Выступление заместителя заведующего по ВР иБ
«МДОУ «Сланцевский детский сад № 3 комбинированного вида» Ю.А.Гребенюк
Слайд №1
«Просвещение родителей – как элемент системы защиты прав детей»
(слайд №2) Конвенция о правах ребенка провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно – правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
В связи с этим одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и семьи является предупреждение нарушений прав ребенка (слайд №3)
Что включает в себя реализация прав ребенка вы видите на
(слайд №4) В нашем дошкольном учреждении одной из форм работы с родителями является правовое просвещение, выявление группы семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.
(слайд №5)
Цель данных мероприятий - получить полную и всестороннюю информацию о семьях воспитанников и принять её для более эффективной помощи семьям, оказавшимся в социально опасном положении.
Если проанализировать юридическую грамотность родителей детей дошкольного возраста на примере нашего дошкольного учреждения, то получается, что например лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав; только некоторые родители считают, что, оставляя ребенка на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.
Вместе с тем, согласно ст. 156 УК РФ, запирание ребенка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
|
Большинство родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права. Но все, же допускают телесные наказания.
Практика нашего дошкольного учреждения показывает, что дети, чьи права в семье нарушаются, обычно испытывают те или иные сложности в адаптации. Они не организованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности.
Просвещение родителей (законных представителей) предполагает оказание помощи родителям через индивидуальные и фронтальные занятия, используя традиционные и нетрадиционные формы, активизируя и обогащая воспитательные умения родителей.
(слайд №6) Индивидуальные формы (беседы, консультации, приобщение родителей к жизни в детском саду). Беседы и консультации важны для оказания помощи семьям разного типа, помогают выявить потребности родителей, заинтересовывают родителей в предстоящей фронтальной работе и в получении необходимой помощи у специалистов и т. д.
(слайд №7-8) Фронтальные формы.
- традиционные родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы общения в семье;
- семинары-практикумы формируют педагогическую рефлексию и позицию;
- занятия тренингового характера, основная цель - помочь родителям правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком;
|
- вечера вопросов и ответов;
- заседания круглого стола;
- проведение совместных праздников, на которых родители не пассивные зрители, а активные участники: готовят номера, выступают вместе с детьми
(слайд №9) Нетрадиционные формы построены по типу развлекательных программ, направленные на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов Родители могут лучше узнать своего ребенка. Эти формы сокращают эмоциональную дистанцию
Выбор форм работы с каждой семьей зависит от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя и родителей, и принадлежит самому педагогу, с одной стороны, а также зависит от потребностей и желаний родителей, с другой.
(слайд №13) В нашем дошкольном учреждении мы определили следующие функции служб
Администрация ДОУ
- разъясняют родителям и педагогам юридический аспект проблем нарушения прав маленького ребенка;
- знакомят всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка.
- получают запросы педагогов, дают соответствующие поручения всем службам, контролируют качество исполнения
Специалисты ДОУ (педагог - психолог, учитель – логопед, медицинская служба)
- мониторинг психологического состояния детей группы риска;
- детско-родительские отношения в группе риска;
- установки и ценности родителей, их детский опыт;
- родительские ожидания и их коррекцию;
- родительскую некомпетентность;
- мониторинг здоровья ребенка;
- передает «сигналы неблагополучия» другим службам;