Основные виды культуры: материальная и духовная культура.




Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению

Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации. Духовные ценности человека являются показателем его высшего уровня развития, личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не столько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу. Важно отметить, что духовные ценности детерминируют деятельность человека на совершение определенных поступков, которые отличаются от обычных, элементарных. Помимо этого они выступают определенной предпосылкой ответственности, личной свободы, безграничности. Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у определенных наций стремление к культурному самоутверждению и стремлению сохранить собственные культурные ценности или псевдоценности.

Некоторые государства и культуры демонстрируют свое категорическое несогласие происходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью.

Различные общества реагируют на влияния извне по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. Сегодня мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этно-религиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Общение является осознанным, рационально оформленным, целенаправленным информационным обменом между людьми, сопровождающимся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью.

Можно выделить следующие виды общения: по теме общения — политическое, научное, бытовое, религиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т.д.; по цели общения — деловое и развлекательное; по степени официальности — официальное и неофициальное общение; по форме общения: закрытое, открытое, смешанное; по соотношению формы и содержания — прямое и косвенное; по степени проявления личности в общении — обезличенное и личностное; по продолжительности — кратковременное и длительное, периодическое и постоянное; по соотношению формы и содержания — прямое и косвенное; по свободе выбора партнера — инициативное и принудительное.

Функцииобщения.

Правомерно выделить следующие функции:

социальные — связанные с потребностями общества в целом; социально-психологические — связанные с общественными потребностями личности;

индивидуально-психологические — связанные с индивидуальными потребностями личности,

биологические.

В культуре труда исследователи правомерно выделяют несколько компонентов. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т.е. условий, в которых протекает трудовой процесс. В содержании трудовой среды находятся следующие факторы: физические (воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т.д.); технико-технологические (средства труда, предметы труда, технологический процесс). К средствам труда следует относить машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, все виды транспорта, линии электропередачи, т.е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их. Средства труда и предметы труда (материалы, подвергающиеся воздействию) составляют средства производства, в процессе труда они постоянно совершенствуются. Но определяющим фактором любого производства является человек, его рабочая сила, так как средства производства сами по себе никаких материальных благ произвести не могут. Повышение культуры труда требует создание комфортных условий труда, необходимых для осуществления качественной трудовой деятельности. Во-вторых, это культура трудовых отношений, создание благоприятного нравственнопсихологического климата в трудовом коллективе, на формирование которого большое влияние оказывают отношения между конкретными участниками процесса труда (формальная и неформальная структура коллектива, наличие в нем различных групп и лидеров).

Характер трудовых отношений определяется социальным статусом и ролью каждого работника в трудовой организации и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение положительных результатов в трудовой деятельности. Культура поведения человека в обществе сводится к формированию личности ребенка и приспособлению его к жизни в данном обществе, в результате чего ребенок постигает культуру, в рамки которой он поставлен, и научается действовать, не нарушая общепринятых правил поведения.

Научное определение понятия «культура поведения человека в обществе» находится в источнике «Словарь по этике». Культура поведения представляется как совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поведения человека в обществе осуществляется в его поведении по отношению к требованиям нравственности (объективная оценка со стороны семьи, общества, государства).

Каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно он действует, каков его образом жизни, его повседневные жизненные правила. Например, требование уважения к людям выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности и т.п.

 

В культуру поведения, как правило, входят все области внешней и внутренней культуры человека. Это прежде всего этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы. Культура поведения в основном рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности. Здесь культура поведения того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и моральноэстетический и этический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное наследие человечества, сделал его своим собственным достоянием. Культура поведения человека в обществе — это человек во всей своей целостности, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств. А это предполагает, что на каждом из нас лежит ответственность за личную культуру поведения, за окружающих людей и особенно за тех, кто будет после нас. Этикет. Наука определяет этикет как составную часть внешней культуры общества, как своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. «Словарь по этике» дает такое определение данного понятия: «Этикет (фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)».

Исходя из этого определения, этикет следует рассматривать как социальное понятие, т.е. говорить об этикете как исторически сложившейся системе правил социального поведения, принятых в традиционных для данного этноса ситуациях общения. Соблюдать определенный порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов, следовательно, принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества.

Существует много определений этикета. Одно из них: этикет — свод правил поведения, принятых в обществе. Правомерны и другие определения, например, этикет — это правила поведения (от «веды» — знания); правила вежливости (от «ведать» — знать); правила приличия (от «лик», «образ», «лицо человека»); культура поступков и манер («культурный» в отличие от «природный», «дикий» означает «созданный человеком, организованный, упорядоченный»).

Для этикета характерен ряд особенностей: этикет содержит в себе общечеловеческие нормы общения, сохраняющиеся тысячелетней историей и свойственные многим народам. Элементарные правила вежливости, приветствия, выражения благодарности присущи всем людям без исключения; этикет отражает специфические и национальные особенности: традиции, обычаи, обряды, ритуалы, соответствующие историческим условиям жизни разных народов; требования этикета, как правило, носят исторический характер, они не являются абсолютными, а относительны, и соблюдение их зависит от определенного места, времени и обстоятельства.

В процессе изменения условий жизни людей, повышения уровня образования и культуры в обществе одни правила поведения сменяются другими; нормы этикета условны, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведение людей является общепринятым, а что нет. Цель этикета — предложить людям такие формы (стереотипы поведения), которые могут облегчить им общение и взаимопонимание; этикет определяется как особая форма проявления нравственной культуры, так как хорошие манеры являются внешним отражением внутренней культуры человека; для этикета характерен эстетический характер. Нам известны такие выражения, как «Красивые манеры, красивое поведение, красивые жесты, позы, мимика». Поэтому правомерно сказать, что понятие этикет подразумевает принятую в обществе эстетическую форму проявления нравственной культуры человека.

Понимание этикета не следует ограничивать лишь описанием установившихся в обществе правил, регулирующих наше поведение в соответствии с социальными требованиями. Ведущую роль в этикете играет и наша речь. Речевой этикет — это система устойчивых формул общения, используемых для установления контакта собеседников, поддержания общения соответственно их социальным ролям в официальной и неофициальной обстановке. Учреждения культуры. Учреждениями культуры следует назвать культурные организации, выполняющие определенные культурные действия. Особенности и задачи таких заведений различны и обусловлены их принадлежностью к конкретной области культуры. Функции этих заведений во многом обусловлены культурной политикой государства, в котором они действуют, а также интересами конкретного общества. Вместе с этим, если говорить в общем, театр осуществляет постановку произведения и показывает ее зрителю, кинотеатр обеспечивает показ кинофильмов, библиотека занимается информационным обслуживанием, а музеи — сохранением и демонстрацией коллекций. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Конституция РФ, ст. 44 закрепляет следующее: — каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом; • — каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; • — каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Помимо Конституции РФ гарантии свободы доступа к культурным ценностям закреплены в международных актах и федеральных законах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: