Ill класс
1. Какое действие в выражении 23 + (48: 2 - 10) ■ 4 будет выполняться последним?
2. Запиши год, следующий после 2002-го, который можно читать как слева направо, так и справа налево.
3. Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на 3 части. Всего стало 15 листов. Сколько листов разрезали?
4. В лифте кнопка первого этажа находится на высоте 1 м 20 см от пола. Кнопка каждого следующего этажа выше предыдущей на 10 см. До какого этажа сможет доехать мальчик, если его рост 90 см, а, подпрыгивая, он можетдостичь высоты, превышающей его рост на 55 см?
5. Представь себе, что выходными в сентябре стали бы все дни, в которых все цифры обозначают четные числа. Сколько дней можно было бы не ходить в школу?
6. Один ослик вез груз — 12 кг муки, из-за которого не было видно его головы, а другой ослик— 12 кг хлопка, из-за которого не было видно всего ослика. У кого поклажа была тяжелее? Объясни, почему ты так думаешь.
7. Исправь математические ошибки в тексте:
Я встал пораньше, в 5 метров. На завтрак выпил полкилометра молока и отправился к реке. Расстояние до нее немалое, 7 литров. Утром было прохладно, всего 15 часов тепла. Пришел, закинул удочки. Не прошло и 15 тонн, как я поймал рыбу длиной 30 минут и массой 2 градуса. Вечером я взвесил весь улов, получилось 4 секунды. Хороша рыбалка!
8. Карандаш толще ручки и длиннее фломастера. Ка
рандаш тоньше фломастера и короче ручки. Какой пред
мет самый тонкий, а какой — самый короткий?
9. Папа планирует отправиться в центр города на
следующей неделе. Ему нужно купить новый костюм,
приобрести корм для Мурзика, сходить в парикмахер
скую и оплатить кредит. Однако банк работает с кли
ентами только по вторникам, пятницам и субботам.
В парикмахерской в субботу выходной, лавка "Корм
для животных" в четверг и пятницу будет закрыта, а ма
газин "Одежда" не работает по воскресеньям. На какой
день папе планировать поездку, чтобы выполнить все
дела?
|
Пачатковая шкала 2. 2011
10. Какое число пропущено в следующем равенстве? (261 - 36) ■ (706 -?) = 0
IV класс
1. В коробке находятся белые, черные и красные кубики, всего 50 штук. Белых в 11 раз больше, чем черных. Красных меньше, чем белых, но больше, чем черных. Сколько красных кубиков находится в коробке?
2. Не вычисляя, запиши, какими двумя цифрами заканчивается выражение 179 ■ 25 • 683 ■ 16 - 343288. Объясни, почему ты так думаешь.
3. Периметр прямоугольника равен 38 см. Сумма длин трех сторон равна 32 см. Чему равны стороны прямоугольника? Не забудь сделать проверку.
4. Найди и исправь математические ошибки.
Я встал пораньше, в 5 с. На завтрак выпил 300 т молока и отправился к реке, куда мечтал попасть еще 3 мин назад. Расстояние до нее немалое, 3000 мм. Поэтому я шел быстро, со скоростью 6 лет/ч. Пришел, закинул удочки. Не прошло и 20 дней, как я поймал рыбу длиной 30 дм и массой 2 г. Вечером я взвесил весь улов, получилось 4 ц. Хороша рыбалка!
5. В магазине, который расположен рядом с домом,
1 кг муки стоит 2600 рублей. В магазине подальше мука
стоит 2400 рублей, но проезд туда и обратно стоит
800 рублей. За каким наименьшим количеством муки
хозяйке выгодно поехать в дальний магазин?
6. Дано: А = Б + Б. Реши цепочку примеров:
А + Б + А- Б+А+А-6 - Б + А'-А = '..'.
7. Помоги туристам выяснить, что быстрее: проехать весь путь на велосипеде или проехать половину пути на машине, двигаясь впятеро быстрее, чем на велосипеде, а вторую половину пройти пешком, двигаясь вдвое медленнее, чем на велосипеде? Объясни, почему ты так думаешь.
|
8. Расставь числа 1, 1, 2, 2, 3, 3, 4, 4 в таком порядке, чтобы между единицами оказалась одна цифра, между двойками — две, между тройками — три, между четверками — четыре.
9. Ты, конечно, хорошо представляешь длину своего шага. А как далеко ты зашел бы, двигаясь по прямой, если бы сделал миллион шагов: больше 100 км или меньше?
10. "Ну, заяц, погоди!" — зарычал волк и бросился за
зайцем. Каждый шаг зайца в 2 раза короче шага волка,
но заяц делает шаги в 3 раза чаще, чем волк. Догонит ли
волк зайца? Почему ты так думаешь?
Русский язык II класс
1. Выбери и обведи те группы букв, которые явля
ются частью алфавита:
АБГДЖ, КЛМНО, ТУФХЦ, ЗИКМН, ШЩЬЫЪ, ПРСТУ.
2. Запиши слова через запятую: Лес. Слон. Маша. Река. Жучка. Птицы.
3. Выпиши слова, которые нужно проверять. Земля, вода, дом, трава, море, дети, туман, зима.
4. Даны слова в звуковой "одежде". Выбери для них
буквенный "костюм", подчеркни его.
[л'ук] —люк, лук. [м'ат'] — мать, мять, мат. [й'ул'а] — Юля, Уля, юла.
5. Сколько в стихотворении букв ж? Сколько твердых
звуков [ж]?
Бывают в жизни чудеса: ужа ужалила оса.
одрасы перадавога вопыту
Она ужалила в живот. Ужу ужасно больно. Вот.
6. Запиши три словарных слова, в которых по два слога, и три — в которых по три слога.
7. Подчеркни слова, которые можно вставить в предложение вместо точек.
Дети... в магазин.
а) пришли;
б) перешли;
в) обошли;
г) ушли;
д) дошли;
|
е) зашли.
8. В предложении Зима кончается "спрятано" слово
мак. Запиши, какие птицы "прячутся" в следующих
предложениях.
Сестрица пляшет. Лилипут кашляет. Врачи ждут.
9. Собери и запиши пословицу из слогов:
ша ро кни я га хо ший друг луч
10. Подчеркни предложения.
а) От инея побелели березки и осинки.
б) У дом стоит дуб раскидистый.
в) По синему небу плывут пушистые облака.
г) Вода река чистая и светлая.
д) Зеленая ель и белая береза.
е) Мы едем в далекие края и песенку поем.
Ill класс
1. Доброе слово и кошке приятно.
Что это? Подчеркни правильный ответ: загадка; поговорка; пословица.
2. Придумай такие слова, чтобы данные буквы были
на нужных местах.
Например: ЗР — паРус.
ЗЕ-
4Ю —
5У —
6Ь-
7Й —
3. Запиши слова в таблицу.
Какао, небо, окно, кружево, кино, слово, метро, чувство, лето, добро, пальто.
Имеют окончание -о | Оканчиваются на -о |
4. Со словами "тяжелый", "ковер", "идет" составь два словосочетания так, чтобы в первом случае слово употреблялось в прямом значении, а во втором — в переносном.
5. Запиши предложения так, чтобы изменился смысл вопроса.
Зачем язык во рту?
Почему самолеты летают?
Отчего утки плавают?
Придумай ответы и запиши их рядом в скобках.
6. Допиши к данным словам по два слова с таким же
составом.
Ежики — Закладка — Полет —
7. Запиши слова в три группы по орфограммам.
Следит, загадка, утащили, площадь, затрещали, пи
рог, чудесный, беседка, звонок, пушистый, лошадка.
8. Как ты думаешь, почему маленькие дети называют
кузов "грузов", лопатку — "копатка"?
9. Подчеркни слова, в которых один звук [о].
Плотник острым долотом строит дом с одним окном.
10. Составь и запиши предложение, используя все
слова (форму слов изменять нельзя).
День, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, ненастный, этот, в, туман.
IV класс
1. Даны первые и последние буквы слов: т...е, л...ь.
Какими частями речи могут быть эти слова? Запиши все
возможные варианты.
2. Дан текст в транскрипции:
[ум'ин'ап'ич'ал'ный'в'ит//галавамай'абал'ит//
й'а ч'ихай'у/й'аахр'ип//штотакой'э//этагр'ип] Запиши его по правилам русского языка.
3. Есть мужское имя Юлий и женское имя Юлия. В каких падежах множественного числа эти имена будут отличаться? Подтверди свой ответ примерами.
4. Подчеркни слова, в которых ударение падает на второй слог.
Ремень, звонишь, кухонный, средства, торты, щавель, фарфор, верба, крапива.
5. Разбери существительные по составу.
— Привет, снежинка! Ты куда?
— Я не снежинка!
— Кто ж тогда?
— Не видишь, что ли? Я снежонок! Я вовсе не люблю девчонок!
6. Алесь придумал особый способ записи некоторых предложений. Одно из них в его записи выглядит так: СОВАЛЯГУШКУШАЛА. Как звали сову?
7. Запиши как можно больше синонимов к слову сказать.
8. Выбери и запиши, какое из слов лес, пень, ель, лист лишнее:
по смыслу —___________, потому что остальные —
по грамматическим признакам —____________, по
тому что остальные —____________.
9. Незнайка записал слова, которые начинаются со
слога ее: веник, весы, верх, ветка, ветер, весна, вер
блюд, вешалка, век.
Правильно ли он выполнил задание? Зачеркни ошибочные слова.
10. Вставь предлоги, подходящие по смыслу.
Это____ нашего двора чемпионы, мастера!
Носят прыгалки__ кармане, скачут___ самого утра!
___ дворе и____ бульваре,____ переулке и____ саду,
И___ каждом тротуаре____ прохожих____ виду!
Беларуская мова III клас
1. 3 назвау адзення "уцяклГ галосныя. Знайдз1 ix i за-
ш'шы словы.
С_ к__ нк__, п_ л_ т_, сп__ дн_ ц_, х__ стк__,
к_ п_ л_ ш.
2. Падкрэош словы, у яюх трэба пюаць галосную э.
Каля р_ 4Ki растуць высоюя др__ вы. У нашай р__ цэ
шмат рыбы. 3 травы нясецца нейю тр___ ск. Гэта
Пачатковая школа 2. 2011 Е
адрасы перадавога вопыту
тр_ шчаць KOHiKi. Звняць pyqai у вяч_ рняй цшы. Да са-
мага веч_ ра каля др_ уляных вулляу гудуць пчолы.
3. Утвары новыя словы пры дапамозе суф1ксау.
Верабей —
Стары —
Клён —
Салодю —
Мёд —
Цёплы —
4. Падкрэсл1 першую л1тару у тых словах, як1я павтны
пюацца з вял1кай л1тары.
ГОРАД, ЯНКА, КУПАЛА, ПАЭТ, БРЭСТ, ДЗЯДЗЬКА, М1КОЛА, НАРАЧ, 1МЯ.
5. Затшы два сказы, пабудаваныя па схеме:
Яю? Хто? Дзе? Што pa6iy?
6. Падкрэаш пары слоу, дзе праверачныя словы па-
дабраны няправтьна:
Птушка — птушачка, загадка — загадаць, мюка — мю-Ki, гладю — гладзенью.
7. Прачытай i затшы нумары сказау у таюм парадку,
каб атрымауся тэкст.
1) Хутка у мяне з'явшюя сябры.
2) Лета я правёу у вёсцы Хвойка.
3) Першыя ды было маркотна i сумна.
4) Кожны дзень мы прыдумвал1 новыя гульнг
5) Асабл1ва мы любт1 бываць на рэчцы.
6) Я не знаходз1у сабе месца адзш.
8. Пастау да наступных слоу пытанне "хто?" u,i "што?". Тыдзень, зязюля, ложак, шпак, вавёрка, вясёлка.
9. Падкрэсл1 словы, у яюх колькасцьлгар i гукау супадае. Дзещ, дзень, дождж, сяброука, гульня, пад'ём,
Юрась, Янка.
10. Датшы да кожнага назоунка па два прыметнк1.
Сабака —
Яблык — Гусь — Медаль —
IV клее
1. Гэтыя беларусюя словы табе незнаёмыя. Але у нека-торых з ix, тым не менш, можна правтьна паставщь нацюк. Паспрабуй тэта зрабщь i растлумач, як ты здагадауся.
Супярэчнасць, самасвядомасць, высакародная, вы-находнщтва, меркаванне, папярэднк, першапачатковая, адлюстраванне, сцвярджэнне, кансалщацыя.
2. Вытшы словы, у як1х усе зычныя зацвярдзелыя.
Джала, дождж, цэгла, рэчы, жыць, шэры, чуццё, ша-
ша, шчыры, 1ржа, ураджай.
3. Перакладз1 на беларускую мову.
Ольга, Олег, озеро, окно, озёрный, облако, оконный, осень, осенний,острый.
4. Падкрэогн словы, у яюх напюанне не супадае з вы-
мауленнем.
Казка, алешык, спадчына, бусел, адказ, дрозд, драз-ды, грыб, жолуд, салодк1.
5. Вызначы склон "птушыных" слоу.
Убачыць "чык-чырык" (___________).
Сумаваць аб "ку-ка-рэ-ку" (___________).
Сябраваць з "кар-кар" (____________).
Прыбегл1 "га-га-га" (_________).
6. Растлумач сэнс фразеалапзмау.
Вераб'ю па калена —
Лынды бщь — Абяцанкам1 кармщь —
7. Дакажы, што слова ляцець — мнагазначнае.
8. Падзял1 тэкст на сказы.
Самая цкавая кыга на свеце — гэта зямля яна з ран-няга маленства вучыць нас ricTopbii i мове яна адкрывае нам усё новыя i новыя словы кожны дзень мы вучымся спазнаваць i разумець сэнс гэтых слоу усё навокал мае свае 1мёны на зямл11снуюць м1льёны назвау.
9. У некаторых словах сэнс залежыць ад нацюку.
Прыдумай i зап1шы па два сказы, ужываючы словы рады i
нашу у розным сэнсе.
10. Выберы словы, патрэбныя па сэнсе, i зап1шы ix.
U,ixa восенню у лесе. Апусцел1 лясныя (nani, паляны).
Апалае л1сце цудоуным дываном засцтае (зямлю,
дрэвы).
Адлятаюць у вы рай (хмары, птушю).
Толью зрэдку прабягаюць асцярожныя (волаты, жы-вёлы).
ЛИТЕРАТУРА
Белицкая, Н. Г. Школьные олимпиады: Начальная школа: 2—4-й кл. / Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. — М.: Айрис-пресс, 2005.
Гейдман, Б. П. Подготовка к математической олимпиаде: Начальная школа: 2—4-й кл. / Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарова. — М.: Айрис-Пресс, 2008.
Готовимся к олимпиаде по математике / сост. Н. Б. Микитчук, М. И. Добродушенко. — Гродно: Изд-во ГУО "Гродненский областной институт развития образования", 2010.
Дробышев, Ю. А. Олимпиады по математике: 1—4-йкл./Ю. А. Дробышев. — М.: Первое сентября, 2006.
Евдошенко, И. А. 125 олимпиадных заданий по рус. яз. для учащихся нач. кл. / И. А. Евдошенко. — Минск: Жасскон, 2006.
Ефремушкина, О. А. Школьные олимпиады для нач. кл. / О. А. Ефремушкина. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Пупышева, О. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир" / О. Н. Пупышева. — М.: Вако, 2006.
Хмялеуская, А. У. 125 ал1мтядных заданняу па бела-рус. мове для вучняу пачатк. кл.: дапам. для настаункау агульнаадукац. устаноу /А. У. Хмялеуская. — МЫск: Жасскон, 2008.
Ходова, Т. В. Подготовка к олимпиадам по рус. яз.: Начальная школа: 2—4-й кл. /Т. В. Ходова. — М.: Айрис-Пресс, 2008.
Пачатковая школа 2. 2011
навучднне. выхаванне
Конкурс — это интересно
(Окончание. Начало в № 1)
Подготовка и проведение конкурса "Всезнайки"
Состязание носит интеллектуально-практический характер. Его цель — пробуждать и развивать познавательные интересы детей. В состязании участвуют все ученики. В соответствии с интересами учащихся класс подразделяется на три группы — любителей математики, языка и природы.
Любители математики придумывают интересные математические задания — задачи, примеры-головоломки; находят загадки математического содержания в произведениях К. Чуковского. Любители языка подбирают и рисуют ребусы; готовят занимательные вопросы, задания. Любители природы рисуют (подбирают) иллюстрации малоизвестных животных, готовят о них краткие сообщения.
Ход конкурса
Ведущий сообщает, что в состязании всезнаек может принимать участие каждый ученик — выполнять задания, предлагать свои вопросы и задания. За каждый правильный ответ и выполненное задание участники конкурса получат разноцветные жетоны. Право ответа имеет тот, кто первым поднимет сигнальную карточку (сигнальные карточки раздаются детям до начало конкурса). Игрок, набравший наибольшее количество жетонов, будет объявлен королем или королевой всезнаек. Следующие два игрока объявляются принцами или принцессами (в состязании может быть и другая система оценки). Состязание всезнаек-математиков
1. Стояли 4 березы. На каждой березе — по 4 большие ветки. На каждой большой ветке — по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке — по 4 яблока. Сколько всего яблок выросло на березах? (На березах яблоки не растут.)
2. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (Двое.)
3. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)
4. Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15? (Когда смотрим на часы.)
5. Сколько минут нужно варить яйцо, сваренное вкрутую? (Нисколько, оно уже сварено.)
6. Разделите 5 яблок между
5-ю ребятами так, чтобы каждый по
лучил по яблоку и 1 яблоко осталось
в корзине. (Предлагается корзина с
5-ю яблоками, вызываются 5 учени
ков, 1 яблоко отдается вместе с кор
зиной.)
Дети предлагают свои задания и подобранные загадки. Например: Два коня у меня, Два коня.
По воде они возят меня. А вода тверда, Словно каменная. (Коньки) Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка Захотели сладкого
сахарного пряничка. Бабушка по улице
старенькая шла, Девочкам по денежке
бабушка дала. Марьюшке — копеечку, Марусеньке — копеечку, Машеньке — копеечку, Манечке — копеечку, — Вот какая добрая бабушка была! Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка Побежали в лавочку
и купили пряничка. И Кондрат задумался,
глядя из угла: Много ли копеечек
бабушка дала? (Одну копеечку, т. к. это одна девочка.)
Шел Кондрат в Ленинград, А навстречу —
двенадцать ребят. У каждого — по три лукошка, В каждом лукошке — кошка, У каждой кошки —
двенадцать котят, У каждого котенка В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
— Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?
(Глупый, глупый Кондрат!
Он один шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему —
В Кострому.)
Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом —
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.
(Две ноги — мальчик, три ноги — табуретка, четыре ноги — собака, одна нога — куриная.)
Состязание всезнаек-языковедов
Первое задание требует и математических, и грамматических знаний.
1. Вычисли и найди слово:
ежи - и + е + вика =...
(ежевика) кабан - ан + лук=...
(каблук) ква + рак - ак + тира =...
(квартира) корь - ь + идол - л + р =...
(коридор) кар + знак препинания =...
(карточка)
2. Образуй новое слово:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Предлагается слово "игрушка", составленное из букв-карточек. Ученики составляют по очереди новые слова, например: игра, рак, рука, круг, шар, шкура, рагу и т. д.
3."Воронья грамота"
Любопытная ворона
Мне доставила пакет.
В нем — широкий листик клена,
Что ни строчка — то секрет.
"Кар!" —
а рядом в клетках пусто.
Пачатковая школа 5. 2008
навучанне. выхаванне
Поразмысли, посиди
И с вороньего на русский
Все слова переведи:
кар... (картофель, карточка, карамель, карась);
...кар (Макар);
...кар... (лекарство, маскарад, пескарь).
После выполнения детьми заданий любители языка предлагают свои вопросы. В этих случаях оценивается как задание, так и ответ.
Состязание всезнаек — любителей природы
1. "Голоса птиц"
Включается запись голосов различных птиц. Дети должны распознать и назвать каждую из них.
2. На шесте — дворец,
Во дворце — певец.
(Скворец, скворечник)
В воде купался,
Да сух остался.
(Гусь)
По горам, подолам
Ходит шуба да кафтан.
(Баран)
Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не глядит, а время знает.
(Петух)
Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду —
Чужим сбуду.
(Кукушка)
3. "Кто (что) больше всех?"
Самая большая река Беларуси.
(Днепр.)
Самое большое озеро Беларуси. (Нарочь.)
Самое крупное животное наших лесов. (Зубр.)
Самая большая промысловая рыба в наших краях. (Сом.)
4. "Мы — артисты"
Учащиеся должны мимикой и
жестами изобразить различных животных: страуса, петуха, зайца, рыбу. Название животного ученик читает на врученной ему карточке. Остальные должны угадать изображаемое животное. Оцениваются как загадавший, так и отгадавший животное ученик.
Между конкурсными заданиями ведущего ученики-природоведы предлагают классу свои задания: демонстрируют подготовленные ими рисунки, просят угадать, кто на них изображен. Они же дополняют ответы товарищей. Оценка аналогична предыдущей.
Материал для конкурсов
на тему "Мой родной край"
Предлагаемые конкурсные вопросы и задания могут быть использованы как при организации конкурса между двумя командами учеников, так и при его проведении в группе. Оценка — количественная (за каждый правильный ответ — 1 балл) или качественная (например, 3-балльная).
I класс
1. Какие из перечисленных деревьев не растут в Беларуси: ель, сосна, пальма,осина, береза, рябина, баобаб? (Пальма, баобаб.)
2. Кто из перечисленных животных не обитает в Беларуси: зубр, белка, медведь, тигр, заяц, уж, удав, цапля? (Тигр, удав.)
Оценка количественная.
3. Отгадайте загадки.
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень быстро я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все обижают:
Шкурку тонкую сдирают.
(Липа)
Оценка количественная.
4. "Положи в корзину"
Для каждой команды изготавливается корзина (можно нарисовать на листе ватмана). В одну корзину нужно положить только фрукты (задание для 1-й команды), в другую — только овощи (задание для 2-й команды). Дети получают карточки с названиями или изображениями ягод, фруктов и овощей, растущих в Беларуси: сливы, яблока, вишни, крыжовника, черной смородины, красной смородины, груши, картофеля, капусты, моркови, свеклы, редьки, гороха, фасоли.
Оценка количественная.
5. "Кто в ряду лишний?"
Командам предлагается про
анализировать ряд карточек с
названиями (изображениями) диких и домашних животных, обитающих в Беларуси, и убрать лишние карточки.
I ряд: медведь, лиса, заяц, ло
шадь, волк, лягушка, кот, лось. (Ло
шадь, кот.)
II ряд: корова, коза, сова,
свинья, овца, собака, белка, ло
шадь. (Белка, сова.)
Оценка количественная.
6. "Собери в кузовок"
а) Из числа предложенных (на
рисованных на карточках) выбрать
съедобные ягоды, определить их
названия и положить в кузовок,
изображенный на листе бумаги:
черника, вороний глаз, волчье
лыко, брусника, малина, земляни
ка. (Черника, брусника, малина,
земляника.)
б) Из числа предложенных вы
брать съедобные грибы,определить
их названия и положить в кузовок:
боровик, лисички, подберезовик,
подосиновик, мухомор, бледная по
ганка. (Боровик, лисички, подбере
зовик, подосиновик.)
Оценка количественная: 1 балл — за правильно выбранную ягоду (гриб), 1 балл — за определенное название ягоды (гриба).
7. "Созови к кормушке"
Дети выбирают карточки с изображениями зимующих птиц. (Синица, сорока, воробей.)
Оценка количественная.
8. "Собери букет"
Дети выбирают карточки с названиями или изображениями цветов, которые зацветают в Беларуси ранней весной. (Голубая перелеска, мать-и-мачеха, ветреница.)
Оценка количественная.
9. Назовите птиц, прилетающих
к нам весной и улетающих осенью.
Команды называют птиц по очереди. (Грач, жаворонок, скворец, ласточка, белая трясогузка, малиновка, соловей и др.)
Оценка количественная.
10. Назовите улицы нашего го
рода (села).
Команды по очереди называют улицы.
Оценка количественная.
II класс
1. Назовите рыб, обитающих в реках и озерах нашей страны.
Команды называют рыб по очереди. (Судак, сом, щука, карась, окунь, плотва, лещ, ерш и др.)
Оценка количественная.
Пачатковая школа 5- 2008
навучанне. выхаванне
2. Какие плодовые и ягодные
культуры выращивают в садах Бела
руси? (Яблони, груши, вишни, сливы,
черешни, облепиху, черную, белую,
красную смородину, ежевику, малину,
крыжовник и др.)
Какие овощи выращивают в Беларуси? (Картофель, капусту, кормовую, сахарную и столовую свеклу, морковь, томаты, огурцы, лук, бобы, горох, фасоль, кабачки и др.)
Оценка количественная.
3. Какие из перечисленных рас
тений культурные? Подчеркните.
Какие из перечисленных растений сорные? Подчеркните.
Каждой команде предлагаются одинаковые карточки с названиями растений: осот, щавель, лебеда, укроп, пырей, салат, одуванчик, петрушка. Первая команда подчеркивает названия культурных растений, вторая — сорных.
Оценка количественная.
4. Какую пользу приносят че
ловеку сосна и ель? (Очищают воз
дух, древесина сосны используется
в строительстве, из древесины ели
делают музыкальные инструменты.)
Что дают человеку липа и орешник? (Цветы липы — медонос, лекарственное средство; из древесины липы делают посуду, игрушки, из коры можно плести лапти, кузовки; орешник дает вкусные орехи.)
Оценка качественная.
5. Назовите лекарственные рас
тения, распространенные в Белару
си. Команды называют растения по
очереди. (Мать-и-мачеха, зверобой,
ромашка, пустырник, подорожник,
черника, брусника, малина и др.)
Оценка количественная.
6. Как люди должны заботиться
о почве? Представители команд от
вечают по очереди. (Не вырубать ле
са вокруг полей, правильно обраба
тывать почву, вносить удобрения, не
сжигать сухие траву и листья, не за
грязнять отходами и вредными ве
ществами, способствовать накопле
нию в почве влаги.)
Оценка количественная.
7. Командам раздаются карточ
ки (задание на время).
Карточка № 1
Растительноядные животные Беларуси — это... (лось, заяц, бобр, бабочка, пчела, зубр и т. п.)
Карточка № 2
Хищные животные, обитающие в Беларуси, — это... (волк, лиса, сова, уж, гадюка, щука и т. п.)
Оценка количественная.
Пачатковая школа 5. *
8. Знаете ли вы насекомых? На
зовите как можно больше их пред
ставителей, обитающих в нашей
местности. Команды отвечают по
очереди. (Мухи, мошки, стрекозы,
бабочки, комары, жуки, пчелы, му
равьи и др.)
Оценка количественная.
9. Кто из зверей занесен в
Красную книгу Республики Бела
русь? Команды отвечают по очере
ди. (Бурый медведь, барсук, зубр,
рысь, хомяк и др.)
Оценка количественная.
10. Почему ежа можно встретить
в саду или в огороде? (Еж приходит
туда за кормом: червями, жуками,
лягушками.)
Почему белка строит сразу несколько домиков-гнезд? (Чтобы в случае опасности перенести своих бельчат из одного гнезда в другое.)
Оценка количественная.
11. Назовите города нашей
области. Команды отвечают по оче
реди.
Оценка количественная.
Ill класс
1. Какие полезные ископаемые
добывают в Беларуси? Команды от
вечают по очереди. (Песок, глина,
каменная и калийная соль, руда,
нефть, газ, гранит, известняк, мел,
мрамор, торф и др.)
Оценка количественная.
2. Где в Беларуси добывают ка
менную соль? (Возле г. Мозыря.)
Где в Беларуси добывают калийную соль? (Возле г. Солигорска.) Оценка количественная.
3. Назовите деревья и кустарни
ки, растущие в смешанных лесах Бе
ларуси. Команды отвечают по оче
реди. (Ель, сосна, береза, осина,
дуб, клен, липа, рябина, лещина, ма
лина, бузина, крушина и др.)
Назовите первые весенние цветы, растущие в Беларуси. Команды отвечают по очереди. (Мать-и-мачеха, перелеска благородная, прострел луговой, ветреница лесная, майник двулистный, ландыш майский и др.)
Какие растения встречаются в сосновом бору? Команды отвечают по очереди. (Сосна, можжевельник, черника, брусника, вереск, папоротник и др.)
Оценка количественная.
4. Назовите лесных птиц, обита
ющих в Беларуси. (Дятел, иволга,
поползень, сойка, кукушка, сова,
глухарь, тетерев и др.)
Какая из лесных птиц передвигается вниз головой?(Поползень.)
Какая из лесных птиц движется по дереву только снизу вверх? (Дятел.)
Оценка количественная
5. Назовите зверей, обитающих
в белорусских лесах. (Лось, барсук,
зубр, бурый медведь, дикий кабан,
лиса, волк, заяц и др.)
Оценка количественная.
6. Какие растения не растут на
белорусских лугах? Детям предла
гаются карточки с названиями
(изображениями) растений: мыши
ный горошек, мятлик, тимофеевка,
клевер ползучий, клюква, ива, кле
вер луговой, первоцвет высокий, ты
сячелистник, ромашка, папоротник.
(Клюква, папоротник.)
Какие из животных обитают на лугу? Детям предлагаются карточки с названиями (изображениями) животных: ящерица, шмель, кузнечик, мышь, бабочка, гусеница, заяц, лягушка, аист, коростель, кукушка. (Заяц, кукушка.)
Оценка количественная.
7. Назовите растения белорус
ских водоемов. (Рогоз, стрелолист,
тростник, кувшинка белая, кубышка
малая, ряска, элодея и др.)
Назовите животных белорусских водоемов. (Рыба — щука, окунь, карась, плотва, сом; жук-плавунец, рак, беззубка, выдра, ондатра, бобр, дикие гуси, дикие утки и др.)
Оценка количественная.
8. "Кто лишний?" ("Что лиш
нее?")
Одной команде нужно определить лишних животных, другой — лишние растения. (Предлагаются карточки с перечнем животных и растений.)
Серая куропатка, журавль, жаворонок, колорадский жук, полевая мышь, сова, заяц-русак, лиса. (Журавль, лиса.)
Рожь, пшеница, ячмень, овес, папоротник, лен, вьюнок, земляника. (Папоротник, земляника.)
Оценка количественная.
9. Назовите лишние растения.
Предлагается карточка с перечнем
растений: рогоз, стрелолист, трос
тник, ель, кувшинка белая, сосна, ку
бышка малая, ряска, элодея. (Ель,
сосна.)
Назовите лишних животных. Предлагается карточка с перечнем животных: щука, жук-плавунец, рак, лиса, беззубка, выдра, ондатра, бобр, заяц. (Лиса, заяц.)
Оценка количественная.
навучанне. выхаванне
10. Какие растения не растут на
белорусских болотах? Названия
растений записаны на доске или на
карточке: торфяной мох, багульник,
росянка, голубика, клюква,
брусника, сосна, ель, хвощ. (Ель,
брусника.)
Какие животные не обитают на белорусских болотах: цапля, журавль, кулик, болотная сова, перепел, лягушка, гадюка, уж, бобр. (Перепел, бобр.)
Оценка количественная.
11. Назовите белорусские на
циональные парки. Команды отвеча
ют по очереди. (Припятский, Бело
вежская пуща, Браславские озера,
Нарочь.)
Оценка количественная.
12. Как называется самое север
ное селение Беларуси? (Освея.)
Как называется самое южное селение Беларуси? (Комарин.) Оценка количественная.
IV класс
1. Назавще абласныя цэнтры Бе
ларуси (Гомель, Брэст, Вщебск,
Гродна, Маплёу, МЫск.)
Назавще галоуныя рою Беларус1. (Неман, Заходняя Дзвша, Днепр, Прыпяць.)
Ацэнка якасная.
2. Як называюцца старажытныя
пюьмовыя крынщы? (Летапюы.)
Як называецца самы старажыт-ны летапю усходых славян? ("Апо-весць мЫулых гадоу".)
Ацэнка колькасная.
3. Як завуць першага пюьменнка
Беларуа? (Юрыла Тураусю.)
Як завуць першадрукара Бела-pyci? (Францыск Скарына.) Ацэнка колькасная.
4. Як завуць друкара, яю выдау
першую на тэрыторьп Беларус1 khi-
гу? (Сымон Будны.) Як называецца
гэта KHira? ("Катэх1зю".)
Ацэнка колькасная.
5. Хто з юеусюх княп'нь меу тры
1мя? (Княпня Рагнеда.)
Як звал1 вядомага i мудрага ю-еускага князя — сына Рагнеды? (Яраслау Мудры.)
Ацэнка колькасная.
6. Чым вядомы полацю князь
Усяслау Чарадзей? (Пра яго казал1
як пра чарадзея; ён сабрау вялкую
дружыну i абараняу Полацкую зям-
лю; князь пабудавау у Полацку вял1ю
замак i храм святой СафН.)
Чым вядомая Ефрасжня Полац-кая? (Кал1 была дзяучынкай, дапама-гала параненым воЫам; пайшла у
манастыр, каб прысвяцщь свае жыц-цё Богу i людзям; раздавала бедным грошы, вучыла у манастыры дзяучы-нак; вучыла людзей паважаць адз1н аднаго i жыць м1рна.) Ацэнка якасная.
7. Як называецца KHira першых
пюаных законау? ("Руская прауда".)
На якой мове быу напюаны Статут Вялкага княства /Итоускага? (На беларускай.)
Ацэнка колькасная.
8. Чаму гарады так называюцца?
Каманды адказваюць па чарзе:
Полацк — узнк ля рэчю Палаты.
Турау — ад 1мя князя, яю пабуда
вау яго (Тур).
МЫск — паводле адной з крынщ, сваю назву сталща узяла ад наймен-ня рэчю Менк1, багатай на рыбу мень.
Вщебск — ад назвы рэчю Вщь-бы, якая працякае праз яго.
Маплёу — маплай льва называл! курган, насыпаны над маплай Ма-шэю, як1 жыу на месцы цяперашняга Маплёва.
Гомель — ёсць думка, што назва горада звязана з рэчкай Гамеюю, якая упадае у Сож.
Брэст — кажуць, што горад названы так у гонар бяросты, якая да-памагла купцу удаун1я часы выйсщ з балота.
Гродна — раней горад называйся Гарадзень, што азначае 'агаро-джанае месца'.
Ацэнка колькасная.
9. Назавще вядомыя старажыт
ныя беларусюя замкк Каманды ад
казваюць па чарзе. (Гальшансю,
Крэуск1, /liflCKi, MipcKi, Навагрудск1,
Нясв1жск1.)
Ацэнка колькасная.
10. Якую назву меу вядомы бе-
ларусю лялечны тэатр? (Батлейка.)
Назавще аутара вядомага му-зычнага твора — паланеза "Разв1-танне з Радз1май"? (М1хал Клеафас Апнсю.)
Ацэнка колькасная.
11. Назавще паэтау — вялтх
песняроу зямл1 беларускай. Каман
ды адказваюць па чарзе. (Янка Купа
ла, Якуб Колас.)
Ацэнка колькасная.
12. У як1м годзе адкрыуся
Беларуси дзяржауны ун1верс1тэт?
(У 1921 г.)
У яюм годзе узн1кла Беларуская акадэм1я навук? (У 1929 г.) Ацэнка колькасная.
13. Якая прадукцыя вырабляла-
ся на прамысловых прадпры-
емствах Беларус1 у 20—30-я гады XX стагодцзя? Каманды адказваюць па чарзе. (Станк1, сельскагаспадар-чыя машыны, шкло, кафля, цэмент, папера, запалю, штучнае валакно, швейныя i панчошна-трыкатажныя вырабы, шьняное валакно, макаро-на, каубасы, кансервы, кандытар-сюя вырабы i г. д.) Ацэнка колькасная.
14. У яюм годзе пачалася Вялкая
Айчынная вайна? (У 1941 г.)
Хто прыняу на сябе першы удар ворага? (ВоЫы Брэсцкай крэпасц1.)
У яюм годзе закончылася Вял1-кая Айчынная вайна? (У 1945 г.)
Ацэнка колькасная.
15. Што вырабляе зараз
прамысловасць нашай крашы?
Каманды адказваюць па чарзе. (Са-
мазвалы, трактары, станк1, прыбо-
ры, тэхнку для сельскай гаспадарю,
тэлев1зары, халадзтьн1к1, гадз1нн1к1,
выл1чальную i электронную тэхнку,
мэблю, запалю, будаун1чыя матэры-
ялы, паперу, шьняныя, суконныя,
шауковыя тканты, абутак, х1м1чныя
валокны, шыны, пластмасы, мте-
ральныя угнаенн1, велас1педы, ма-
тацыклы i г. д.)
Ацэнка колькасная.
16. Яюя новыя гарады y3Hiioii у
Беларус1 пасля вайны? (Салгорск,
Светлагорск, Наваполацк, Жодзжа,
Новалукомль, Белаазёрск.)
Ацэнка колькасная.
17. У яюм годзе была абвешчана
незалежнасць Беларус1? (У 1991 г.)
У яюм годзе была прынята Канстытуцыя Рэспубл1ю Беларусь? (У 1994 г.)
Каму належыць улада у Рэспуб-л1цы Беларусь? (Паводле Канстыту-цьп, улада у Рэспубл1цы Беларусь належыць народу.)
Яю дзяржауны орган распрацоу-вае i прымае законы у нашай краже? (Нацыянальны сход.)
Назав1це беларуск1х лётчыкау-касманаутау. (Пётр Кл1мук, Уладз1м1р Кавалёнак.)
Ацэнка колькасная.
Е. А. МАЛАШЕНКОВА,
кандидат педагогических наук,