет в последующем признан недействительным. Ценность патента, выданного в рамках явочной системы, зависит от самого заявителя, его информированности и компетентности.
Очевидные недостатки явочной системы выдачи патентов способствовали тому, что с середины XIX века в промышленно развитых странах стала приобретать все большую популярность проверочная система выдачи патентов. Ее отличие состоит в том, что патентным органом проводится оценка формальных и сущностных признаков технического решения исходя из сформулированных в законодательстве критериев патентоспособности. Проверочная система выдачи патентов существует в США, Канаде, Японии, Индии, скандинавских странах. Объем и глубина проверки могут отличаться в разных государствах, применяющих проверочную систему; также данная процедура может как быть закрытой (не допускающей разглашение сути поданной заявки до момента выдачи патента), так и предполагать ознакомление общественности с содержанием поданной заявки. Однако наряду с достоинствами и эта система не лишена недостатков, среди которых обычно называют большую продолжительность и высокую стоимость экспертизы.
|
Поэтому в рамках проверочной системы выдачи патентов стала выделяться обособленная разновидность, получившая название системы с отсроченной экспертизой заявок. Ее суть состоит в том, что исследование патентоспособности заявленного технического решения откладывается на установленный законодательством срок, который предоставляется заявителю для более обстоятельного изучения вопроса о целесообразности проведения экспертизы заявки по существу.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИЗОБРЕТЕНИЙ, ПОЛЕЗНЫХ МОДЕЛЕЙ
И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ
В науке патентного права неоднократно предпринимались попытки сформулировать определение изобретения как объекта правовой охраны. А.А.Пиленко на основании критики современных ему определений приходил к выводу о том, что "...изобретение есть решение требующей творчества утилитарной проблемы". Поясняя свое определение, А.А.Пиленко отмечал, что "...изобретение есть, следовательно, прежде всего решение проблемы. Во всякой технической деятельности нужно различать три стадии: постановку вопроса (проблема) - решение проблемы (изобретение) - осуществление на практике найденного решения. Изобретение не нужно смешивать ни с постановкой проблемы, ни с практическим осуществлением найденной идеи. Под постановкой технической проблемы нужно понимать указание на существование неудовлетворенной материальной потребности, а под решением ее - сопоставление потребности с определенными средствами, могущими ее удовлетворить. Понятие проблемы поэтому совпадает с понятием результата, достигнутого изобретением: идя сверху вниз, мы говорим о проблеме, решенной изобретателями, а идя снизу вверх - о результате, достигнутом посредством изобретения" [1, c. 74].
|
Вопрос о том, с какого момента наступает охрана изобретения: сразу после подачи заявочных материалов в патентный орган или с момента получения патента - один из ключевых вопросов, интересующих заявителей. Изобретателей волнует проблема существования риска нарушения их прав третьими лицами в условно незащищенный патентом промежуток времени до выдачи охранного документа.
Во избежание незаконного производства, использования или распространения третьими лицами заявленного технического решения законодательство предусматривает временную правовую охрану:
1) заявленному изобретению с даты публикации сведений о заявке на изобретение до даты публикации сведений о патенте предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы изобретения.
2) физлицо или юрлицо, использующее заявленное изобретение в период действия его временной правовой охраны, выплачивает патентообладателю после получения патента на изобретение денежную компенсацию. Размер и порядок выплаты такой компенсации определяются соглашением сторон, а в случае спора - в судебном порядке.
3) временная правовая охрана считается ненаступившей, если заявка на изобретение отозвана или принято решение об отказе в выдаче патента, возможности обжалования которого исчерпаны (ст. 22 Закона о патентах на изобретения).
Законодательством предусмотрен механизм защиты интересов заявителя в виде наступления негативных последствий, а именно обязанности выплатить компенсацию для третьих лиц, использующих заявленное изобретение, но только в случае получения заявителем патента на изобретение. Несмотря на то, что не установлено прямого запрета для третьих лиц использовать заявленное изобретение, однако при условии получения заявителем патента на изобретение предусматривается возникновение у патентообладателя права требовать денежной компенсации за использование изобретения в период его временной правовой охраны.
Действие временной правовой охраны по международной заявке, поданной в соответствии с Договором о патентной кооперации, начинается с даты ее международной публикации с учетом Правила 66 (1) Инструкции (...публикация международной заявки в соответствии с Договором о патентной кооперации, в отношении которой Евразийское ведомство действует в качестве указанного ведомства, заменяет публикацию евразийской заявки, если международная заявка опубликована на русском языке) (Правило 10 (2) Патентной инструкции к Евразийской патентной конвенции).
В настоящее время в законодательстве Беларуси ввиду отсутствия иных правовых норм, регулирующих публикацию сведений о заявке, за исключением ст. 20 Закона о патентах на изобретения, национальная публикация сведений о заявке, в т.ч. и формулы изобретения, для международных заявок является обязательной даже при наличии международной публикации на русском языке.
Выделенную заявку заявитель может подать в течение всего периода рассмотрения патентным органом заявки, из которой она выделена, но обязательно до даты регистрации изобретения, а в случае принятия решения об отказе в выдаче патента в соответствии - до истечения срока на его обжалование (п. 4 ст. 19 и п. 5 ст. 21 Закона о патентах на изобретения). В связи с вышеизложенным, а также с учетом того, что средний срок рассмотрения заявки на изобретение в патентном органе может составлять от трех лет и более, становится понятно, что так же, как и по международным заявкам, соблюдение 18-месячного срока предоставления временной правовой охраны по выделенным заявкам не всегда является возможным.
Еще один момент, на который следует обратить пристальное внимание - это определение объема временной правовой охраны изобретения при заявлении правообладателем своих требований.
Как было указано выше, заявленному изобретению с даты публикации сведений о заявке на изобретение до даты публикации сведений о патенте предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы изобретения (п. 1 ст. 22 Закона о патентах на изобретения).
Таким образом, предусматривая временную правовую охрану изобретений, законодатель обеспечивает защиту интересов заявителя еще на стадии рассмотрения заявки. Тем не менее очевидно, что эти нормы требуют более четкого определения и соответствующих уточнений для выделенных и международных заявок.
ПОДАЧА ЗАЯВКИ
Заявителем может выступать лицо, которое имеет право на получение патента. Круг этих лиц определен в п. 2 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 16.12.2002 N 160-З (ред. от 18.12.2019) "О патентах на изобретения, полезные
модели, промышленные образцы" (далее – Закон).
Заявка должна быть подана в патентный орган (п. 3 ст. 1 Закона).
Закон предусматривает возможность подачи заявки, а также последующее ведение дел с патентным органом через патентного поверенного, зарегистрированного в патентном органе.
Институт патентных поверенных широко распространен в зарубежном праве. Впервые патентные поверенные были упомянуты в Законе Республики Беларусь от 05.02.1993 N 2177-XII "О патентах на изобретения". В основу деятельности патентных поверенных положен юридический институт представительства, предоставляющий возможность авторам и иным заинтересованным лицам участвовать в патентных правоотношениях через представителей, обладающих специальной квалификацией.
Деятельность патентных поверенных регулируется Положением о патентных поверенных Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.03.1998 N 379 [2]. Согласно названному Положению патентным поверенным Республики Беларусь является физическое лицо, отвечающее требованиям указанного Положения, аттестованное и зарегистрированное в Государственном реестре патентных поверенных Республики Беларусь, которому в соответствии с законодательством предоставлено право на представительство физических и юридических лиц (далее - доверители) по вопросам охраны и реализации прав на объекты промышленной собственности.
Основной задачей патентного поверенного является оказание квалифицированной помощи лицам, желающим получить правовую охрану объектов промышленной собственности. Для этого патентный поверенный выполняет следующие функции:
представляет в соответствии с законодательством и в рамках полномочий, указанных в доверенности, интересы доверителей по вопросам охраны и реализации прав на объекты промышленной собственности перед патентным органом, иными государственными органами и организациями; дает доверителям консультации и разъяснения по вопросам, связанным с
охраной и реализацией прав на объекты промышленной собственности; оказывает услуги по оформлению и подаче заявок на получение охранных
документов на объекты промышленной собственности; оказывает услуги при патентовании объектов промышленной
собственности за рубежом; представляет интересы доверителей при распоряжении правами на охраняемые объекты промышленной собственности, в том числе при уступке и передаче имущественных прав на данные объекты; оказывает услуги по вопросам оспаривания охранных документов на
объекты промышленной собственности; выполняет работы и оказывает услуги по проведению патентных исследований, включая проверку на патентную чистоту и охраноспособность результатов интеллектуальной деятельности, подготовке соответствующих заключений для физических и юридических лиц; в установленном порядке оказывает иные услуги, связанные с охраной и
реализацией прав на объекты промышленной собственности.
Аттестация и регистрация патентных поверенных осуществляется НЦИС.
Так же как и в отношении изобретения, в отношении полезной модели установлено требование единства. Согласно п. 1 ст. 14 Закона заявка на полезную модель должна относиться к одной полезной модели или группе полезных моделей, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел.
Условия единства заявляемой полезной модели уточняются в Положении о порядке составления заявки. Требование единства полезной модели считается соблюденным, если заявка на полезную модель относится к одной полезной модели, то есть к одному устройству либо к одной полезной модели, охарактеризованной с развитием и (или) уточнением признаков для частных случаев выполнения и (или) использования, не приводящих к замене или исключению одного или нескольких признаков.
Требование единства полезной модели считается соблюденным для группы полезных моделей, если:
одна из входящих в группу моделей предназначена для изготовления другой (например, устройство и устройство для его изготовления), использования другой или в другой (например, устройство и его составная
часть); имеется одинаковое назначение, обеспечивающее получение одного и того
же технического результата (варианты).
В п. 2 ст. 14 раскрывается состав документов, входящих в заявку на полезную модель.
Описание полезной модели призвано раскрыть заявляемое техническое решение с полнотой, достаточной для его осуществления.
Описание полезной модели начинается с названия полезной модели, указанного в заявлении, индекса рубрики действующей редакции Международной патентной классификации (МПК) и содержит следующие разделы:
1) область техники, к которой относится полезная модель;
2) уровень техники;
3) сущность полезной модели;
4) перечень фигур чертежей и иных материалов (если они прилагаются);
5) сведения, подтверждающие возможность осуществления полезной модели.
Формула полезной модели должна полностью основываться на ее описании и характеризовать полезную модель признаками и понятиями, содержащимися в описании. Это требование признается соблюденным, если все существенные признаки, содержащиеся в формуле полезной модели, хотя бы упомянуты в описании, то есть признак не может впервые появиться в формуле полезной модели. Формула полезной модели должна выражать сущность полезной модели, то есть содержать совокупность ее существенных признаков, достаточную для достижения указанного заявителем технического результата.
Реферат составляется исключительно для информационных целей. Он должен содержать краткое описание полезной модели. В реферате указываются: название полезной модели, область техники, к которой относится полезная модель, и (или) область применения, если это неясно из названия; сущность полезной модели, которая характеризуется путем свободного изложения формулы, предпочтительно такого, при котором сохраняются все существенные признаки каждого независимого пункта. Чертеж включается в реферат, если в тексте содержатся ссылки на этот чертеж.
Наряду с заявкой на полезную модель заявитель должен представить в патентный орган документ, подтверждающий уплату патентной пошлины. Размеры патентных пошлин определены в приложении 23 к НК. Льготы по уплате патентных пошлин перечислены в ст. 263 НК.
Основные виды пошлин, уплачиваемых в процессе получения патента на полезную модель, приведены ниже.
В отношении заявляемого промышленного образца предъявляется требование единства. Данное требование считается выполненным, если заявка относится к одному промышленному образцу или группе промышленных образцов, принадлежащих к одному классу Международной классификации промышленных образцов (МКПО).
Требование единства заявляемого промышленного образца конкретизируется в Положении о порядке составления заявки на выдачу патента на промышленный образец, проведения по ней экспертизы и вынесения решения по результатам экспертизы, утвержденном постановлением N 121 (далее - Положение о порядке составления заявки на выдачу патента на промышленный образец).
Согласно п. 3 Положения о порядке составления заявки на выдачу патента на промышленный образец под одним промышленным образцом понимается художественно-конструкторское решение как единичного изделия, так и комплекта (набора) самостоятельных в процессе эксплуатации изделий, имеющих общее назначение (например, мебельный гарнитур, сервиз). Под единичным изделием понимается как целое изделие, так и изделие, являющееся его частью.
В п. 2 статьи 15 Закона раскрывается состав документов, входящих в заявку на промышленный образец. Более детально требования к заявке раскрываются в Положении о порядке составления заявки на выдачу патента на промышленный образец.
Заявление представляет собой формализованное требование о выдаче патента на промышленный образец.
Заявление должно содержать:
1) просьбу о выдаче патента Республики Беларусь на промышленный образец на имя заявителя (заявителей);
2) сведения о заявителе (заявителях);
3) название заявляемого промышленного образца (группы промышленных образцов), которое должно совпадать с названием, приводимым в описании и на изображениях промышленного образца;
4) дату подачи и номер первоначальной заявки на промышленный образец, если заявка на промышленный образец подается как выделенная;
5) просьбу об установлении приоритета при испрашивании приоритета более раннего, чем дата подачи заявки на промышленный образец в патентный орган, с указанием даты и основания для испрашивания такого приоритета (если есть основания для установления приоритета по более ранней дате);
6) номер первой или более ранней заявки на промышленный образец и дату испрашиваемого приоритета (если приоритет испрашивается по более ранней
дате);
7) адрес для переписки;
8) сведения о представителе, если заявка на промышленный образец подается через представителя;
9) перечень прилагаемых к заявке на промышленный образец документов с указанием количества листов в одном экземпляре и количества экземпляров. Для прилагаемых документов, вид которых не предусмотрен формой заявления, указывается конкретно их назначение;
10) указание основания (оснований) для возникновения права на получение патента (если заявка подается не автором промышленного образца, а иным лицом);
11) сведения об авторе (авторах) промышленного образца.
ПРИОРИТЕТ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ,
ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА
Предоставление правовой охраны изобретению, полезной модели, промышленному образцу осуществляется на основании принципа приоритета. Это обусловлено тем, что техническое решение определенной практической задачи может быть получено независимо друг от друга несколькими лицами, однако право его использования должно признаваться только за одним лицом; также за одним лицом должно признаваться и авторство в отношении созданного объекта. В связи с этим возникает необходимость установления первенства в создании охраноспособного технического решения. Такое первенство в условиях принципиальной повторяемости технических решений определяется по специальным правилам установления приоритета. Аналогичные правила применяются и в отношении промышленных образцов, что предопределено скорее не возможностью независимого создания тождественных образцов, а распространением на образцы общих принципов патентного права.
Закон не содержит специального определения понятия "приоритет". Исходя из анализа норм законодательства приоритет можно определить как преимущественное право лица, первым заявившего свои притязания на получение патента, по отношению к другим заявителям. Приоритет как преимущественное право определяется конкретной датой, на которую имело место определенное действие или событие, с которыми национальное законодательство и международные договоры связывают возникновение такого преимущественного права.
Помимо этого, дата приоритета, установленная в ходе проведения экспертизы и закрепленная в выданном патенте, является датой, с которой исчисляется срок действия патента.
По общему правилу приоритет устанавливается по дате подачи в патентный орган заявки на получение патента.
Помимо этого, регламентируются особенности установления приоритета:
1) по дате подачи первой заявки в другом государстве - участнике
Парижской конвенции;
2) по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке;
3) по дате подачи более ранней заявки того же заявителя; 4) по выделенной заявке.
4. В п. 1 и 2 статьи 16 Закона определяется минимальный состав заявки на изобретение, полезную модель (заявление о выдаче патента, описание, формула и чертежи, если они упомянуты в описании) и промышленный образец (заявление о выдаче патента и комплект изображений), достаточный для установления приоритета в отношении соответствующего объекта промышленной собственности.
Норма п. 3 статьи 16 Закона предусматривает возможность установления приоритета по дате подачи первой заявки в иностранном государстве - участнике Парижской конвенции. Данный вид приоритета именуется конвенционным, поскольку он основывается на норме ст. 4 Парижской конвенции.
Согласно норме ст. 4A Парижской конвенции любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на товарный знак в одной из стран Парижского союза, или правопреемник этого лица пользуются для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение сроков, указанных в Парижской конвенции. Основанием для возникновения права приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии с национальным законодательством каждой страны Парижского союза или с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами Парижского союза. Под правильно оформленной национальной подачей заявки следует понимать всякую подачу, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, какова бы ни была дальнейшая судьба этой заявки.
Согласно норме ст. 4A(2) Парижской конвенции правило о приоритете распространяется не только на случаи, когда первая заявка подается в соответствии с национальным законодательством государства, участвующего в Парижской конвенции, но и на случаи, когда такая заявка подана в соответствии с соглашениями, заключенными между государствами-участниками, в частности в соответствии с Договором о патентной кооперации, Европейской патентной конвенцией или Евразийской Патентной Конвенцией (заключена в г. Москве 09.09.1994) (далее - Евразийская Патентная Конвенция).
Согласно норме ст. 4C Парижской конвенции в отношении изобретений и полезных моделей срок приоритета составляет двенадцать месяцев, а в отношении промышленных образцов - шесть месяцев, исчисляемых с даты подачи первой заявки. Таким образом, условием применения правила о конвенционном приоритете является поступление заявки в патентный орган в течение соответствующего срока в зависимости от того, о каком объекте промышленной собственности идет речь.
Согласно норме ст. 4E(2) Парижской конвенции конвенционный приоритет по заявке на изобретение может быть испрошен и установлен на основании первой заявки на полезную модель и наоборот.
Правовое значение конвенционного приоритета определено в ст. 4B Парижской конвенции, согласно которой последующая подача заявки в одной из прочих стран Парижского союза до истечения указанного двенадцати- или шестимесячного срока не может быть признанной недействительной на основании действий, совершенных в этот промежуток времени, в частности на основании другой подачи заявки, опубликования изобретения или его использования, выпуска в продажу экземпляров образца, и эти действия не могут послужить основанием для возникновения какого-либо права третьих лиц или какого-либо права личного владения. Анализируя эту норму Парижской конвенции, Г.Боденхаузен называет несколько правовых последствий применения права конвенционного приоритета. Во-первых, подача другим лицом заявки в течение срока приоритета не может сделать недействительной эту последующую заявку, в отношении которой испрашивается конвенционный приоритет. Во-вторых, опубликование или использование изобретения лицом, подавшим первую заявку на патент, или третьими лицами в течение срока приоритета также не может служить основанием для признания недействительной последующей подачи заявки, поданной с использованием права приоритета или для ее опорочения. В частности, это не может ни опорочить новизну изобретения, ни приуменьшить в нем отраженную изобретательскую деятельность, существовавшие на дату подачи первой заявки, на которой основано право приоритета. В-третьих, такое же положение существует и в отношении выпуска в продажу в течение срока приоритета экземпляров промышленного образца, на который испрашивается право приоритета (то же самое - для любой другой формы публикации модели или образца в течение срока приоритета). Все эти действия не могут ни опорочить новизну, ни приуменьшить оригинальность образца, содержавшего новизну или оригинальность на дату первой заявки на регистрацию, которая служит основанием права приоритета [6, c. 56].
Согласно п. 5 статьи 16 Закона приоритет может быть установлен по дате подачи в патентный орган более ранней заявки того же заявителя, раскрывающей сущность этих изобретения, полезной модели, промышленного образца, не отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается такой приоритет, если подача этой заявки осуществлена не позднее двенадцати месяцев с даты подачи более ранней заявки на изобретение и не позднее шести месяцев с даты подачи более ранней заявки на полезную модель, промышленный образец. В случае подачи заявки с испрашиванием указанного приоритета по более ранней заявке принимается решение об отказе в выдаче патента.
Данный случай установления приоритета имеет сходство с конвенционным приоритетом, однако данные правила применяются в отношении заявок, поданных в одно и то же патентное ведомство. Поэтому данный вид приоритета в патентной практике принято называть внутренним приоритетом [8, c. 114]. В отличие от конвенционного приоритета, возможность установления которого не зависит от судьбы заявки, на основании которой он испрашивается, внутренний приоритет может быть не установлен на основании отозванной заявки.
Правила испрашивания приоритета по дате подачи более ранней заявки допускают возможность испрашивать приоритет независимо от преобразования заявки на изобретение в заявку на полезную модель и наоборот.
В отличие от испрашивания конвенционного приоритета, испрашивание внутреннего приоритета влияет на судьбу более ранней заявки, в отношении которой принимается решение об отказе в выдаче патента.
ЭКСПЕРТИЗА
В отношении изобретения применяется процедура выдачи патента с отсроченной патентной экспертизой заявки. Для этой системы характерно проведение такой экспертизы только при наличии соответствующего ходатайства заявителя или третьего лица. Преимущество такой системы заключается в том, что, подав заявку на изобретение, заявитель имеет возможность еще раз оценить целесообразность патентования своего изобретения без потери приоритета в течение отведенного Законом трехлетнего срока.
Предмет патентной экспертизы уточняется в п. 330 Положения о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение. При проведении патентной экспертизы заявки на изобретение осуществляются:
1) проверка соответствия критериям патентоспособности заявленного изобретения, охарактеризованного в формуле, предложенной заявителем в первоначальных материалах заявки на изобретение или материалах, представленных заявителем по собственной инициативе или по запросу патентного органа, принятых во внимание при рассмотрении заявки на изобретение;
2) установление приоритета изобретения;
3) проверка представленной заявителем формулы изобретения, материалов, представленных заявителем по собственной инициативе или по запросу патентного органа;
4) проведение информационного поиска в отношении изобретения, охарактеризованного в формуле, для определения уровня техники.
Проверке формулы изобретения посвящена глава 33 Положения о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение. Пункт 332 Положения о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение указывает, какая именно формула будет проверяться патентной экспертизой: если она не изменялась заявителем, то та, которая содержится в первоначальных материалах заявки на изобретение; если она изменялась заявителем по запросу патентного органа или по собственной инициативе, то проверяется та измененная формула, которая принята во внимание. Проверке соответствия изобретения критериям патентоспособности посвящена глава 36 Положения о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение. Согласно п. 409 Положения о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение проверка соответствия критериям патентоспособности заявленного решения начинается с установления того, может ли ему быть предоставлена патентная охрана как изобретению в случае, если последующая проверка покажет его соответствие критериям промышленной применимости, новизны и изобретательского уровня, то есть с установления принципиальной патентоспособности заявленного решения.
Если установлено, что заявленное решение не относится к исключенным из правовой охраны, проверяется его соответствие на дату приоритета критериям промышленной применимости, новизны и изобретательского уровня.
Оценка новизны и изобретательского уровня заявленного изобретения осуществляется в сравнении с уровнем техники, для определения которого проводится информационный поиск в соответствии с правилами, изложенными в главе 38 Положения о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение. Целью информационного поиска является выявление уровня техники, который используется для определения соответствия заявленного изобретения критериям патентоспособности - новизне и изобретательскому уровню. Информационный поиск проводится на основании формулы изобретения с учетом описания и чертежей, если они имеются, а также с учетом изменений формулы изобретения, принятых во внимание при рассмотрении заявки на изобретение.
Повторная патентная экспертиза проводится в соответствии с главами 33 - 45 Положения о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение с учетом первоначальных материалов заявки на изобретение, а также материалов, представленных заявителем (заявителями) по собственной инициативе или запросу патентного органа при ранее проведенной патентной экспертизе и принятых во внимание.
По результатам повторной патентной экспертизы патентный орган принимает соответствующее решение о выдаче патента или об отказе в выдаче патента. При этом ранее принятое решение отменяется.
Решение, принятое патентным органом по результатам патентной экспертизы заявки на изобретение, может быть обжаловано в порядке, определенном ст. 25 Закона.
С учетом того что проводимая экспертиза не затрагивает вопросов патентоспособности полезной модели, ее можно определить как формальную. в ходе проведения экспертизы проверяются наличие необходимых документов, соблюдение установленных требований к ним и рассматривается вопрос о том, относится ли заявленное предложение к объектам полезной модели.
Содержание данных действий более детально раскрывается в разделе III "Экспертиза заявки на полезную модель" Положения о порядке составления заявки. Согласно п. 181 Положения о порядке составления заявки при проведении экспертизы заявки на полезную модель проверяются:
1) наличие документов, которые должны содержаться в заявке на полезную модель или прилагаться к ней;
2) соблюдение установленных требований к документам заявки на полезную модель, в том числе правильность уплаты установленных патентных пошлин;
3) относится ли заявленное предложение к объектам, охраняемым в качестве полезной модели.
При проверке правильности уплаты установленных патентных пошлин проверяются:
соблюдение сроков уплаты и представления платежных документов; соответствие уплаченных сумм установленным размерам.
Законом установлен общий трехмесячный срок на проведение экспертизы, исчисляемый с даты поступления заявки. Дата подачи заявки устанавливается в соответствии с правилами, закрепленными в п. 3 ст. 14 Закона.
Указанный срок может быть продлен в связи с направлением патентным органом запросов.
5. Одним из вопросов, рассматриваемых в рамках формальной экспертизы заявки на полезную модель, является вопрос о том, относится ли заявленное предложение к объектам полезной модели.
По заявке принимается решение об отказе в выдаче патента, если в результате экспертизы заявки на полезную модель установлено, что она оформлена на предложение, которое не относится к объектам, охраняемым в качестве полезных моделей, или она относится к решениям, касающимся только внешнего вида изделия и направленным на удовлетворение эстетических потребностей; противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В решении о выдаче патента на полезную модель, направляемом заявителю (заявителям), сообщается о необходимости представления в течение двух месяцев с даты получения решения о выдаче патента документа, подтверждающего уплату пошлины за регистрацию полезной модели, выдачу патента и за поддержание патента в силе. Уплата патентной пошлины за поддержание патента в силе за каждый оплачиваемый истекший и очередной начавшийся на дату принятия решения о выдаче патента год действия патента должна быть произведена одновременно с уплатой патентной пошлины за выдачу патента.
В решении о выдаче патента на полезную модель указывается, что патент выдается без проверки соответствия заявленной полезной модели условиям патентоспособности под ответственность заявителя (заявителей).
Процедура экспертизы заявки на промышленный образец идентична процедуре экспертизы заявки на полезную модель.
ВЫДАЧА ПАТЕНТА
Выдача патента патентообладателю производится патентным органом в течение пяти дней со дня публикации сведений о патенте на изобретение, полезную модель, промышленный образец.