Музыкальный фольклор и русский рок: параллели и точки соприкосновения




 

Не так давно я познакомился с историей развития музыкального фольклора. Я открыл для себя много нового и интересного. Я узнал, что любой вид искусства имеет свою линию исторического развития. Если говорить о развитии музыки как искусства, то она возникала из речевой деятельности, постепенно внедряясь в социальную жизнь, была ее составляющей. А слово музыкант стало обозначать определенную социальную группу, профессию и призвание.

Изучая народную музыку все больше, я стал размышлять над вопросом, а близок ли лично мне музыкальный фольклор?

...Одним из моих серьезных увлечений является рок-музыка. Прослушивая композиции этого направления, я понимаю, что мое сознание включено в процесс активного слушания. Ведь рок-музыка устроена так, что способна захватить эмоции, чувства слушателя, а не быть музыкальным фоном коим в современном мире выступает коммерческая музыка. Рок музыка всегда тревожит, будоражит сознание, волнуют... Рок музыканты поднимают смелые, социальные темы, что говорит об их внутренней свободе.

Сравнивая музыкальный фольклор и рок музыку между собой, я все больше понимал, что эти направления имеют родственные связи. С этого момента я начал искать все новые точки соприкосновения и параллели между этими масштабными музыкальными системами.

Я стал задаваться вопросами: А может рок-музыка это не отдельная музыкальная система, как часто принято считать? Может рок-музыка это жанр музыкального фольклора?

Я находил разные подтверждения своим гипотезам и понимал, что музыкальный фольклор не так далек от моих музыкальных интересов, как я считал ранее. Взять, к примеру, социальный характер музыкального фольклора. Ведь народная музыка была встроена в социальную жизнь, сопровождала человека и в радости и в горести. Без неё не мыслим тяжелый труд бурлаков, она – неотъемлемая часть деревенских свадеб, духовной жизни русского народа, верный помощник солдатам на войне, а в некоторых случаях, несомненно являлось зеркалом российской политики. Сам толчок, запустивший процесс зарождения народной песни, исходил из потребности людей в коммуникации, выражении своего индивидуального и коллективного я.

А что же рок-музыка? Социальный фактор для рок-музыки имеет огромное значение. Рок-лихорадка 1960-х годов была связана в первую очередь с социальными протестами. С другой стороны рок-музыка, как и музыкальный фольклор, сопровождала и сопровождает человека в различных социальных ситуациях. Представители рок-музыки, как правило, не имели профессионального музыкального образования, а их музицирование было неотъемлемой частью трудовых будней и жизни. О чем свидетельствуют, так называемые «квартирники». Этот процесс реализует коммуникацию людей, отражает социальную и политическую ситуации, обеспечивает выплеск своих эмоций и выражение своего я.

Размышляя над связью русского рока и музыкального фольклора, я заметил еще одну интересную параллель. В фольклоре имя первого исполнителя песни неизвестно, изменяясь, она передается из уст в уста на протяжении многих веков. Рок-музыканты создают песню совместными усилиями, это продукт коллективного труда. Также и народная песнь это продукт целого народа. Даже сам слушатель может стать её соавтором, почувствовать песню «своей», интерпретируя её.

Изучая такие жанры народной музыки, как баллада и духовный стих я все больше понимал, что эти жанры переплетены с рок-музыкой в наибольшей степени. Так, цель баллады передать определенное событие, описать какой либо случай, чаще всего трагичный. В балладе выражаются эмоции простых, страдающих и гибнущих людей. Баллада повествует о любовных переживаниях, борьбе с судьбой, страданиях, одиночестве. Эти темы направляют наш взор на эпоху романтизм. Да и сами романтики тяготели к музыкальному фольклору, они вдохнули в него новую жизнь, чего стоят одни только мазурки и полонезы Шопена… Вернемся к рок-музыке, бесспорно, что романтические темы близки рок-музыкантам, да и самих представителей рока можно назвать романтиками. Одинокий герой, предпочитающий прогуливаться по ночному городу в черном облачении, таким предстает перед нами известный рок-музыкант В.Цой. Действительно романтик!

Другим музыкальным родственником рока служит духовный стих. Содержанием духовных стихов явились истории ветхого завета, близкие народу описания мук и страданий Богоматери, чудеса Николая Чудотворца, тема страшного суда.

В рок-музыке религиозная тематика не редкость. Так в одной из песен В. Цоя «Звезда» присутствует религиозная символика: «Птицей стучится в жилах кровь, Вера да надежда, любовь». А ведь речь идет о святых мучениках живших еще во II веке в Риме.

В песне советского рок-музыканта Ю.Клинских «Ночь перед рождеством» встречается обращение главного героя попавшего в беду к Николаю Угоднику - почитающемуся в христианстве как чудотворец.

Обращение к Богу содержится в песне А. Васильева «Бог устал нас любить», песня наполнена одиночеством, безысходностью, поднимается тема греха, прощения, любви. «Я рассказал бы тебе все что знаю – Только об этом нельзя говорить. Выпавший снег никогда не растает – Бог устал нас любить. Бог устал нас любить. Бог просто устал нас любить. Бог просто устал».

…Совпадение или что-то большее?

…Продолжая сравнивать смысловое содержание текстов различных рок-групп и музыкального фольклора, я обнаружил, что рок-тексты богаты фольклорными символами. Большим открытием была для меня работа С. Петровой[1] о фольклорном тематизме в цикле «Черный альбом» группы «кино».

Узнав о том, что тексты В. Цоя содержат в себе народные приметы (песня «Кончится лето»), фразеологизмы (устойчивые фольклорные формулы), устойчивые фольклорные образы (песня «Кукушка»), элементы сельского быта (песня «Нам с тобой»), я решил обратиться к текстам других рок-музыкантов и проверить их фольклорное содержание.

Удивительно, но таких композиций в рок музыке оказалось много. Например, тексты В. Кипелова, Ю. Клинских, В.Шахрина, Н. О’Шей.

Так в текстах некоторых рок-групп можно встретить фольклорный образ Ведьмы или образ Бабы-яги в отечественной традиции. В песне Н. О’Шей, (фолк группа «Мельница») показан конфликт народа и ведьмы, ведьма несет Хаос и разрушение в мир людей, а простой народ молит Господа о защите:

«Там, где ведьма, там жито не свячено, кони не подкованы.
Прахом пусть улетает, бродячая, во четыре, ой, стороны.

«Нет предела милости огня, и Господь помилует нас,
Чтобы рожь высока, родилась, чтобы за зимой вновь была весна».

Одним из малых жанров фольклора является поговорка. Этот жанр проявился в песне В. Шахрина (группа «Чайф») «А не спеши ты нас хоронить»:

«У нас дома детей мал-мала».

Сравнивая семантическое содержание текстов рок-музыки и фольклора, понимаешь, что при самобытности этих двух музыкальных миров, их смысловые и образные линии часто схожи. И такое парадоксальное сравнение начинает иметь для меня совершенно реальную основу.

А ведь рок-музыка и музыкальный фольклор имеют и выразительно- языковые точки соприкосновения.

Музыку этих вселенных переплетает между собой такое ладовое средство, как параллельно-переменный лад. Например, он присутствует в народных песнях - хитах «Уж ты поле моё», «Ходила младёшенька по борочку». И так же характеризует опусы рок-группы «Кино»: «Звезда», «Невеселая песня», «Легенда»; рок-группы «Сплин»: «Пластмассовая жизнь», «Аделаида», «Солнце взойдет». Интересное совпадение…

…Еще одно. Рок-музыка близка фольклорной традиции в преобладании речитативно-повествовательной интонации. Достаточно вспомнить песни В.Цоя «Закрой за мной дверь», «Группа крови», «Звезда по имени солнце», «Спокойная ночь».

Что же, сравнивая фольклор и русский–рок, погружаясь в особенности исторического развития, смысловое и музыкальное устройство я не мог упустить из виду такое явление как обработки народной музыки в русском роке. Это явление говорит нам о том, что музыкальный фольклор действительно продолжает жить в современных музыкальных направлениях. Существует огромное количество современных обработок фольклорных песен. Группа «Пикник»: «Любо братцы, любо», «Черный ворон», «Ой, да не вечер»; группа «Декабрь»: «Дубинушка»; группа «Кукрыниксы»: «Черный ворон».

Мне кажется, что такая форма бытования музыкального фольклора была неизбежна. Возможно, современному уху легче воспринимать и понимать народную песню в рок обработке. Однако, не все обработки могут передать смысл народной песни точно, а порой и вовсе искажают его. Поэтому это явление нельзя оценивать однозначно.

Верны ли мои гипотезы? Действительно ли музыкальный фольклор и рок-музыка тесно связаны? Трудно однозначно ответить на этот вопрос... Но, то, что «рок-музыка это не работа, а образ жизни» подтверждается временем и судьбой рок-музыкантов. Так и музыкальный фольклор – образ жизни целого народа, его ментальность и духовный опыт.

 

 


[1] Петрова.С.А. Фольклорные традиции в цикле «Черный альбом» группы «Кино»//Русская рок-поэзия: текст и контекст, Уральский государственный педагогический университет - Екатеринбург 2011,с.79-84.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: