Встаньте, расставьте ноги на ширине плеч. Расслабьте колени. Держа правую руку ладонью вниз, коснитесь ею пола впереди и чуть левее вашей левой ступни. Пусть в 1ши колени сгибаются и поворачиваются так, чтобы вам было легко выполнить движение. Не переставляйте ноги. Касайтесь пола и возвращайтесь в исходное положение много раз, до тех пор, пока движение не станет для вас привычным. Продолжайте выполнять движение и каждый раз, когда наклоняетесь к полу и поднимаетесь обратно, следуйте траектории своего таза.
Теперь представьте, где бы оказались ваши колени, если бы вам пришлось продолжать следовать за движением таза, стоя в позе, когда рука соприкасается с полом. Что будет делать ваше тело и где в конце концов приземлится ваш зад? Движение должно выполняться непрерывно, без остановок и без каких бы то ни было изменений. После того как вы дотронулись до пола, оставьте на этом месте ладонь и, не меняя положения ног, позвольте ступням поворачиваться в одном с вами направлении. Вы обнаружите, что будете закручиваться до тех пор, пока не сядете по-турецки, глядя в сторону, противоположную той, с которой начинали. Теперь поднимитесь, не отрывая руки от пола, где вы его коснулись, когда садились. Должно повториться то же восходящее винтовое движение, и таз должен пойти по той же траектории. Заметьте, какая нога каждый раз оказывается поверх другой, когда вы так садитесь. Достигнув непрерывности восходящих и нисходящих движений, попробуйте то же самое выполнить левой рукой, на этот раз дотрагиваясь до пола ею. Прежде чем начать, несколько раз представьте себе эти движения.
[Далее следует продолжение урока.] Решите для себя, в какую сторону вы хотите подняться, и расположите ноги так, чтобы вам это удалось. Вы увидите, что само направление, в котором вы поворачиваетесь, определяет, какая рука и какая нога вам в этом помогут и как нужно расположить ноги. Удивительно? Вы видите? Вам даже не нужно для этого раскачиваться. Как только вы представите себе свой таз, перестанет иметь значение, какую ногу и руку вы задействуете. Ваша нога и таз очерчивают непрерывную кривую линию. И заметьте, ваши ноги и руки сами прекрасно найдут верное направление, хотя большинство учителей настаивали бы на точном времени, определенной ноге и конкретной руке. Знайте,г вы можете выполнять движение как следует, > и эта мысль приводит в порядок каждую голову и каждое тело. Теперь, пожалуйста, встаньте. Это уже труднее. Решите, какой рукой вам опереться о пол, — это определит, в какую сторону вы повернетесь, чтобы сесть. И вам не придется принимать решение: положив на пол руку, вы обнаружите, что низшая система помнит, в каком направлении поворачиваться, как сесть и что делать. Другими словами, вы увидите, что можете учиться, схватывая все в сто раз быстрее, чем просто выполняя монотонные упражнения. Как только вы начнете чувствовать, воспринимать, действовать и думать одновременно, вы обнаружите, что за десять минут вы сможете выучить все от и до. В процессе обучения, о котором я говорю, вы, скорее всего, убедитесь, что чем человек старше, опытнее и мудрее, тем быстрее он учится. И это не имеет никакого отношения к тому, болеет ли человек артритом, имеет ли заболевание сердца или у него еще какие-нибудь проблемы.
|
Теперь дайте себе минуту на то, чтобы самим попробовать сделать все, что вам захочется, и подумать о том, что можно было бы улучшить в вашем движении. Одновременно поднимите голову, посмотрите на потолок и напрягите шею. Обратите внимание на то, что происходит с вами и с вашим дыханием. Вы выполняете движение по образцу, и все же оно бестолковое. Очевидно, раньше, сами того не осознавая, вы использовали голову гораздо лучше, чем теперь, тем не менее, вставая, вы должны суметь увидеть потолок. Каким же образом вы сможете правильно подняться и увидеть потолок? Вероятно, при помощи вашего собственного ощущения того, как это правильнее сделать, которое вы приобрели с опытом. Повторите то же самое, но вставайте, глядя в направлении своих половых органов. Снова выполните движение, переводя взгляд с одного человека на другого. Это означает: с себя на потолок, с потолка на себя.
|
[Человек, у которого болит спина, останавливается. Он сидит со скрещенными ногами, высоко подняв колени. Мойше комментирует.] У вас ничего не получается. Тем не менее, если вы выполните движение правильно, при условии, что вы не будете его делать как гимнастическое упражнение, ваша спина пойдет на поправку. Выполняйте его как можно медленнее, выясняя, почему и где вы так глупо распоряжаетесь своей спиной. Вам не нужно вставать, оставьте эту идею. Ваши ноги зажаты. Вы знаете почему? Мне бы хотелось, чтобы вы увидели и осоз нали, когда функциональная интеграция сделает различие и когда никто в мире не сможет сделать это движение лучше вас. Видите, эта женщина встала первой, хотя последние шесть недель у нее были боли в спине. Если сделать рентген, то будет видно, что расстояние между позвоночными дисками несколько сужено, и ей предложат либо корсет, или, если станет хуже, операцию. Теперь взгляните на ее колени! И на его колени! Вы видите, насколько они далеко от пола? Знаете почему? Смотрите. [Мойше просит мужчину, на которого он указал, округлить спину и ближе сдвинуть колени.] Посмотрите, у него поднимаются колени, значит, работают не они, а поясница. И не пытайтесь этого изменить. У вас болит поясница, потому что вы счастливый человек. Боль предупреждает вас, что если вы сделаете еще несколько неправильных движений, то у вас возникнут такие чудовищные осложнения с позвоночником, что вы не сможете выпрямить ног и окажетесь парализованным. Мы так устроены, что сначала чувствуем боль. Вся структура мозга, спинной мозг и позвоночник в целом устроены таким образом, что чувствительные нервы находятся снаружи, а двигательные — внутри позвонков. Между каждыми позвонками двигательные и чувствительные корешки объединяются в нерв. Боль заставляет вас тормозить двигательные корешки, чтобы вы не могли сделать причиняющего боль движения и повредить двигательную часть нерва. Если бы было наоборот, то сначала вы бы оказались парализованы, а лишь затем появилась бы боль. Боль показывает вам путь к выздоровлению, чтобы на всю оставшуюся жизнь вы смогли от нее избавиться.
|
Итак, чему же вы должны научиться? Сядьте, расположив ноги крест-накрест, и обопритесь на руки сзади. Попытайтесь осторожно поднять колени и проделайте это десять раз. Поднимайте и опускайте, стараясь широко их не разводить. Теперь выполняйте это движение мельче, но чаще, вот так — пап...пап...пап... где-то около тридцати раз. Обратите внимание на свое дыхание.
Сделайте около тридцати движений, добившись их монотонности, и вы все меньше и меньше будете препятствовать своей цели. Медленно придвиньте обе ноги чуть ближе к себе. Плавно, и лишь те, кто хорошо себя чувствует. Раскрылись ли ваши колени больше, чем прежде? Немного. А раз так, проверьте, можете ли вы уже с большей легкостью передвигаться чуть вперед и назад. Теперь поменяйте местами ноги и снова поднимите колени. Осторожно вытяните ноги и медленно переставьте их так, чтобы они оказались к вам ближе. Можете помогать себе руками. Передвигая ноги, расположите на полу правую руку позади левой. Заметьте, что, пока вы выполняете это движение, ваш таз покачивается. Остановитесь и обопритесь на обе руки позади себя, оставив правую руку на месте и придвинув к ней левую. Теперь, находясь в этой позе, почти не двигаясь, представьте, что вы собираетесь-передвинуть таз так, что давление, которое, он испытывает, придется на переднюю часть-седалищной кости. Это значит, что вы не-i много выпячиваете живот и голова стано-s вится выше. Теперь сделайте наоборот и несколько раз плавно повторите это движение. Вы увидите, что на самом деле источник ваших неприятностей находится не внизу, где вы чувствуете боль, а выше, в дорсальной части позвоночника. Много раз повторите движения вперед и назад. Позвольте движению самому регулировать ваше дыхание. Теперь поменяйте руки так, чтобы правая оказалась впереди, ближе к ноге, и медленно выполните то же движение. Насколько оно для вас необычно? Помните о плечах, грудной клетке и грудине. Как насчет ключиц? А лопаток? Обратите внимание, что меняется, когда она думает о движении? Даже глаза находятся в другом месте.
Знаете, глаза человека обычно двигаются по горизонтали, в противном случае он становится рассеянным. Что-то нарушает его внимание, зрение, а это признак того, что, возможно, человек испытывает боль. Теперь заведите обе руки назад и сделайте то же самое легкое движение, едва-едва. Разведите колени, и хотите вы этого или нет, но не разжимайте их силой. Медленно поменяйте местами ноги. Видите? У нее отличная нервная система, однако разговоры мешают думать. Хорошо. Теперь перенесите правую руку влево и посмотрите, можете ли вы руками придвинуть ноги поближе к себе? Перенесите руки в одну сторону и проверьте, можете ли вы подняться налево. Для больной спины это чертовски здорово. Теперь не так больно? Нет. Вот и все, что мы можем сделать. По тому, насколько раскрылись колени, видно, что спина практически не напряжена. (Ответ: «Да, это действительно так».)
Если в другой раз вы решите сделать что-нибудь в том же духе, то поймете, что боль ушла.
Чтобы добиться улучшения в короткие сроки, я работаю с человеком, используя свои руки, добиваясь таким образом необходимой сенсорной реакции. Когда человек годами испытывает по-настоящему сильную боль, то перестает верить, что это можно изменить. Такой человек сам себе мешает и не выполняет движения так, как это делаете вы. Поэтому он не может поправиться, пока я не пройду через все вместе с ним. Я представляю себе это танцем и могу заставить его танцевать со мной. Вот что мы называем функциональной интеграцией.
Уже прошел час, и будет полезно сделать перерыв и пройтись, чтобы продолжить со свежими силами. Можете ли вы припомнить, что я делал? Перед тем как выйти, подумайте, что вы узнали нового, причем вспоминайте не только то, что можно записать на бумаге. Кстати, я советую вам воскресить в памяти все, что вы хотели бы запомнить, и позже в своей комнате аккуратно и содержательно все записать. Так вы запишете то, что знаете. Иначе, если вы будете писать здесь и вдобавок записи будут сделаны быстро, на скорую руку, то, читая их позже, вы прочтете то, о чем мы не говорили. И уже через час вы не будете понимать, что вообще имелось в виду. Записывать — значит старательно заниматься формальным обучением и упражнением, не думая головой и не используя мыслительные способности. Такого рода обучение принесет вам совсем немного пользы — вы останетесь такими же, как прежде, — на пути к своей цели, а реализованы будут лишь несколько ваших фантазий. Делая записи, вы останавливаетесь в развитии, к которому стремитесь.
Хорошо. А сейчас задумайтесь на минуту о том, чему мы научились, что вас поразило, что было ново. Мы затронули несколько очень важных моментов: вопрос о центре тяжести, вопрос о том, какое движение самое лучшее, о том, что таз должен описывать непрерывную дугу, что независимо от движения он в любой момент может остановиться, продолжить свою траекторию или вернуться по той же линии движения и что не играет роли, насколько вы толсты, безобразны, красивы, стары или молоды, немощны или здоровы. Когда нервная система и мозг работают так, как сейчас работаем мы, тело наполняется церковной музыкой. (Смех.) А теперь давайте выпьем кофе. Спасибо. (Аплодисменты.)
Кто-нибудь хочет сказать, как можно было бы улучшить уроки, которые мы до сих пор выполняли? Возможно, кому-нибудь что-то не понравилось — метод, продолжительность, детали, голос — что угодно? Все, о чем вы могли бы сказать: «Если бы это было так, я был бы по-настоящему удовлетворен». У кого-нибудь есть возражения? (Ответ: «Это выглядит банальным, но мне хотелось бы иметь возможность начинать и завершать занятия одинаково. Я чувствую себя неловко, когда хочу сесть к вам лицом, а для этого мне приходится поворачиваться спиной. Можно ли как-нибудь делать более полный поворот? Вы спрашиваете, чего мы добились. Мне было бы гораздо лучше, если бы я мог больше развернуться или сделать что-то в этом роде, глядя в том же направлении».) Еще кто-нибудь? (Ответ: «Мне сложнее поворачиваться направо, чем налево. Как обычно, я все еще склонен поворачиваться налево и так и не понял почему»). Ну, это не моя вина. (Смех.) Я не шучу. Вы говорите о проблеме нашей терминологии, бесполезной терминологии, которой пользуются во всем мире. Теперь может ли кто-нибудь в нескольких словах определить цель урока? (Отвечает.) Зачем мы этим занимаемся? Не разговаривайте, а хотя бы минутку подумайте и затем скажите. Может быть, сам по себе урок был довольно хороший и приятный, но у нас еще пять дней, и в том, что мы делаем, должен быть какой-то смысл, поскольку мы всегда что-то делаем с определенной целью. И это ошибочно. Что произойдет, когда вы добьетесь цели? Вам больше будет нечего делать. Важен именно способ достижения цели; например, у всех нас есть одна цель — умереть. Все ее достигнут. Разница между рождением и смертью заключается лишь в пути, по которому мы добираемся от одного к другому. Поэтому важна не сама цель, а способ ее достижения. Цель вторична, и не закончится ли ваша жизнь тогда, когда вы однажды достигнете какой-то цели? Вы получаете Нобелевскую премию, можете заснуть и умереть. Выиграли миллион долларов и — финиш. Конечно, это звучит безумно. Скорее всего, из присутствующих не найдется и двух человек, которые пришли сюда с подобной целью. Поэтому то, как вы сюда пришли, — вот, что важно.
Я не могу не пользоваться теми же словами, что и все остальные, иначе у нас с вами ничего не получится. Однако, видите ли, я имею в виду не ту цель, о которой вы думаете. Я говорю о том, что должна совершенствоваться жизнь. Поэтому, если мы выполнили урок только для того, чтобы лучше подниматься и опускаться, то это было лишь его незначительной частью. До сих пор вы жили и двигались так, как двигались. И вы не чувствовали, что портили себе этим жизнь. И то, чему мы научились, имело некую иную цель, направленную на совершенствование всего действия в целом. Действие — это нечто, что не существует само по себе; его не может быть без ощущения, восприятия, без мышления, следовательно, улучшенное действие улучшит и нашу жизнь. Это значит, что усовершенствуются наши ощущения, восприятие, мышление и действие. И ничего большего делать не нужно. То, что мы делали, — это пример действия, наш способ его осуществления и подготовки к нему. Почему конечный результат оказался лучше?
Мы выяснили, что он более продуманный и что мы можем остановиться и начать все заново и уж, конечно, вам не нужно приседать и вставать, чтобы понять, что можно прерваться, вернуться на шаг назад и сделать нечто иное. Как получается, что этот способ подниматься лучше, чем другой? Одна женщина была недовольна тем, что поворачивалась в другую сторону, но не смогла встать в ту позу, в которую разворачивались мы.
Дело в том, что почти все действия человека, как и других животных, имеют уникальный для каждого индивида паттерн. Когда некая группа веществ устанавливает границу — в нашем случае кожу, — она отделяется от остального мира. Это — индивидуализация, т. е. существует человек и внешний мир. Граница отделяет вас от остального мира, отделяет от него меня и образует внешний мир и меня. Теперь граница создает ситуацию, когда я и внешний мир фактически становимся одним и тем же, потому что та часть вещества, которая является границей, не может существовать сама по себе, ей необходимо иметь возможность действовать, думать, двигаться, чувствовать. А для осуществления деятельности требуется энергия, которая может исходить лишь извне. Мы потребляем воздух, воду, пищу и отвергаем то, что нам не нужно. И все это проходит через границу. Следовательно, ин дивидуализация означает разделение мира на индивидуальный и внешний мир, и связь между тем индивидуальным веществом и другими веществами, между частью вещества в границе и остальным веществом приводит к непрерывному взаимообмену. Если такой взаимообмен между входящим и исходящим веществом нарушен с точки зрения его непрерывности или умеренности, то это свидетельствует либо о заболевании человека, либо о неблагополучии мира, либо о том и другом вместе.
Когда мы что-то постигаем тем способом, о котором я говорю, нам необходимо знать, что улучшает отношение человека к миру и к самому себе. А что в жизни является одной из важнейших вещей? В чем разница между существованием, в процессе которого происходит рост, и вегетативным, которое также является жизнью? Вегетация обладает наследственностью, постоянством. Есть определенный фрукт, и данное дерево никогда не принесет другие плоды, и, следовательно, его семена произведут такое же дерево и такой же фрукт. У него есть ДНК, есть все компоненты, но отсутствует движение. Он пассивен. Он способен к самовоспроизведению, самообслуживанию. У него происходит обмен веществ, т. е. то, что свойственно всем живым существам от бактерии до вас самих. Однако животная жизнь обладает способностью к самосохранению. И в отношении движения это имеет огромное значение, поскольку наиболее суровым испытанием движения является самосохранение. Почему, например, мы поднялись, если взглянуть на это с точки зрения самосохранения? Обычно животное не встает до тех пор, пока не слышит, не видит, не чует или не чувствует какое-то изменение в окружающей обстановке, которое не может принять за безопасное. Вспомните, как лежит собака, — навострив уши и глядя вокруг. Какое изменение в окружающей среде может подвергнуть риску ее безопасность, ее чувство самосохранения? И движения, которые мы делаем, все наши движения, изначально выполнялись точно так же. Вообразите себе людей 10 000 лет назад. Какие сигналы заставляли их подниматься и почему для них было важно вставать плавно и быстро, так, чтобы не требовалась предварительная перегруппировка? Почему сначала мне не нравилось, как вы выполняли движения? Потому, что вы делали два или три движения вместо одного. Если бы в ярде от вас была кобра, вы бы погибли. Однако с помощью нового движения, которому вы научились, вы можете встать на ноги немедленно. Его недостаток заключается в том, что лицо вы поворачиваете в другую сторону. В этом-то и заключается проблема. Представьте, что кто-то хочет вонзить вам нож в спину. Что же произойдет, если вы, чтобы избежать этого удара, попытаетесь встать любым более подходящим способом, вместо того чтобы повернуться, как это делали мы? (Смех.) Ну же, попробуйте, вонзите нож.
[Некоторые люди в группе демонстрируют это. Мойше спрашивает жертву: «Почему вы так поступили?» Ответ: «Потому что приближался нож!»] Следовательно, это движение было сделано ради самосохранения. Когда вы спокойно сидите и вдруг позади себя улавливаете шум, то поворачиваетесь в направлении возможной опасности и одним движением оказываетесь в состоянии готовности к действию. В ситуации реального самосохранения вы потеряете слишком много времени, если сделаете два движения перед тем, как отреагировать.
[Обращается к кому-то из присутствующих]. Подойдите к ней сзади и попробуйте задушить. (Смех.) Теперь взгляните, что вы делаете, вы используете то правило, которое мы только что учили. Вы обнаружите, что ваш организм умнее вас. Он понимает, что это как раз то, что нужно делать. Итак, каков ответ? Лучший ли это способ действия? Если вы повернетесь ко мне спиной, то сможете лишь убежать прочь, однако это может и сослужить службу. Все зависит от расстояния, на котором нападающий находится от вас. Если опасность еще далеко, вы можете повернуться спиной и убежать. Но если убегать уже слишком поздно, то вам необходимо быстро приготовиться. Итак, вы видите, что вопрос правильного движения первостепенен. Обеспечивается выживание или самосохранение, ради того и другого важно совершить движение вперед. Мы этого не делаем, поскольку в нашем образе жизни, культуре предполагается, что самосохранение гарантировано полицией. Многих людей грабят и убивают на улице, и они даже не думают о том, чтобы совершить действие, которому мы научились, и не знают, как им убежать. Самосохранение подверглось риску, а движение выполнено плохо. Предположим, вы решили, что завтра поймаете восточноевропейскую овчарку и на вырученные от ее продажи деньги прикупите наркотиков. Если я дам вам дротик, ставлю один к ста, что всадить его в собаку вам не удастся. Что произойдет? Как собака избежит нападения? Я пробовал. Мои попытки сделать это запечатлены на фотографиях — у меня ничего не вышло. Собака будет стоять на месте и никуда не убежит. Но как только вы замахнетесь дротиком, она сделает легкое движение, и ваш дротик пронзит воздух.
Вот вам и ответ. Мы рассматриваем движение с точки зрения самосохранения и на ходим, что у качественного движения есть особые составляющие, в частности отсутствует предварительная реорганизация. Так что любое движение, которое имеет одно, два или три предварительных превращения, — неправильное движение.
Наша нервная система устроена так, чтобы сделать самосохранение возможным, а непрерывное движение легким. Однако если вы не выполняете правильно основной задачи, то чему бы вы впоследствии ни учились, это будет лишь наложением одной ошибки на другую до тех пор, пока вы не доживете до сорока и не скажете, что ваша осанка никуда не годится. Но что это значит? Что значит неправильная осанка и что такое осанка вообще? Почему считается, что если у меня так наклонена голова, то это плохо? Может, потому, что это не доставляет эстетического удовольствия вам? Ну, для меня нет никакой разницы, нравлюсь я вам или нет. В любом случае я уже слишком стар для того, чтобы нравиться. Итак, что же плохого в такой позе? Если бы я захотел прыгнуть или залезть на дерево, я бы не смог. Мне бы пришлось сделать предварительную перегруппировку. Значит, та составляющая правильной осанки, о которой вы узнали, изучая движение, позволяет вам держаться прямо, быть быстрыми, подготовленными и гармонично удовлетворенными собой. Однако есть еще кое-что, о чем я отдельно не говорил. Когда вы двигаете тазом, ваши руки и ноги располагаются так, чтобы сделать именно то, что вам нужно. У нас одна на всех наследственность и один на всех опыт наших предков. Тело устроено таким образом, что самая мощная его часть, в которой задействованы все сильные мышцы и которая несет ваш вес, — это таз. Мышцы с самым большим поперечным сечением, включая глютеальную, четырехглавую, поясничную мышцу, мышцу живота и боковую мышцу, расположены вокруг тазового пояса, и поэтому руки и ноги лишь перенаправляют эту силу туда, куда вам необходимо.
[Мойше просит человека лучше выполнить движение перед всей группой.] Следите за тем, как поднимаетесь. Помните, что я вам говорил, — опять неверно. Смотрите, вам мешает большой палец. Поставьте его туда и посмотрите, насколько у вас прибавилось силы. Видите — мельчайшая деталь вашего движения обретает первостепенное значение, когда вы рассматриваете ее с точки зрения того, зачем движение было выработано у человека как вида. Оно было выработано, чтобы сохранить нас. Если бы наши предки не были защищены, не было бы и нас. Те, кто не выполнял движение правильно, кто подвергал опасности боль шой палец руки, погибали и не воспроизводились столь же хорошо, как те, кто все делал правильно. Эту теорию предложил Дарвин. Забавно, что выживание осуществляется не при помощи познания того, как правильно что-то делать, а при избегании того, что угрожает вашей жизнеспособности, вашей жизни. Выживание носит негативный характер; выжившие особи — это те, которые избежали гибели. Никто не всеведущ. Бронтозавры вымерли не потому, что не знали, насколько изменится температура. Они избегали температур, которые были для них смертельны. И так они передвигались на новые места, однако умерли, потому что температура все-таки изменилась, а они не были к этому готовы. Выжили те, кто избежал этой разрушительной силы благодаря мутации. Сейчас мы знаем, что это произошло благодаря мутации, а не потому, что они говорили себе: «Скоро возникнет атомная энергия, благодаря которой мы выживем». Нет ни одного животного в мире, которое могло бы сказать, что ему нужно сделать для того, чтобы просуществовать на земле еще одну тысячу лет. Я приведу вам пример, даже несколько хороших примеров. Профессор Гамбургер, французский хирург, написал чрезвычайно интересную книгу, в которой говорит о живучести дарвиновских идей. Профессор Гамбургер по своему происхождению алжирский еврей и располагает определенными знаниями о Сахаре и Африке. Он обнаружил любопытную вещь. Вам известно, что малярия — смертельно опасное заболевание, убивающее многих африканцев. В тех же местах распространена еще одна редкая болезнь — смертельное сердечное заболевание, тоже очень опасное, поскольку люди от него обычно умирают в возрасте 6—7 лет. Однако тем, кому удалось перенести эту болезнь и вырасти, не требуется вакцинация против малярии. Эта болезнь им не грозит. Все остальные заражаются малярией, и этих людей комары кусают тоже, но ничего не происходит. Вот что предложил профессор Гамбургер. Мы не знаем, что за люди будут те, кто продолжит существование через сто — двести лет. Профессор предлагает представить такую ситуацию: началась сильнейшая малярия, и ДДТ больше не может остановить ее распространение. Вновь от малярии гибнет множество людей. И с этим необходимо что-то делать. Однако может случиться так, что те люди, которые выживут, будут иметь наследственную сердечную недостаточность. И именно они могут стать людьми будущего. Другими словами, мы не знаем, кто выживет. Но очевидно, что такая вероятность существует.
Теперь стоит еще раз вам продемонстрировать, что движение с точки зрения выжи вания диктует, чтобы вы не подвергали опасности большой палец руки, поскольку это замедляет ваши действия. Почему это происходит? Потому что наша нервная система знает, что если вы всем своим весом наляжете на большой палец, то он сломается. Значит, это не жизненно необходимая, а очень даже скверная привычка. И, кстати, если посмотреть на людей, которым не понаслышке известно, что значит драться, то будет видно, что они никогда не подвергнут себя опасности, положив большой палец туда, где его можно сломать. Это частность: но если вы хотите стать такими, какими мечтаете быть, вам придется выбросить весь тот мусор, который вы заучили и который вам не принадлежит. Вы научились этому, подражая другим и встречая у людей, которым никогда не приходилось защищаться от грабителей или в драке. Мы должны выработать совершенно иное отношение к жизни.
И мир невозможен до тех пор, пока мы этого не поймем. Когда люди могут настоять на своем и не боятся этого, они дружелюбны друг к другу. Вот почему взрослый человек не боится ребенка и, как правило, никогда не причинит ему боли, если только он не душевнобольной. Вы убьете ребенка, если он бьет или щиплет вас? Выкинете его из окна? Как вы поступите, если его сила и возможности не угрожают вашему чувству самосохранения? Поэтому слабые люди иногда совершают страшные дела, например, устраивают войны. Тот, кто достаточно силен, не испытывает страха. Хорошо. Теперь давайте продолжим с овладением движением. Мы можем столкнуться с множеством задач, которые иначе решить просто невозможно. Что такое, например, правильная поза? Хорошая поза — это та поза, из которой можно двигаться в любом направлении. Если я хожу так [Мойше демонстрирует], то вы подумаете, что у меня грыжа. Это неудобное положение, так как, чтобы идти вперед, мне необходимо остановиться. Чтобы идти вперед, я должен либо продолжать с той ноги, либо с этой, иначе я не смогу поднять ногу. Следовательно, постоянное нахождение на обеих ногах вот таким образом — плохая поза для движения. Однако многие люди считают, что для драки она удобна. Борец начинает с этой позиции, поскольку знает, что сзади на него никто не нападет и двигаться ему нужно только вперед. Но если бы атака шла и спереди, и сзади, то он мог бы погибнуть еще до начала боя. Итак, мы вернулись к идее о том, что мы можем совершить любое движение в 16 различных направлениях: вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад без подготовительного движения.
Теперь вы видите, как увлекательно смотреть на вещи, вдруг осознавая, что сущест вует такой способ управлять собой, когда начинаешь чувствовать, как растешь, справедливо ценя то, что называется движением, ценя его назначение и историю его появления у людей. И вот чему мы научились этим утром: выполнять движение так, чтобы это было одно движение — вниз и вверх. И сейчас вы обнаружите нечто необычное. Вставайте. Сделайте движение, которое мы узнали сегодня утром, и выполняйте его как можно быстрее. Проделайте его около десяти раз. Поменяйте руки. Можете таким образом измерить скорость движения? Сколько времени у вас ушло на выполнение десяти движений — меньше, чем полминуты?
Посмотрите, какое у вас сердцебиение. Запыхались? Устали? Положите руки сюда и поднимитесь любым другим способом, но не тем, которому вы научились сегодня. Повторите эти движения десять раз, и посмотрим, что с вами будет. (Смех.) Уже два ваших восхождения будут равнозначны тем десяти, которые вы делали раньше. Остановитесь и подумайте о том, что именно так врач измеряет у вас работу сердца и время, которое вам необходимо для восстановления. Тем способом, которым мы пользовались раньше, движение можно было выполнить раз сто, и вы бы не выдохлись, а сделали бы эти сто движений, затратив в десять раз меньше времени, чем вам потребовалось бы на их выполнение любым другим способом.
Еще один важный для нас момент — это то, что движение должно начинаться в тазовом поясе, а не в руке или ноге, однако направление движения задается движением головы. Вспомните, что вы не смотрели ни вверх, ни вниз. Следовательно, ваша голова в движении не участвовала. Попробуйте так сделать. Сделайте какое-нибудь движение, и вы обнаружите, что не можете постоянно вертеть головой вправо и влево. Вы поймете, что, однажды постигнув суть того, чем мы занимались, вы сможете делать это любым другим способом, не выполняя движение целиком, а это и есть истинная свобода выбора. Однажды разгадав подлинный смысл движения, вы сможете выполнять его без участия рук, другой рукой, другой ногой — это не будет иметь значения. Но способность вашей головы оставаться подвижной во время вашего движения чрезвычайно важна для самосохранения. Теперь вы сможете понять некоторые забавные ситуации, с которыми сталкивались на протяжении всей своей жизни, но истолковать не могли.
Например, львы и тигры, так же как и все остальные животные, могут стоять на одной ноге и вертеть головой. И если я захочу подняться, то мне будет трудно это сделать с неподвижной головой. Изначально в природе движение появилось для самосохранения. Вы обнаружите, что нет ни одного животного, которое делает что-то с неподвижной головой. Охотясь за мышью, кошка сидит и следит за ней глазами. Тигр, высматривая себе добычу, продолжает вертеть головой. Если он перестанет, то горилла с одного удара сможет пробить ему голову веткой. Зебра может пастись в десяти-пятнадцати футах от льва, но все это время ее голова остается подвижной. Зебра слушает и вращает глазами, и льву достаточно лишь шевельнуть хвостом, чтобы та мгновенно умчалась прочь. Ни одно животное не фиксирует голову в одном положении, и если вы также не будете этого делать, то сможете подниматься легко и свободно и, черт возьми, справитесь с чем угодно. На самом деле, если голова подвижна, то вам даже не нужно закреплять ноги. Вам не придется останавливаться на полпути. Вы этому научились неосознанно, потому что правильно с подвижной головой выполнили одно движение и сила исходила из области таза. А когда фиксируется голова и таз не может выполнить действие, тогда ничего не получается.
Именно с помощью головы вы устанавливаете связь с окружающим миром и находите способы самосохранения. И, конечно, если она у вас есть, то вы поймете, что движение зарождается в области таза. Я встаю вот так — посмотрите, — готовый и напасть, и скрыться. [Мойше показывает, как без усилий поднимается со стула.] Это — компонент правильного движения, суть правильной позы, и эти вещи должны быть познаны на телесном уровне. Вы научитесь этому лучше, если один раз ощутите собственным телом, чем получив сотню объяснений.
Урок второй
ПРОДУМЫВАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ
Лягте, пожалуйста, на спину. Раздвиньте ноги немного шире уровня плеч, но не слишком широко. Расположите руки по обеим сторонам тела, опустив вниз ладони и немного отодвинув локти от боков. Закройте глаза и представьте, что собираетесь работать только левой ногой и что ваше лицо, нос и голова повернутся так, что вы будете следовать ее движениям, т. е. все остальные части тела, глаза, нос и голова расслаблены и их положение зависит от движений левой ноги. Следовательно, ваши глаза смотрят на левую ступню, и затылок расположен так, что вы не можете его напрячь, и поворачиваться он будет сам по себе. Итак, левая нога несет весь ваш вес. Теперь очень-очень медленно согните и выпрямите левую ступню, не делая никаких резких движений коленом или бедром. Позвольте голове двигаться так, чтобы вы могли следовать движениям левой ноги и увидеть свой левый бок. Внешняя и правая стороны левой ступни, тазобедренный сустав, позвоночник и плечи устроены таким образом, что вы, если даже захотите, не сможете сделать никакого движения головой. Вы можете это себе только представить. Не поворачивайте ступню вправо и влево, а лишь совсем немного сгибайте и разгибайте ее. Теперь очень-очень медленно сделайте легкое, едва заметное движение, чтобы оторвать левое колено от пола. Сделайте его таким незначительным, чтобы ощутить лишь то, что ваша пятка, лежащая на полу, готова к движению. Теперь в своем воображении поднимите левое колено и опустите на место. Пятка приближается к вам, поскольку укорачивается нога. Когда вы возвращаете ногу на место, пятка удаляется, и, следовательно, ступня должна следовать за движением пятки.
Снова представьте, что поднимаете левое-колено. Сгибается или разгибается ваша ступня при приближении пятки? Продолжайте это движение и в то же время, поднимая колено, прижмите левое бедро к полу. Посмотрите на себя. Где, вы думаете, находится ваш тазобедренный сустав? Он располагается снаружи? Может, он является верхней частью бедра, большим вертелом — тем местом, которое вы можете достать слева рукой? Или на самом деле это головка бедра, та его часть, что двигается в вертлужнои впадине тазовой кости? Теперь, пока вы это делаете, можете ли вы найти углубление на внутренней части бедра? Можете его почувствовать? Вы в состоянии определить его местонахождение на тыльной стороне бедра, между ног, задним проходом, костями, на которых вы сидите, и большим вертелом, который расположен в добрых четырех дюймах от тазобедренного сустава?
Продолжайте поднимать колено, все ближе придвигая пятку, и вытяните ногу, подняв бедро как можно меньшим движением, чтобы внешне ничего не было заметно. После этого согните колено и опустите бедро. Поднимите оба плеча и грудину, или грудную кость, находящуюся между ключицами. Голова при этом должна оставаться на полу. Разумеется, если вы поднимете оба плеча, центральную часть грудины и согнете колено, ваш тазобедренный сустав прислонится к полу и кое-что произойдет с позвоночником. Продолжайте движение и выясните, что происходит с вашим затылком. Втягиваются ли внутрь маленькие ложные ребра, когда вы поднимаете оба плеча, ключицы, грудину и видите свой живот? Удлиняется или укорачивается ваше тело? Прижат ли центр позвоночника к полу или нет? Теперь медленно усильте движение плеч и колена так, что если бы кто-то внимательно за вами наблюдал, то мог определить, что было в вашем воображении. Вы прижали к полу оба локтя? Голова находится посередине или