Социально-биологические основы сексуальности человека.




Содержание

 

Введение …………………………………………………2

 

Мужская и женская сексуальность…………………….10

Заключение………………………………………………18

 

Литература

 

1. Кон И. С. Введение в сексологию.— М.: Медицина, 1988.

2. Ю.П. Прокопенко. - "Сексуальность: современный взгляд на

вечную проблему" M.:1991.

3. М. Кинесса, "Физиология половой жизни человека" или "Брак под микроскопом", 1998 год.

4. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с. https://www.pedlib.ru/Books/2/0356/index.shtml

5. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.

6. Жуковский М.А., Лебедев Н.Б., Семичева Т.В., Чхеидзе Л.В., Хайсман А.Е. Нарушение полового развития. - М.: Медицина, 1989.- 272 с.

https://bono-esse.ru/blizzard/Detigyn/NPR/npsr1.html

https://bono-esse.ru/blizzard/Detigyn/NPR/npsr2.html

7. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. – СПб.: СпецЛит, 2001. – 463 с.

8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). – М.: Медицина, 1979. – 608 с.

8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с.

9. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с. https://www.pedlib.ru/Books/3/0428/index.shtml

 

 

Введение

 

Социально-биологические основы сексуальности человека.

В момент оплодотворения создается хромосомный пол женщины XX или мужчины XY. Комбинация хромосом определяет генетическую программу разви­тия индивида. Мужские фетальные (зародышевые) гонады форми­руются из зародышевых гонад у плода с хромосомным полом XY под влиянием H-Y антигена, образуя гонадный пол. В последующем они превращаются в семенники. При отсутствии этого ан­тигена у плодов с хромосомным полом XX развиваются женские гонады, которые в дальнейшем преобразуются в яичники. Эти пре­вращения заканчиваются на 7-й неделе внутриутробного развития. Мужские гонады (андрогени) продуцируют зародышевые гормоны, приводящие между 4-м и 6-м месяцами к дифференциации цент­ральной нервной системы (ЦНС) по мужскому типу. Под влияни­ем эстрогенов тогда же формируется ЦНС женского типа. В резу­льтате уже центральная нервная система дифференци­руется по половому признаку.

 

Несмотря на это, половая дифференциация определяется как гормонами, так и мозгом. В свою очередь продукция гормонов на­ходится в зависимости как от внешних факторов, т. е. от инфор­мации, получаемой мозгом из окружающей среды, так и от обмена веществ. Половая дифференциация, приводящая в конечном итоге к половому диморфизму (разнице между полами), складывается не только из генетических, гормональных, соматических, но и из по­веденческих и психологических различий, а также и сексуальной ориентации. Иллюстрацией могут быть гермафродиты - лица, имеющие признаки мужского и женского пола, поведение которых в основном определяется вос­питанием.

Даже вполне нормальное биологическое развитие, включающее пре- и постнатальный периоды, само по себе еще не делает человека мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Критериями решения вопроса об отсутствии или наличии от­клонений в развитии могут быть осведомленность детей в вопро­сах пола, формирование маскулинных (у мальчиков) и феминин­ных (у девочек) черт, а также сексуальное поведение. Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом, который включает в себя:

Ø половую идентификацию,

Ø стереотипы полоролевого поведения

Ø и психосексуальные ориентации.

 

Динамика полоролевого поведения. С самого рождения мальчики и девочки отличаются.

Сексуальное поведение. К проявлениям детской сексуально­сти относят поглаживание, чесание, трение, сдавливание половых органов, сосание пальцев и языка, кусание губ, растирание, трение низа живота, бедер. Проявлениями сексуальности также считаются чрезмерная нежность, сквернословие, соответствующие фантазии, письмо и рисование неприличного содержания, подглядывание за обнаженными людьми, причинение боли другим, стремление ис­пытать мучения, разглядывание изображений обнаженных людей. Судить об истинной сексуальности можно лишь по соче­танию с другими проявлениями.

Психосексуальное развитие у детей проходит несколько фаз: оральную, анальную, генитальную и латентную.

Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности:

Оральная (0 – 18 мес.)
Анальная (18 мес. – 3 года)
Фаллическая (3 года – 6 лет)
Латентная (6 – 12 лет)
Генитальная (период полового созревания и до 22лет)

1. Оральная стадия (по Фрейду)

В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально - зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама.

 

2. Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий.
Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

 

3. Фаллическая стадия. Эдипов комплекс. Комплекс Электры

Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких – то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют «первичную» сцену.

 

4. Латентная стадия

В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации (переориентации на социальную активность) направляется во вне. В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

 

5. Генитальная стадия

После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают формироваться сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза Генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

 

Биологические факторы. В этом возрасте устойчивые связи между центром и периферией репродуктивной системы. Гормональный по­ловой диморфизм в препубертатном возрасте свидетельствует о том, что развитие у мальчиков и девочек протекает различно, а остановки психосексуального развития не существует.

 

Сексуальное поведение. Сексуальное поведение мальчиков и девочек препубертатного возраста подра­жательно, носит характер поиска информации, ознаком­ления с проблемой, пробного осознания своей маскулинности или фемининности.

 

Средовые факторы. Влияние этих факторов независимо от пола и более демонстративно, чем биологических. Переход от игр к учебной деятельности, появление трудовых обязанностей, воз­никновение отношений со сверстниками, новый тип отношений со взрослыми, изменение критериев самооценки и др. - все это уча­ствует в формировании личности мальчика и девочки. Феминиза­ция школы и установки педагогов влияют на полоролевое форми­рование детей, маскулинизируя девочек и феминизируя мальчиков или утрируя полоролевые проявления.

 

Половое самосознание. Самосознание у девочек формирует­ся быстрее, чем у мальчиков: Они раньше взрослеют. У них рань­ше возникает сложная рефлексия, чувство одиночества, у них сильнее потребность во взаимопонимании и психологической бли­зости. Они в сравнении с мальчиками больше ориентированы на словесное общение, чем на совместную активность.

Сексуальное поведение. Возраст полового созревания - на­чало развернутых проявлений либидо (Либи́до (лат. libido — похоть, желание, страсть, стремление). Окружающая среда форми­рует направление и стиль сексуальной активности. Сексуальная активность подростков может опережать психосексуальное разви­тие и сексуальную потребность. Подростковая сексуальность характеризуется несколькими осо­бенностями: 1) сексуальность изолирована от других составляю­щих любви; 2) переживание сексуального влечения сильнее само­го влечения, ограничены возможности реализации влечения, а бо­гатые эротические переживания создают напряжение, иногда с крайними формами сексуального поведения; 3) сексуальное пове­дение подростка - это сексуальное экспериментирование, состоя­щее из аутоэротической, гомосоциальной и гетеросоциальной направленностей.

 

Н ачало половой жизни. В настоящее время, когда мо­раль стала менее строгой, характер сексуальности не зависит на­прямую от степени асоциальности поведения подрастающего по­коления. Снижение возраста начала половой жизни, происходившее в предшествующие десятилетия, остановилось на уровне около половины «искушенных» к 16 годам. Раннее нача­ло половой жизни чаще наблюдается у активных, легко общающихся, коммуникабельных, но в то же время проявляющих излишнюю тягу к риску, аван­тюрному поведению, конфликтных по отношению к взрос­лым, склонных к употреблению алкоголя и наркотичес­ких средств. Позднее начало половой жизни чаще наблюдается у лиц с более развитым чувством ответственности, испо­ведующих определенные нравственные ценности и в то же время трудно общающихся, менее уверенных в себе, бо­лее тревожных.

Изучение психосексуального развития и его понимание имеет большое значение и для педагогов, и для психологов; работающих с детьми и подростками без отклонений и с проблемами в разви­тии. Имеющееся свое­образие личности мальчика и девочки, юноши и девушки требует различного подхода при анализе индивидуальных особенностей их личности, поведения в процессе воспитания, при составлении учебных программ, при коррекции возникающих психологических трудностей.

Оценивать психосексуальное развитие следует по фор­мированию половой идентичности, полоролевому поведению, диффе­ренцированному развитию мужественности или женственности, информированности в вопросах пола, сексуальным проявлениям.

Термины пол, половое используются для обозначения био­логических, психологических и социальных различий представите­лей мужского и женского пола.

Термины сексуальность и сексуальное употребляют­ся для описания всего того, что связано с инстинктивной потребностью в продолжении рода (сексуальное влечение, сексуальные переживания, сексуальные нормы, мораль, типы и техника сексуаль­ного поведения).

Эротика и эротическое — отображение в сознании все­го, касающегося сексуальных проявлений (эмоциональные реак­ции и установки, эротические образы, мысли, фантазии, снови­дения).

Важнейшими категориями половой социализации являются половое самосознание (половая идентичность, половая аутоидентификация) и полоролевое поведение. Половая идентичность есть осознанная принадлежность индивида к определенному полу, а полоролевое поведение есть публичное выражение половой идентичности, соответствующее принятым в обществе нормативам и обеспечивающее индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих.

Неправильное употребление этих терминов может привести в конечном итоге к неэффективным или неправильным коррекционно-педагогическим вмешательствам.

Отношение общества к сексуальным проблемам, с течением времени значительно изменилось. Все более терпимым становится отношение к "нетрадиционному" поведению: добрачным связям и внебрачным беременностям, к позднему вступлению в брак и холостякам: а также к индивидуальным особенностям сексуальности человека. Изменились и понятия женственности и мужественности: если 100-200 лет назад женщина должна была быть мягкой. нежной, заботливой, замкнутой на семье и детях, зависимой от мужа, то в наше время равноправия обоих полов она приобретает мужские черты поведения и характера - энергичность, предприимчивость, ориентированность на общественную деятельность и др. Тем не менее, на появление термина «бизнес леди», в народе, быстро отреагировали частушками цитирую: «Будешь слишком деловая-пропадет функция половая». Со своей стороны, "идеальный мужчина", не потеряв такие традиционные черты, как сила, резкость, биологичность в подходе к женщине, достаточная грубость чувств и поведения, включает и более смягченные проявления, некоторую феминизацию. Для успешного выполнения общественных обязанностей более, чем сила и ловкость, необходимо умение уживаться с окружающими, находить общий язык, словом - сотрудничество, а не агрессивность. Можно без преувеличения сказать, что в наше время прежний идеал "истинного мужчины" ценится главным образом среди юношей, а также у людей определенного круга воспитания.

Кстати, тревожные данные о том, что в России от 20 до 50% браков распадаются в течение года с момента их заключения, не совсем точно отражают действительность: распадаются не обязательно браки первого года (средняя длительность супружеского союза до момента развода достигает 10—12 лет). По данным социологов, у нас в стране более 70% разводов происходит из-за половой неудовлетворенности одного или обоих супругов. Эту причину указывают в заявлении около 12% мужчин и 14% женщин. Интересно, что 30 лет назад мужчины ссылались на сексуальную неудовлетворенность в 10,4% случаев разводов, а женщины — в 4,3%. Очевидно, что отношение женщин к браку значительно изменилось. Однако не следует думать, что за это время множество мужчин внезапно перестали удовлетворять своих жен в интимном плане - это было бы классической вульгаризацией интимных отношений, сведением их только к половому акту.

Интимные отношения — часть общих отношений, и в них, как в линзе, фокусируются все плюсы и минусы взаимоотношении супругов (партнеров). Анализ бракоразводных дел показал, что более чем в 30% случаев мотивами разводов являются "несходство характеров", "отсутствие общих интересов" и др. За этими поводами скрывается все та же причина — отсутствие интимного (то есть глубокого, душевного) родства.

Известно, что брак основывается на "трех китах": любви, детях, общих экономических интересах. В современных условиях – третий кит изначально играет не столь уж большую роль, как раньше. Отсутствие детей (по статистике бесплодна каждая 6—7-я супружеская пара) может обострить, испортившиеся взаимоотношения супругов. Индивидуальное понимание смысла любви и сексуальности, нередкое отождествление брака и страстной влюбленности делают и "первого кита" весьма уязвимым. Не столь редкое вынужденное сохранение брака в силу материальной зависимости, социальных причин, чувства долга по отношению к супругу или детям неизбежно отражается на сексуальных отношениях, что, создавая напряженную обстановку в семье, разрушает "тихую гавань", делая человека уязвимым в плане физического и психического здоровья, отрицательных социальных воздействий. Половая неудовлетворенность, жалобы на которую предъявляет все большее число людей, может приводить к развитию застойных и воспалительных явлений в половых органах, бесплодию, росту миомы матки и эндометриозу, неврозам (около 60% в структуре неврозов у женщин и мужчин), проявлению скрытых психических заболеваний, расстройствам эрекции и семяизвержения у мужчин, Урежению оргазма (брадиоргазмия). (Это самая легкая степень оргазмической дисфункции) у женщин.

Люди, живущие гармоничной семейной жизнью, гораздо реже страдают неврозами. Хорошо известно, что сексуальная дисгармония чаще всего сама является проявлением расстройств нервной системы, но, несомненно, существование и обратной связи. Неудачи в интимной жизни значительно снижают работоспособность (до 20 и даже до 50%). На этом фоне может возрасти число преступлений и самоубийств на сексуальной почве.

"Казарменный" подход к решению сексуальных, интимных проблем, жесткое деление на "белое и черное" создает условия для невротизации многих абсолютно здоровых людей. Есть замечательное изречение: "Если бы человек был столь же привередлив в вопросах питания, как в своих сексуальных запросах, большинство человечества умерло бы с голоду". К сожалению, такую вариабельность абсолютно нормальной сексуальности часто не принимают во внимание не только консервативные личности в любых слоях общества, но и часть врачей, социологов, ученых. Иной раз приходится видеть книги (чаще научно-популярные), в которых под маской гигиенических советов проповедуется жесткая регламентированность интимных отношений. Между тем, даже в медицине, не говоря уже о психологии, социологии и других науках, которые, так или иначе рассматривают вопросы человеческого поведения, почти нет строго фиксированных норм, а существуют некоторые допуски "от... и до...". Да, температура 36,6 °С — нормальная для всех, но нормы гемоглобина от 12 до 14 единиц, средний рост мужчины от 173 до 176 см и т. д. При этом, чем более сложные процессы или показатели рассматриваются, тем шире колебания между крайними показателями нормы.

Генетический пол, склонность к тем или иным заболеваниям, тип нервной системы и другие врожденные показатели обусловливают и определяют некоторые границы биологических, а порой и социальных проявлений человеческого существования. Они составляют основу, так называемой конституции организма: никогда низкорослый человек не станет чемпионом мира по бегу — ему не позволит его конституция. Однако помимо врожденности действуют еще и изменчивость, то есть вариабельность признаков, их колебания (в пределах, обусловленных конституцией): пожилой и низкорослый мужчина может бегать быстрее молодого и длинноногого в силу своей тренированности, гениальный математик может никогда не проявить свой гений, если не получит соответствующего образования. У человека изменчивость чрезвычайно социализирована. Неблагоприятная экологическая обстановка, плохое питание, чрезмерная физическая и психическая нагрузка, неадекватное воспитание и другие неблагоприятные факторы могут способствовать задержке развития, причем намного ниже врожденных возможностей. И наоборот — положительное влияние со стороны семьи и общества сформирует способности на верхнем пределе врожденных возможностей. Сексологи пользуются термином "половая конституция", подразумевающим совокупность устойчивых физиологических показателей, складывающихся из врожденных факторов, претерпевших изменения под влиянием условий развития (биологических и социальных) в раннем возрасте. Половая конституция характеризует сексуальные потребности и возможности человека, определяет устойчивость его сексуальных показателей в условиях чрезвычайной интенсивности, резкого ограничения и других неблагоприятных воздействий. Половая конституция мужчины складывается из следующих показателей: возраст пробуждения полового влечения, возраст первого семяизвержения, максимальный эксцесс (повторные сношения в течение одной встречи) в любом возрасте, возраст перехода к размеренной и ритмичной половой жизни, а также длительность брака к этому моменту, оволосение лобка, пропорции телосложения (в частности — отношение роста к длине ноги). Одни из этих факторов больше зависят от врожденных или гормональных влияний, другие — от воспитания и взаимоотношений в браке. Ориентируясь на половую конституцию, можно индивидуально оценить сексуальные показатели. Например, половая жизнь с частотой 1 сношение в неделю может быть верхним пределом нормы для мужчины со слабой половой конституцией, а может являться следствием социальных влияний у мужчины с сильной половой конституцией (нарушение взаимоотношений в семье, чрезмерные физические нагрузки, несовпадение ритма труда у супругов и др.). Понятно, что во втором случае улучшение питания, взаимоотношений, лечебные мероприятия могут ощутимо улучшить (а точнее, нормализовать) сексуальные показатели. Половую конституцию женщины оценивают по возрасту появления регулярных менструаций и регулярности менструального цикла, срокам наступления и характеру течения беременности, возрасту пробуждения полового влечения, показателям оргазма, оволосению лобка, пропорциям телосложения. Поскольку основной биологической функцией женщины является продолжение рода, проводится оценка менструальной и детородной функции, которая, в общем, не относится к узко понимаемой сексуальности. Самое понятие нормы в сексологии — вопрос достаточно сложный. Поскольку половая жизнь — не просто физические телодвижения, можно говорить о моральной норме — насколько то или иное поведение соответствует воспитанию, общепринятым стандартам поведения и др. Есть также статистическая норма — средние показатели, определяемые у большой группы людей. Однако эта норма может вступать в противоречие с нормой конституциональной (физиологической). Следует также иметь в виду возрастную норму, поскольку и качество и число сексуальных проявлений с возрастом значительно меняются. Но, принимая во внимание все эти аспекты нормы, всегда следует иметь в виду, что половая функция — парная, и только в рамках конкретной пары можно говорить об удовлетворенности каждого партнера собственными сексуальными показателями и сексуальными взаимоотношениями.

По данным К. Штарке и В.Фридриха, сексуальная удовлетворенность и психическое благополучие взрослого человека во многом зависят от морально-психологической атмосферы, в которой протекало его детство. Доверительные отношения с родителями, особенно с матерью, общая эмоциональная раскованность и открытость семейных отношений, терпимое, светское отношение родителей к телу и наготе, отсутствие жестких вербальных запретов, готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы - все эти факторы облегчают ребенку формирование здорового отношения к сексуальности. Однако они в свою очередь зависят от множества социокультурных условий: образовательного уровня родителей, моральных принципов, усвоенных ими в детстве, и их собственного сексуального опыта, а также от общих ценностных ориентаций культуры, на которые осознанно или неосознанно равняются индивидуальные семейно-бытовые отношения, вербальные запреты, телесный канон и т. п. Игнорировать эти исторические, прежде всего национальные различия, и пытаться насильственно ломать их - бессмысленно и опасно.

Однако здоровая сексуальность предполагает не только принятие собственной чувственности и телесного Я, но и выработку целой системы нравственно-коммуникативных качеств и навыков, которые можно приобрести только в практическом общении с другими людьми. А.С.Макаренко был глубоко прав, когда писал, что человеческая любовь "не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы "любовной" любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая".

Помимо семейных условий, важным фактором психосексуального развития человека является опыт разностороннего, с раннего детства, общения между мальчиками и девочками. И эксперименты с животными, и многочисленные наблюдения за детьми показывают, что коммуникативные свойства личности, ее способность к эмоциональному сопереживанию и душевной открытости во многом зависят от дружеских отношений с лицами противоположного пола в детстве. Не нужно бояться детских и подростковых влюбленностей. Хотя они подчас представляют взрослым много хлопот, в долгосрочной перспективе отсутствие таких контактов гораздо опаснее.

Несмотря на всю демократизацию взаимоотношений между юношами и девушками, психологически они совсем не так элементарны, как подчас кажется взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован, что создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо себя вести в ситуации ухаживания, например во время свидания. Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди остаются глухи к переживаниям друг друга, даже собственные чувства отступают перед вопросом, "правильно" ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание - это игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой - довольно неопределенны. Не заботиться об этих правилах может лишь тот, кто уже овладел ими или кто целиком поглощен любовью. Первое дается опытом, второе - глубиной и зрелостью чувства.

Это касается не только ритуала знакомств, свиданий, поцелуев, но и самой интимной близости. Хронологическое расстояние от знакомства и влюбленности до половой близости у современной молодежи значительно короче, чем раньше. Например, среди немецких юношей и девушек, опрошенных К.Штарке, одновременное начало любовных и сексуальных отношений с будущим супругом зафиксировано у 5%, с интервалом в 1 месяц- у 13%, до четверти года - у 29%, до полугода - у 22%, до года - у 19%, более года - у 12%. У 40% опрошенных К. Штарке молодых людей уже первая любовь завершилась интимной близостью (у 50% первая любовь осталась целомудренной, а 10% начало половую жизнь еще до настоящей влюбленности).

Однако независимо от мотивации и нравственной стороны дела сексуальная инициация, т. е. первая половая близость, часто напоминает экзамен. Хотя это событие предвосхищается в мечтах и ему, как правило, предшествует определенная подготовка (петтинг и т.п.), оно нередко сопряжено с психологическими трудностями. Неопытный юноша иногда боится неудачи (отсутствия эрекции или преждевременной эякуляции), девушка не уверена в своей сексуальной привлекательности, обоих могут шокировать непривычные телесные запахи, семенная жидкость и увлажнение влагалища иногда воспринимаются как "грязь" и т. п. Обилие незнакомых ощущений и сама ситуация "проверки", "испытания" заставляют молодых людей прислушиваться больше к своим собственным переживаниям, чем к чувствам партнера, что отнюдь не способствует самозабвению.

Хотя прямой зависимости между разными сферами общественного и личного бытия нет, тем более нет и обратной их зависимости. Особенно поучительно приведенное немецкими учеными сравнение сроков начала половой жизни со школьной успеваемостью подростков. Здесь выявились следующие тенденции.

1. Юноши, начинающие половую жизнь между 17-м и 18-м годом, имеют в среднем лучшую успеваемость, чем те, кто делает это раньше или позже.

2. Девушки, начинающие половую жизнь до 16 лет, учатся хуже тех, кто делает это между 17-м и 19-м годом.

3. Студенты, окончившие школу на "отлично" и "очень хорошо", начинают половую жизнь в среднем в 17,6 года, окончившие на "хорошо" - в 17,3 года и на "удовлетворительно" - в 16,9 года. У студенток такой статистической связи не обнаружено.

4. Юноши и девушки, часто меняющие сексуальных партнеров, учатся в среднем несколько хуже тех, чьи сексуальные отношения стабильны.

Какова же в дальнейшем судьба отличников, - вопрос не исследован?!

Это значит, что социально неблагоприятным (с точки зрения учебной успеваемости) фактором для юношей является слишком раннее или слишком позднее (по сравнению со статистической нормой для данного поколения и субкультуры), для девушек - слишком раннее начало половой жизни и для обоих полов - экстенсивные и поверхностные сексуальные контакты. Что же касается более старших юношей и молодых взрослых, то для них половая жизнь, если она принимает социально и культурно приемлемые формы, имеет положительное значение; считать ее несовместимой с общественно-трудовой, культурной и прочей социальной активностью нет никаких оснований. О взаимосвязи сексуального поведения и типа личности речь пойдет позже. Однако уже у подростков эта связь неоднозначна.

Психологи, социологи и психиатры невольно следуют стилю мышления и ценностным ориентациям своей эпохи. В начале XIX века много писали об опасностях и отрицательных последствиях раннего начала, и экстенсивных форм половой жизни и мало кто обращал внимание на явно невротические черты так называемой романтической личности с ее экзальтацией, мистицизмом и неспособностью к простым человеческим отношениям, включая сексуальные. Во второй половине XX века, наоборот, подчеркиваются патогенные аспекты некоммуникабельности, сексуальной заторможенности и т.д. На самом деле плохи любые крайности. В то же время нельзя - это и жестоко, и бессмысленно - подгонять всех людей под один ранжир. "Величайшая возможная ошибка в этой области... - представление, что все остальные люди в точности такие же, как мы, а если нет, то они должны стать такими... Никакие сексуальные правила, законы или идеалы не охватывают в равной степени интроверта и экстраверта, невротика и устойчивого индивида; пища одного человека может быть ядом для другого. С понимания этого начинается психическое здоровье". Индивидуальные вариации и типы человеческой сексуальности тесно связаны с половыми различиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: