советы начинающим педагогам




1. В общении со школьниками учитель должен исходить из понимания того, что школа - это часть нашего государства, а отношение педагога к детям - выражение общест­венных требований.

2. Осознавая свою роль доверенного лица общества и следуя ее принципам, учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убежде­ний, a не только как исполнение долга. Искренность педагога - залог его прочных контактов с воспитанниками; она основывается на том, что усвоенные требования общества пропущены учителем через собственные установки и стали потребностями его личности.

3. Для успешного взаимодействия со школьниками следует прежде всего адекватно оценить собственную личность. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмо­циональным состоянием: воспитательному процессувредит раздра­жительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. Всег­да следует отдавать себе отчет в том, что привнесено в конфликт­ную ситуацию самим педагогом.

4. Педагогически целесообразные отношения строятся на вза­имном уважении учителя и учащихся, на утверждении достоин­ства личности школьников и собственного достоинства педагога. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, понимать каждого, создавать условия для самоутверждения его в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт лич­ности.

5. Педагогу также необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлече­ния, умелость, широту эрудиции, не выпячивая, безусловно, своих достоинств.

6. Ввиду того что характерным элементом общения является неопределенность, связанная с недостаточностью информации от­носительно психического состояния и мотивов поведения ученика, учителю следует развивать наблюдательность, педагогическое во­ображение, умение понимать эмоциональное состояние, экспрес­сию поведения, верно ее истолковывать. Творческий подход к ана­лизу ситуаций и принятию решений основывается на умении педа­гога принимать роль другого — ученика, родителей, коллеги,- становиться на их точку зрения.

7. Важным показателем мастерства общения учителя со школьниками на уроке и вне его является увеличение речевой дея­тельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя, уменьшение непродуктивного молчания, увеличение ко­личества контактов (вопросов-ответов). Активизации общения способствуют использование повторов мыслей школьников, ссылки на высказывания учащихся, уменьшение прямых требований.

8. Даже при незначительных успехах ребят следует быть щед­рым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии коллектива, а по­рицать лучше наедине. Учительская речь при этом не должна быть «анемичной». И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

9. Если, приступив к работе, вы в течение какого-то времени все же не замечаете сдвигов, на которые надеялись, все равно не злоупотребляйте жалобами на учащихся, не начинайте разговор с претензий. Ваша задача - сделать и родителей союзниками своих педагогических намерений, вызвать их на соразмышленне. А это возможно лишь в том случае, если учитель проявит искрен­нюю заинтересованность в судьбе школьника, тревогу за него, уважение к мнению родителей, желание сотрудничать. Нужно чаше нести радость в семью, быть ей помощником, а не искать в ли­це родителей средство для расправы за собственную беспомощ­ность в общении с детьми.

10. Начинающему учителю зачастую недостает умений прийти к взаимопониманию из-за беспредметности разговора или, хуже того, нетактичного расспроса. Содержание беседы должно быть интересным обеим сторонам, и об этом должен заботиться сам учитель. Есть ли у вас «варианты» таких бесед?

11. Так как ситуации в процессе урока и внеклассной деятель­ности не повторяются в полной мере, то невозможно дать и точ­ные рецепты для разрешения любой проблемы, возникающей в учительской практике. Можно сформировать установки на опре­деленный стиль поведения, которые в реальных условиях подска­жут рациональную реакцию на возникшую ситуацию.

12. Пусть не покажется странным для выпускника вуза, но в общении со школьниками следует помнить о поддержании авто­ритета коллег по работе. Потеря авторитета коллеги может в определенной мере быть и ослаблением лично вашего педагогиче­ского влияния на ребят.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: