Народные музыкальные инструменты
Из старых традиционных музыкальных инструментов венгров следует отметить прежде всего волынку (duda) и флейту, или свирель (furulya), которые да начала нашего века были любимыми музыкальными инструментами пастухов. Мех волынки изготовляли из шкуры овцы или козы, реже собаки; волынка имела обычно длинную дудку. Это был сольный музыкальный инструмент. В настоящее время венгры особенно любят цыганские смычковые ансамбли, джазы.
Народные танцы
Женщины в Венгрии танцевали преимущественно хороводные танцы, сопровождаемые песнями. Движения в танце по кругу очень простые. Обычно хороводные танцы состоят из двух частей — медленной и быстрой.
Из мужских танцев следует упомянуть известный по всей Центральной Европе гайдуцкий танец, распространившийся в XVI в. Это исполняемый в быстром темпе под звуки музыки виртуозный танец вооруженных солдат. Существуют и мужские сольные танцы; их часто исполняют группами, но каждый танцор имеет возможность вольной импровизации. Лишь позднее, когда такие танцы стали исполнять на эстраде, фигуры их сделались более стандартными, они стали повторяться в определенной последовательности.
Основные элементы этих движений — топание, чечетка, кружение, прыжки, инсценировка борьбы с оружием в руках. Очень популярен танец «вербункош» (verbunkos), который прежде исполняли при вербовке новых солдат, когда торжественно демонстрировались солдатские танцы. В настоящее время «вербункош» — собирательное название для всех мужских танцев, в которых чередуется сольное и групповое исполнение.
Венгерские пастушеские танцы в большинстве случаев были сольными. Они своеобразны по музыкальному сопровождению и манере исполнения. Танцуют их обычно с характерными дйя пастухов орудиями труда (палка с крюком у юхаса, топорик — у кондаша и пр.). На востоке страны распространен танец botolo, который также относится к пастушеским; он включает в себя борьбу на палках. Может быть, ранней формой его был танец с саблями.
Из традиционных парных танцев до сих пор всего популярнее в Венгрии чардаш (icsardas), известный во всех европейских странах. Для народного чардаша характерна свободная конструкция и вольная импровизация. Танец четко разделен на медленную и быструю части: в первой части каждая из пар не разделяется, а во второй — танцуют уже отдельно в очень быстром темпе.
Венгерский национальный костюм:
«Цыганские песни и танцы»
Цыганская музыка включает таборные песни цыган, усвоенные и переосмысленные цыганами песни разных народов, живущих на территории стран, где кочевали цыгане, а также бытовую городскую музыку европейской традиции 18-19 вв., вошедшую в репертуар цыганских капелл. По современным данным, цыгане являются выходцами из Индии (откуда они ушли в кон. 1-го тыс. н. э.). Обозначающее цыган слово "рома" (от rom - мужчина, муж, цыган) происходит от др.- инд. корня dom (на санскрите doma - мужчина из касты музыкантов и танцоров). Данные сравнительные языкознания позволяют установить, что цыгане до прихода в Европу долго жили среди персов, армян, греков. В 13-14 вв. цыгане проникли на Балканы. В начале 15 в. появились в Центральной и Западной Европе. В середине 15 в. - в Северной Европе, в 16-17 вв. расселились на Украине, в 18 в. - в Центр. России и Сибири. В 18-19 вв. основными местами кочевья и частичного оседания цыган стали Пиренейский полуостров, Балканы и Центральная Европа, а также Россия.
Таборная музыка бытует как вокальная, преимущественно одноголосная, без инструментального сопровождения. Существует 2 типа таборных песен: локи-диля (медленная, протяжная песня) и кэлимашки-диля (быстрая, танц. песня). Локи-диля, как правило, небольшая, состоящая из нескольких коротких четверостиший лирическая или бытовая песня, подчас социально окрашенная; характерные образы этого типа песен - шатры, кони, костры связаны с кочевым укладом жизни.
Домашнее задание:
Прочитать в рабочей тетради стр.44-50
Раскрасить рисунок,