Основные теоретические подходы к определению сущности государства




Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие (Комаров С.А.).

Сущность государства – это его смысл, главное в нем, то, что раскрывает его природу, определяет его содержание, цели, назначение и функционирование.

Основные теоретические подходы к определению сущности государстваэто наиболее значимые научные концепции, раскрывающие социальную основу и цели существования государства в обществе (ПетровА.В.)[26].

Под сущностью государства понимают лежащую в его основе социальную волю.Социальная воля – это стремление различных субъектов общественной жизни к достижению обусловленных их потребностями целей (Цыганов В.И.).

Определить сущность государства – это значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает, и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни[27].

В зависимости от решения этих вопросов в теории государства и права существует несколько подходов к определению характера сущности государства. Среди них выделяются классовый, общесоциальный и дуалистический подходы [28].

Классовый подход был разработан в середине XIX века в рамках марксистского учения о государстве. “Классовый подход был доминирующим в теории государства и права советского периода”[29]. Согласно этому подходу: “Государство выражает интересы экономически господствующего класса[30] и рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим”, то есть сущность государства – это воля экономически господствующего класса. “Государство с этих позиций необходимо обществу только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы. Этот подход верно отражает особенности государства предшествующих исторических эпох. Однако он обнаруживает неадекватность параметрам современного государства, которое перестает быть классовым, но продолжает существовать и активно развиваться”[31].

Общесоциальный подход сформировался в российской теории государства и права в течение нескольких последних десятилетий.[32] В соответствии с этим подходом государство изначально, на всех этапах его развития выражает волю всего общества, объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, выступает средством достижения согласия и примирения. Сущность государства, в соответствии с этим подходом, это воля всего общества, всех его членов, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать. В различные исторические периоды, у разных народов воля всего общества может быть подчинена воле отдельных социальных групп. Однако это всегда является временным отступлением от истинной природы государства, рассматривается обществом как несправедливость.

Следует также учитывать, что сущность государства, как и любого другого явления, качественно не меняется. Если она изменится, то тогда перед нами будет уже не государство, а совсем другое социальное образование. Даже поверхностный анализ позволяет сказать, что основные признаки, например, древнеегипетского государства и современного одни и те же. Значит и сущность как глубинное свойство, определяющее признаки государства, не изменилась. Рабовладельческое, феодальное и буржуазное государства по своей сущности были призваны выражать волю всего общества. Любое государство всегда осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всего общества и является не только орудием подавления, машиной господства в руках какого-то класса, но представляет все общество, является средством его объединения. Конечно, общую волю не следует трактовать как арифметическую сумму одинаковых равных воль всех членов общества. В основе государства всегда лежит общая воля как сложное, противоречивое единство, в котором воля (соответственно интересы и потребности) каждой социальной группы представлены настолько, насколько важен ее вклад в общее дело, в прогресс общества.

С этих позиций не выдерживает критики дуалистический подход к сущности государства, в рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчивое явление. На протяжении основного времени своего развития государства имели классовый характер, выражали интересы эксплуататорских классов – рабовладельцев, феодалов, но вот на стадии развитого капитализма (в странах Западной Европы) государства вдруг стали выражать интересы всего общества. Дуалистический подход противоречит элементарной логике, утверждая, что на разных исторических этапах у государства наблюдаются разные сущности. Этого быть не может, так как изменение сущности означает, что перед нами уже не государство, а другое явление.

"Дуалистический подход пытается соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, составляющая сущность государства, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, - это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность, с точки зрения этого подхода, изменяется. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая - классовая сторона, то у современного цивилизованного государства - вторая, общесоциальная"[33].

"Как попытка найти общую составляющую в классовом и общесоциальном понимании сущности государства этот подход приемлем. Однако он страдает известной алогичностью. У государства как одного и того же на всех исторических этапах социального явления не может быть несколько разных сущностей"[34].

Подход А.В. Петрова. "Государство появляется и существует как отражение потребностей общества в целом. Вместе с тем социально дифференцированное общество не однородно, в нем ранее и теперь выделяются социальные группы, которые реально играют определяющую, главенствующую роль. Поэтому общесоциальная воля, определяющая существование государства, всегда сконцентрирована и представлена через волю основных социальных групп; тех, которые играют в обществе ведущую роль и определяют направления социального прогресса"[35].

В зависимости от понимания вопроса о сущности государства, решается вопрос о его социальном назначении. Общесоциальный подход исходит из того, что, так как государственная власть реализует волю всего общества, то государство есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами. Главными целями, для которых создается государство можно считать поддержание порядка и стабильности в обществе, обеспечение его прогрессивного развития и внешней безопасности.

С точки зрения классового подхода, социальное назначение государства состоит в выражении и обеспечении интересов экономически господствующего класса. Общесоциальные интересы также учитываются, но лишь как второстепенные, в той степени, в которой они не противоречат интересам имущих классов.

5. Социальное назначение и задачи современного государства;

Социальное назначение (миссия) государства - это совокупность основных целей, реализуемых государством в обществе, конкретизированных в задачах государства, в достигаемых им результатах в разных сферах социальной жизни (Петров А.В) [36].

" Социальное назначение государства состоит, во-первых, в сохранении целостности общества в условиях его социальной дифференциации, в недопущении внутренних столкновений, приводящих к разрушению системы. Во-вторых, социальное назначение государства состоит в защите этой целостности от каких-либо посягательств извне, со стороны других государств и внешних сил. В третьих, социальное назначение государства заключается в направлении деятельности субъектов социальной жизни на достижение общего блага, на поддержание и развитие данной социальной системы"[37].

"Социальное назначение государства, складывающееся из определенных его сущностью основных целей, одинаково для всех государств на всех этапах их исторического развития. Отдельные государства в силу специфических причин могут отклоняться от предназначенной миссии, входя в противоречие со своей сущностью"[38].

"Социальное назначение государства в рамках общесоциального подхода видится в том, что государство есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами" [39].

Задачи государства определяют основные результаты, к достижению которых стремится государственная власть, воплощая свою социальную миссию в различных сферах общественной жизни[40].

Задачи государства, с одной стороны, обусловлены социальным назначением государства и проявляющейся в нем сущностью государственной власти. С другой стороны, они модифицируют социальное назначение государства применительно к особенностям конкретной сферы социальной жизни и зависят от исторических условий ее существования и развития. В силу этого в комплексе задач, решаемых государством, можно выделить постоянную составляющую и задачи, обусловленные временными, преходящими факторами внутренней или внешней среды[41].

Постоянными задачами государства на всех этапах его развития остаются: обеспечение необходимых экономических и финансовых процессов, поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности, установление стабильных отношений с другими странами. В качестве временных, у государства могут появляться следующие задачи: модернизация форм собственности; проведение реформ в какой-либо области, например, военной; преодоление последствий стихийных бедствий; отражение внешней агрессии и др.[42]


[1] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 21.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 21.

[5] Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский дом «Дело РАНХиГС», 2014. С. 48.

[6] Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2012. С. 24.

[7] Там же. С. 22.

[8] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 22.

[9] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 23.

[10] Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2012. С. 26.

[11] Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. С. 93.

[12] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 24.

[13] Там же.

[14] Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2012. С. 35.

[15] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 25.

[16] Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 53.

[17] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 25.

[18] Там же.

[19] Там же. С. 26.

[20] Там же.

[21] Там же. С. 31.

[22] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 32.

[23] Петров А.В. Теория государства и права: тезисы лекций. - Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет, 1997. C. 23.

[24] Чашин А.Н. Теория государства и права: учебник / А.Н. Чашин. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2008. С. 57; Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. С. 84.

[25] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 32.

[26] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 27.

[27] Там же.

[28] Там же.

[29] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 27.

[30] Широко известно ленинское определение классов: “Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства (В.И. Ленин, т.39, с. 15)”.

[31] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 27.

[32] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 27.

[33] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 28.

[34] Там же. Петров А.В. Теория государства и права: тезисы лекций. - Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет, 1997. C. 22.

[35] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 28. Петров А.В. Теория государства и права: тезисы лекций. - Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет, 1997. C. 28.

[36] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 33.

[37] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 33-34

[38] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 34

[39] Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2012. С. 31.

[40] Там же.

[41] Там же.

[42] Там же.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: