Практика формирования в России территорий инновационного развития: модели и опыт




Выбор тех или иных инновационных механизмов развития территории, мер государственной поддержки определяется спецификой деятельности хозяйственного комплекса. Всего можно выделить четыре типа территорий, развитие которых могло бы осуществляться преимущественно за счет инновационной деятельности:

· муниципальные образования с градообразующим научно-производственным и образовательным комплексом - наукограды (города Обнинск, Королев, Дубна, Кольцово);

· муниципальные образования с градообразующим промышленным предприятием, выпускающим конкурентоспособную наукоемкую промышленную продукцию - технограды (города Северск, Заречный);

· территории, на которых расположены крупнейшие памятники истории и культуры, музеи, т.е. такие объекты, сохранение которых играет важнейшую роль для изучения российской и мировой истории, воспитания подрастающего поколения - культурно-рекреационные территории (города Петродворец, Суздаль);

· территории, развивающиеся за счет привлечения малых наукоемких фирм – научные парки (в российской практике аналогов не имеется, из зарубежных наиболее известен научный парк София-Антиполис, Франция).

Несомненно, территориями инновационного развития являются многие крупные города, в составе экономического комплекса которых в достаточно большом объеме представлен современный как производственный, так и связанный с ним научный потенциал.

Определим цель формирования ТИР как социально-экономическое развитие территории на основе результатов инновационной деятельности.

Тогда важнейшей первоначальной задачей будет создание адекватного возможностям и потребностям научно-производственного комплекса, обладающего рыночной конкурентоспособностью и способностью к дальнейшему саморазвитию.

С учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта можно сформулировать следующие подходы к формированию ТИР:

· индивидуальный характер в рамках единой федеральной нормативной правовой базы. При этом в случае необходимости законодательно могут быть установлены специальные условия, характерные для каждой конкретной ТИР;

· государственная поддержка функционирования ТИР, инвестиционные проекты и программы которых соответствуют приоритетам государственной социально-экономической и научно-технической политики;

· преимущественное создание ТИР на базе научно-технологических кластеров, выпускающих конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом на внутреннем и/или внешнем рынках;

· развитие с максимально возможным использованием имеющихся конкурентоспособных компонентов ресурсного, производственного, научного и интеллектуального потенциалов.

Несомненно, что многие компоненты потенциала территории необходимо создавать заново или существенно модернизировать, однако, чем большая часть имеющегося потенциала будет использована (не в ущерб переходу к новому уровню конкурентоспособности), тем быстрее будут решаться задачи инновационного развития

· выбор направлений развития исходя из максимально возможного использования имеющихся конкурентных преимуществ экономики территории;

· учет превалирующих тенденций технологического развития.

Наиболее высокая эффективность инновационного развития территорий будет достигнута в том случае, если формирующийся научно-производственный комплекс будет ориентирован на формирование перспективного технологического уклада, взаимосвязанного с технологическим укладом, ранее представленным в экономике территории.

Безусловным императивом эффективного формирования территории инновационного развития является перестройка научно-производственного комплекса территории исходя из потребностей реального (хотя и прогнозируемого на перспективу, но не гипотетического) рынка сбыта продукции и реальных объемов платежеспособного спроса.

· необходимый уровень развития инфраструктуры территории.

Важнейшее значение для эффективного функционирования научно-производственного комплекса территории имеет адекватное его потенциалу развитие таких секторов инфраструктуры, как транспортная сеть (автомобильные и железные дороги, водные пути, воздушное сообщение), сети телекоммуникаций, сфера финансовых услуг, сфера информационных услуг.
Привлечение необходимых специалистов в период (достаточно длительный) инновационной перестройки научно-производственного комплекса будет сталкиваться с заметными трудностями, если не будут обеспечены приемлемые темпы и уровень развития социального сектора инфраструктуры (жилье, сфера обслуживания).

· развитие территориальных инновационных сетей.

Полнота и гармоничное сочетание необходимых различных элементов научно-производственного комплекса при целенаправленной информационной, организационной и экономической поддержке позволяют добиться интенсивного сетевого взаимодействия участников инновационного процесса на территории, что обеспечивает ощутимый синергетический эффект инновационной деятельности и служит важным фактором дальнейшего саморазвития научно-производственного комплекса территории. Реальнаягруппировка организаций-элементов научно-производственного комплекса в технологические кластеры на основе взаимной заинтересованности - важный индикатор успешного инновационного развития территории.

Основные направления деятельности ТИР должны реализовываться в рамках специально разработанной программы, обеспечивающей безусловный приоритет развитию тех направлений, которые смогут обеспечить быстрое развитие конкурентоспособных производств.
Представляется, что максимальный успех в решении задачи создания ТИР может быть достигнут при выполнении следующих условий:

Наличие необходимого начального уровня развития исходного научно-производственного потенциала территории.

Научно-производственный комплекс территории исходно должен обязательно содержать критическую массу существенных элементов, на основе которых можно будет в разумные сроки создать необходимые инновационные цепочки и обеспечить реальный конкурентоспособный выход на рынки новой высокотехнологичной продукции.
В первую очередь, такими существенными элементами являются уже существующие производственные структуры, а также научные организации. На начальном этапе нет необходимости иметь в наличии все существенные элементы перспективного хозяйственного комплекса, поскольку их можно создать в процессе развития территории - более важным является масштаб и уровень развития существующих элементов.

Наличие у территории реальных конкурентных преимуществ.

 

Наличие достаточно емких рынков сбыта существующей и перспективной продукции хозяйственного комплекса территории.

Отсутствие таких реальных емких рынков сбыта продукции неизбежно приведет к стагнации развития производственного комплекса территории

Наличие источников финансовых средств.


Формирование территории инновационного развития представляет собой сложный и долгосрочный процесс, в течение которого должна реализовываться политика государственных и местных органов власти, ясно отраженная в нормативных правовых документах, определяющая стратегию формирования территории инновационного развития, стимулирование участия частного (в том числе - иностранного) капитала в развитии территории и условия такого стимулирования, обязательства государственных и местных органов власти по участию в инновационном развитии территории. При этом она должна быть ориентирована на активное взаимодействие и сотрудничество органов власти различных уровней как между собой, так и с предпринимательским (в т.ч. производственным и финансовым) и научным секторами экономики территории.
Исходя из имеющегося мирового и российского опыта инновационного развития территорий, учитывая особенности экономической ситуации в России, можно предложить следующие рекомендации по порядку формирования государственной политики по отношению к ТИР.
Ее ключевым моментом является принятие общего политического решения о государственной поддержке ТИР. На первом этапе нормативное правовое закрепление такого решения может быть оформлено в виде Указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации. Мотивировка необходимости принятия необходимых политических решений может включать такие аргументы, как:

· неотложная необходимость радикального изменения социально-экономической ситуации в стране (регионе);

· неотложная необходимость начала реального осуществления процесса перехода страны на инновационный путь развития;

· необходимость концентрации ограниченных средств бюджета на приоритетных направлениях развития, затруднительность определения таких приоритетов для страны в целом в ее сегодняшнем социально-экономическом состоянии и существенно большая достоверность определения приоритетов развития для конкретной территории;

· оптимальность механизма "территория инновационного развития" для консолидации недостаточных порознь средств федерального, регионального и местного бюджетов, частных инвесторов, собственных средств предприятий на основе сопряжения интересов всех сторон.

Впоследствии основные положения государственной политики формирования территорий инновационного развития должны быть закреплены законодательством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: