МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 13 (ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)
Тема занятия: Хирургическая операция.
Форма организации учебного процесса: практическое занятие
Значение темы. Хирургический метод лечения заболеваний занимает большое место в клинической медицине – 25% всей патологии составляют хирургические болезни. Однако современное состояние и развитие хирургии, терапии, фармакологии заставляет врача значительным образом пересмотреть показания и противопоказания к оперативным способам лечения нозологических единиц. Так, например, резекция желудка по поводу язвенной болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки была довольно распространенной операцией в 70 – 80 гг. ХХ столетия. Развитие фармации и открытые новых лекарственных препаратов сократило показания к хирургическим способам лечения данного заболевания. Сегодня хирург лечит только осложненные формы – кровотечения, перфорация, пенетрация, стеноз. В то же время такие заболевания как артриты, которые чаше всего лечили консервативными мероприятиями, сегодня с развитием видеоартроскопической техники все чаще являются показаниями для оперативного вмешательства.
Цель обучения: Научить студентов четко определять показания к оперативному вмешательству: жизненные, абсолютные, относительные. Представлять различные виды оперативных вмешательств: по срочности, количеству этапов, по степени контаминации, по задачам, решение которых достигается выполнением операции. Изучить основные этапы операции: оперативный доступ, оперативный прием, завершение операции. Показать наборы инструментов для типичных операций (аппендэктомия, грыжесечение, трахеостомия), при нахождении в операционной обратить внимание студентов на работу операционной бригады, распределение обязанностей в ней. Показать медицинскую документацию, заполняемую по окончании операции и акцентировать внимание студентов на основных моментах заполнения медицинской документации.
Место проведения: Учебная комната, операционная, перевязочная.
Время проведения: Три академических часа.
Оснащение занятия:
Учебные таблицы:
11 - Операционная поза на боку и спине.
12 - Методы операций при язве желудка и 12-ти перстной кишки.
13 - Селективная ваготомия.
Учебные слайды:
| Комплект № | Тема | К-во слайдов |
| Операция |
Учебные видеофильмы:
1. «Оперативное лечение желчекаменной болезни»
2. «Лазерный скальпель в хирургии»
3. «Плазменный скальпель»
4. «Комбинированные операции на сосудах»
5. «Применение ультразвука в торакальной хирургии»
6. «Микрохирургия сосудов»
7. «Рентгенэндоваскулярная хирургия»
8. «Эндоскопическая хирургия»
Хирургические инструменты.
Инструменты для типичных операций, шовный материал; ватно-марлевые подушечки - 7 шт.; иглодержатели - 7 шт.; кровоостанавливающие зажимы - 14 шт.; пинцеты: хирургические - 7 шт., анатомические - 7 шт.; крючки Фарабефа - 14 шт.; иглы 10 шт.; крючки острые - 2 шт.; скальпели - 7 шт.; трахеостомические трубки.
Структура содержания темы:
| Классификация операций | Кровавые, бескровные |
| Лечебные, диагностические | |
| Радикальные, паллиативные, симптоматические, пробные | |
| Одномоментные, двухмоментные, многомоментные | |
| Экстренные, срочные, плановые | |
| Повторные | |
| Асептические, условно асептические, условно инфицированные, инфицированные | |
| Типичные, атипичные | |
| Сочетанные, комбинированные | |
| Специальные: эндоскопические, микрохирургические, эндоваскулярные | |
| Этапы операции под местной анестезией | Операционная поза; обработка операционного поля; обкладка стерильным бельем; анестезия; оперативный доступ; оперативный прием; завершение. |
| Этапы операции под наркозом | Наркоз; операционная поза; обработка операционного поля; обкладка стерильным бельем; оперативный доступ; оперативный прием; завершение. |
| Интраоперационные осложнения | Кровотечение |
| Повреждение внутренних органов |
Хронокарта практического занятия.
| № | Наименование учебных элементов | Время, (мин) | Дидактические процессы обеспечения (учебные операции) |
| Организационная часть (объявление темы занятия, значение изучения темы), проверка присутствующих | |||
| Вводный программированный контроль | Программа TestInfo | ||
| Дополнительный опрос (смысловой опрос) | Фронтальный опрос – беседа с акцентом на классификацию оперативных вмешательств, основные этапы операции, оформление предоперационного эпикриза, протокола операции, направление резецированных органов для патоморфологического исследования. Рассмотреть осложнения операции. | ||
| Самостоятельная работа студентов. | Посещение операционной и перевязочной. По возможности участие студента группы в работе операционной бригады, в перевязочной – в качестве помощника перевязочной медицинской сестры. | ||
| Домашнее задание | Заключительное слово преподавателя. |
Замечания к содержанию темы:
Обратить внимание студентов на роль хирурга не только в выполнении операции, но и в умении заранее определить ее характер, предусмотреть возможные осложнения и продумать методы борьбы с ними.
Вопросы для самостоятельной подготовки студентов
| 1. Что называется операцией? | 1. Механическое воздействие на ткани и органы больного, нередко сопровождающееся их разъединением для обнажения больного органа, проводимого с целью лечения или диагностики. |
| 2. Что такое кровавая операция? | 2. Операция, при которой нарушается целостность кожи или слизистых оболочек. |
| 3. Что такое бескровная операция? | 3. Операция, при которой не нарушаются наружные покровы. |
| 4. С какой целью проводится диагностическая операция? | 4. Для уточнения или установления диагноза. |
| 5. Что такое радикальная операция? | 5. Излечение больного путем удаления патологического очага или органа. |
| 6. С какой целью проводится паллиативная операция? | 6. Облегчить страдания больного в случаях, когда излечение невозможно. |
| 7. Какие различают операции? | 7. Экстренные, плановые, срочные |
| 8. Что означает экстренная операция? | 8. Необходимо делать немедленно |
| 9. Что означает срочная операция? | 9. Операция, которую нельзя отложить на длительный срок в связи с неуклонным развитием болезни. |
| 10. Что означает плановая операция? | 10. Операция, которая может быть произведена в любое время без ущерба для здоровья больного. |
| 11. Назовите пример кровавой операции? | 11. Аппендэктомия, грыжесечение, струмэктомия |
| 12. Приведите пример бескровной операции. | 12. Вправление вывихов. |
| 13. Приведите пример диагностической операции | 13. Биопсия, пункция плевры, сустава, лапаротомия, торакотомия. |
| 14. Приведите пример радикальной операции. | 14. Резекция желудка, холецистэктомия. |
| 15. Приведите пример паллиативной операции | 15. Гастростомия, противоестественный проход при запущенных формах рака. |
| 16. Приведите пример экстренной операции. | 16. Трахеостомия, лапаротомия при кровотечениях, перфоративной язве желудка |
| 17. Приведите пример срочной операции. | 17. Резекция желудка при I и II стадии. |
| 18. Приведите пример двухмоментной операции. | 18. Аденомэктомия. |
| 19. Приведите пример многоэтапной операции. | 19. Пересадка кожи по Филатову. |
| 20. Назовите источники инфицирования операционной раны. | 20. Экзогенный и эндогенный. |
| 21. Перечислите порядок выполнения операции при местном обезболивании. | 21. Операционная поза; обработка операционного поля; обкладка стерильным бельем; анестезия; оперативный доступ; оперативный прием; завершение. |
| 22. Каков порядок выполнения операции под наркозом? | 22 Наркоз; операционная поза; обработка операционного поля; обкладка стерильным бельем; оперативный доступ; оперативный прием; завершение. |
| 23. Какую цель преследует правильное положение больного на операционном столе? | 23. Максимальное удобство для хирурга улучшает доступ к патологическому очагу, помогает избежать некоторых осложнений. |
| 24. Что означает оперативный доступ? | 24. Достаточно широкое обнажение патологического очага, измененного органа с минимальным повреждением ткани. |
| 25. Что такое оперативный прием? | 25. Главный этап операции -вскрытие гнойника, удаление желчного пузыря. |
Литература:
Основная:
1. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832 с.
2. Петров С.В. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 768 с.
Дополнительная:
1. Горбачев В.Н. Вопросы для программированного контроля знаний по общей хирургии. – Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2004. – 208 с.
2. Буромский И.В., Васильев С.А., Гостищев В.К., Емельянов С.И. и др. Пропедевтика хирургии. – М.: МИА, 2008. – 904 с.