Раскрытие сущности проблемы аварийности и травматизма, а также обоснование методологических основ обеспечения безопасности в техносфере подвели нас к необходимости более полного определения контуров соответствующей системы. Поэтому основное внимание будет уделено системе, предназначенной для снижения вредных последствий техногенно-производственных опасностей. Определение содержания такой системы проведем с учетом опыта исследования и совершенствования других сложных систем и требований нормативных документов.
До того как приступить к решению поставленной задачи, напомним, что выделение и описание признаков конкретной системы, уточнение ее структуры и цели легче всего проводить на основе требований высшей по иерархии системы и после вычленения ее из этой надсистемы. В отсутствие таких исходных положений выход может быть найден с помощью некоторых системообразующих принципов, связанных с общепринятыми, более об-щими представлениями. Логично предположить, что подобные представления должны основываться на положительном опыте, в том числе и на принятой на его основе энергоэнтропийной концепции объективно существующих опасностей, а также соответствующих ей категориях и методах обеспечения безопасности.
Для определения структуры системы обеспечения безопасности техносферы и отделения ее от остальных подсистем поддержания жизнедеятельности человека необходимо исходить из признания существующих там опасностей как объективной реальности. Отсюда видно, что предупреждение или сокращение связанного с ними ущерба свидетельствует о необходимости выделения соответствующих ресурсов и принятия комплекса специальных мер, дополняющих естественные защитные свойства и механизмы человека и биосферы в целом. Следовательно, одной из главных составных частей системы обеспечения безопасности в техносфере должны быть специально предусмотренные ресурсы, т. e. силы и средства, необходимые для парирования опасностей.
|
Другим соображением, используемым для уточнения состава и цели рассматриваемой системы, служит то обстоятельство, что, помимо потребности в ресурсах, реализация требований по обеспечению безопасности еще не всегда повышает производительность труда и, как иногда кажется, его экономичность. В этих условиях возникает необходимость в установлении предпочтений. Приоритет должен быть отдан эффективности производственной деятельности человека как необходимого условия его существования, а обеспечение требуемой безопасности ее осуществления следует рассматривать как вынужденную меру.
Можно выделить и ряд других положений, определяющих содержание и особенности предлагаемой здесь системы обеспечения безопасности. В частности, таких, как необходимость включения и се состав регулирующих нормативных актов, обеспечивающих компромиссное сосуществование противоречивых факторов, и предположение о принципиальной нереализуемости требования к обеспечению абсолютной безопасности техносферы. Из последнего вытекает потребность в обосновании приемлемых показателей ее уровня и принятии дополнительных ограничивающих условий.
С учетом изложенного выше условимся в последующем понимать под системой обеспечения безопасности в техносфере совокупность взаимосвязанных нормативных актов, организационно - технических мероприятий и соответствующих им (актам и мероприятиям) сил и средств, предназначенную для предупреждения и снижения тех вредных побочных последствий существования техносферы, которые обусловлены реально существующими там техногенно - производственными опасностями.
|
Как следует из данного определения, структура системы обеспечения безопасности должна включать в себя по меньшей мере следующие три основные составные части:
а) нормативные акты (руководящие документы), задающие требования безопасности;
б) организационно-технические и иные мероприятия, выполняемые на различных этапах подготовки и проведения технологических процессов;
в) силы и средства, необходимые для осуществления этих мероприятий и выполнения других требований безопасности.
При уточнении цели системы обеспечения безопасности в техносфере уместно руководствоваться сформулированными выше принципами и исходить не только из объективно действующих там факторов, но и реальных практических возможностей человека. Прежде всего, не следует интерпретировать безопасность в общепринятом смысле, предполагающем отсутствие опасностей, т.е. невозможность причинения какого-либо ущерба. Очевидно, что принятие в качестве цели данной системы этого реально недостижимого условия нельзя считать приемлемым.
В качестве основной или стратегической цели рассматриваемой здесь системы целесообразно принять либо:
а) минимизацию (максимально возможное сокращение) ущерба от аварийности и травматизма в техносфере, либо:
|
б) удержание величины такого ущерба в заданных пределах. Обратим внимание на три наиболее существенных момента в каждой из только что предложенных формулировок цели:
1) предполагается не абсолютный, а относительный уровень безопасности, учтенный в сделанном ранее ее определении вероятностью происшествий и приемлемым ущербом от перманентных выбросов энергии или вредного вещества;
2) цель системы обеспечения безопасности здесь рассматривается не как главная задача, а как подчиненная обеспечению жизнедеятельности людей, т. е. безопасность техносферы - не самоцель, а средство их выживания;
3) наконец, обе формулировки цели являются как бы условными, поскольку учитывают необходимость соблюдения технологии процессов и ограниченность ресурсов на обеспечение безопасности их проведения.
Главные задачи рассматриваемой системы:
а) предупреждение гибели и других несчастных случаев с работающими в техносфере;
б) исключение аварий, приводящих к выводу из строя технологического оборудования и другому материальному ущербу;
в) недопущение случаев уничтожения биоты и загрязнения окружающей природной среды вредными веществами;
г) заблаговременное принятие мер по подготовке к ведению возможных аварийно-спасательных работ;
д) эффективное использование сил и средств, выделенных для предупреждения и ликвидации последствий техногенных происшествий.
Относительная значимость перечисленных задач может изменяться в зависимости от специфики конкретных отраслей промышленности или транспорта, а также от этапов жизненного цикла используемого там производственного и технологического оборудования. Однако их решение в совокупности с такими специфическими задачами, как априорная оценка опасности новых технологий, а при необходимости и отказ от них, позволит приблизиться к достижению цели рассмотренной здесь системы.