Инструкция: оцените, в какой степени выпускник владеет каждым из перечисленных навыков
+++ | навыком владеет хорошо, способен применять навык в различных ситуациях, в обучении не нуждается |
+ | навыком владеет, нуждается в усовершенствовании |
+ - | навыком владеет слабо, нуждается в помощи, обучении и в контроле, находится в процессе освоения навыка, понимает важность его освоения |
- - | навыком не владеет, не понимает его важности, не пытается его осваивать |
? | нет информации |
Наименование навыка, способности | Владение навыком | ||||
+++ | + | + - | - - | ? | |
Обращение со временем, планирование | |||||
Умение пользоваться часами, будильником, таймером | |||||
Умение пользоваться ежедневником, еженедельником, календарем | |||||
Умение планировать свое время, составлять распорядок дня | |||||
Умение формулировать важные задачи, расставлять их по важности и срочности, распределять их по времени (ближние, средние, отдаленные цели). | |||||
Умение приходить вовремя на встречи, в школу, на работу | |||||
Гигиена и забота о здоровье | |||||
Основные гигиенические навыки (ежедневно моется, принимает душ, чистит зубы) | |||||
Навыки интимной гигиены | |||||
Пользование косметическими средствами. | |||||
Одевается опрятно (белье и одежда чистые и подходят по размеру) | |||||
Ручная стирка мелких вещей | |||||
Умение пользоваться стиральной машиной, сортировка белья | |||||
Пользование утюгом | |||||
Мелкий ремонт одежды – пришить пуговицу, наложить заплатку, зашить прореху | |||||
Чистка обуви | |||||
Подбор и приобретение одежды (размеры, качество, уход) | |||||
Составление и пользование аптечкой первой медицинской помощи | |||||
Навыки оказания первой медицинской помощи | |||||
Навыки простого ухода за больным человеком (измерение температуры, измерение АД, кормление, смена постели) | |||||
Навык посещения парикмахерской | |||||
Навык посещения бани | |||||
Навык посещения поликлиники, запись в регистратуре, запись к врачу он-лайн | |||||
Вызов СМП, врача на дом | |||||
Информированность о способах предохранения от нежелательной беременности | |||||
Информированность о путях заражения и защиты от инфекций, передаваемых половым путем, в т.ч. ВИЧ-инфекции | |||||
Правила пользования средствами личной профилактики (женский, мужской презерватив, средства антисептики) | |||||
Информированность о негативном влиянии на человека никотина, токсических и наркотических веществ, профилактике химических зависимостей | |||||
Наименование навыка, способности | Владение навыком | ||||
+++ | + | + - | - - | ? | |
Навыки ведения домашнего хозяйства | |||||
Умение приготовить простые блюда | |||||
Умение составить список продуктов для приготовления конкретного блюда | |||||
Правила приобретения продуктов питания (сроки хранения, полезные и вредные продукты) | |||||
Пользование плитой для приготовления пищи | |||||
Пользование микроволновкой | |||||
Пользование холодильником (правила и сроки хранения продуктов, приборка) | |||||
Заготовка продуктов впрок | |||||
Умение сервировать стол | |||||
Мытье посуды, кафеля, ванны, унитаза, использование чистящих средств | |||||
Приборка и влажная уборка помещения (мытье пола, окон) | |||||
Пользование пылесосом | |||||
Нарядное оформление помещения к празднику | |||||
Уход за комнатными растениями | |||||
Уход за домашними животными | |||||
Мелкий домашний ремонт (замена лампочек, починка бытовых приборов) | |||||
Умение пользоваться инструментами (отвертка, молоток, газовый ключ) | |||||
Умение считать и передать показания счетчиков | |||||
Личные финансы, бюджет | |||||
Составление бюджета на неделю, месяц, год | |||||
Планирование доходов и расходов | |||||
Планирование покупок, составление перечня покупок | |||||
Умение пользоваться банковской карточкой и банковским автоматом, интернет/онлайн - банком | |||||
Информированность о пособиях, пенсии, стипендии | |||||
Умение совершать покупки в различных магазинах (продуктовых, магазинах хозяйственных товаров и пр.), расчет стоимости услуг/товаров, правила возврата некачественных товаров | |||||
Умение пользоваться системой скидок, покупка в кредит, предоплата, абонемент и пр. | |||||
Умение забронировать (по телефону и онлайн) и выкупить билеты в кинотеатр. | |||||
Знание периодичности и порядка оплаты коммунальных услуг, услуг связи | |||||
Виды и цели сбережений, порядок помещения денег в банк | |||||
Виды лотерей | |||||
Коммуникативные навыки | |||||
Навык установления и поддержания социальных контактов (познакомиться, поддерживать отношения) | |||||
Навыки обращения за помощью | |||||
Знание телефонов экстренных служб (СМП, пожарные, полиция, газовая служба, коммунальные службы и пр.) | |||||
Знание способов обращения за психологической помощью (очно, по телефону доверия, онлайн-ресурсы) | |||||
Навык отстаивания своей точки зрения | |||||
Умение сказать «нет», если другие хотят, чтобы ты сделал что-то против воли | |||||
Умение договориться и пойти на компромисс | |||||
Навык совместного решения сложных задач | |||||
Навык самопрезентации (устное выступление) | |||||
Умение составить письменное резюме, автобиографию, портфолио | |||||
Умение заполнения анкет (паспортные данные и др.) | |||||
Умение активно проводить и организовывать свой досуг | |||||
Умение подготовить и провести праздник и пригласить на него друзей | |||||
Подготовка небольших подарков близким и друзьям | |||||
Поздравление с праздниками родственников и друзей (написать письмо, поздравительную открытку, поздравить по телефону) | |||||
Пользование интернетом, социальными сетями | |||||
Навыки безопасного пользования интернетом (сохранение конфиденциальных данных и пр.) | |||||
Умение найти информацию в интернете, справочниках | |||||
Наименование навыка, способности | Владение навыком | ||||
+++ | + | + - | - - | ? | |
Правовая грамотность и защищенность | |||||
Знание своих прав и обязанностей (в т.ч. избирательное, жилищное и др.) | |||||
Наличие необходимых документов и понимание их предназначения (паспорт, свидетельство о рождении, медицинский полюс, документы, подтверждающие право на имущество и жилую площадь, страховое свидетельство пенсионного фонда, свидетельство ИНН, документ об образовании и др. | |||||
Информированность о порядке восстановления утраченных документов, правилах хранения документов | |||||
Умение пользоваться услугами сайтов налог.ру, сайта госуслуг, умение зарегистрировать и пользоваться личным кабинетом на этих сайтах. | |||||
Навыки личной безопасности (личные границы, «один дома», «один на улице» и др.) | |||||
Навыки пользования ресурсами местного (городского) сообщества | |||||
Умение ориентироваться по карте города | |||||
Умение ориентироваться в незнакомой местности (спросить дорогу, найти указанный адрес) | |||||
Умение узнать местонахождение, расписание работы и как стать участником молодежных, спортивных, досуговых объединений, кружков, секций | |||||
Умение узнать местонахождение, афишу и расписание работы культурных учреждений города (музеев, театров, кинотеатров, выставочных залов, парков и др.) | |||||
Умение провести небольшую экскурсию по любимым местам города с рассказом о достопримечательностях города, памятниках, исторических местах | |||||
Умение пользоваться услугами библиотеки | |||||
Умение пользоваться услугами кафе, ресторана | |||||
Навык заказа еды по интернету | |||||
Умение пользоваться услугами многофункционального центра | |||||
Умение пользоваться услугами почты (отправить, получить корреспонденцию) | |||||
Знает, где находится и какие услуги предоставляет Центр занятости населения, другие способы поиска работы | |||||
Умение пользоваться услугами общественного транспорта | |||||
Умение заказать и воспользоваться услугой такси | |||||
Умение пользоваться услугами бассейна, спортивного зала | |||||
Умение пользоваться услугами химчистки, общественной прачечной |
Итоговые выводы:
Параметры | Сильные стороны оценка (+++) | Зона развития оценка (+ -) и (- -) | Навыки, о которых нет информации (?) |
Обращение со временем, планирование | |||
Гигиена и забота о здоровье | |||
Навыки ведения домашнего хозяйства | |||
Личные финансы, бюджет | |||
Коммуникативные навыки | |||
Правовая грамотность и защищенность | |||
Навыки пользования ресурсами местного (городского) сообщества |
Экспертная оценка основных социальных навыков проводится у подростков и выпускников в возрасте от 12 до 23 лет. Экспертная оценка выполняется куратором. Его задача — оценить, в какой степени выпускник владеет каждым из включенных в методику навыков и перечисленных в опросном листе.
При анализе проводится качественная оценка полученных результатов. Определяются сильные стороны (навыки, которыми выпускник владеет хорошо или удовлетворительно с необходимостью их усовершенствования), зона развития (навыки, которыми выпускник должен овладеть) и навыки, о которых у куратора нет информации.
На основании полученных данных формулируются задачи и разрабатывается индивидуальный план по освоению навыков, который может стать частью общего ИПР (индивидуального плана развития). Для выполнения плана изыскиваются необходимые ресурсы. Для оценки динамики овладения воспитанником/выпускником жизненных навыков куратор в процессе выполнения плана проводит повторную оценку. По результатам текущего мониторинга может быть произведена коррекция плана.
Методика может быть использована выпускниками и для самоанализа и самооценки своих навыков.
Уважаемые коллеги!
Просим присылать отзывы о применении данного опросника на практике, свои замечания и предложения на электронный адрес: familycentre@mail.ru
Дополнительные методические материалы и вариант опросника в электронном виде можно найти в сети «ВКонтакте» в группе «Центр семейной терапии и консультирования» (г. Нижний Тагил) – материалы по теме «Навыки ребенка» публикуются с хэштегом: #навыкиребенка