ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ




Белоусова Э.В., к.э.н., доцент

bellav-ast@mail.ru

Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева

г.Нур-Султан, Казахстан

Нигматуллина А.М.

студентка 4 курса, факультета экономики и финансов

lina.nigmatullina.98@mail.ru

Московский университет им. С.Ю. Витте,

г. Москва, Россия

 

Аннотация. В современных условиях благодаря цифровым технологиям создана возможность быстрого обмена знаниями и опытом, развития электронных библиотек, цифровых кампусов, увеличивается число лиц, получающих уникальную информацию, которая раньше была труднодоступной. Безусловно, в условиях модернизации современным высшим учебным заведениям необходимо адаптироваться для сохранения своих конкурентных преимуществ, грамотно выстраивать стратегию развития. Важно отметить, что глобализация и увеличении доли онлайн-сегмента образовательных услуг в сфере дополнительного образования способны существенно изменить традиционную систему образования

Ключевые слова: цифровые технологии, конкурентоспособность, цифровизация.

Современные условия развития общества, цифровизация всех сфер общественной жизни, безусловно, выступили предпосылками к внедрению диджитализации в сферу высшего образования. В настоящее время внедрение цифровых технологий затрагивает не только новшества в оснащении учебного процесса, но и усовершенствование направлений научно-исследовательской деятельности [1].

Разработка и проведение приема абитуриентов на обучение по новым программам высшего образования, качественная модернизация зарекомендовавших себя и положительно функционирующих программ выступают неким примером начала цифровой трансформации образовательного процесса. На сегодняшний день мы можем сказать, что цифровые технологии представляют собой механизм для многостороннего развития высшего образования [4].

В современных условиях благодаря цифровым технологиям создана возможность быстрого обмена знаниями и опытом, развития электронных библиотек, цифровых кампусов, увеличивается число лиц, получающих уникальную информацию, которая раньше была труднодоступной [3]. Безусловно, в условиях модернизации современным высшим учебным заведениям необходимо адаптироваться для сохранения своих конкурентных преимуществ, грамотно выстраивать стратегию развития. Важно отметить, что глобализация и увеличении доли онлайн-сегмента образовательных услуг в сфере дополнительного образования способны существенно изменить традиционную систему образования [2].

На сегодняшний день цифровые образовательные ресурсы выступают некой базой для развития информационных услуг в сфере образования. Следует подчеркнуть, что наибольшая потребность в диджитализации проявляется в системе дополнительного образования, зачастую в профессиональном повышении квалификации и изучении иностранных языков [5].

Когда речь идет о получении первого, базового образования, в современном высшем учебном заведении необходимо сочетание как современных информационных технологий, так и прямого общения студентов с преподавателями. Некоторые преподаватели считают, что продуктивнее было бы заменить стандартный набор теоретических лекций на онлайн-продукты, увеличив количество часов, направленных на закрепление изученного материала, развитие практической и проектной деятельности студентов.

Как считают специалисты, особую роль в стратегическом обновлении современного высшего образования сыграет цифровая трансформация. По их мнению, речь должна идти не только о переоснащении информационных технологий, но и о перезагрузке человеческого потенциала, модернизации кадров, совершенствовании коммуникации высшего учебного заведения и оптимизации его внутренних процессов [6].

Цифровизация должна содействовать адаптированности вуза для целевой аудитории. Адаптированность поспособствует увеличению его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и созданию дополнительной ценности для обучающихся.

Безусловно, на сегодняшний день одним из актуальных вопросов является вопрос разработки базовой модели компетенций современного профессионала в сфере цифровизации и определение перечня его компетенций.

Осуществление подготовки, переподготовки и обучение специалистов (в том числе руководителей предприятий и организаций) должно выступить одной из важнейших задач высших учебных заведений. В современных условиях глобализации необходимо задуматься о создании и тестировании функционирования экспертных центров диджитализации совместно с ведущими региональными и российскими компаниями. Также необходимо обратить внимание на разработку и апробацию учебно-методических комплексов, учебных тренажеров, виртуальных лабораторий для углубленного изученияинформатики, финансовой математики и цифровой экономики.

Развитие цифрового высшего образования должно сопровождаться мониторингом потребностей современного рынка, внедрением и актуализацией образовательных программ всех уровней с учетом требований к ключевым компетенциям диджитализации для каждого уровня образования [1].

Когда речь идет о цифровизации высшего учебного заведения, высшего образования, подразумеваются не только IT-университеты. Диджитализация должна коснуться всех университетов: медицинского профиля, экономического, юридического, естественно-научных и т.д. Акцент на необходимость наличия у врача знаний IT-технологий, у экономиста и юриста – навыков в сфере диджитализации позволит вывести образование на качественно новый уровень [2].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время в России, а также в ряде стран СНГ согласно потребностям и запросам реалий развития современного мира, идет качественный процесс развития цифровизации высшего образования. Мы считаем, что для развития государств необходимо уделить особое внимание развитию цифровых технологий в сфере медицины, экономики и производства. Мы согласны с мнением многих ученых, что для инновационной деятельности в современных условиях необходимы специалисты, обладающие соответствующим уровнем знаний и профессионализма, по нашему мнению, новые выпускники, так и действующие практики, должны обладать уникальными новыми знаниями.

Список использованных источников

1. Алтухов П.Л., Мавлютова Г.А., Ножкина Е.Б. Устойчивое развитие цифровой экономики как элемент обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 19–24.

2. Semenyuk O., Kuc S., Sadykova S., Arynov K., Beloussova E., Niyazbekova Sh., Suleimenova B. New educational programmes as a factor in forming students’ innovative competencies. World Transactions on Engineering and Technology Education Vol.17, No.3, 2019.

3. Мишаков П.Г., Ниязбекова Ш.У. Цифровая экономика: сущность и особенности. XIV МНК. Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике. РФ, г. Москва.‒ 2018.‒ С.329‒337.

4. Мавлютова Г. А. Цифровизация в современном высшем учебном заведении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-sovremennom-vysshem-uchebnom-zavedenii. – Дата доступа: 25.11.2019.

5. Nechay N., Listkov V., Kurbatova V., Semenyuk О., Niyazbekova Sh., Abdrashitova Т. The influence of ecology and economic factors on eco-architecture and the design of energy efficient buildings. World Transactions on Engineering and Technology Education. Vol. 16, No.2, 2018.

6. Цифровая экономика: сущность и особенности
Мишаков П.Г., Ниязбекова Ш.У.В сборнике: Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике Материалы XIV международной научной конференции: в 4-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2018. С. 329-337

7. Цифровая экономика для России. "за" или "против"?. Ануприенко А.А., Ниязбекова Ш.У. В сборнике: Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике Материалы XIV международной научной конференции: в 4-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2018. С. 52-59

8. The influence of ecology and economic factors on eco-architecture and the design of energy efficient buildings. Semenyuk O., Abdrashitova T., Beloussova E., Nechay N., Listkov V., Kurbatova V., Niyazbekova S. World Transactions on Engineering and Technology Education. 2018. Т. 16. № 2. С. 186-192.

9. The influence of macroeconomic factors to the dynamics of stock exchange in the Republic of Kazakhstan. NiyazbekovaSh.U., Grekov I.E., Blokhina T.K.
Economy of region. 2016. Т. 12. № 4. С. 1263-1273. DOI: 10.17059/2016-4-26

10. Investigation of Modern economic mechanisms for construction of the intellectual potential of the country as a moving factor of innovative economic development. Sanalieva L.K., Kengzhegalieva G. B., Idelbayeva A. S., NiyazbekovaSh.U. Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2018. No. 5. P. 144-148. DOI: 10.32014 / 2018.2518-1467.1926.

11. Образование Сингапура: высшее и дополнительное. Ниязбекова Ш. У. В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского Материалы докладов психолого-педагогических секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Психолого-педагогические науки" 2018. С. 291-295.

12. Обзор финансовой политики Московской области в сфере образования и науки. Ниязбекова Ш.У., Иванова А.А., Исаева Б.К.
В сборнике: РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 327-334.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: