Разделение властей как принцип организации современного государства




Разделение властей – это принцип, согласно которому государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Вся полнота власти не может находится в руках одного человека или одного органа. Если это происходит, то неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и т.д. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Идея о разделении властей, высказанная еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Полибий, Цицерон, Марсилий Падуанский) была сформирована в качестве самостоятельного учения в Новое время Дж. Локком (1632-1704) и Ш.Л. Монтескье (1689-1755). Начиная с конца XVIII — начала XIX вв., принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Учение о разделении властей, связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом. Впервые юридическое закрепление принцип разделения властей получил в Конституции США 1787 г. В современную эпоху принцип разделения властей составляет краеугольный камень конституционализма. Высшие органы государства, действующие на основе принципа разделения властей, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей считали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам, которые создают законы, изменяют и отменяют их. Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное назначение – реализация законов. В подчинении исполнительной власти находится чиновничий аппарат, министерства и ведомства. Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть.

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.


[1] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 39.

[2] Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2012. С. 56.

[3] Субординация – это система подчинения нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим; исполнение правил служебной дисциплины.

[4] Координация – это согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие.

[5] Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных, воспитательно-образовательных или иных функций некоммерческого характера.

В зависимости от собственника выделяют:

Государственные учреждения - учредителями выступают различные государственные органы

Муниципальные учреждения - учредителями выступают различные муниципальные образования

Частные учреждения - учредителями выступают коммерческие организации.

Государственное или муниципальное учреждение бывают: бюджетными, автономными, казенными.

Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными, т.е. их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования.

Cоздавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

[6] Предприятие — имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Включает в себя все виды имущества, используемые для этой деятельности, в том числе:

земельные участки; здания, сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути; оборудование; инвентарь; сырьё; продукцию; права требования; долги; исключительные права (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания).

Предприятие — обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Производственное предприятие также называют производством.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности. Может являться объектом купли и продажи. В этом случае предприятие является объектом деятельности.

[7] Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2012. С. 57.

[8] Там же.

[9] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 43.

[10] Там же.

[11] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 41.

[12] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 41.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: