ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ УЧИТЕЛЯ ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ




Как видим, в процессе общения учителя и учащихся мoгyтJ, складываться два эмоциональных полюса общения. Подлинный воспитательный эффект дает способность педагога организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Отрицательные эмоциональные состояния могут возникать, но не как конечная цель воздействия, а как возможное ситуативное сред­ство, преодолеваемое для достижения положительного эмоцио­нального эффекта (например, страх потерять уважение)..

Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми. Следуя требованиям педагогического такта, учитель сможет выработать у себя демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися.

Современная педагогика и психология располагают большим чис­лом работ о педагогическом такте, знание которых помогает учи­телю избежать конфликтов в общении с детьми, правильно стро­ить взаимоотношения. Все исследователи педагогического такта учителя подчеркивают емкость этого понятия и отмечают отсут­ствие единого его определения. Сложность раскрытия сущности педагогического такта обусловлена специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием «такт».

Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимо­отношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактич­ное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным - нравственное требование к каждому человеку, особенно к педаго­гу, который общается с развивающейся личностью. Педагогиче­ский такт - профессиональное качество учителя, часть его ма­стерства. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т. е. это воспитывающее, дейст­венное средство влияния на детей.

Итак, педагогический такт - это мера педагогически целесо­образного воздействия учителя на учащихся, умение устанавли­вать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не до­пускает крайностей в общении со школьниками. Характеризуя работу учителя. К.Д.Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантиз­ма и, главное - постоянная разумная деятельность».

Дозировка влияния проявляется и в использовании воспитательных средств. Как лекарства в медицине требуют четкой рас­фасовки и режима приема, так и слово учителя, его методы долж­ны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмер­ность может привести к обратной реакции: чрезмерная требова­тельность - к непослушанию, чрезмерная снисходительность - к грубости. Уважая учащихся, учитель должен уметь показать свое уважение к детям. Проявление уважения формирует у ребенка чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопро­тивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания.

Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают ее. Связь уважения и требовательности диалектична. Требовательность к личности увеличивается и усложняется по мере возрастания уважения к ней, с учетом инди­видуальных особенностей школьников. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося учитель варьирует оттенки сво­их отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холод­ности, от радушия до сухости, от мягкости до строгости. Прояв­ления внимания, заботы, доброты должны меняться в связи с воз­растом детей. По отношению к малышам - непосредственно и конкретно: учитель может обнять ребенка, погладить по голове, назвать уменьшительным именем. Со старшими это допустимо лишь в отдельных случаях. В отношениях с подростками важны сдержанность и простота отношений, ибо они хотят быть взрос­лыми и «детскость» обращения их раздражает. Об особенностях общения учителя с детьми разного возраста интересный материал дают книги А. В. Мудрика.

Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведе­ния учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосред­ственностью в общении). Он предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой», как говорил А. С. Макаренко, даже с риском ошибиться. Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности учеников и подчер­кивающий это в каждом удобном случае. Доверие учителя долж­но стать стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибег­нуть и к приему некоторого умышленного преувеличения первых успехов ученика, чтобы тот ощутил радость от своих усилий, от успехов. Доверие не попустительство, оно действенно, если прояв­ляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если соче­тается с контролем, известной долей бдительности учителя по от­ношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантич­ным, угнетающим подозрением.

Культура общения учителя, такт проявляются в разных формах взаимодействия его с учеником: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: