Приложение 1. Примеры проверочных списков (чек-листов) для выявления административных барьеров




 

Проверочный вопрос Присутствие/ учет фактора (характеристики)
1. Совершены ли следующие организационные действия, обеспечивающие формирование системы выявления и снижения административных барьеров для негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере?  
1.1. Обеспечен сбор информации от негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере, позволяющий зафиксировать типичные проблемы, затрудняющие их разумное и результативное привлечение к оказанию услуг.  
1.2. Сформирована при региональном Координационном совете[8] межведомственная рабочая группа по снижению административных барьеров.  
1.3. Проведены циклы совещаний с уполномоченными органами в социальной сфере, территориальными управлениями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представителями научных, общественных и экспертных организаций.  
1.4. В ходе совещаний подготовлены ли предложения по решению выявленных проблем в типичных ситуациях, оптимизации осуществления разрешительных и контрольно-надзорных полномочий, реорганизации административных процедур, в том числе по внесению изменений в законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.  
1.5. В отраслях социальной сферы выявлена успешная практика, которая может быть распространена на иные отрасли и ситуации взаимодействия негосударственных поставщиков с органами власти по поводу оказания услуг в социальной сфере.  
1.6. Результаты совещаний обсуждены на заседании Координационного совета.  
1.7. На основе подготовленных предложений при участии иных рабочих групп сформированы планы-графики их реализации, устанавливающие в том числе:  
1.7.1. сроки принятия законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, разработки и внедрения иных механизмов снижения или снятия бюрократических барьеров;  
1.7.2. ответственные органы и лица;  
1.7.3. вклады и формы вовлечения в разработку и внедрение предложенных мер представителей экспертных и общественных организаций, предпринимательских объединений, общественных палат и советов, отдельных негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере, а также организаций по защите прав потребителей и получателей услуг в социальной сфере.  
1.8. Сформированные планы-графики реализации предложений по снижению административных барьеров для негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере рассматриваются на заседании регионального Координационного совета и утверждаются распоряжениями уполномоченного должностного лица.  
1.9. При формировании организационных структур и проведении шагов по снятию административных учтено существование имеющихся органов, занимающихся отдельными элементами дебюрократизации: региональный совет по развитию предпринимательства при губернаторе региона, Уполномоченный по правам предпринимателей, проектные офисы для реализации отдельных пилотных проектов в отраслях социальной сферы, сформированные на предыдущем этапе, тематические рабочие группы по реализации стандарта конкуренции, экспертные группы по внедрению инвестиционного стандарта и т.п.:  
1.9.1. представители этих органов, должностных лиц и членов рабочих групп включены в деятельность регионального Координационного совета по рассмотрению вопросов дебюрократизации.  
1.9.2. проводятся совместные совещания рабочих групп с принятием общих решений;  
1.9.3. вопросы снижения барьеров в деятельности негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере включены в планы деятельности соответствующих органов и рабочих групп.  
1.10. Принимаемые рабочими группами, иными органами решения, планы деятельности и результаты их реализации по снижению административных барьеров отражаются на информационном ресурсе регионального Координационного совета, а также на портале единой автоматизированной информационной системы поддержки СОНКО и портале поддержки субъектов МСП в регионе.  
1.11 Регулярно проводится мониторинг реализации принятых решений.  
1.12 В рамках реализации в субъекте Российской Федерации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе рассмотрены вопросы распространения требований стандарта на деятельность по обеспечению инвестиций в социальную сферу региона.  
2. Содержит ли региональная программа поддержки СОНКО меры по снижению административных барьеров для СОНКО?  
3. Вовлечены ли в деятельность по преодолению административных барьеров в деятельности СОНКО ресурсные центры поддержки СОНКО?  
4. Вовлечены ли в деятельность по преодолению административных барьеров в деятельности социальных предпринимателей Центры инноваций в социальной сфере?  
5. Вовлечены ли в выявление проблемных процедур и административных барьеров следующие значимые группы?  
5.1. социально ориентированные НКО, представители малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, ведущие или предполагающие ведение деятельности по оказанию услуг в социальной сфере, а также их объединения;  
5.2. общественные объединения и некоммерческие организации, защищающие интересы групп населения – получателей услуг в социальной сфере;  
5.3. общественные объединения, СОНКО, экспертные организации, имеющие опыт исследования, анализа и оценки административных барьеров в социальной сфере и в иных отраслях экономики;  
5.4. организации и объединения, защищающие права и интересы СОНКО, субъектов МСП.  
5.5. социально ориентированные НКО, представители малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, ведущие или предполагающие ведение деятельности по оказанию услуг в социальной сфере, а также их объединения;  
5.6. общественные объединения и некоммерческие организации, защищающие интересы групп населения – получателей услуг в социальной сфере;  
5.7. Иные референтные группы  
6. Выявлены ли в ходе анализа процедуры или требования НПА проблемы, которые являются источниками увеличения издержек негосударственным поставщиком?  
6.1. недостаток информации или ее асимметричность (непонятность, запутанность информации, ее отсутствие или недоступность, в т.ч. предоставление информации в неудобном виде и т.п.);  
6.2. избыточность требований в НПА;  
6.3. плохо организованный административный процесс, сложный и запутанный процесс согласования (подготовки) к входу в процедуру;  
6.4. недостаток места размещения процедуры (нет «одного окна», невозможность прохождения этапов процедуры дистанционным способом, отсутствует межведомственное взаимодействие, в этапах решения участвуют неуполномоченные субъекты и т.п.);  
6.5. недостаток времени (длительность процедур оплаты, несвоевременность предъявления требования и т.п.);  
6.6. оппортунистическое поведение вовлеченных государственных и муниципальных служащих («отлынивание», бездействие или вымогательство в виде перенесения издержек административного действия на негосударственного поставщика);  
6.7. отсутствие (размывание) прозрачных требований (процедура исполняется «как заведено», без формальной фиксации – и поэтому сложна для новичка), наличие избыточных возможностей принятия решения исключительно в зависимости от усмотрения государственных (муниципальных) служащих;  
6.8. иные…  
7. Выявлены ли в ходе оценки предпринимателями и сотрудниками СО НКО следующие характеристики, свидетельствующие наличии барьеров во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления?  
7.1. Субъективная качественная оценка предпринимателями и сотрудниками СОНКО прохождения процедур и соблюдения требований законодательства как очень сложных. Оценка сложности с приведением примеров конкретной ситуации, сопровождаемой конкретными количественными расчетами понесенных затрат из-за сложности процедур: например, времени сотрудников, транспортных и иных расходов на неоднократное посещение, неоднократное повторение одних и тех же этапов процедуры, подачи и возвращения документов и т.п.  
7.2. Субъективная качественная оценка негосударственными поставщиками отсутствия (или противоречивости) устойчивых процедур, правил, инструкций и требований, вследствие чего, по их мнению, они находятся в неравном положении с государственными (муниципальными) учреждениями или иными категориями поставщиков, либо сталкиваются с усмотрением государственных (муниципальных) служащих.  
7.3. Неудовлетворительность времени, которое поставщик услуг в социальной сфере вынужден тратить на прохождение процедур и соблюдения требований законодательства, включая высокую длительность совокупности предписанных процедур, сверхнормативное затягивание решения, слишком короткие сроки получения необходимых к предоставлению сведений и документов и т.п.  
7.4. Отмеченные ли как несоразмерные/избыточные/несвоевременные следующие затраты денежных средств:  
7.4.1. официальные платежи, связанные с оплатой пошлин, получением квитанции, нотариальных заверений и т.д.;  
7.4.2. оплата понесенных издержек и времени работников МСП и СО НКО, которые было потрачено для соблюдения требований законодательства и прохождения бюрократических процедур;  
7.4.3. оплата услуг специализированных консалтинговых фирм и организаций-посредников, которые были привлечены бизнесом или СОНКО для прохождения той или иной процедуры;  
7.4.4. упоминаемые как опыт неформальных платежей (платежи, которые не могут быть отнесены к себестоимости, целевой характер которых будет трудно доказать контролирующим органам и т.п.), которые МСП и СО НКО вынуждены сделать, чтобы пройти какую-либо процедуру.  
8. Проводился ли анализ законодательства и практики регулирования деятельности негосударственных поставщиков, процедур из взаимодействий с уполномоченными органами в сравнении с другими регионами и имеющейся в них успешной практикой.  
9. Запрашивались ли и получены ли в ходе анализа процедуры взаимодействия негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере с уполномоченными органами сведения, выявляющие проблемный характер таких процедур взаимодействия?  
9.1. Имеются ли документы, которые, по мнению негосударственных поставщиков, не влияют на качество, объём и прочие характеристики услуг, но их требуют государственные и муниципальные органы (учреждения)?  
9.2. Имеются ли документы, которые не предоставляют иные субъекты оказания услуг (подведомственные учреждения по сравнению с негосударственными организациями, некоммерческие организации по сравнению с коммерческими или ИП, расположенные в городе по сравнению с расположенными с сельской местности)?  
9.3. Имеются ли нерациональные (бессмысленные) затраты, которые возникают по требованию государственных и муниципальных органов (учреждений)?  
9.4. Имеются ли периоды ожидания решений государственных или муниципальных органов, когда деятельность негосударственного поставщика затруднена?  
9.5. Приходится ли получать документы в одном государственном или муниципальном органе (учреждении) и относить их в другой?  
9.6. Имеются ли ситуации, когда государственный или муниципальный орган (учреждение) произвольно решает, разрешить что-то или нет?  
9.7. Имеются ли ситуации, когда государственный или муниципальный орган (учреждение) может навязать поставщиков или покупателей, повлиять на цену, сроки или иные условия договоров?  
9.8. Имеются ли проблемы со своевременным получением полной и достоверной информации от государственных и муниципальных органов (учреждений)?  
9.9. Затрудняют ли проверки деятельность по оказанию услуг? В чем это выражается?  
9.10. Возникают ли постоянно новые требования со стороны государственных и муниципальных органов (учреждений)?  
9.11. Имеются ли дублирование функций разных государственных или муниципальных органов, в результате которой возникают противоречивые требования?  
9.12. Имеются ли проблемы в доступе к потребителям услуги?  
9.13. Имеются ли чётко определённые сроки действия различных разрешений и согласований?  
9.14. Всегда ли возможно электронное взаимодействие с государственным или муниципальными органами (организациями)?  
9.15. Является ли отчётность неизменной, имеются ли случаи требования специальных разовых отчётов?  
9.16. Является ли отчётность неизбыточной, связанной только с характеристиками услуги?  
9.17. Имеется ли система оповещения государственными или муниципальными органами негосударственных поставщиков об изменении законодательства, правил и процедур?  
9.18. Имеется ли возможность обратиться в государственный или муниципальный орган с предложением об оптимизации процедур, упрощения правил и реально повлиять на них?  
9.19. Имеются ли неурегулированные законодательством сферы, где государственные и муниципальные органы (учреждения) стараются ничего не делать, или где их действия носят характер усмотрений?  
9.20. Иное  

Приложение 2. Проверочный лист к оптимизации административной процедуры [9]

 

Проверочный вопрос / проверяемая характеристика проблемного процесса Целевое значение: присутствие / учет фактора (характеристики) Комментарий Источники информации  
1. Возможность сокращения объема действий ИП и юридических лиц (СОНКО и МСП)
1.1. Наличие возможности дистанционного прохождения части процедур (всей процедуры) «Требование выполняется» Для процедур, которые могут исполняться дистанционно Информация из опросов СОНКО сотрудников РОИВ  
1.2. Неэффективная последовательность действий СОНКО и МСП (физических и юридических лиц, задействованных в исполнении госфункции) Отсутствие неэффективных элементов в последовательности действий получателя Например, дополнительное посещение ОИВ в связи с тем, что первоначально был представлен неполный пакет документов, т.к. негосударственный поставщик не обладал достаточной информацией о перечне необходимых документов Информация из опросов СОНКО и МСП, сотрудников РОИВ  
1.3. Сотрудники РОИВ требуют от юридических и физических лиц выполнения действий, обязательность которых не закреплена нормативными актами «Требование не выполняется» Например, предоставление копий документов, не предусмотренных порядком взаимодействия; требование дополнительных документов отчетности Информация из опросов СОНКО и МСП, сотрудников РОИВ, нормативные требования  
1.4. Сотрудники РОИВ требуют от юридических и физических лиц предоставления дублирующей информации «Требование не выполняется» Например, требование заполнения форм документов, многократно содержащих одинаковые информационные поля Информация из опросов СОНКО и СП, сотрудников РОИВ, информация из порядков и регламентов  
2. Избыточные работы
2.1. Результаты работы дублируют результаты других работ «Требование не выполняется» Например, многократный запрос одной и той же информации информация из порядков, регламентов; кейсы  
2.2. Работа не имеет первичных результатов (аналогично к требованиям к содержанию административного регламента) «Требование не выполняется» Первичный результат - результат, создание которого может быть основанием для введения работы. Первичный результат работы - результат, без которого невозможно получения первичных результатов процедуры оценка «первичности» результата по результату опроса сотрудников РОИВ и СОНКО  
2.3. Отказ от исполнения работы не повлияет на результаты процедуры «Требование не выполняется»   Оценивается с учетом информации из опросов СОНКО и МСП, сотрудников ОИВ  
3. Избыточные процедуры
3.1. Процедура не имеет первичных результатов (аналогично требованиям к административным регламентам услуги) «Требование не выполняется» Первичный результат - результат, создание которого может быть основанием для введения процедуры. Первичный результат процедуры - результат, без которого невозможно получения первичных результатов процесса Информация из опросов, описания практики (кейсов)  
3.2. Отказ от исполнения процедуры не повлияет на результаты процесса «Требование не выполняется»   Оценивается группой разработчиков с учетом информации из опросов СОНКО и МСП, сотрудников ОИВ  
4. Возможность переложения части издержек РОИВ на третьих лиц
4.1. Результаты работ, выполняемых сотрудниками РОИВ, могут быть получены в результате деятельности третьих лиц «Требование выполняется» РОИВ может отказаться от выполнения действий, когда аналогичный результат может быть достигнут в результате действий, выполняемых другим субъектом Оценивается с учетом информации от СОНКО и МСП, из опросов сотрудников РОИВ  
5. Возможность переложения на РОИВ части издержек третьих лиц
5.1. Действия СОНКО и МСП (физических и юридических лиц, задействованных в исполнении госфункции) могут быть полностью или частично выполнены сотрудниками ОИВ «Требование выполняется» Например, сбор справок, необходимых для предоставления государственной услуги, может выполнять негосударственный поставщик, а может сотрудник РОИВ Оценивается с учетом информации из опросов СОНКО и МСП  
6. Неверное планирование / организация рабочего процесса
6.1. Простаивают ресурсы при взаимодействии с негосударственным поставщиком (исполнении государственной функции)   РОИВ привлекает различные ресурсы для выполнения процессов. Такие привлеченные ресурсы как рабочая сила, арендованные помещения оплачиваются исходя из того времени, которое они находятся в распоряжении РОИВ. При этом время непосредственного использования ресурсов в расчет не принимается. Простаивающие ресурсы с точки зрения издержек оказываются эквивалентны работающим. Поэтому принципиально важно выявить факты простоя ресурсов и причины их слабого вовлечения в процесс. После чего - либо создать механизмы вовлечения свободных ресурсов в процесс, либо создать механизмы отказа от незанятых в процессе ресурсов.    
6.2. Длительность ожидания задания сотрудником Предельное значение зависит от конкретной работы Сотрудник не выполняет работ из-за ожидания получения входящих результатов Информация из опроса сотрудников  
6.3. Имеются "узкие места" в процессе «Требование выполняется» "узкое место" - работа, по которой существует "очередь" входящих заданий, притом что по работам - получателям ее результатов наблюдается простой ресурсов Информация из опроса сотрудников, опроса СОНКО и МСП  
7. Затягивание сроков выполнения процедуры
7.1. Задержка между возникновением юридического факта и фактическим началом выполнения работ Предельное значение зависит от конкретной работы Затягивание выполнения работы в связи с потерями времени, выраженными в задержке между возникновением юридического факта (поступило заявление, поступил отчет), и фактическим началом выполнения работ (оценка отчета и передача информации для оплаты произведенных работ). Данная ситуация возможна при высокой загруженности исполнителя, когда полученные задания долго ожидают очереди на выполнение Информация из опроса сотрудников; СОНКО и МСП  
7.2. Задержка между завершением выполнения работ и передачей результата получателю ("пролеживание" результатов работ у исполнителя) Предельное значение зависит от конкретной работы Затягивание выполнения работы в связи с потерями времени, выраженными в задержке между завершением выполнения работ и передачей результата получателю (реакция на отчет готова, а негосударственный поставщик об этом не уведомлен) Информация из опроса сотрудников, СОНКО и МСП  
7.3. Разница в сроках между моментом передачи результата исполнителем и моментом получения результата получателем (долгий путь движения результата от исполнителя к получателю) Предельное значение зависит от конкретной работы Затягивание выполнения процесса в связи с потерями времени, выраженными в разнице между моментом передачи результата исполнителем и моментом получения результата получателем. Данный вид потерь времени может быть связан, например с неэффективно организованной системой документооборота, когда документы долго "пролеживают" в канцелярии, либо с использованием "медленных" средств передачи (например, пересылка документов обычной почтой). Информация из опроса сотрудников, опроса физических и юридических лиц (СОНКО и МСП)  
8. несовершенство IT-решений
8.1. Программный продукт дает свою трактовку законодательства «требование не выполняется» Зачастую, уровня регламентации, заложенного в нормативных актах, недостаточно для создания алгоритма жесткого работы информационной системы. Преследуя цели минимизировать возможности отклонений в сценарии работы сотрудников, разработчики программных продуктов часто дают свои толкования недоговоркам законодательства.[10] Документация к ПО, информация из опроса сотрудников, опроса физических и юридических лиц  
8.2. Несовместимость форматов данных используемых программных продуктов «Требование не выполняется» Сотрудникам приходится дополнительно затрачивать время на перевод данных из одного формата в другой Информация из опроса сотрудников, СОНКО и СП  
8.3. Выполнение работ "вручную" в обход автоматизированному алгоритму «Требование не выполняется» По причине неудобства или некорректности работы программного обеспечения сотрудникам приходится выполнять работы без использования информационной системы Информация из опроса сотрудников, СОНКО и СП  
9. Слабая формализация процесса
9.1. Использование недокументированной информации «Требование не выполняется» Использование устной информации, движение которой трудно отслеживать. В данной ситуации высок риск искажения информации, трудно управлять потоками информации, невозможно накапливать информацию    
9.2. Для развилок выбора, существующих в процессе, нормативно закреплены закрытые списки возможных решений, а также критерии выбора решений «Требование выполняется» Непрозрачность процесса принятия решений для третьих лиц и трудность самостоятельного принятия решения сотрудником РОИВ при отсутствии алгоритма    
9.3. По всем документам, включая отчеты, пояснительные записки, учетные регистры, запрашиваемым с юридических и физических лиц в процессе исполнения госфункции разработаны формы документов «Требование выполняется» Отсутствие форм документов создает издержки как для заявителей, так и для РОИВ Из опросов СОНКО и МСП, анализа документов  
9.4. При возникновении очереди заданий на выполнение работы, соблюдается порядок поступления заданий «Требование выполняется» Нарушение очередности выполнения заданий (рассмотрения входящих документов) создает неравноправные условия для заявителей, некоторые из которых могут быть обслужены вне очереди Информация из опроса сотрудников, опроса физических и юридических лиц – СОНКО и МСП  
10. Обеспечены ли потребности негосударственных поставщиков во взаимодействии с уполномоченными органами (аналогично Рекомендациям по формированию стандарта комфортности предоставления государственных /муниципальных услуг)
10.1. Пешеходная доступность от остановок общественного транспорта 10-минутная доступность от остановок общественного транспорта для городских территорий и 20-минутная доступность для межселенных территорий      
10.2. Наличие указателей по дороге от близлежащих остановок общественного транспорта до здания (строения) территориального подразделения «требование выполняется»   Условие проверяется методом наблюдения  
10.3. Этажи здания, на которых размещены помещения для работы с гражданами Не выше 1-го этажа   Условие проверяется методом наблюдения  
10.4. Вход в здание оборудован лестницей с поручнями «Требование выполняется»   Условие проверяется методом наблюдения  
10.5. Вход в здание оборудован пандусами для беспрепятственного передвижения инвалидных колясок «Требование выполняется»   Условие проверяется методом наблюдения  

 


[1] Административные барьеры также можно определять как формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки от введения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под них, превышают его частные выгоды с учетом эффекта дохода (Административные барьеры в экономике:

институциональный анализ. // Под ред. А.А. Аузана, П.В. Крючковой. М.:ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2002. с. 22.)

[2] Под неформальными платежами в данном случае будут подразумеваться не столько упоминаемые
и невозможные к корректной верификации «взятки», различного рода подарки, «откаты» и т.п., сколько платежи, которые не могут быть отнесены к себестоимости, целевой характер которых будет трудно доказать контролирующим органом и т.п.

[3] Отсутствие закрытого перечня требований к услуге; отсутствие доступной инфраструктуры (лаборатории, стенды, доступ к проведению супервизии специалистов и т.п.); непередача контроля рынку или саморегулированию – при их наличии; создание искусственных барьеров, бизнес и посредники, аффилированные с органами власти; дублирующие функции органов из-за дисбаланса в полномочиях и компетенциях по отраслям и уровням и др.

[4] Например, с целью привлечения на рынок социальных услуг некоммерческих организаций министерством социального развития Саратовской области в регионе создана рабочая группа по развитию рынка социальных услуг в Саратовской области.

[5] Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе // Агентство стратегических инициатив, ООО Деловая Россия. https://asi.ru/upload/medialibrary/91d/STD-v3-RUS_f.pdf. См. также: Региональный стандарт // АСИ https://asi.ru/investclimate/standard/

[6] Утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2014 г. № 159 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»

[7] Подход сформулирован в следующих работах: Вишневский В., Веткин А. Уклонение от уплаты налогов и нерациональный выбор налогоплательщика // Вопросы экономики. - 2004.- №2; Аузан А.,Крючкова П.

Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования// Вопросы экономики. - 2001. - №5. - С. 73-88; Исаев Ф.Э. Методические подходы к оценке блокирующих эффектов административного регулирования предпринимательской деятельности//Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013.

[8] Имеется в виду Координационный совет по организации доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, иной координационный орган по реализации комплекса мер и «дорожной карты» по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.

[9] Использовались разработки Консалтинговой компании «Про-грамма» о создании текстов административных регламентов услуг и функций

[10] Для обеспечения стройности конструкции процесса авторами по вносятся дополнительные требования, с одной стороны повышающие прозрачность конструкции процесса, но с другой стороны нарушающие права физических и юридических лиц, которым вменяется выполнение действий, не предусмотренных законом. Сотрудники РОИВ оказываются "заложниками" информационных систем, которые зачастую построены на пошаговом принципе работы - к следующему шагу перейти оказывается невозможно, пока не будут выполнены все требования алгоритма, в том числе требования к предоставляемой информации физическими и юридическими лицами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: