Программный комплекс ANSYS решает методом конечных элементов стационарные и нестационарные, линейные и нелинейные задачи из таких областей физики, как механика твердого деформируемого тела, механика жидкости и газа, теплопередача, электродинамика. Возможно решение связанных задач. Для решения задач деформирования конструкций МКЭ применяется в варианте метода перемещений.
Расчеты могут производиться в пакетном (Batch)или интерактивном (Interactive) режимах. Для пакетного режима предварительно должна быть написана программа пользователя с помощью встроенного языка APDL (ANSYS Parametric Design Language) и команд ANSYS. Текстовый командный файл, содержащий эту программу, считывается средствами пакета ANSYS и выполняется. Пакетный режим удобен при решении сложных задач, алгоритм которых содержит циклы, переходы, структуры«если - то» и пр.
Интерактивный режим работы реализуется или с помощью графического интерфейса пользователя (GUI) классического ANSYS, или на платформе нового продукта Workbench. Эти оболочки состоят из командных меню и окон. Каждая вводимая через меню команда при интерактивном моделировании сразу же выполняется, а результат или сообщение о нем выводятся в соответствующие окна. Интерактивный режим - основной режим моделирования, даже командные файлы для пакетного режима создаются обычно с использованием инструментов интерактивного режима.
Решение МКЭ поставленной краевой задачи осуществляется программой ANSYS в три этапа соответственно логике метода. На первом этапе (препроцессинге) создается основа конечно-элементной модели исследуемого объекта. Этот этап включает в себя нижеследующие процедуры:
1. устанавливается физический тип задачи (механика деформируемого твердого тела, теплопередача, гидродинамика и т.д.), производится соответствующая настройка программы;
|
2. выбирается тип конечного элемента в зависимости от размерности объекта и других его свойств. Могут быть заданы некоторые характеристики элемента;
3. выбирается материал объекта и указываются все его необходимые свойства. Свойства могут быть заданы с клавиатуры или импортированы из библиотеки материалов ANSYS. Задание свойств определяет модель материала (линейно-упругий, упруго-пластичный, билинейный и т.д.), что влияет на выбор определяющих уравнений МКЭ;
4. строится геометрическая твердотельная модель объекта. В классическом ANSYS для этого используется программный модуль PREP7. В Workbench используется модуль Design Modeler. Геометрическая модель может быть экспортирована из какого-либо САD- пакета;
5. геометрическая модель разбивается на конечные элементы. При разбивке могут быть заданы различные параметры сетки;
6. в случае контактной задачи устанавливаются контактные пары, определяется модель контакта и ее характеристики.
Второй этап - наложение на модель необходимых физических условий и решение задачи - состоит из трех основных шагов:
1. задаются граничные условия - силы, перемещения (связи) и пр.;
2. выбирается тип анализа (статический, динамический, модальный и т.д.). Возможен выбор метода решения системы уравнений МКЭ и задание параметров вычислительных процедур (числа шагов нагружения, числа итераций и др.).;
3. осуществляется решение системы уравнений, полученной методом МКЭ. В результате решения формируется файл результатов, который содержит вектор найденных степеней свободы (узловых перемещений, узловых температур и т.д.).
|
Третий этап (постпроцессинг) - анализ результатов расчета. Рассчитанные МКЭ физические величины (перемещения, деформации, напряжения, температуры и др.) представляются в графическом окне ANSYS в виде картинок, таблиц, графиков, анимаций. Все эти результаты можно записать в соответствующие файлы.
При выполнении рассмотренных выше этапов решения задачи программа ANSYS создает в памяти компьютера базу данных, содержащую полную информацию о модели. Эту базу данных можно сохранить в бинарном файле и использовать для продолжения анализа.
На основании анализа приведенных литературных источников можно сделать некоторое заключение о современном состоянии науки в области рассматриваемой в настоящей работе проблематики. Несмотря на значительный прогресс в развитии математических методов, подход к описанию столкновений сложных технических объектов, таких как автомобили, весьма примитивен. Одно из направлений совершенствования расчета ударных воздействий, в автомобилестроении, заключается в подробном моделировании и анализе с использованием метода конечных элементов. Этот универсальный метод, применяемый с учетом теории удара, а также положений о безопасности транспортных средств, способен демонстрировать отличные результаты и оценивать безопасность конструкций. На основании анализа научных трудов можно сделать ряд выводов:
1) Большой, но пока скрытый потенциал развития в настоящей методике заключается в подробном моделировании креплений, которое выполнить полностью затруднительно, т.к. учет всех этих взаимодействий между элементами автомобиля в силу сложности его конструкции затруднителен;
|
2) Несмотря на большие современные вычислительные мощности персональных компьютеров, расчет оригинальных конструкций в формулировке задач неявной динамики и переходных процессов пока невозможен, поэтому использование упрощений неизбежно;
3) Настоящая работа показала, что использование Ansys Workbench позволяет проводить быстрый и качественный расчет ударных взаимодействий, даже если пользователь обладает базовыми знаниями в области численных методов и компьютерных вычислительных процессов;
4) Прогресс в моделировании также может быть достигнут в случае увеличения количества типов контактов в конечно-элементных комплексов, разработки специализированных контактов и конечных элементов для автомобилестроения, а также в повышении устойчивости и удобности явных методов интегрирования.
5) Полноценный анализ с применением метода конечных элементов можно получить при проведении множественных анализов и применении нескольких моделей; с этой точки зрения Ansys Workbench кажется очень удобным и могущественным средством автоматизации инженерных расчетов.