Проверки и регулировки заключаются в выполнении трех последовательных операций: "Калибровка", "Установка рабочего нуля" и "Контроль масштабирования''. Калибровку и контроль масштабирования можно также периодически выполнять в процессе плавания.
Калибровка — это проверка и установка "нуля" измерительной схемы лага при замкнутом накоротко входе. Для выполнения калибровки переключатель 1 (см. рис) в приборе 6 устанавливают в положение "Уст. О—К". При этом срабатывает реле 29К1 и вход схемы замыкается накоротко контактами 29К1.1 и 29К1.2, вследствие чего лаг должен показывать скорость, равную нулю. Если же отсчет скорости на табло отличается от нулевого значения более чем на 0,1 уз, необходимо потенциометром 9 (6R6 на рис. 8) выполнить соответствующую регулировку. Эту регулировку можно назвать установкой электрического "нуля" схемы.
Установка рабочего нуля — это проверка и регулировка "нуля" схемы при подключенном индукционном преобразователе. Переключатель 1 (см. рис) в приборе 6 устанавливают в положение "Работа". К схеме лага подключают индукционный преобразователь. Судно не имеет хода, поэтому лаг должен показывать скорость V- 0 с допустимым отклонением 0,1 уз. При большем отклонении необходимо выполнить регулировку "нуля" ("Установка рабочего нуля" — "Уст. О—Р") вращением потенциометра 8 (6R7 на рис. 8).
Следует иметь в виду, что на неподвижном судне при наличии постоянной отрицательной поправки лаг будет показывать скорость V= 0, так как схема лага ИЭЛ-2М рассчитана только на фиксацию скорости со знаком "плюс". Для более точной установки рабочего "нуля" с целью исключения постоянной погрешности любого знака может быть рекомендована следующая методика:
— переключатель 1 (см. рис. 8) поставить в положение "Уст. О—К" и снять отсчет скорости V1 (предварительно выполнялась калибровка, поэтому значение V1 должно составлять примерно 0,1 уз);
— потенциометром 9 ("Уст. О—К") установить отсчет скорости V2, равный 2 уз;
— переключатель 1 повернуть в положение "Работа" и снять отсчет скорости V0;
— ослабив крепление, вынуть индукционный преобразователь из клинкета, развернуть его на 180° и снова поставить в клинкет. Снять отсчет скорости V180, после этого еще раз повернуть индукционный преобразователь на 180° и закрепить его в первоначальном положении;
![]() |
— потенциометром 8 ("Уст. О — Р") установить отсчет V лага с учетом найденной поправки ∆V= -δv: |
![]() |
— вычислить погрешность индукционного преобразователя по формуле:
— переключатель 1 установить в положение "Уст. О — К" и, вращая потенциометр 9 ("Уст. О — К"), восстановить на табло скорости первоначальное значение V1, равное 0,1 уз.
Установка рабочего "нуля" с поворотом индукционного преобразователя на 180° позволяет не только компенсировать постоянную погрешность лага, но и исключить влияние внешних возмущений, например течения или дрейфового перемещения судна.
Контроль масштабирования — это проверка схемы лага при отключенном индукционном преобразователе и поданном на вход схемы эталонном напряжении (в гидродинамических лагах аналогичную проверку выполняют с использованием проверочных грузов).
При выполнении этой проверки переключатель 1 (см. рис. 8) устанавливают в положение "Масштаб". В этом случае срабатывает реле 29К2, контакты которого 29К2.1 и 29К2.2 подключают к выходу предварительного усилителя резистор ЗR1. Падение напряжения на этом резисторе является эталонным напряжением. Лаг должен показывать скорость, значение которой было определено при регулировке прибора на мерной линии и записано на матовом стекле внутри прибора 6.
Если отсчет скорости, снимаемый при контроле масштабирования, отличается от записанного на матовом стекле, необходимо выполнить регулировку потенциометрами 11 ("Грубо") и 10 ("Плавно"). Контроль масштабирования можно выполнять не только на стоянке, но и на ходу судна.
Рис. 5
На рис. 5 представлена схема контроля работы отдельных узлов лага, расположенных в Приборах 3,6 и 29. При нормальной работе лага в приборах 3 и 6 горят табло "Сеть" (зеленого цвета). Это свидетельствует о том, что лаг получает питание от судовой сети.
Если в приборе 3 отсутствует одно из вырабатываемых напряжений, то блок автоматического контроля и сигнализации включает табло "Неисправность" (красного цвета) в приборах 3 и 6. Для определения отсутствующего напряжения в приборе 3 расположена схема контроля, к которой относятся переключатель 3S1 и сигнальная лампа ЗН1 (соответственно позиции 4 и 3 на рис. 3). Переключатель имеет 11 фиксированных положений. В десяти из этих положений проверяют наличие контролируемого напряжения по загоранию сигнальной лампы ЗН1.
Первое положение "Откл." переключателя 3S1 соответствует отключенному состоянию схемы контроля. Сигнальная лампа ЗН1 в этом случае не горит. В положении "Сеть" проверяют наличие напряжения судовой сети на входе прибора 3. Загорание лампы ЗН1 свидетельствует о поступлении напряжения в прибор питания. Установкой переключателя 381 в положение "F1; F2" проверяют предохранители в цепи питания лага (позиции 8 на рис. 3)
Следующие четыре положения переключателя: "+5 В", "+10 В", "+15 В" и "-15 В", позволяют проконтролировать наличие стабилизированных напряжений 5, 10и15В. В положениях "+16 В" и "-35 В" контролируют нестабилизированные напряжения 16 и 35 В. При установке переключателя 3S1 в положение "БИ" проверяют выработку напряжения, питающего цифровые блоки индикации скорости. Положение "ИП" позволяет проверить переменное напряжение 20 В, необходимое для питания индукционного преобразователя.
При необходимости можно измерить значение любого из контролируемых напряжений. Для этого нужно подключить вольтметр к гнездам 11 (см, рис. 3). Обнаружив отсутствие какого-либо напряжения (при контроле лампа ЗН1 не горит), необходимо проверить соответствующий предохранитель (позиция 12 на рис. 3). Контроль работы индукционного преобразователя и предварительного усилителя осуществляет блок СК (схема контроля), расположенный в приборе 29 При нормальной работе этих узлов в приборе 29 горит сигнальная лампа 29Н1.
Для определения неисправности в приборе 6 служит схема контроля блоков. Переключателем 681.5 каждый блок поочередно подключают к схеме контроля. Сигнализация о работе блока осуществляется лампой 6Н2 или цифровым узлом индикации скорости. Один или другой индикатор подключают к выходу схемы контроля блоков переключателем 6S1.4.
Семь фиксированных положений переключателя 6S1 (позиция 1 на рис. 4; 6S1.4 и 6S7.5 на рис. 8.20), отмеченных цифрами 1— 7, позволяют контролировать все блоки центрального прибора лага.
В положении 1 контролируется работа блока выработки синхронизирующих импульсов (см рис. 5). При исправном блоке должна мигать с частотой 1 Гц сигнальная лампа 6Н2 (позиция 2 на рис. 2).
В положении 2 осуществляется проверка исправности блока цифрового фильтра (см. рис.5). При его нормальной работе лаг должен показывать отсчет скорости 80,4 уз.
В положении 3 (позиция 1 на рис. 2) и при включенном корректоре проверяется работа блока корректора. Признаком исправности этого блока является отсчет скорости 80,4 уз.
При установке переключателя 6S1 в положение 4 контролируется работа блока делителя интегратора. Мигание сигнальной лампы 2 (см. рис. 2) 6Н2 с частотой 2 Гц указывает на исправность схемы.
Положение 5 переключателя 6S1 предназначено для проверки наличия сигнала на входе преобразователя (позиция 5 на рис._2). Этот сигнал поступает с выхода предварительного усилителя УП (прибор 29) на вход усилителя измерительного канала УИК (прибор 6). Если на входе УИК сигнал есть, то лампа 6Н2 горит немигающим светом.
В положении 6 проверяется работа блока преобразователя (позиция 5 на рис. 2). При исправном блоке на цифровом табло скорости должен появиться отсчет 0,1—0,2 уз.
В положении 7 осуществляется контроль работы блока выдачи информации. При исправном блоке сигнальная лампа 6Н2 горит немигающим светом.