ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ФФН
(старшая группа)1
I период обучения (сентябрь—первая половина ноября)
Фронтальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю
Звуки | Колич. занятий | Подготовка к звуковому анализу и синтезу | Закрепление лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
[У] [А] [А] - [ У] [И] [Э] [0] [Ы] [П- П'] [Т] [К- К'] [П- Т- К] [А- У- 0- И] [X] [Х- X'] | Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа ау, ауи Выделение первого и последнего согласного звука в слове (паук, кот, мак). Анализ и синтез обратных слогов типа am, от, ут, ак, ок, ук и т.д. Преобразование слогов путём изменения одного звука (от-ут-ит). Примечание. К концу первого периода обучения дети анализируют слоги типа та-то-ту, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (ка-ку; пу-по и т.д.). Дети практически знакомятся с терминами «слог», «слово», «гласные звуки», «согласные звуки», («мягкие», «твердые»), «предложение». | Употребление категории множественного числа существительных (утка-утки, конфета-конфеты и т.д.), формы родительного падежа с предлогом у (У Наты боты. У Нины конфеты. У Вовы кубики. У Толи утки.). Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода (мой кот (кубик); моя утка (конфета); моё окно). Употребление категории числа и лица глаголов настоящего времени (Я пою. Мы поём. Они поют.). | Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подметает. Они помогают маме. |
1 Разработано учителем-логопедом ДОУ «Золотой ключик» г. Тамбова Т.В. Дробышевой с учетом требований «Программы обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада)» — М.: МГПОИ, 1993, авторы Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.
|
II период обучения (вторая половина ноября — первая половина февраля)
Звуки | Колич. занятий | Подготовка к звуковому анализу и синтезу | Закрепление лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
[Л'] [J] [ЛЬ -ЙОТ] [Ы- И] [С] [С- С`] [3] [3- 3'] [С-3] [С'-З'] [Ц] [Б-П] [Ш] [Ж] [С-Ш] [С-Ш-З-Ж] | Дифференциация звуков на слух. Выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове. Определение места звука в слове. Выделение гласного звука в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су. Примечание. Взависимости от уровня подготовки детей возможно начинать анализ односложных слов типа (жук, сок, сук, суп) с середины второго периода. Дети знакомятся с терминами «звонкие», «глухие» звуки. | Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа {гуляли, пели, катали, купали, мыли). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий (зеленый) пояс; синяя (зеленая) ваза; синее (зеленое) пальто. Образование относительных прилагательных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс; стеклянный стакан, стеклянная ваза; железный нож, железная шпага). Составление предложений по опорным словам (Соня, мосту, стояла, на.). Согласование числительных с существительными мн. числа (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон). Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, леса; снег, снежинка, снега, снежный, снеговик). Образование сложных слов (снегопад, листопад, пылесос, самолет и т.д.). | Составление предложений по картине (ответы на вопросы); объединение их в рассказ. Распространение предложений в рассказе путём введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определении (]. Зима. Выпал снег. Соня вышла на улицу. Она слепила снеговика... 2. Зима. Выпал пушистый белый снег. Соня и Маша вышли на улицу. Около дерева они слепили большого снеговика Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений. |
III период обучения (вторая половина февраля — май)
|
Звуки | Колич. занятий | Подготовка к звуковому анализу и синтезу | Закрепление лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
[Л] [Р] [Л- Л'] [Р- Р'] [Л-Р] [Л-Л'-Р-Р'] [Ч] [Щ] [Ч-Щ] | Различение на слух и в произношении изучаемых звуков. Выделение их среди других звуков и слогов. Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал-ла, ор-ро, ла-ра, ло-ро). Деление слов на слоги. Знакомство со схемой слова. Анализ и синтез односложных слов (лак, рак, стол,стул), преобразование слов путём замены первых звуков (лак-бак- рак). Примечание. Вкачестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими — слоги; для обозначения гласных звуков используются красные кружочки, для согласных звуков - синие. К концу III периода дети самостоятельно производят анализ и синтез односложных слов (рак, пар, кот, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа стол, стул, штык. | Образование уменьшительной формы существительных (ящичек, вазочка, сумочка, сучочки), прилагательных (серенький, умненький, узенький). Подбор однокоренных слов (чай, чайник, чайная, чайница;мыло, мылить, обмылки, мыльница). Образование приставочных глаголов (ехала, подъехала, отъехала, объехала, проехала, выехала). Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из-под шкафа, спрятался между столом и шкафом). Подбор слов с противоположным значением (толстый — тонкий). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать — читатель, читательница; учить — учитель, учительница; воспитывать — воспитательница; пловец — плавать). Употребление сложных предложений с разными видами придаточных: Миша заплакал, потому что он упал (ему было больно, он обиделся на Веру, он испугался собаки и т.д.). | Составление рассказов разных типов (рассказ по картине, по серии картин; рассказ-описание). Примечание.Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков. |
|
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ФФН
(подготовительная группа)1
I период обучения (сентябрь — первая половина ноября)
Всего 27 занятий: 11 недель (3 занятия в неделю).
ННеделя | Звуки | Буквы | Колич. занятий | Звуко-слоговой анализ, грамота | Лексико-грамматические категории | Связная речь |
ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||||
ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||||
У А УА | У А | Выделение начального гласного. Анализ звукового ряда из двух гласных типа АУ. | Закрепление навыка употребления имен существительных с окончаниями -и, -а, -ы (утка — утки, конфета — конфеты, письмо — письма). | Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в небольшие рассказы. |
1 Разработано учителем-логопедом ДОУ № 40 г. Тамбова М.Н. Варгановой с учетом требований «Программы обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная к школе группа)», 1978. Авторы Г.А. Каше, Т.Б. Филичева.
И П, П` Э | И П Э | Анализ звукового ряда типа ИАУ. Выделение последнего согласного. Анализ, чтение слога АП. Повторение пройденного. | Закрепление навыка употребления существительных в форме родительного падежа множественного числа (много стульев, оленей, окон и т.д.). Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода (мой стакан, моя сумка, моё окно). Закрепление навыка употребления падежных окончаний существительных единственного числа. Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (Девочка поливает. Дети поливают). Употребление глаголов прошедшего времени множественного числа (мыли, катали). Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс, синяя сумка, синее пальто). Закрепление навыка образования относительных прилагательных (стеклянная посуда, сосновая доска). Закрепление навыка образования новых слов с помощью приставок (наливает — выливает — поливает), суффиксов (пень — пенёк), путем сложения (самосвал, пылесос и т.д.). | Формирование навыка составления простых распространенных предложений. Объединение этих предложений в небольшие рассказы. Заучивание текстов наизусть. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. | ||||||||
Т П,Т К, К' | Т К | Выделение начального и последнего согласного. Анализ, чтение слогов типа AT. | ||||||||||
М, М' Л' | М | Повторение пройденного материала. | ||||||||||
О X, X' К, X | о X | ] | Выделение гласного из положения после согласного. | |||||||||
К, X Й Л', Й | Й | Анализ и чтение прямых слогов типа МА. | ||||||||||
Л', Й Ы Ы, И | Анализ и чтение слов типа БЫК. Анализ, чтение слогов типа МИ. | |||||||||||
С | Определение места звука в слове, деление слов на слоги. Анализ, чтение слов типа СОМ, КИТ. | |||||||||||
С С,С` | С | Звуко-слоговой анализ и чтение слов типа СУП, КОСЫ, СИМА. | ||||||||||
Примечание. На 8-й неделе обучения при изучении звука Й осуществляется знакомство со зрительным образом буквы Й. Занятие, посвященное усвоению буквы Й, проводится во II периоде обучения.
II период обучения (вторая половина ноября — февраль)
Всего 39 занятий: 15 недель (фронтальные занятия по произношению, обучению грамоте — 3 раза в неделю со второй половины февраля (с 25-й недели) — произношение, обучение грамоте — 2 раза в неделю, обучение связно* речи — 1 раз в неделю).
Неделя | Звуки | Буквы | Колич. занятий | ' Звуко-слоговой анализ, грамота | Лексико-грамматические категории | Связная речь | |||||||||||||
Н | Н Я | Деление слов на слоги, анализ слов типа НИНА, НАТА. Анализ слогов СА, СЯ; слов типа ТАНЯ. Анализ слов типа ЗУБЫ. | Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. Закрепление навыка согласова- | Развитие умения составлять рассказ из предложений, данных без соблюдения логической последовательности. | |||||||||||||||
3,3' С,С',3,3' | Анализ слов типа ЗИНА, КОЗЫ.Составление схемы слова. Звонкие и глухие согласные. | ния прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (большой мишка, большая кошка, большие башмаки, большое пальто). Закрепление навыка употребления прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (Дети кормили морковкой белого кролика. Дети давали корм белым кроликам.). Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (один стул, одна книга, одно платье; один стул, два стула, пять стульев; одна книга, одной книги, одной книгой...). Сравнение, сопоставление глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени (катаю, катал, буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование слов на новом лексическом материале с помощью приставок, суффиксов словосложения. Закрепление умения употреб- | Развитие умения давать полные ответы на вопросы в ходе подготовки к пересказу текста. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скорого- ворок. Закрепление умения пересказывать тексты, составлять рассказы по картине, серии картин. | ||||||||||||||||
СС',3,3' Б Б, Б' | Б | Звуко-слоговой анализ слов типа БУТОН, БАТОН.Звуко-слоговой анализ слов типа КУБИК.Чтение предложений, текстов. | |||||||||||||||||
Б,Б',П,П' В | В | 2 1 | Анализ слов типа ИВАН, ВОЛКИ. | ||||||||||||||||
Т` Д' Д | Д | Выделение ударного гласного звука. Работа с разрезной азбукой (составление, преобразование слогов, слов ДУБЫ, ДУБОК). | |||||||||||||||||
Д, Т Д,Д`,Т,Т` Г,Г ` | Г | Анализ слов типа ДИВАН. Анализ слов типа БУМАГА. Упражнения с разрезной азбукой, чтение. | лять образованные слова в составе предложений в разных падежных формах (У меня нет стеклянной вазы. Я катался на трехколесном велосипеде.). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистенький хвостик.). Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, у, к, от, с (со), из, в, по, между, за, перед; из слов, данных в начальной форме: скамейка, под, спать, собака. (Собака спит под скамейкой.). Составление предложений из «живых слов» (слова изображают дети). Распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу. Миша вешает в шкаф меховую шубу.). Составление предложений с заданными словосочетаниями: серенькую белочку, серенькой белочке. (Дети видели в лесу серенькую белочку. Дети дали орехи серенькой белочке). Добавление в предложения | ||||||||||||||||
КАНИКУЛЫ | |||||||||||||||||||
КАНИКУЛЫ | |||||||||||||||||||
Г,Г`,К,К` Ш | Анализ слов типа ВАГОНЫ. Чтение, выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Анализ слов типа МИШКА. Преобразование слов (МИШКА-МЫШКА). | ||||||||||||||||||
с, ш | Е | Преобразование слов (МИСКА-МИШКА). Выкладывание из букв разрезной азбуки слов типа СЕТКА, чтение этих слов. Преобразование слов (ВАТКА-ВЕТКА). | |||||||||||||||||
л Л, Л' | л | Анализ слов типа ПЛИТА, ВОЛК, СЛИВА. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение. Подбор слов к схемам. | |||||||||||||||||
Ж Ж, Ш | ж | Анализ слов типа УЖАТА. Правило написания ЖИ, ШИ. | пропущенных предлогов: перед, за, у, около, возле. (Кусты сирени посадили... домом. Ёлочка росла... дома.). Составление предложений по результатам выполнения словесной инструкции: взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа. (Я взял зеленую грузовую машину и поставил на среднюю полку шкафа.). | |||
Ж, 3 Й | Ё | Самостоятельное составление схем слов. Выполнение заданий с использованием букв разрезной азбуки. Чтение, выкладывание из букв разрезной азбуки слов типа КОТЁНОК. Анализ слов типа СИНИЙ. | ||||
Р | Анализ слов типа КРАСНЫЙ. Преобразование слов. | |||||
Р,Р` Р,Л | Р | Анализ слов сложной звуко-слоговой структуры. Преобразование слов. |
III период обучения (март, апрель, май)
Всего 36 занятий: 12 недель (занятия по произношению, обучению грамоте — 2 раза в неделю; по связной речи -1 раз в неделю).
Неделя | Звуки | Буквы | Колич. занятий | Звуко-слоговой анализ, грамота | Лексико-грамматические категории | Связная речь |
с,з,ш,ж Р,Р',Л,Л' | Анализ слов сложной звуко-слоговой структуры. | Закрепление полученных ранее навыков. Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов путем присоединения приставки или суффикса, путем словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учить — учитель-учительница — ученик; футбол — футболист). Умение использовать образованные слова в составе предложений. Воспитание умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежный). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных на усложненном лексическом ма- | Закрепление всех полученных ранее навыков. | |||
ч | ь | Анализ слов типа ХОРЬ, ПИСЬМО, ВАСИЛЬКИ. Чтение предложений, текстов. Подбор слов к буквенным схемам: м...ш...а (мышка, мушка, мишка). Правило написания ЧА, ЧУ. | Формирование умения использовать при пересказе сложные предложения. Формирование умения связно и последовательно пересказывать тексты, пользуясь фонетически и грамматически правильной речью. Формирование навыка составления рассказов по картине, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов. Развитие основных типов монологической речи: | |||
ч Т,Т' | ч | Повторение пройденного материала | ||||
ц | ю Ц | Анализ слов разного звукового состава типа КЛЮВ, ЮЛА, ДАЮТ. Чтение предложений, текстов. Подбор слов к буквенным схемам. |
Ц, С Ч,С',Т', Ц,С | Повторение пройденного материала. | териале (черная юбка — черненькая юбочка, синий передник — синенький передничек, красное платье — красненькое платьице). Практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у ёлки). Закрепление употребления сложных предлогов из-за, из-под (Кот вылез из-под стола). Закрепление (на новом лексическом материале) навыка составления и распространения предложений. Составление предложений с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали.). Составление предложений по опорным словам: мальчик, поймать, ежик. (В лесу под кустом мальчик поймал серого колючего ежика. На опушке леса мальчик поймал маленького колючего ежика.). | — составление рассказа-описания; — составление рассказа по сюжетным картинкам; — составление рассказа по серии сюжетных картин; — составление рассказа из личного опыта детей. | |||
ф щ | Ф щ | 1 1 | Выполнение заданий с использованием букв разрезной азбуки. Чтение. Подбор слов к буквенным схемам. Правило написания ЩА, ЩУ. | |||
щ,ч | Ъ | 1 1 | Анализ слов типа СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ. | |||
щ, ч, т `,ц, с, с | Анализ слов разного звуко-слогового состава, произнесение которых не расходится с написанием. | |||||
Шипящие и свистящие звуки | Чтение. Составление схемы предложения. Правописание ЧА, ЩА ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ (повторение). |
Мягкие и твердые согласные звуки | Работа над техникой чтения. Использование игровых приемов звуко-буквенного анализа всех типов слов. | Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными. (Мы пойдем в игрушечный магазин, чтобы купить красивую куклу (большую грузовую машину, заводной трактор, подарок братишке.). | ||||
Глухие и звонкие согласные звуки | Работа над техникой чтения. Правописание сомнительных согласных звуков. | |||||
Гласные звуки | Работа над техникой чтения. Определение места ударения в слове. |