АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ЛПУ)
Методические рекомендации к практическим занятиям
для студентов по
МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ
Самара, 2012
1. Тема занятия: Автоматизированные системы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ).
2. Цель занятия: Изучить основные принципы работы и структуру автоматизированных информационных систем лечебно-профилактических учреждений. Освоить порядок заполнения электронной истории болезни и способы защиты обрабатываемых персональных данных на примере автоматизированной системы «РОСТ-ПРО: МЕДИЦИНА» демонстрационная версия 2.0.
3. Общее время занятия: 3 часа
4. Оснащение занятия: Персональный компьютер с операционной системой Windows XP и выше, доступ в глобальную сеть Интернет, автоматизированная система «РОСТ-ПРО: МЕДИЦИНА» демонстрационная версия 2.0.Методическая разработка кафедры.
Теоретическая справка.
Информационные системы (ИС) уровня медицинских учреждений предназначены в первую очередь для информационного обеспечения основных бизнес-процессов этих учреждений и, как результат, организации их работы на более высоком качественном уровне.
К ним относятся:
§ Медико-технологические ИС;
§ Информационно-справочные системы;
§ Статистические ИС;
§ Научно-исследовательские ИС;
§ Обучающие ИС.
Классы информационных систем, которыми обязательно должны быть оснащены учреждения и организации системы здравоохранения России
№ п/п | Классы информационных систем | Категории организаций – пользователей информационных систем | ||||
Лечебно-профилактические и санаторно-курортные учреждения | Органы территориального (ведомственного) управления здравоохранением, медицинские управления министерств и ведомств | Органы Государственного санитарного эпидемиологического надзора | Территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации | Медицинские учебные заведения | ||
Медико-технологические ИС | + | |||||
Статистические ИС | + | + | + | + | ||
Научно-исследовательские ИС | + | + | + | |||
Обучающие ИС | + | + |
Примечание:
|
Возможны два варианта использования ИС указанных классов учреждениями и организациями – пользователями ИС:
§ использование автономных ИС каждого класса из числа отмеченных знаком «+»;
§ использование интегрированных ИС, в которых системы, отмеченные знаком «+», применяются в качестве подсистем.
Статистические ИС органов управления здравоохранением в зависимости от объектов описания подразделяются на следующие виды:
§ «Здоровье населения», содержащие статистические данные по группам населения в целом по России, регионам, муниципальным образованиям;
§ «Среда обитания», содержащие статистические данные по социальным институтам и экологическим нишам (зонам);
§ «Учреждения здравоохранения», содержащие данные с описанием типов и характеристик деятельности учреждений (паспортов ЛПУ);
§ «Кадры здравоохранения», содержащие данные о персонале учреждений здравоохранения;
§ «Медицинская промышленность», содержащие сведения о предприятиях и их продукции (лекарства, медицинские приборы и оборудование).
|
Научно-исследовательские ИС в зависимости от объектов описания подразделяются на следующие виды:
§ ИС научной медицинской информации, содержащие сведения о научных публикациях в области медицины, в т. ч. электронные библиотеки;
§ организационные ИС, содержащие описание тематик научных исследований и их результатов;
§ системы автоматизации медико-биологических исследований.
Обучающие ИС медицинских учебных заведений в зависимости от реализуемых ими педагогических принципов оценки уровня усвоения знаний учащимися подразделяются на следующие виды (причем каждый последующий вид из указанных ниже должен включать в себя предыдущий):
§ обучающие ИС по принципу «вопрос-ответ», контролирующие знания по ответам учащихся на вопросы системы, выбранным из числа возможных вариантов;
§ обучающие ИС, предоставляющие знания в виде электронных учебных курсов и учебных пособий и контролирующие усвоение знаний по принципу «вопрос-ответ»;
§ обучающие ИС, основанные на базах знаний и содержащие сведения о методах решения задач, в т. ч. экспертные системы, системы логического вывода и т.д.
Эти ИС эксплуатируются в медицинских учреждениях различных уровней (от кабинета врача общей практики до крупных межрегиональных и федеральных медицинских центров), в санаторно-курортных учреждениях, диагностических центрах, станциях переливания крови, специализированных центрах (СПИДа, планирования семьи и пр.). Наибольший интерес среди них представляют медицинские информационные системы (МИС), интегрирующие в себе все выше перечисленные виды ИС, которые в этом случае выступают в роли подсистем общей МИС.
|
Американский институт медицинских записей выделяет 5 различающихся уровней медицинских информационных систем:
Первым уровнем МИС являются автоматизированные медицинские записи. Этот уровень характеризуется тем, что только около 50 % информации о пациенте вносится в информационную систему и в различном виде выдается ее пользователям в виде отчетов. На данном уровне обычно охватываются регистрация пациента, выписки, внутрибольничные переводы, ввод диагностических сведений, назначения, проведение операций. Информационные процессы здесь идут параллельно с «бумажным» документооборотом и служат, прежде всего, для формирования разного вида отчетности.
Вторым уровнем МИС служит система компьютеризированной медицинской записи (Computerized Medical Record System). На этом уровне медицинские документы, которые ранее не вносились в электронную память (прежде всего это информация с диагностических приборов, получаемая в виде различного рода распечаток, сканограмм, топограмм и пр.), индексируются, сканируются и запоминаются в системах электронного хранения (как правило, на магнитооптических накопителях).
Третьим уровнем МИС является применение электронных медицинских записей (Electronic Medical Records). На этом уровне должна быть развита соответствующая инфраструктура для ввода, обработки и хранения информации со своих рабочих мест. Пользователи идентифицируются системой, им даются права доступа, соответствующие их статусу. Структура электронных медицинских записей определяется возможностями их программной обработки. На данном уровне развития МИС электронная медицинская запись играет активную роль в процессе принятия решений и интеграции с экспертными системами, например, при постановке диагноза, выборе лекарственных средств с учетом настоящего соматического и аллергического статуса пациента и т.п.
На четвертом уровне МИС, который называют системами электронных медицинских записей (Electronic Patient Record Systems или Computer-based Patient Record Systems), записи о пациенте имеют гораздо больше источников информации. В них содержится вся соответствующая медицинская информация о конкретном пациенте, источниками которой могут являться как одно, так и несколько медицинских учреждении. Для такого уровня развития необходима общегосударственная или интернациональная система идентификации пациентов, единая система терминологии, структуры информации, кодирования и пр.
Пятым уровнем МИС называют электронную запись о здоровье (Electronic Health Records). От системы электронных записей о пациенте она отличается существованием практически неограниченных источников информации о здоровье пациента, что позволяет накапливать сведения об его поведенческой и социальной деятельности (курение, занятия спортом, пользование диетами и т. д.). По сути дела в МИС пятого уровня накапливаются электронные паспорта здоровья (Long Life Personal Health Record) населения.
Согласно действующему стандарту, медицинские информационные системы должны обеспечивать реализацию следующих функций:
§ ведение медицинской документации («электронных историй болезни»);
§ формирование структурно-экономических описаний (паспортов) ЛПУ и передачу их в сводные базы данных паспортов ЛПУ, которые ведутся в территориальных фондах ОМС и территориальных управлениях здравоохранени;
§ учет пациентов и ведение реестра выполненных медицинских услуг по ОМС;
§ планирование и учет выполненных прививок;
§ взаиморасчеты со СМО и территориальными фондами ОМС за пролеченных пациентов;
§ ведение нормативно-справочной информации;
§ оперативное планирование и учет ресурсов медицинской помощи (коечный фонд, медицинский персонал, сложная медицинская аппаратура, кабинеты приема, запасы аптечных товаров);
§ планирование и учет лечебных и диагностических назначений, а также направлений в другие ЛПУ;
§ представление государственной медицинской статистической отчетности в территориальные управления здравоохранения;
§ ведение БД зарегистрированных диагнозов для формирования статистики заболеваний;
§ формирование сведений о наличии лекарств, доступных пациентам, и ведение учета лекарств, представленных пациентам по льготам.
МИС должна являться инструментом, обеспечивающим и организующим работу медицинского учреждения. Для этого она должна охватывать всю совокупность сведений об оказываемых в нем медицинских услугах и должна предоставлять возможность получать различные показатели деятельности медицинского учреждения, в частности:
§ Показатели, характеризующие процессы оказания медицинской помощи: своевременное выявление патологии, обоснованность госпитализации, своевременное взятие пациентов на диспансерный учет, анализ расхождения диагнозов, объема диагностических и лабораторных исследований; соблюдение стандартов длительности лечения, отклонение от лекарственного формуляра при медикаментозной терапии; удельный вес параклинических методов лечения, то есть соответствие оказанной помощи стандартам и протоколам лечения.
§ Показатели результата (конечные результаты): снижение трудопотерь и случаев выхода на инвалидность; снижение сроков длительности лечения, уровня госпитализации, обращаемости на СМП; снижение показателей смертности в трудоспособном возрасте; снижение уровня заболеваемости и болезненности как результат своевременной и эффективной диспансеризации и высокого уровня иммунизации; снижение числа «запущенных» случаев онкопатологии, туберкулеза и т.д.
§ Показатели эффективности лечения: отсутствие рецидивов, осложнений, случаев повторной госпитализации; соответствие уровня затрат объему оказанной помощи; удовлетворенность застрахованных пациентов уровнем оказанной помощи; улучшение показателей здоровья населения и т.д.
Следует заметить, что помимо медицинских ИС, в лечебных учреждениях могут эксплуатироваться специализированные ИС, например ИС бухгалтерии, отдела кадров, группы (отдела) по ремонту и обслуживанию медицинской техники и пр., а также специализированные системы хранения изображений, специализированные диагностические системы и т.д. Современная концепция построения медицинских информационных систем предполагает наличие их тесного взаимодействия на основе стандартных протоколов обмена данными, таких как XML, HL7, DICOM и др. Одновременно должно быть организовано информационное взаимодействие МИС с информационными системами других медицинских организаций, в частности:
§ с другими ЛПУ и санаторно-курортными учреждениями;
§ с территориальными управлениями здравоохранения и медицинские управления министерств и ведомств;
§ страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования;
§ органами Государственного санитарного эпидемиологического надзора;
§ медицинскими учебными заведениями.
Этот обмен осуществляется в соответствии со стандартами (протоколами) информационного обмена, известными всем участникам такого обмена. Протоколы информационного обмена в системе здравоохранения и ОМС Красноярского края, утверждаются Согласительной комиссией и входят в состав Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Красноярского края. На федеральном уровне стандарты информационного обмена разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.