МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 13 (ДЛЯ СТУДЕНТОВ)




 

Тема занятия: Хирургическая операция.

 

Форма организации учебного процесса: практическое занятие

Значение темы. Учебно–профессиональное. Хирургический метод лечения заболеваний занимает большое место в клинической медицине – 25% всей патологии составляют хирургические болезни. Однако современное состояние и развитие хирургии, терапии, фармакологии заставляет врача значительным образом пересмотреть показания и противопоказания к оперативным способам лечения нозологических единиц.

Цель обучения: Научиться четко определять показания к оперативному вмешательству: жизненные, абсолютные, относительные. Представлять различные виды оперативных вмешательств: по срочности, количеству этапов, по степени контаминации, по задачам, решение которых достигается выполнением операции. Изучить основные этапы операции: операционная поза, оперативный доступ, оперативный прием, завершение операции. Изучить медицинскую документацию, заполняемую по окончании операции.

Студент должен знать:

1. Виды операций по срочности, цели выполнения, количеству этапов, по степени инфицированности.

2. Этапы хирургических операций.

3. Принципы выбора оперативного доступа.

4. Распределение обязанностей между участниками операции в период анестезии и операции.

5. Особенности контроля за состоянием больного во время операции.

6. Причины и способы предупреждения интраоперационных осложнений.

Студент должен уметь:

1. Транспортировать пациента в операционную.

2. Осуществить обработку рук растворами антисептиков.

3. Выполнить укладку бикса.

4. Оценить стерильность материала в биксе.

5. Надеть стерильный халат и перчатки на операцию.

6. Обработать операционное поле.

 

Студент должен иметь представление о:

1. Принципах осуществления терминальной, инфильтрационной и проводниковой анестезии.

2. Технике выполнения хирургической обработки ран; вскрытия и дренирования фурункулов, абсцессов, флегмон; лапароцентеза, торакоцентеза.

3. Оформлении протокола хирургического вмешательства, направления операционного материала на гистологическое, бактериологическое исследование.

 

План изучения темы:

 

Программированный контроль 15 мин
Смысловой опрос 60 мин
Самостоятельная работа студентов 95 мин

Задания для проверки и коррекции исходного уровня знаний

 

1. Что называется операцией? 1. Механическое воздействие на ткани и органы больного, нередко сопровождающееся их разъединением для обнажения больного органа, проводимого с целью лечения или диагностики.
2. Что такое кровавая операция? 2. Операция, при которой нарушается целостность кожи или слизистых оболочек.
3. Что такое бескровная операция? 3. Операция, при которой не нарушаются наружные покровы.
4. С какой целью проводится диагностическая операция? 4. Для уточнения или установления диагноза.
5. Что такое радикальная операция? 5. Излечение больного путем удаления патологического очага или органа.
6. С какой целью проводится паллиативная операция? 6. Облегчить страдания больного в случаях, когда излечение невозможно.
7. Какие различают операции? 7. Экстренные, плановые, срочные
8. Что означает экстренная операция? 8. Необходимо делать немедленно
9. Что означает срочная операция? 9. Операция, которую нельзя отложить на длительный срок в связи с неуклонным развитием болезни.
10. Что означает плановая операция? 10. Операция, которая может быть произведена в любое время без ущерба для здоровья больного.
11. Назовите пример кровавой операции? 11. Аппендэктомия, грыжесечение, струмэктомия
12. Приведите пример бескровной операции. 12. Вправление вывихов.
13. Приведите пример диагностической операции 13. Биопсия, пункция плевры, сустава, лапаротомия, торакотомия.
14. Приведите пример радикальной операции. 14. Резекция желудка, холецистэктомия.
15. Приведите пример паллиативной операции 15. Гастростомия, противоестественный проход при запущенных формах рака.
16. Приведите пример экстренной операции. 16. Трахеостомия, лапаротомия при кровотечениях, перфоративной язве желудка
17. Приведите пример срочной операции. 17. Резекция желудка при I и II стадии.
18. Приведите пример двухмоментной операции. 18. Аденомэктомия.
19. Приведите пример многоэтапной операции. 19. Пересадка кожи по Филатову.
20. Назовите источники инфицирования операционной раны. 20. Экзогенный и эндогенный.
21. Перечислите порядок выполнения операции при местном обезболивании. 21. Операционная поза; обработка операционного поля; обкладка стерильным бельем; анестезия; оперативный доступ; оперативный прием; завершение.
22. Каков порядок выполнения операции под наркозом? 22 Наркоз; операционная поза; обработка операционного поля; обкладка стерильным бельем; оперативный доступ; оперативный прием; завершение.
23. Какую цель преследует правильное положение больного на операционном столе? 23. Максимальное удобство для хирурга улучшает доступ к патологическому очагу, помогает избежать некоторых осложнений.
24. Что означает оперативный доступ? 24. Достаточно широкое обнажение патологического очага, измененного органа с минимальным повреждением ткани.
25. Что такое оперативный прием? 25. Главный этап операции -вскрытие гнойника, удаление желчного пузыря.

 

Структура содержания темы:

 

Классификация операций Кровавые, бескровные
Лечебные, диагностические
Радикальные, паллиативные, симптоматические, пробные
Одномоментные, двухмоментные, многомоментные
Экстренные, срочные, плановые
Повторные
Асептические, условно асептические, условно инфицированные, инфицированные
Типичные, атипичные
Сочетанные, комбинированные
Специальные: эндоскопические, микрохирургические, эндоваскулярные
Этапы операции под местной анестезией Операционная поза; обработка операционного поля; обкладка стерильным бельем; анестезия; оперативный доступ; оперативный прием; завершение.
Этапы операции под наркозом Наркоз; операционная поза; обработка операционного поля; обкладка стерильным бельем; оперативный доступ; оперативный прием; завершение.
Интраоперационные осложнения Кровотечение
Повреждение внутренних органов

 

Самостоятельная работа студентов:

Студенты совместно с преподавателем посещают операционный блок и перевязочную. По возможности один из студентов принимает участие в работе операционной бригады. В перевязочной студенты работают в качестве помощника перевязочной медицинской сестры.

Литература:

Основная:

  1. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832 с.
  2. Петров С.В. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 768 с.

Дополнительная:

1. Горбачев В.Н. Вопросы для программированного контроля знаний по общей хирургии. – Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2004. – 208 с.

2. Буромский И.В., Васильев С.А., Гостищев В.К., Емельянов С.И. и др. Пропедевтика хирургии. – М.: МИА, 2008. – 904 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: