Катакомбы Святого Каллиста




Аппиева дорога

Римская империя IV-II в.до.н.э.

 

 

Доклад по истории искусств

ученицы 61 группы

Кирилловой Екатерины

Рим — это не просто столица одного из государств Средиземноморья. Это и сохранившаяся до наших дней столица могучей когда-то Римской империи, а таким грандиозным «наследством» могут похвастаться не многие города мира. Более того, множество строений Древнего Рима сохранились практически не разрушенными (или бережно восстановленными благодарными потомками) до настоящего времени, и Аппиева дорога — одно из таких своеобразных «сооружений», которое было создано еще в далеком 312 году до нашей эры и существует по сей день. Что же это такое?

История Аппиевой дороги берет начало с консула Аппия Клавдия Цека – древнеримского военачальника и политика. Именно по его распоряжению в 312 году до н. э. началась закладка магистрали. Аппий не только принял решение о строительстве, но также считается, что консул указал верное направление будущей дороги.

Из-за непрекращающихся войн, она строилась поэтапно:

· Старая Аппиева дорога, ее самая древняя часть, была построена в IV век до н. э. 200-километровый отрезок полотна, соединяющий Рим и Капую (IV век до н.э.);

· 40 км – от Капуи до Беневенто (III век до н.э.);

· 300 км – от Беневенто до порта в Адриатическом море, называемого Брундизи (II век до н.э.), морской порт которого открывал римлянам путь в Грецию, Малую Азию и Египет. В итоге она стала самой значимой в политическом и экономическом плане дорогой, которая когда-либо была построена в Римской империи.

 

 

Консул и военачальник Аппий Клавдий преследовал не только честолюбивые цели. Им было создано полотно, по которому осуществлялся быстрый переход войск в Рим и из него. Старая Аппиева дорога, ее самая древняя часть, длина составляла примерно 195 современных километров.

Причиной основания этого пути были военные действия римлян против самнитов, древнейшего племенного народа Италии. Аппиева дорога была вымощена крупным булыжником. Это-то и способствовало быстрому передвижению римской конницы и пехоты. За многие годы существования толстые камни

Аппиевой дороги были отполированы колесами римских колесниц и сандалиями легионеров. До сих пор на всем ее протяжении можно видеть щербины, которые оставили лошади римлян 2 тысячи лет назад.

Также оно связывало между собой несколько регионов Империи, В III-II века до н. э. дорога была признана одним из важнейших путей сообщения и продолжала достраиваться. Через несколько десятилетий Аппиева дорога в Риме стала главной артерией страны, через которую проходил торговый путь с Востоком. Торговали всем, начиная с роскошных восточных тканей и заканчивая важнейшим «товаром» древности — рабами, которых в огромном количестве привозили с «варварских» территорий.

Эти функции сохранялись вплоть до Средних веков. Затем дорогу стали использовать паломники, посещающие святые места.

Сами римляне называли (Via Appia, сейчас — Via Appia Antica) – брусчатый путь длинной в 540 км - «царицей дорог», настолько высоко ценилась она в древности. О ней даже упоминает в своем произведении Публий Папиний Стаций, известный древнеримский поэт. Дорога, обрамленная зонтичными соснами, пережила сам Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий и все правители Рима вплоть до Средних веков. Да и в XIX веке н. э. ее воспел в своем произведении итальянский композитор О. Респиги.

Аппий Клавдий Цек

 

В 312 году до н.э. усилиями цензора Аппия Клавдия Цека в военных целях была построена первая часть дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Ранее здесь был обустроенный тракт, позволявший добраться из Рима в Кальви. Аппий задумал произвести масштабную реконструкцию дороги, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям с целью экономии средств приходилось тщательно планировать прокладку дороги через холмистую местность. Важным было и то, что в ходе строительства дороги Аппий провёл канал через Понтийские болота, который осушил землю и упростил отправление кораблей из Лация в Таррацину. Принято считать, что гениальный реформатор положил начало судостроительному делу в столице республики.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (Beneventum).

Во 2 веке до н.э. римляне пробили кратчайший путь к Балканскому полуострову, продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия. Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, Аппиева дорога стала важнейшей дорогой для торговли товарами и рабами с Востока, укрепив экономическую позицию государства.

Дорога Аппия имеет многослойное покрытие из камня толщиной в 1 м. Верхний слой был составлен из отполированных и настолько тщательно подогнанных друг к другу плит, что между ними сотни лет не возникало щелей или выбоин. По легенде, Аппий Клавдий, проверяя качество кладки, пытался вставлять между плитами лезвие кинжала, и если ему это удавалось, участок дороги в этом месте разбирали и начинали мостить заново. В результате дорога получилась очень ровной, что делало ее удобной не только для колесниц, но и для пеших путников. В средней части (это практически монолитное полотно) блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело немного выпуклую форму, т.е. делалось слегка приподнятым, благодаря чему вода на нем не задерживалась, сразу стекая к обочинам, и дорога всегда оставалась сухой и чистой.

Строительство дороги

Основание дороги было вымощено тесаными камнями из серого вулканического базальта, которые укладывали на слой гальки и цемента. Ширина дороги доходила до 4 метров, что позволяло разъехаться двум колесницам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды.

Через равные расстояния рядом с дорогой были установлены мильные столбы с указанием пройденного пути, мест для отдыха и другой полезной информации.
Мильный столб

 

Через каждую римскую милю (1478 метров) на Аппиевой дороге стоял мильный столб. Столб первой мили сейчас заменен на копию, оригинальных столбов не сохранилось. Приблизительно в 16,5 км от Рима, в конце девятой мили, располагалась первая почтовая станция, на которой меняли лошадей. На определенном расстоянии друг от друга находились дорожные станции, служившие местом отдыха. Одну из них — «Три харчевни», расположенную в 45 км от Рима, упоминал Цицерон в письмах, а также в своих произведениях.


Могила Цецилии Метеллы

Согласно Закону 12 таблиц, принятому в Риме в 450 году до н.э. в черте столицы запрещалось хоронить умерших. Для погребений римляне использовали крупные дороги. Сначала вдоль Аппиевой дороги появились колумбарии с урнами. В Средние века она стала привлекать толпы паломников, которые стремились посетить древние захоронения христианских мучеников — катакомбы. Вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma, columbarium) богатых семейств, в которых хранились урны с прахом.

Впоследствии традиция сжигать покойников перешли в погребальные церемонии. В подземных пещерах из туфа стали появляться целые некрополи. Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги.

А начиная со II века, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.

Интересно, что многие знатные римляне строили вдоль дороги Аппия монументальные гробницы и великолепные памятники. Для многих римских семейств (таких, как Сципионы) было делом чести и высокого престижа «переплюнуть соседа» по части роскоши убранства. Отдельные гробницы имеют весьма внушительные размеры и замысловатые формы.

 

 

Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метеллы (см. выше), жены одного из генералов Юлия Цезаря. Среди других выдающихся памятников можно отметить гробницу Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки.

В 71 году до н.э., вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима, были распяты более 6000 пленных рабов, которых взяли в плен римские солдаты после подавления восстания Спартака.

 

Закончив строительство, римляне обозначили конец дороги, установив там величественные колонны из мрамора.

 

Одну из них можно увидеть на том месте и сегодня, она является достопримечательностью Бриндизи (Брундизия). Вторая упала в конце 16 века и позже была отдана в дар городу Лечче, где ее установили в честь избавления от чумы.

В окрестностях городов, между которыми была проложена дорога, строились храмы, гостиницы и трактиры. В отдельных своих частях она имела (и имеет) некое подобие тротуара и скамейки для отдыха путников. Ширина дороги (как я уже говорила) составляет чуть больше 4 м, поэтому в прежние времена она позволяла спокойно разъехаться двум колесницам, а сегодня – двум машинам.

Значительная часть античных построек и сооружений вдоль нее в последующие столетия была разобрана на части, а в 18 веке параллельно ей проложили новую дорогу.

В позднем Средневековье Аппиева дорога фактически утратила свои функции и была частично демонтирована, а на большем участке покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 веках в окрестностях исторического маршрута производились обширные раскопки. Древние артефакты разошлись по сотням частных коллекций и музеев.

Чтобы отличить эту дорогу от одноименной, проложенной в 80-х годах 18 века, к ее названию делают приставку – Старая. Старой Аппиевой дороге есть, что вспомнить: по ней когда-то шагали грозные римские легионы, тянулись торговые караваны, скакали средневековые рыцари, проходили в святые места паломники, вдоль нее выстраивались церкви, вырастали кладбища, воздвигались распятия. Она стала общепризнанной и всемирно известной достопримечательностью Италии, неоднократно воспетой в литературе и запечатленной в произведениях живописи. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.

 

В 1988 году часть территории Рима вместе с Аппиевой дорогой получила статус археологического парка (Parco Regionale Della’Appia Antica). Большая часть древней дороги уже покрыта асфальтом, однако, наиболее крепкие фрагменты дорожного полотна сохранены в первозданном виде. По выходным и праздникам движение по историческому пути запрещено.

Порта Аппия (позднее «Ворота святого Себастьяна»). В античные времена Аппиева дорога брала свое начало у Капенских ворот неподалеку от Большого цирка. Но это строение до наших дней не дошло даже в виде развалин, поэтому отсчет принято начинать от ворот Святого Себастьяна. Они были и остаются самыми большими в древней Аврелиановой стене. Ворота Сан-Себастьяно были частью стены Аврелиана. Интересно, что эти ворота некогда назывались Аппиевыми, а свое современное имя получили только в 15-м веке.

И так, отсчет Аппиевой дороги принято начинать у ворот Святого Себастьяна

(Porta San Sebastiano). Это крупнейшие из всех сохранившихся античных римских ворот. Сооружали их поэтапно, в разное время. Разница хорошо заметна в архитектуре строения. Нижний уровень, построенный в III веке до н.э. из грубого камня, был низким, приземистым, прямоугольным в плане.

В V веке ворота укрепили и надстроили, добавив сверху две полукруглые башни из плотной римской кирпичной кладки, с аккуратно оформленными оконными проёмами и прямыми зубцами. Если остановиться, присмотреться и обойти постройку со всех сторон, можно увидеть на этих старых стенах немало интересного. Сохранились древнеримские «граффити», совсем как в наше время оставленные городскими жителями. Есть среди этих бытовых надписей и многозначительные изречения на иных языках, сделанные паломниками. В раннехристианский период верующие ходили через ворота к базилике Сан-Себастьяно и катакомбам, расположенным неподалёку.

За прошедшие века ворота Сан-Себастьяно повидали многое. С V по XVI век их сдавали в аренду римским коммерсантам, которые получали право брать пошлину за ввозимый товар. Дважды на протяжении XVI века ворота служили триумфальной аркой и были пышно украшены колоннами и скульптурами. Это происходило в апреле 1536 года, когда в Рим торжественно въезжал Карл V, и в декабре 1571 года, при встрече императора Марк Антонио. Колонны после победы при Лепанто. Тогда огромная толпа собралась посмотреть, как через арку ворот поведут скованных турецких пленных.

Сейчас в здании ворот Сан-Себастьяно открыт небольшой музей.

Арка Друза

Перед воротами, метрах в пятидесяти, возвышается Арка Друза Старшего (Arco di Druso), потом она была пристроена двумя стенами к Порта Сан Себастьяно. Сейчас эти стены разрушены, уцелевшая арка стоит отдельно. Довольно скромная с виду арка расположена непосредственно у ворот. (когда-то составляла с ними единое целое). Была версия, что она строилась как триумфальное сооружение, но такая гипотеза не подтвердилась. На самом деле это опора античного водовода — часть акведука. Это сооружение некогда поддерживало акведук Аква Антониана, Аква Марция,который подавал воду на термы Каракаллы, древнеримские термы.

Арка Друза когда-то была опорой античного водовода

Домине-Кво-Вадис

Церковь Домине-Кво-Вадис

Рядом с воротами находится небольшой храм Домине-Кво-Вадис (Domine quo vadis), официальное название Санта-Мария-ин-Пальмис (Santa Maria in Palmis).

«Domine, Quo Vadis?» — так звучат на латыни слова «Куда ты идешь, Господи», с которыми обратился к Христу апостол Пётр, бежавший из Рима. И ответил Иисус: «Туда, где я вновь буду распят!» Петру стало стыдно, он вернулся в город и принял мученическую смерть.

Следы ног Иисуса (копия), камне Ex Voto (напутствие Христа путешественникам).

На месте легендарной встречи в IX веке была воздвигнута эта церковь. Вначале она была совсем маленькой. В 1637 году её перестроили по воле кардинала Франческо Барберини. Внутри храма есть святая реликвия – каменная плита, на которой отпечатались следы ног Иисуса (в храме Domine Quo Vadis хранится копия плиты, оригинал содержится в другой базилике – в Сан Себастьяно фуори ле Мура). Через Аппиеву дорогу и маленький храм проходил постоянный поток пилигримов. Люди шли в Египет и Грецию, в Малую Азию. В древнем святилище путешественники в последний раз перед долгой дорогой молились, обращаясь к Господу с просьбами о благополучном возвращении. На каменной плите с отпечатками стоп Спасителя выбито напутствие всем идущим с пожеланиями удачной дороги.

На фасаде церкви существовала также надпись: «Остановись, путешествующий, войди в храм, где найдёшь след Господа нашего Иисуса Христа, оставившего на пути с апостолом Петром, бежавшим из римской темницы, и возьми с собой воск и масло, чтобы провести свою душу к Чистилищу». В 1845 году Папа Римский Григорий XVI приказал стереть эту надпись, поскольку посчитал её неуместной.

Парк Кафарелла

Большой парк Кафарелла (Parco della Caffarella)

Карфарелла – средневековый пасторальный парк, аналогов которому нет в римских окрестностях. Это удивительно живописный ландшафт с рощами, пещерами и ручьями, с обширными сочными лугами и стадами пасущихся овец. Это место обитания 78 видов животных и птиц.

В парке несколько памятников Античности и Средневековья:

· Нимфей Эгерии (II в. н. э.) построил Герод Аттик в память о своей жене Аннии Регилле.

· Гробница Аннии Региллы — хорошо сохранившийся двухэтажный кенотаф.

· Башня Валка — строение XII в. из туфовых блоков.

· Римская цистерна I н. э.

· Колумбарий Константина (II в. н. э.), в Средние века был переоборудован в водяную мельницу.

· Священная роща, которую повелел посадить Герод Аттик.

· Церковь Святого Урбана (II в. н. э.) — древнеримский храма, обращённый в Средние века в церковь.

Катакомбы Святого Каллиста

Это крупнейшие христианские катакомбы Рима, которые использовались для захоронений во II-IV веках.

В катакомбах Сан Каллисто

Катакомбы Сан Каллисто (Catacombe di San Callisto) протянулись на многие километры вдоль Аппиевой дороги. Горожане вывозили тела покойных за город и там предавали земле, замуровывая их в многоярусных подземельях.

· В «городе мёртвых» прохладно и сумрачно. Узкие каменные коридоры между замурованными нишами. Лестница папы Дамасия ведет вниз в папскую Крипту, где упокоились 9 понтификов, и в усыпальницу святой Цецилии. Если встать в дальний угол кубикулы Цецилии, можно разглядеть на стенах несколько фресок. Эти ценные росписи относятся к VIII – IX столетиям.

· 5 кубикул святых Таин в катакомбах Святого Каллиста предназначались для погребения членов одной семьи. Их стены украшены фресками III века, на которых изображены таинства крещения, евхаристии и общее воскресение.

· За кубикулами начинается Лестница мучеников (II в.), по ней спускались в катакомбы погребальные процессии с телами убиенных пап.

· К кубикулам Таинств примыкает секция святого Мильтиада (II в.). Она соединяет крипты пап и святой Цецилии с криптой Луцины, в которой был погребен папа-мученик Корнилий.

· катакомбы Святого Каллиста -- культура подземных захоронений язычников, христиан и иудеев.

· Рядом с катакомбами расположен уютный тенистый парк.

Многоуровневые катакомбы Святого Каллиста на 2-й миле Аппиевой дороги являются самыми древними из подземелий Рима. Кроме самого Каллиста, который был одним из первых римских пап, здесь похоронены еще несколько понтификов и 8 христианских епископов. Многие тоннели до сих пор не раскопаны и не изучены. Но паломники и туристы идут сюда ради древней Крипты Пап и гробницы святой Цецилии с красивой мраморной статуей.

Катакомбы святого Каллиста привлекают внимание своей криптой и красивой мраморной статуей у пола.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: