Классификация основных форм трудовой деятельности




Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в результате постоянного ис­пользования достижений и продукции научно-техническо­го прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования че­ловека, экономического, социального и духовного разви­тия общества, всестороннего совершенствования личности.

В соответствии с принятой физиологической классифи­кацией трудовой деятельности в настоящее время разли­чают следующие формы труда.

Формы труда, требующие значительной мышеч­ной энергии (физический труд). Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000 - 6000 ккал) и выше в сутки.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.),обеспечивающие его деятельность.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд не­достатков. Это, прежде всего его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

I. Легкие физические работы (категория І) подразделяются на две категории:

-І а, при которой энергозатраты составляют до 120 ккал/ч (139 Вт);

-І б, при которой энергозатраты равны 121-150 ккал/ч (140- 174 Вт).

К категории І а относятся работы, выполняемые сидя и без – значительных физических усилий. К категории І б - работы, выполняемые сидя, стоя и связанные с ходьбой при незначительных физических усилиях.

Физические работы средней тяжести (категории II) подразделяются на две категории:

- ІІ а, при которой энергозатраты составляют 175-232 Вт;

- ІІ б, при которой энергозатраты составляют 233-290 Вт.

К категории ІІ а относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 м) изделий или предметов в положении стоя или сидя, и требующие определенных физических усилий. К категории ІІ б относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением тяжестей до 10 кг при умеренном физическом напряжении.

Тяжелые физические работы характеризуются расходом энергии более 290 Вт. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями и перемещениями значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Энергия, необходимая человеку для жизнедеятельности, выделяется в его организме в процессе окислительно-восстановительногораспада белков, жиров, углеводов и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания.

Совокупность химических реакций в организме человека называется обменом веществ. Для характеристики суммарного энергетического обмена веществ используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.

Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12-16 часов после приема пищи в положении лежа). Энергозатраты на процессы жизнедеятельности в этих условиях для человека массой 75 кг составляют 87,5 Вт.

Изменение позы, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов приводят к дополнительным за­тратам энергии.

Например, в положении сидя, за счет работы мышц тулови­ща, затраты энергии превышают на 5-10% уровень общего обмена, з положении стоя - на 10-15%, при вынужденной неудобной позе -на 40-50%.

Повышение обмена веществ и расхода энергии при работе приводит к повышению теплообразования. При тяжелой физической работе температура тела может повышаться на 1 -1,5 оС.

II. Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пре­делах 12,5-17 МДж (3000 - 4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Про­фессии механизированного труда нередко требуют специ­альных знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюда­ется уменьшение объема мышечной деятельности, в рабо­ту вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конеч­ностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механиз­мами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

III. Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автомати­зированных линий и управлением электронной техникой. Ха­рактерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда --это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние "оперативного ожидания" различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответствен­ности предстоящей работы и т. д.

IV. Групповые формы труда - конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конк­ретные операции, строгой последовательности их выпол­нения, автоматической подаче деталей к каждому рабоче­му месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония - одно из отрицательных последствий кон­вейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой дея­тельности, развивающееся при действии однообразных по­вторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость ре­акции, и, как следствие, быстро наступает утомление.

V. Формы труда, связанные с управлением производ­ственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено - чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления про­изводственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в- других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

VI. Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его - ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, - мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональ­ной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического тру­да, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд - труд руководителей учреждений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодически возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд -наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов -это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Исходя из гигиенических критериев Р 2.2.2006-05 “Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда” (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005), условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные [22] (рис. 4.).

 

Условия труда
3.1 (1-й степени)
3.2 (2-й степени)
3.4 (4-й степени)
3.3 (3-й степени)
Допустимые (2-й класс)
Оптимальные (1-й Класс)
Вредные (3 класс)
Травмоопасные (4 класс)
Безопасные

Рис. 4. Классификация условий труда

 

1-й класс - оптимальные условия труда, при которых работающие, выполняя профессиональные обязанности, сохраняют свое здоровье, имеют предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

2-й класс - допустимые условия труда характеризуются зна­чениями факторов, не превышающими установленных гигиениче­скими нормами, а функциональное состояние организма от их воздействия восстанавливается к началу следующей смены, не оказывая неблагоприятного воздействия на работающего и его потомство.

3-й класс - вредные условия труда. Этим классом характеризуются рабочие места, на которых производственные факторы превышают гигиенические нормы. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

1-я степень 3-го класса (3.1) – условия труда, характеризующиеся такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения (восстанавливающиеся, как правило, при более длительном прерывании контакта с вредными факторами) и увеличивают риск повреждения здоровья;

2-я степень 3-го класса (3.2) – условия труда, характеризующиеся воздействием таких уровней вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции;

3-я степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести в период трудовой деятельности, к росту хронической патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-я степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4-й класс - опасные (экстремальные) условия труда. Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и (или) высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: