Предлагаемые Правительством РФ изменения в законодательство, связанные с поэтапным увеличением пенсионного возраста, реформой обязательного пенсионного страхования как таковой не является, а предусматривают лишь увеличение наполняемости бюджета Пенсионного фонда. Источник средств остается прежний, а расходы Фонда уменьшаются за счет сокращения вновь назначаемых пенсионных выплат. Добиваясь финансовой устойчивости пенсионной системы, авторы законопроекта не приводят научно обоснованных расчетов, положенных в основу предлагаемых изменений.
Поскольку работающие граждане рассматриваются как единственный автономный источник страховых поступлений в бюджет Пенсионного фонда, Правительство РФ рассчитывает на изменение соотношения получателей пенсий к числу занятых. В прошлые годы это соотношение составляло 1 пенсионер - 3,7 работающих, в настоящее время на 1 пенсионера приходится 1,12 работающих. Уменьшение числа граждан - получателей пенсионных выплат, по мнению Правительства РФ, позволит на долгосрочной основе увеличить и стабилизировать количество денежных средств в Пенсионном фонде, освободив от этих затрат федеральный бюджет. Это, по мнению Правительства РФ, полностью соответствует солидарному принципу, лежащему в основе пенсионного страхования, и будет достаточным для быстрого и ощутимого увеличения размера пенсий оставшимся пенсионерам.
Кроме этого, основными аргументами повышения пенсионного возраста являются:
· наблюдаемое длительное сохранение трудоспособного возраста работающего, не требующего замещения заработка (пенсионных страховых выплат);
· увеличение квалифицированных специалистов на рынке труда;
|
· обеспечение гендерного равенства; и др.
Профсоюзы с пониманием относятся к позиции Правительства РФ о необходимости сбалансированности пенсионных обязательств с объемом поступления страховых взносов в Пенсионный фонд. Вместе с тем, пенсионный возраст должен соответствовать реальному возрасту утраты трудоспособности большинства работников. Однако, сегодня это не одно и то же. Реальный возраст утраты трудоспособности в нашей стране зависит от множества факторов и до сих пор этот вопрос полностью не исследован. Мы не можем согласиться с утверждением Правительства РФ о том, что увеличение трудоспособного возраста обязательно связано с ростом продолжительности жизни. Последняя может увеличиваться, а трудоспособность не всегда. При этом, по общему правилу, именно утрата трудоспособности, а не дожитие до определённого возраста является причиной утраты регулярного трудового дохода и страхуется Пенсионным фондом.
В настоящее время дефицита бюджета Пенсионного фонда по страховым пенсиям нет. Его не было и в предыдущие годы – это следует из отчетов по исполнению бюджета Пенсионного фонда, ежегодно рассматриваемых на РТК. Но даже если дефицит возникнет, в будущем, в связи с повышением пенсий в рамках декларируемой борьбы с бедностью, он будет прямо связан с низкими темпами повышения заработной платы работников и тарифом взносов в Пенсионный фонд. Последний снижался Правительством РФ с 2005 года с 28 % до 22% от фонда оплаты труда, и сегодня не соответствует размеру пенсионных обязательств, которые за этот период практически не увеличились. Именно неудачное конструирование накопительной части пенсии, снижение тарифа пенсионных взносов, льготы по взносам, особенности занятости в РФ и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в совокупности могут привести к разбалансированности пенсионной системы.
|
По мнению Профсоюзов, повышение пенсионного возраста - это возможный заключительный этап реформы, а не начальный. До этого необходимо провести серьезную коррекцию базы поступления денег в Пенсионный фонд, определить и использовать дополнительные автономные источники пенсионных взносов.
Профсоюзы считают, что Правительством РФ должны быть рассмотрены и решены следующие вопросы, касающиеся:
1. реформирования всей системы пенсионного страхования:
· установление справедливого страхового тарифа в соответствии с обязательствами перед застрахованными;
· отмена льгот по взносам в пенсионный фонд;
· уплата взносов в пенсионный фонд не ниже установленного предела за каждого застрахованного;
· изменение подходов к формированию пенсионных систем для работников с учетом характера их деятельности в формальном и неформальном секторах экономики;
· переход к трёхстороннему управлению фондами.
2. заработной платы и рынка труда;
· пересмотрена политика оплаты труда с целью повышения заработной платы;
· законодательно блокирована дискриминация работников по возрасту;
· обеспечены меры по предупреждению молодежной безработицы и конфликта поколений;
· реализованы программы, создания высококвалифицированных рабочих мест, обеспечение гибкой занятости, создание систем перманентной переподготовки кадров и рабочих мест для возрастных категорий работников.
|
3. адекватного и доступного медицинского обеспечения и страхования нетрудоспособности на основе анализа заболеваемости и временной нетрудоспособности людей старших возрастов, продолжающих трудовую деятельность.
Кроме того, доля женщин, занятых в экономике РФ, по опубликованным данным составляет 49%. Уровень заработной платы женщин сегодня составляет 72% от уровня заработной платы мужчин. Такая сегрегация по оплате труда женщин в РФ государством сегодня не ликвидирована. Существующий гендерный разрыв – 5 лет нивелирует эту разницу при выходе на пенсию в возрасте 55 лет. Ликвидация гендерного разрыва только усугубит имеющуюся сегрегацию по заработной плате, компенсируемую таким способом. Между тем, установленная ранее разница срока выхода на пенсию между мужчинами и женщинами доказательно подтверждается практически полной и, как правило, пожизненной занятостью женщин в домашнем хозяйстве - так называемой неформальной или «третьей» экономике. Сегодня женщина практически всегда трудится на «двух» работах. Понятно, что и утрата трудоспособности, страхуемая Пенсионным фондом, при такой интенсивности труда, наступает раньше. К сожалению, подобные вопросы не принимаются во внимание и не обсуждаются при подготовке проекта повышения пенсионного возраста.
Подводя итог вышесказанному, Профсоюзы считают, что первоочередными задачами являются:
· реализация комплекса мер по повышению уровня заработной платы;
· проведение реформы всей системы обязательного пенсионного обеспечения;
· подготовка финансово-экономического обоснования, которое подтвердит динамику и уровень увеличения пенсий;
· увеличение количества рабочих мест для организации труда лиц предпенсионного и пенсионного возраста;
· увязка продления активной трудовой жизни с вопросами предоставления доступной и качественной медицинской помощи и страхования временной нетрудоспособности возрастной категории работников.
Переход к вопросу повышения возраста выхода на пенсию возможен только после реализации этих комплексных мер.