Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе ограниченной группы. Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию воспитания и обучения. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической задачи.
Структура проведения мастер-класса
1. Презентация педагогического опыта:
–обоснование основных идей предлагаемой педагогической технологии;
–описание достижений в опыте работы, источников информации;
–определение проблем и перспектив в работе;
–описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной технологии, представляемой педагогом.
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий):
–рассказ педагога о проекте занятия;
–определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;
–краткая характеристика результативности используемой технологии.
Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с обучающимися.
4. Моделирование ( самостоятельная работа участников по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии).
5. Рефлексия (обсуждение результатов совместной деятельности участников мастер-класса).
Рекомендуемые критерии для самооценки, характеризующие эффективность используемых при проведении мастер-класса средств, методов и технологий:
–способность активизации деятельности всех участников мастер-класса;
–полнота передачи опыта слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы;
|
–эффективность организации самостоятельной деятельности слушателей по разработке собственной модели приемов работы (действий) в режиме технологии учебного занятия (мастер-класса);
–умение руководителя мастер-класса представить слушателей одновременно в роли учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на учебном занятии;
–индивидуальный стиль руководителя мастер-класса в отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных способностей.
Результатом мастер-класса является модель урока (занятия), разработанная участниками с целью применения этой модели на практике.
Информация о проведённом мастер-классе размещается на сайте образовательной организации, после чего заполняется страница в интерактивной системе https://konkurs.mosmetod.ru/.
Приложение 4
Методические рекомендации по организации кинолектория и проведению интернет-киновикторины в образовательных организациях Департамента образования города Москвы в рамках программы Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества»
Кинолекторий – это распространенная форма воспитательной работы и один из факторов социализации обучающихся.
Цель организации кинолектория: приобщение к киноискусству и формирование зрительской культуры подрастающего поколения. Демонстрация фильмовпозволяет сделать интереснее и доходчивее устный рассказ на соответствующую тему, при этом воздействие аудиовизуальных впечатлений сильнее словесно-логических рассуждений. Для того чтобы превратить кино из нейтрального, а порой и негативно влияющего обстоятельства в средство воспитания подростков и юношества, нужно придать их контактам с кино более целенаправленный и организованный характер, что возможно при включении в коммуникативный процесс «кино – зритель» педагога-воспитателя.
|
Фильм – законченное произведение с тщательно продуманной драматургией. Все части его несут определенную смысловую нагрузку. Достаточно удалить одну из них, и нарушится композиционное равновесие. Кинопроизведение лучше смотреть целиком, чтобы оно произвело впечатление, вызвало мысли и чувства, запрограммированные авторами. Тем не менее, часто приходится расчленять его. Одна из задач при организации и подготовке кинолектория - тщательный отбор нескольких небольших фильмов или отрывков из них. Необходимо добиться органического соединения, синтеза словесного сообщения и киноизображения.
Возможны четыре формы сочетания слов педагога и киноизображения:
1. С помощью словесного комментария педагог руководит наблюдением за экранным изображением.
2. После кинопросмотра педагог устно сообщает сведения обобщающего характера, которые не могут быть познаны в процессе восприятия киноизображения.
3. Основную информацию сообщает педагог, фильм служит подтверждением или конкретизацией словесных выводов. Этот способ сочетания слова и изображения является наиболее распространенным, но не самым результативным.
4. Кино содержит всю необходимую информацию, в том числе и выводы. Любое сообщение должно стремиться к компактности: время кинолектория ограниченно.
|
Воспитательная, социализирующая, социально-организаторская и просветительная функции кинолектория во многом пересекаются. Восприятие фильма – это не считывание с экрана информации, а сложный процесс, основанный на зрительской способности запечатлевать и восстанавливать в памяти звукопластические образы, улавливать между ними связь, проникать в их скрытое значение и давать им интерпретацию, исходя из своего жизненного и художественного опыта. Создаваемые во внеурочное время киноклубы и кинокружки имеют то преимущество, что они не ограничены ни рамками, ни временем прохождения программы, что в них могут участвовать учащиеся разных классов и главное - что это форма досуговой организации обучающихся, основанная на принципах добровольности и личной заинтересованности каждого участника. В образовательных организациях кинолекторий проводится руководителями музеев образовательных организаций, педагогами-организаторами, классными руководителями в любое удобное для просмотра время. Все фильмы программы кинолектория (2–4 по выбору организаторов) должны быть из списка 100 фильмов, рекомендованных Министерством культуры РФ к показу в образовательных организациях. После каждого сеанса может быть организована дискуссия с участием экспертов – ведущих специалистов в области истории кино, театра, ветеранов Вооружённых сил, а также представителей родительской общественности. Проведение встреч возможно в форме музыкально-поэтических и литературных киновечеров, которые готовит актив школьного музея. Результатом будет активизация новых форм музейной деятельности, популяризация музея образовательной организации как центра воспитательной работы и социальной активности жителей района.