Диагностика детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями




Выполнила: студентка группы 4 БПО-ДШИ Глушкова Татьяна Олеговна

 

Возраст Направления диагностики Диагностический инструментарий Требования к проведению диагностики
Ранний возраст 1.Понимание словесной инструкции. 2.Ориентировка ребёнка на величину. 3.Зрительное восприятие. 4.Целостное восприятие.   МЕТОДИКИ СТРЕБЕЛЕВОЙ Е.А. Представленные методики (10 заданий) позволяют изучить возможности проявлений умственного развития ребенка в разных его аспектах. Поскольку многие обследуемые дети раннего возраста не владеют речью, либо владеют ею в недостаточном объеме, большинство предлагающихся заданий имеет невербальную форму, а результаты их выполнения оцениваются по действиям ребенка. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудностей, от наиболее простых к более сложным. Лови шарик! задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет. Спрячь шарики! задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия соотносящих действий. Разбор и складывание матрешки (двухсоставной) задание направлено на выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, а также на выявление наличия у него соотносящих действий. Разбор и складывание пирамидки задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук. Парные картинки задание направлено на выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста. Цветные кубики (восприятие цвета) задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия цвета. Разрезные картинки задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. Конструирование из палочек (треугольник, молоточек) задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение ребенка действовать по подражанию, по показу.   • перед началом обследования устанавливаем устойчивый положительный контакт с ребенком;   • во время обследования поддерживаем интерес ребенка к выполняемым заданиям;   • различные виды помощи ребенку строго дозируем и обязательно фиксируем в протоколе обследования;   • каждый вид задания начинается с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения;   • предлагаем ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития;   • продолжительность тестирования не превышает 20 минут, при первых признаках утомления переход на другой вид работы;   • индивидуализирую последовательность предъявляемых заданий (легкие/трудные, вербальные/невербальные, учебные/игровые), чередую задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический);   • при предъявлении многозвеньевых инструкций используем несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматриваю повторное поэтапное предъявление задания (делю инструкции на отдельные смысловые звенья).
Дошкольный возраст 1. Сенсорное развитие. 2. Умственного развития (обучаемость в процессе, принятие задании, способы выполнения заданий). 3. Познавательная сфера (может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели) 4.Эмоционально-волевая сфера (правила поведение, оценка своих результатов и т.д.)   Для выявления уровня развития зрительного восприятия используется ряд методик: - Включение в ряд (методика А.А. Венгер). - Коробка форм. - Сгруппируй картинки (по цвету и форме). - Сложи разрезную картинку. Ценной особенностью этих методик является то, что во всех заданиях предусмотрена возможность оказания детям строго дозированной помощи; предлагаются параметры оценки действий ребенка; результаты оцениваются в баллах. Устойчивость внимания, возможности переключения, исследуются с помощью методики «Простое кодирование» Пьерона-Рузера и «Корректурная проба» Э.Ландольта. Согласно последней методике можно выразить уровень концентрации внимания с помощью индекса точности. K=S*S/n Где S – число строк таблицы, проработанных ребенком; n – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний, лишних знаков). Для изучения особенностей памяти выбраны методики: А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти, Джекобсона по выявлению способности к запоминанию, М.С. Бернштейна «Узнавание фигур», направленная на проверку уровня развития памяти, А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание», с помощью которой устанавливается, владеет ли ребенок логическими способами запоминания. -Методика "Конструирование предметов" Детям была предложено собрать картинку из четырех частей, разрезанных по горизонтали и вертикали из четырех частей, разрезанную по диагоналям. - Матрешки (4-составные), (выявляются понимание инструкции и цели задания, использование помощи, разумность действий, учет размеров матрешки); -доски Сегена (позволяют выявить координированность, ловкость движений, состояние мелкой моторики пальцев рук); -кубики разной величины (исследуется сформированность понятия величины предметов); - Лото (позволяет проследить характер мыслительных операций); - Группировка предметов (модифицированная методика У.В. Ульенковой) - выявление способностей к классификации предметов; - Подбери фигуру к предмету (модифицированный вариант методики Л.А. Венгера) - изучение уровня сформированности перцептивных действий; выявление способности соотносить предмет с эталоном, уровня сформированности знаний о формах; выявление способности к переносу усвоенного перцептивного действия в новые условия. - Исключение не подходящих к группе предметов (модифицированный вариант) - исследовать способность видеть в объектах их существенные признаки, делать на этой основе необходимые обобщения; выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями. - Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л. А. Венгера); - Сложи разрезную картинку (из трех частей); - Достань тележку (со стержнем; адаптированный вариант методики С. Л. Новоселовой); - Мозаика (исследуются наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, воображение, мелкая моторика); -Методика: «Чего не стало?»(модифицированная методика С.Д.Забрамной); -Методика:«Что изменилось» (модифицированная методика С.Д.Забрамной); • перед началом обследования устанавливаем устойчивый положительный контакт с ребенком;   • во время обследования поддерживаем интерес ребенка к выполняемым заданиям;   • различные виды помощи ребенку строго дозируем и обязательно фиксируем в протоколе обследования;   • каждый вид задания начинается с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения;   • предлагаем ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития;   • продолжительность тестирования не превышает 20 минут, при первых признаках утомления переход на другой вид работы;   • индивидуализирую последовательность предъявляемых заданий (легкие/трудные, вербальные/невербальные, учебные/игровые), чередую задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический);   • при предъявлении многозвеньевых инструкций используем несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматриваю повторное поэтапное предъявление задания (делю инструкции на отдельные смысловые звенья).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: