КРАТКОСРОЧНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социальное направление
«Азбука безопасности»
Класс: 1
Срок реализации: 8 часов (летние каникулы)
Программу составила:
учитель начальных классов:
Романова С.А.
Возраст обучающихся: 7-8 лет
п. Чагода 2020 г.
Направленность программы: социальная
Актуальность. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте – важнейшая составная часть формирования общей культуры. Занятия посвящены одной из главных проблем, формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению жизни и здоровья в повседневных ситуациях, неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.
Цель: формирование у учащихся необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Задачи:
1. обучать умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
2. раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
3. прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для физического, психологического здоровья и жизни;
4. формировать систему знаний о здоровом образе жизни;
5. воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Возраст обучающихся: с 7 лет (обучающиеся 1 класса)
Общая характеристика программы
Ключевые понятия программы: программа «Азбука безопасности» включает в себя 4 смысловых блока (раздела):
1. Безопасное поведение на улице;
2. Безопасное поведение дома;
3. Твоё здоровье;
4. Безопасное поведение в природе.
В рамках изучения учащиеся знакомятся с базовыми понятиями: опасность, безопасность, безопасное поведение, опасные ситуации, чрезвычайные ситуации, здоровье, здоровый образ жизни, навыки личной гигиены, режим дня, окружающая среда.
Основополагающие принципы программы:
Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала;
Целостность содержания заключается в том, что необходимо учитывать знания и интересы учащихся, полученные во время обучения;
Доступность осуществляется подбором заданий и упражнений в зависимости от подготовленности детей;
Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания;
Принцип сотворчества предполагает выполнение упражнений и заданий совместно с родителями;
Принцип возрастного соответствия предполагает, что изучаемый материал должен соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу (8 часов).
Формы занятий: теоретические знания по всем разделам программы даются в начале занятий в дистанционном формате и закрепляются в практической работе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу прохождения курса «Азбука безопасности» учащиеся должны знать:
· общие понятия опасности в чрезвычайной ситуации;
· правила перехода дороги, основные дорожные знаки, правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
· источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
· опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми;
· правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме; правила поведения в парках, скверах, в лесу; какие животные и насекомые могут быть опасными для человека; правила безопасного поведения и меры защиты;
· правила поведения на пляже, правила купания в необорудованных и оборудованных местах;
· как определить ядовитые растения, грибы, ягоды; правила поведения во время дождя, грозы, снегопада;
В процессе освоения данного курса учащиеся должны уметь:
· использовать приобретённый способ деятельности в реальной и повседневной жизни;
· ведение здорового образа жизни;
· действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· пользоваться бытовыми приборами;
· соблюдать правила дорожного движения;
· соблюдать меры пожарной безопасности в природе и дома;
· соблюдать меры безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
· обращаться за помощью в случаях необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Формы и виды контроля: в процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями при помощи наблюдения, промежуточного контроля в виде викторин, практических заданий.
Учебно – методический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час. | Образовательные ресурсы |
Безопасное поведение на улице | «Видео Уроки безопасности. Дети на улицах города.» Мульфильм «Смешарики. Азбука безопасности.Все серии» | ||
Безопасное поведение дома | Видео «Пожарная безопасность дома урок№1», Мульфильм «Смешарики. Азбука безопасности. Тушение электроприборов» | ||
Твоё здоровье | «Для учащихся начальной школы как сберечь здоровье» Мульфильм «Смешарики. Азбука здоровья. Копатыч и последний бочонок мёда» Мульфильм «Смешарики. Азбука эдоровья. Все серии» | ||
Безопасное поведение в природе | «Правила поведения в природе», «Учебный фильм по ОбЖ Правила поведения на воде Мульфильм «Смешарики. Азбука безопасности.Все серии» | ||
итого |
Содержание разделов, блоков, тем
В процессе изучения материала в разделе «Безопасное поведение на улице» учащиеся знакомятся с общими правилами и законами дорожного движения, основами дорожной безопасности. Также большое внимание уделяется организации свободного времени детей на улице, поведения с незнакомыми людьми, в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Особое внимание уделяется формированию таких качеств, как ответственность, серьёзность, рассудительность, умение предугадывать развитие событий и оценивать их последствия.
Тема№1 «Как рождаются опасные события. Опасные ситуации на дороге.»
Содержание: опасность, безопасность, безопасное поведение. Качества характера помогающие человеку в опасной ситуации. Кто чаще всего помогает человеку в трудную минуту? Знакомство с понятием «дорожные ловушки»,виды «дорожных ловушек». Безопасность в автомобиле. Детское кресло, ремень безопасности, адаптер. Ответственность взрослых. Игры в автомобиле.
Тема №2 «Опасности улицы. Что делать если ты потерялся? Как вести себя с незнакомыми людьми? Терроризм – это опасно!»
Содержание: личные данные, маршрут школьника, куда обратиться за помощью. Внешние признаки, скрытые признаки опасного поведения. Осторожность. Уверенность, решительность. Место для игр. Детская площадка. Бдительность и осторожность.
В разделе «Безопасное поведение дома » учащиеся получат представление о наиболее часто возникающих опасных ситуациях дома, о том, что самые безобидные на первый взгляд предметы быта могут представлять угрозу и причинить вред жизни и здоровью в условиях неправильного и неразумного обращения с ними. Получат представление о рациональной организации домашнего пространства, отвечающего требованиям детской безопасности.
Тема №3 «Как могут стать опасными обычные домашние вещи. Опасные предметы в доме»
Содержание: общее знакомство с мебелью, приборами и техникой. Осторожно, стекло! Обращение с колющими и режущими предметами. Хранение ножниц, иголок ит. д.
Тема№4 «Как подружиться с электричеством? Что делать при запахе газа? Огонь – друг и враг человека»
Содержание: электроприборы и обращение с ними. Неисправная техника. Что такое газ? Газовая плита. Утечка. Газовая служба. Использование огня человеком. Спички. Организация пространства. Свободный доступ детей к легковоспламеняющимся предметам.
Тема №5 «Разговор по телефону. Если кто – то звонит в твою дверь?»
Содержание: какую информацию можно передавать в разговоре. «Кто много болтает – тот беду на себя накликает».Что делать, если за дверью стоит незнакомец? Мой дом – моя крепость.
В блоке «Твоё здоровье» учащиеся подробно знакомятся с общим понятием здоровья, его ценности в жизни человека, подводятся к пониманию необходимости бережного и заботливого отношения к своему организму, учёта его потребностей и особенностей.
Тема №6 «Здоровый человек – кто это? Правильное питание. Режим дня. Вредные привычки. Спорт и активный отдых»
Содержание: здоровье, здоровый образ жизни. Здоровое питание. Что такое режим дня? Как люди губят своё здоровье? Как найти спортивное занятие для себя?
В разделе «Безопасность в природе » учащиеся знакомятся с общими правилами поведения в природе, бережному к ней отношению, ответственному отношению к её богатствам, продуктам окружающей среды, рациональному и оправданному потреблению природных даров. Получают информацию о возможных экстремальных ситуациях природного характера и способах действий в них.
Тема №7 «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Правила безопасности на воде.»
Содержание: общее понятие о природе и её важной роли в жизни человека. Как приумножать и беречь богатства природы. Защита окружающей среды.
Тема №8 «Как не заблудиться в лесу? Ядовитые грибы и ягоды. Безопасность при любой погоде»
Содержание: стороны света. Лесные приметы и ориентиры. Правила безопасного поведения в лесу. Как научиться определять ядовитые растения и грибы?
Методы организации учебно – воспитательного процесса:
- словесные;
- наглядные;
- организация игровой, учебно – познавательной деятельности;
- методы упражнения;
- методы контроля: устный, наблюдение, оценка и самооценка поведения.
Список литературы: