кандидат педагогических наук,




Ill класс

1. Какое действие в выражении 23 + (48: 2 - 10) ■ 4 будет выполняться последним?

2. Запиши год, следующий после 2002-го, который можно читать как слева направо, так и справа налево.

3. Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разреза­ли на 3 части. Всего стало 15 листов. Сколько листов раз­резали?

4. В лифте кнопка первого этажа находится на высо­те 1 м 20 см от пола. Кнопка каждого следующего этажа выше предыдущей на 10 см. До какого этажа сможет до­ехать мальчик, если его рост 90 см, а, подпрыгивая, он можетдостичь высоты, превышающей его рост на 55 см?

5. Представь себе, что выходными в сентябре ста­ли бы все дни, в которых все цифры обозначают четные числа. Сколько дней можно было бы не ходить в школу?

6. Один ослик вез груз — 12 кг муки, из-за которого не было видно его головы, а другой ослик— 12 кг хлопка, из-за которого не было видно всего ослика. У кого покла­жа была тяжелее? Объясни, почему ты так думаешь.

7. Исправь математические ошибки в тексте:

Я встал пораньше, в 5 метров. На завтрак выпил пол­километра молока и отправился к реке. Расстояние до нее немалое, 7 литров. Утром было прохладно, всего 15 часов тепла. Пришел, закинул удочки. Не прошло и 15 тонн, как я поймал рыбу длиной 30 минут и массой 2 градуса. Вечером я взвесил весь улов, получилось 4 се­кунды. Хороша рыбалка!

8. Карандаш толще ручки и длиннее фломастера. Ка­
рандаш тоньше фломастера и короче ручки. Какой пред­
мет самый тонкий, а какой — самый короткий?

9. Папа планирует отправиться в центр города на
следующей неделе. Ему нужно купить новый костюм,
приобрести корм для Мурзика, сходить в парикмахер­
скую и оплатить кредит. Однако банк работает с кли­
ентами только по вторникам, пятницам и субботам.
В парикмахерской в субботу выходной, лавка "Корм
для животных" в четверг и пятницу будет закрыта, а ма­
газин "Одежда" не работает по воскресеньям. На какой
день папе планировать поездку, чтобы выполнить все
дела?

Пачатковая шкала 2. 2011


10. Какое число пропущено в следующем равенстве? (261 - 36) ■ (706 -?) = 0

IV класс

1. В коробке находятся белые, черные и красные ку­бики, всего 50 штук. Белых в 11 раз больше, чем черных. Красных меньше, чем белых, но больше, чем черных. Сколько красных кубиков находится в коробке?

2. Не вычисляя, запиши, какими двумя цифрами за­канчивается выражение 179 ■ 25 • 683 ■ 16 - 343288. Объ­ясни, почему ты так думаешь.

3. Периметр прямоугольника равен 38 см. Сумма длин трех сторон равна 32 см. Чему равны стороны пря­моугольника? Не забудь сделать проверку.

4. Найди и исправь математические ошибки.

Я встал пораньше, в 5 с. На завтрак выпил 300 т мо­лока и отправился к реке, куда мечтал попасть еще 3 мин назад. Расстояние до нее немалое, 3000 мм. Поэтому я шел быстро, со скоростью 6 лет/ч. Пришел, закинул удочки. Не прошло и 20 дней, как я поймал рыбу длиной 30 дм и массой 2 г. Вечером я взвесил весь улов, получи­лось 4 ц. Хороша рыбалка!

5. В магазине, который расположен рядом с домом,
1 кг муки стоит 2600 рублей. В магазине подальше мука
стоит 2400 рублей, но проезд туда и обратно стоит
800 рублей. За каким наименьшим количеством муки
хозяйке выгодно поехать в дальний магазин?

6. Дано: А = Б + Б. Реши цепочку примеров:
А + Б + А- Б+А+А-6 - Б + А'-А = '..'.

7. Помоги туристам выяснить, что быстрее: проехать весь путь на велосипеде или проехать половину пути на машине, двигаясь впятеро быстрее, чем на велосипеде, а вторую половину пройти пешком, двигаясь вдвое мед­леннее, чем на велосипеде? Объясни, почему ты так ду­маешь.

8. Расставь числа 1, 1, 2, 2, 3, 3, 4, 4 в таком порядке, чтобы между единицами оказалась одна цифра, между двойками — две, между тройками — три, между четвер­ками — четыре.

9. Ты, конечно, хорошо представляешь длину своего шага. А как далеко ты зашел бы, двигаясь по прямой, ес­ли бы сделал миллион шагов: больше 100 км или меньше?

10. "Ну, заяц, погоди!" — зарычал волк и бросился за
зайцем. Каждый шаг зайца в 2 раза короче шага волка,
но заяц делает шаги в 3 раза чаще, чем волк. Догонит ли
волк зайца? Почему ты так думаешь?

Русский язык II класс

1. Выбери и обведи те группы букв, которые явля­
ются частью алфавита:

АБГДЖ, КЛМНО, ТУФХЦ, ЗИКМН, ШЩЬЫЪ, ПРСТУ.

2. Запиши слова через запятую: Лес. Слон. Маша. Река. Жучка. Птицы.

3. Выпиши слова, которые нужно проверять. Земля, вода, дом, трава, море, дети, туман, зима.

4. Даны слова в звуковой "одежде". Выбери для них
буквенный "костюм", подчеркни его.

[л'ук] —люк, лук. [м'ат'] — мать, мять, мат. [й'ул'а] — Юля, Уля, юла.

5. Сколько в стихотворении букв ж? Сколько твердых
звуков [ж]?

Бывают в жизни чудеса: ужа ужалила оса.



одрасы перадавога вопыту


Она ужалила в живот. Ужу ужасно больно. Вот.

6. Запиши три словарных слова, в которых по два слога, и три — в которых по три слога.

7. Подчеркни слова, которые можно вставить в пред­ложение вместо точек.

Дети... в магазин.

а) пришли;

б) перешли;

в) обошли;

г) ушли;

д) дошли;

е) зашли.

8. В предложении Зима кончается "спрятано" слово
мак. Запиши, какие птицы "прячутся" в следующих
предложениях.

Сестрица пляшет. Лилипут кашляет. Врачи ждут.

9. Собери и запиши пословицу из слогов:
ша ро кни я га хо ший друг луч

10. Подчеркни предложения.

а) От инея побелели березки и осинки.

б) У дом стоит дуб раскидистый.

в) По синему небу плывут пушистые облака.

г) Вода река чистая и светлая.

д) Зеленая ель и белая береза.

е) Мы едем в далекие края и песенку поем.

Ill класс

1. Доброе слово и кошке приятно.

Что это? Подчеркни правильный ответ: загадка; поговорка; пословица.

2. Придумай такие слова, чтобы данные буквы были
на нужных местах.

Например: ЗР — паРус.

ЗЕ-

4Ю —

5У —

6Ь-

7Й —

3. Запиши слова в таблицу.

Какао, небо, окно, кружево, кино, слово, метро, чув­ство, лето, добро, пальто.

 

Имеют окончание -о Оканчиваются на -о
   

4. Со словами "тяжелый", "ковер", "идет" составь два словосочетания так, чтобы в первом случае слово упот­реблялось в прямом значении, а во втором — в перенос­ном.

5. Запиши предложения так, чтобы изменился смысл вопроса.

Зачем язык во рту?

Почему самолеты летают?

Отчего утки плавают?

Придумай ответы и запиши их рядом в скобках.

6. Допиши к данным словам по два слова с таким же
составом.

Ежики — Закладка — Полет —


7. Запиши слова в три группы по орфограммам.
Следит, загадка, утащили, площадь, затрещали, пи­
рог, чудесный, беседка, звонок, пушистый, лошадка.

8. Как ты думаешь, почему маленькие дети называют
кузов "грузов", лопатку — "копатка"?

9. Подчеркни слова, в которых один звук [о].
Плотник острым долотом строит дом с одним окном.

10. Составь и запиши предложение, используя все
слова (форму слов изменять нельзя).

День, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, ненастный, этот, в, туман.

IV класс

1. Даны первые и последние буквы слов: т...е, л...ь.
Какими частями речи могут быть эти слова? Запиши все
возможные варианты.

2. Дан текст в транскрипции:
[ум'ин'ап'ич'ал'ный'в'ит//галавамай'абал'ит//

й'а ч'ихай'у/й'аахр'ип//штотакой'э//этагр'ип] Запиши его по правилам русского языка.

3. Есть мужское имя Юлий и женское имя Юлия. В ка­ких падежах множественного числа эти имена будут от­личаться? Подтверди свой ответ примерами.

4. Подчеркни слова, в которых ударение падает на второй слог.

Ремень, звонишь, кухонный, средства, торты, ща­вель, фарфор, верба, крапива.

5. Разбери существительные по составу.

— Привет, снежинка! Ты куда?

— Я не снежинка!

— Кто ж тогда?

— Не видишь, что ли? Я снежонок! Я вовсе не люблю девчонок!

 

6. Алесь придумал особый способ записи некоторых предложений. Одно из них в его записи выглядит так: СОВАЛЯГУШКУШАЛА. Как звали сову?

7. Запиши как можно больше синонимов к слову ска­зать.

8. Выбери и запиши, какое из слов лес, пень, ель, лист лишнее:

по смыслу —___________, потому что остальные —

по грамматическим признакам —____________, по­
тому что остальные —____________.

9. Незнайка записал слова, которые начинаются со
слога ее: веник, весы, верх, ветка, ветер, весна, вер­
блюд, вешалка, век.

Правильно ли он выполнил задание? Зачеркни оши­бочные слова.

10. Вставь предлоги, подходящие по смыслу.

Это____ нашего двора чемпионы, мастера!

Носят прыгалки__ кармане, скачут___ самого утра!

___ дворе и____ бульваре,____ переулке и____ саду,

И___ каждом тротуаре____ прохожих____ виду!

Беларуская мова III клас

1. 3 назвау адзення "уцяклГ галосныя. Знайдз1 ix i за-
ш'шы словы.

С_ к__ нк__, п_ л_ т_, сп__ дн_ ц_, х__ стк__,

к_ п_ л_ ш.

2. Падкрэош словы, у яюх трэба пюаць галосную э.
Каля р_ 4Ki растуць высоюя др__ вы. У нашай р__ цэ

шмат рыбы. 3 травы нясецца нейю тр___ ск. Гэта

Пачатковая школа 2. 2011 Е


адрасы перадавога вопыту


тр_ шчаць KOHiKi. Звняць pyqai у вяч_ рняй цшы. Да са-

мага веч_ ра каля др_ уляных вулляу гудуць пчолы.

3. Утвары новыя словы пры дапамозе суф1ксау.

Верабей —

Стары —

Клён —

Салодю —

Мёд —

Цёплы —

4. Падкрэсл1 першую л1тару у тых словах, як1я павтны
пюацца з вял1кай л1тары.

ГОРАД, ЯНКА, КУПАЛА, ПАЭТ, БРЭСТ, ДЗЯДЗЬКА, М1КОЛА, НАРАЧ, 1МЯ.

5. Затшы два сказы, пабудаваныя па схеме:
Яю? Хто? Дзе? Што pa6iy?

6. Падкрэаш пары слоу, дзе праверачныя словы па-
дабраны няправтьна:

Птушка — птушачка, загадка — загадаць, мюка — мю-Ki, гладю — гладзенью.

7. Прачытай i затшы нумары сказау у таюм парадку,
каб атрымауся тэкст.

1) Хутка у мяне з'явшюя сябры.

2) Лета я правёу у вёсцы Хвойка.

3) Першыя ды было маркотна i сумна.

4) Кожны дзень мы прыдумвал1 новыя гульнг

5) Асабл1ва мы любт1 бываць на рэчцы.

6) Я не знаходз1у сабе месца адзш.

 

8. Пастау да наступных слоу пытанне "хто?" u,i "што?". Тыдзень, зязюля, ложак, шпак, вавёрка, вясёлка.

9. Падкрэсл1 словы, у яюх колькасцьлгар i гукау супадае. Дзещ, дзень, дождж, сяброука, гульня, пад'ём,

Юрась, Янка.

10. Датшы да кожнага назоунка па два прыметнк1.
Сабака —

Яблык — Гусь — Медаль —

IV клее

1. Гэтыя беларусюя словы табе незнаёмыя. Але у нека-торых з ix, тым не менш, можна правтьна паставщь нацюк. Паспрабуй тэта зрабщь i растлумач, як ты здагадауся.

Супярэчнасць, самасвядомасць, высакародная, вы-находнщтва, меркаванне, папярэднк, першапачатковая, адлюстраванне, сцвярджэнне, кансалщацыя.


2. Вытшы словы, у як1х усе зычныя зацвярдзелыя.
Джала, дождж, цэгла, рэчы, жыць, шэры, чуццё, ша-

ша, шчыры, 1ржа, ураджай.

3. Перакладз1 на беларускую мову.

Ольга, Олег, озеро, окно, озёрный, облако, оконный, осень, осенний,острый.

4. Падкрэогн словы, у яюх напюанне не супадае з вы-
мауленнем.

Казка, алешык, спадчына, бусел, адказ, дрозд, драз-ды, грыб, жолуд, салодк1.

5. Вызначы склон "птушыных" слоу.

Убачыць "чык-чырык" (___________).

Сумаваць аб "ку-ка-рэ-ку" (___________).

Сябраваць з "кар-кар" (____________).

Прыбегл1 "га-га-га" (_________).

6. Растлумач сэнс фразеалапзмау.
Вераб'ю па калена —

Лынды бщь — Абяцанкам1 кармщь —

7. Дакажы, што слова ляцець — мнагазначнае.

8. Падзял1 тэкст на сказы.

Самая цкавая кыга на свеце — гэта зямля яна з ран-няга маленства вучыць нас ricTopbii i мове яна адкрывае нам усё новыя i новыя словы кожны дзень мы вучымся спазнаваць i разумець сэнс гэтых слоу усё навокал мае свае 1мёны на зямл11снуюць м1льёны назвау.

9. У некаторых словах сэнс залежыць ад нацюку.
Прыдумай i зап1шы па два сказы, ужываючы словы рады i
нашу у розным сэнсе.

10. Выберы словы, патрэбныя па сэнсе, i зап1шы ix.
U,ixa восенню у лесе. Апусцел1 лясныя (nani, паляны).
Апалае л1сце цудоуным дываном засцтае (зямлю,

дрэвы).

Адлятаюць у вы рай (хмары, птушю).

Толью зрэдку прабягаюць асцярожныя (волаты, жы-вёлы).

ЛИТЕРАТУРА

Белицкая, Н. Г. Школьные олимпиады: Начальная школа: 2—4-й кл. / Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. — М.: Айрис-пресс, 2005.

Гейдман, Б. П. Подготовка к математической олим­пиаде: Начальная школа: 2—4-й кл. / Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарова. — М.: Айрис-Пресс, 2008.

Готовимся к олимпиаде по математике / сост. Н. Б. Микитчук, М. И. Добродушенко. — Гродно: Изд-во ГУО "Гродненский областной институт развития образо­вания", 2010.

Дробышев, Ю. А. Олимпиады по математике: 1—4-йкл./Ю. А. Дробышев. — М.: Первое сентября, 2006.

Евдошенко, И. А. 125 олимпиадных заданий по рус. яз. для учащихся нач. кл. / И. А. Евдошенко. — Минск: Жасскон, 2006.

Ефремушкина, О. А. Школьные олимпиады для нач. кл. / О. А. Ефремушкина. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Пупышева, О. Н. Олимпиадные задания по матема­тике, русскому языку и курсу "Окружающий мир" / О. Н. Пупышева. — М.: Вако, 2006.

Хмялеуская, А. У. 125 ал1мтядных заданняу па бела-рус. мове для вучняу пачатк. кл.: дапам. для настаункау агульнаадукац. устаноу /А. У. Хмялеуская. — МЫск: Жас­скон, 2008.

Ходова, Т. В. Подготовка к олимпиадам по рус. яз.: Начальная школа: 2—4-й кл. /Т. В. Ходова. — М.: Айрис-Пресс, 2008.


Пачатковая школа 2. 2011


навучднне. выхаванне

 

Конкурс — это интересно


(Окончание. Начало в № 1)

Подготовка и проведение конкурса "Всезнайки"

Состязание носит интеллекту­ально-практический характер. Его цель — пробуждать и развивать по­знавательные интересы детей. В со­стязании участвуют все ученики. В соответствии с интересами уча­щихся класс подразделяется на три группы — любителей математики, языка и природы.

Любители математики приду­мывают интересные математичес­кие задания — задачи, примеры-головоломки; находят загадки математического содержания в произведениях К. Чуковского. Лю­бители языка подбирают и рисуют ребусы; готовят занимательные во­просы, задания. Любители приро­ды рисуют (подбирают) иллюстра­ции малоизвестных животных, го­товят о них краткие сообщения.

Ход конкурса

Ведущий сообщает, что в состя­зании всезнаек может принимать участие каждый ученик — выпол­нять задания, предлагать свои во­просы и задания. За каждый пра­вильный ответ и выполненное зада­ние участники конкурса получат разноцветные жетоны. Право отве­та имеет тот, кто первым поднимет сигнальную карточку (сигнальные карточки раздаются детям до нача­ло конкурса). Игрок, набравший наибольшее количество жетонов, будет объявлен королем или коро­левой всезнаек. Следующие два игрока объявляются принцами или принцессами (в состязании может быть и другая система оценки). Состязание всезнаек-математиков

1. Стояли 4 березы. На каждой березе — по 4 большие ветки. На каждой большой ветке — по 4 ма­ленькие. На каждой маленькой вет­ке — по 4 яблока. Сколько всего яблок выросло на березах? (На бе­резах яблоки не растут.)

2. Ты да я, да мы с тобой. Сколь­ко нас? (Двое.)


 

3. У трех братьев по одной сес­тре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)

4. Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15? (Когда смотрим на часы.)

5. Сколько минут нужно варить яйцо, сваренное вкрутую? (Нисколь­ко, оно уже сварено.)

6. Разделите 5 яблок между
5-ю ребятами так, чтобы каждый по­
лучил по яблоку и 1 яблоко осталось
в корзине. (Предлагается корзина с
5-ю яблоками, вызываются 5 учени­
ков, 1 яблоко отдается вместе с кор­
зиной.)

Дети предлагают свои задания и подобранные загадки. Например: Два коня у меня, Два коня.

По воде они возят меня. А вода тверда, Словно каменная. (Коньки) Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка Захотели сладкого

сахарного пряничка. Бабушка по улице

старенькая шла, Девочкам по денежке

бабушка дала. Марьюшке — копеечку, Марусеньке — копеечку, Машеньке — копеечку, Манечке — копеечку, — Вот какая добрая бабушка была! Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка Побежали в лавочку

и купили пряничка. И Кондрат задумался,

глядя из угла: Много ли копеечек

бабушка дала? (Одну копеечку, т. к. это одна девочка.)

Шел Кондрат в Ленинград, А навстречу —

двенадцать ребят. У каждого — по три лукошка, В каждом лукошке — кошка, У каждой кошки —

двенадцать котят, У каждого котенка В зубах по четыре мышонка.


И задумался старый Кондрат:

— Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?

(Глупый, глупый Кондрат!

Он один шагал в Ленинград.

А ребята с лукошками,

С мышами и кошками

Шли навстречу ему —

В Кострому.)

Две ноги на трех ногах,

А четвертая в зубах.

Вдруг четыре прибежали

И с одною убежали.

Подскочили две ноги,

Ухватили три ноги,

Закричали на весь дом —

Да тремя по четырем!

Но четыре завизжали

И с одною убежали.

(Две ноги — мальчик, три но­ги — табуретка, четыре ногисобака, одна нога — куриная.)

Состязание всезнаек-языковедов

Первое задание требует и математических, и грамматических знаний.

1. Вычисли и найди слово:
ежи - и + е + вика =...

(ежевика) кабан - ан + лук=...

(каблук) ква + рак - ак + тира =...

(квартира) корь - ь + идол - л + р =...

(коридор) кар + знак препинания =...

(карточка)

2. Образуй новое слово:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Предлагается слово "игрушка", составленное из букв-карточек. Уче­ники составляют по очереди новые слова, например: игра, рак, рука, круг, шар, шкура, рагу и т. д.

3."Воронья грамота"

Любопытная ворона

Мне доставила пакет.

В нем — широкий листик клена,

Что ни строчка — то секрет.

"Кар!" —

а рядом в клетках пусто.


Пачатковая школа 5. 2008


навучанне. выхаванне


Поразмысли, посиди

И с вороньего на русский

Все слова переведи:

кар... (картофель, карточка, ка­рамель, карась);

...кар (Макар);

...кар... (лекарство, маскарад, пескарь).

После выполнения детьми зада­ний любители языка предлагают свои вопросы. В этих случаях оцени­вается как задание, так и ответ.

Состязание всезнаек — любителей природы

1. "Голоса птиц"

Включается запись голосов раз­личных птиц. Дети должны распо­знать и назвать каждую из них.

2. На шесте — дворец,
Во дворце — певец.
(Скворец, скворечник)
В воде купался,

Да сух остался.

(Гусь)

По горам, подолам

Ходит шуба да кафтан.

(Баран)

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не глядит, а время знает.

(Петух)

Мать, отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду —

Чужим сбуду.

(Кукушка)

3. "Кто (что) больше всех?"
Самая большая река Беларуси.

(Днепр.)

Самое большое озеро Беларуси. (Нарочь.)

Самое крупное животное наших лесов. (Зубр.)

Самая большая промысловая рыба в наших краях. (Сом.)

4. "Мы — артисты"
Учащиеся должны мимикой и

жестами изобразить различных жи­вотных: страуса, петуха, зайца, ры­бу. Название животного ученик чи­тает на врученной ему карточке. Остальные должны угадать изобра­жаемое животное. Оцениваются как загадавший, так и отгадавший жи­вотное ученик.

Между конкурсными заданиями ведущего ученики-природоведы предлагают классу свои задания: демонстрируют подготовленные ими рисунки, просят угадать, кто на них изображен. Они же дополняют ответы товарищей. Оценка анало­гична предыдущей.


Материал для конкурсов

на тему "Мой родной край"

Предлагаемые конкурсные во­просы и задания могут быть исполь­зованы как при организации конкурса между двумя командами учеников, так и при его проведении в группе. Оценка — количественная (за каждый правильный ответ — 1 балл) или ка­чественная (например, 3-балльная).

I класс

1. Какие из перечисленных де­ревьев не растут в Беларуси: ель, сосна, пальма,осина, береза, ряби­на, баобаб? (Пальма, баобаб.)

2. Кто из перечисленных живот­ных не обитает в Беларуси: зубр, белка, медведь, тигр, заяц, уж, удав, цапля? (Тигр, удав.)

Оценка количественная.

3. Отгадайте загадки.

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень быстро я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

(Сосна)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед,

А меня все обижают:

Шкурку тонкую сдирают.

(Липа)

Оценка количественная.

4. "Положи в корзину"

Для каждой команды изготавли­вается корзина (можно нарисовать на листе ватмана). В одну корзину нужно положить только фрукты (за­дание для 1-й команды), в другую — только овощи (задание для 2-й ко­манды). Дети получают карточки с названиями или изображениями ягод, фруктов и овощей, растущих в Беларуси: сливы, яблока, вишни, крыжовника, черной смородины, красной смородины, груши, карто­феля, капусты, моркови, свеклы, редьки, гороха, фасоли.

Оценка количественная.

5. "Кто в ряду лишний?"
Командам предлагается про­
анализировать ряд карточек с


названиями (изображениями) ди­ких и домашних животных, обита­ющих в Беларуси, и убрать лишние карточки.

I ряд: медведь, лиса, заяц, ло­
шадь, волк, лягушка, кот, лось. (Ло­
шадь, кот.)

II ряд: корова, коза, сова,
свинья, овца, собака, белка, ло­
шадь. (Белка, сова.)

Оценка количественная.

6. "Собери в кузовок"

а) Из числа предложенных (на­
рисованных на карточках) выбрать
съедобные ягоды, определить их
названия и положить в кузовок,
изображенный на листе бумаги:
черника, вороний глаз, волчье
лыко, брусника, малина, земляни­
ка. (Черника, брусника, малина,
земляника.)

б) Из числа предложенных вы­
брать съедобные грибы,определить
их названия и положить в кузовок:
боровик, лисички, подберезовик,
подосиновик, мухомор, бледная по­
ганка. (Боровик, лисички, подбере­
зовик, подосиновик.)

Оценка количественная: 1 балл — за правильно выбранную ягоду (гриб), 1 балл — за определенное на­звание ягоды (гриба).

7. "Созови к кормушке"

Дети выбирают карточки с изоб­ражениями зимующих птиц. (Сини­ца, сорока, воробей.)

Оценка количественная.

8. "Собери букет"

Дети выбирают карточки с на­званиями или изображениями цве­тов, которые зацветают в Беларуси ранней весной. (Голубая перелеска, мать-и-мачеха, ветреница.)

Оценка количественная.

9. Назовите птиц, прилетающих
к нам весной и улетающих осенью.

Команды называют птиц по оче­реди. (Грач, жаворонок, скворец, ласточка, белая трясогузка, мали­новка, соловей и др.)

Оценка количественная.

10. Назовите улицы нашего го­
рода (села).

Команды по очереди называют улицы.

Оценка количественная.

II класс

1. Назовите рыб, обитающих в реках и озерах нашей страны.

Команды называют рыб по оче­реди. (Судак, сом, щука, карась, окунь, плотва, лещ, ерш и др.)

Оценка количественная.


Пачатковая школа 5- 2008


навучанне. выхаванне

2. Какие плодовые и ягодные
культуры выращивают в садах Бела­
руси? (Яблони, груши, вишни, сливы,
черешни, облепиху, черную, белую,
красную смородину, ежевику, малину,
крыжовник и др.)

Какие овощи выращивают в Бе­ларуси? (Картофель, капусту, кор­мовую, сахарную и столовую свеклу, морковь, томаты, огурцы, лук, бобы, горох, фасоль, кабачки и др.)

Оценка количественная.

3. Какие из перечисленных рас­
тений культурные? Подчеркните.

Какие из перечисленных расте­ний сорные? Подчеркните.

Каждой команде предлагаются одинаковые карточки с названиями растений: осот, щавель, лебеда, укроп, пырей, салат, одуванчик, пет­рушка. Первая команда подчеркива­ет названия культурных растений, вторая — сорных.

Оценка количественная.

4. Какую пользу приносят че­
ловеку сосна и ель? (Очищают воз­
дух, древесина сосны используется
в строительстве, из древесины ели
делают музыкальные инструменты.)

Что дают человеку липа и ореш­ник? (Цветы липы — медонос, ле­карственное средство; из древеси­ны липы делают посуду, игрушки, из коры можно плести лапти, кузовки; орешник дает вкусные орехи.)

Оценка качественная.

5. Назовите лекарственные рас­
тения, распространенные в Белару­
си. Команды называют растения по
очереди. (Мать-и-мачеха, зверобой,
ромашка, пустырник, подорожник,
черника, брусника, малина и др.)

Оценка количественная.

6. Как люди должны заботиться
о почве? Представители команд от­
вечают по очереди. (Не вырубать ле­
са вокруг полей, правильно обраба­
тывать почву, вносить удобрения, не
сжигать сухие траву и листья, не за­
грязнять отходами и вредными ве­
ществами, способствовать накопле­
нию в почве влаги.)

Оценка количественная.

7. Командам раздаются карточ­
ки (задание на время).

Карточка № 1

Растительноядные животные Беларуси — это... (лось, заяц, бобр, бабочка, пчела, зубр и т. п.)

Карточка № 2

Хищные животные, обитающие в Беларуси, — это... (волк, лиса, сова, уж, гадюка, щука и т. п.)

Оценка количественная.

Пачатковая школа 5. *


8. Знаете ли вы насекомых? На­
зовите как можно больше их пред­
ставителей, обитающих в нашей
местности. Команды отвечают по
очереди. (Мухи, мошки, стрекозы,
бабочки, комары, жуки, пчелы, му­
равьи и др.)

Оценка количественная.

9. Кто из зверей занесен в
Красную книгу Республики Бела­
русь? Команды отвечают по очере­
ди. (Бурый медведь, барсук, зубр,
рысь, хомяк и др.)

Оценка количественная.

10. Почему ежа можно встретить
в саду или в огороде? (Еж приходит
туда за кормом: червями, жуками,
лягушками.)

Почему белка строит сразу не­сколько домиков-гнезд? (Чтобы в случае опасности перенести своих бельчат из одного гнезда в другое.)

Оценка количественная.

11. Назовите города нашей
области. Команды отвечают по оче­
реди.

Оценка количественная.

Ill класс

1. Какие полезные ископаемые
добывают в Беларуси? Команды от­
вечают по очереди. (Песок, глина,
каменная и калийная соль, руда,
нефть, газ, гранит, известняк, мел,
мрамор, торф и др.)

Оценка количественная.

2. Где в Беларуси добывают ка­
менную соль? (Возле г. Мозыря.)

Где в Беларуси добывают калий­ную соль? (Возле г. Солигорска.) Оценка количественная.

3. Назовите деревья и кустарни­
ки, растущие в смешанных лесах Бе­
ларуси. Команды отвечают по оче­
реди. (Ель, сосна, береза, осина,
дуб, клен, липа, рябина, лещина, ма­
лина, бузина, крушина и др.)

Назовите первые весенние цве­ты, растущие в Беларуси. Команды отвечают по очереди. (Мать-и-маче­ха, перелеска благородная, про­стрел луговой, ветреница лесная, майник двулистный, ландыш май­ский и др.)

Какие растения встречаются в сосновом бору? Команды отвечают по очереди. (Сосна, можжевельник, черника, брусника, вереск, папорот­ник и др.)

Оценка количественная.

4. Назовите лесных птиц, обита­
ющих в Беларуси. (Дятел, иволга,
поползень, сойка, кукушка, сова,
глухарь, тетерев и др.)


Какая из лесных птиц передви­гается вниз головой?(Поползень.)

Какая из лесных птиц движется по дереву только снизу вверх? (Дятел.)

Оценка количественная

5. Назовите зверей, обитающих
в белорусских лесах. (Лось, барсук,
зубр, бурый медведь, дикий кабан,
лиса, волк, заяц и др.)

Оценка количественная.

6. Какие растения не растут на
белорусских лугах? Детям предла­
гаются карточки с названиями
(изображениями) растений: мыши­
ный горошек, мятлик, тимофеевка,
клевер ползучий, клюква, ива, кле­
вер луговой, первоцвет высокий, ты­
сячелистник, ромашка, папоротник.
(Клюква, папоротник.)

Какие из животных обитают на лугу? Детям предлагаются карточки с названиями (изображениями) жи­вотных: ящерица, шмель, кузнечик, мышь, бабочка, гусеница, заяц, ля­гушка, аист, коростель, кукушка. (Заяц, кукушка.)

Оценка количественная.

7. Назовите растения белорус­
ских водоемов. (Рогоз, стрелолист,
тростник, кувшинка белая, кубышка
малая, ряска, элодея и др.)

Назовите животных белорусских водоемов. (Рыба — щука, окунь, ка­рась, плотва, сом; жук-плавунец, рак, беззубка, выдра, ондатра, бобр, дикие гуси, дикие утки и др.)

Оценка количественная.

8. "Кто лишний?" ("Что лиш­
нее?")

Одной команде нужно опреде­лить лишних животных, другой — лишние растения. (Предлагаются карточки с перечнем животных и растений.)

Серая куропатка, журавль, жа­воронок, колорадский жук, полевая мышь, сова, заяц-русак, лиса. (Жу­равль, лиса.)

Рожь, пшеница, ячмень, овес, папоротник, лен, вьюнок, земляни­ка. (Папоротник, земляника.)

Оценка количественная.

9. Назовите лишние растения.
Предлагается карточка с перечнем
растений: рогоз, стрелолист, трос­
тник, ель, кувшинка белая, сосна, ку­
бышка малая, ряска, элодея. (Ель,
сосна.)

Назовите лишних животных. Предлагается карточка с перечнем животных: щука, жук-плавунец, рак, лиса, беззубка, выдра, ондатра, бобр, заяц. (Лиса, заяц.)

Оценка количественная.


навучанне. выхаванне


10. Какие растения не растут на
белорусских болотах? Названия
растений записаны на доске или на
карточке: торфяной мох, багульник,
росянка, голубика, клюква,
брусника, сосна, ель, хвощ. (Ель,
брусника.)

Какие животные не обитают на белорусских болотах: цапля, жу­равль, кулик, болотная сова, пере­пел, лягушка, гадюка, уж, бобр. (Пе­репел, бобр.)

Оценка количественная.

11. Назовите белорусские на­
циональные парки. Команды отвеча­
ют по очереди. (Припятский, Бело­
вежская пуща, Браславские озера,
Нарочь.)

Оценка количественная.

12. Как называется самое север­
ное селение Беларуси? (Освея.)

Как называется самое южное селение Беларуси? (Комарин.) Оценка количественная.

IV класс

1. Назавще абласныя цэнтры Бе­
ларуси (Гомель, Брэст, Вщебск,
Гродна, Маплёу, МЫск.)

Назавще галоуныя рою Беларус1. (Неман, Заходняя Дзвша, Днепр, Прыпяць.)

Ацэнка якасная.

2. Як называюцца старажытныя
пюьмовыя крынщы? (Летапюы.)

Як называецца самы старажыт-ны летапю усходых славян? ("Апо-весць мЫулых гадоу".)

Ацэнка колькасная.

3. Як завуць першага пюьменнка
Беларуа? (Юрыла Тураусю.)

Як завуць першадрукара Бела-pyci? (Францыск Скарына.) Ацэнка колькасная.

4. Як завуць друкара, яю выдау
першую на тэрыторьп Беларус1 khi-
гу? (Сымон Будны.) Як называецца
гэта KHira? ("Катэх1зю".)

Ацэнка колькасная.

5. Хто з юеусюх княп'нь меу тры
1мя? (Княпня Рагнеда.)

Як звал1 вядомага i мудрага ю-еускага князя — сына Рагнеды? (Яраслау Мудры.)

Ацэнка колькасная.

6. Чым вядомы полацю князь
Усяслау Чарадзей? (Пра яго казал1
як пра чарадзея; ён сабрау вялкую
дружыну i абараняу Полацкую зям-
лю; князь пабудавау у Полацку вял1ю
замак i храм святой СафН.)

Чым вядомая Ефрасжня Полац-кая? (Кал1 была дзяучынкай, дапама-гала параненым воЫам; пайшла у


манастыр, каб прысвяцщь свае жыц-цё Богу i людзям; раздавала бедным грошы, вучыла у манастыры дзяучы-нак; вучыла людзей паважаць адз1н аднаго i жыць м1рна.) Ацэнка якасная.

7. Як называецца KHira першых
пюаных законау? ("Руская прауда".)

На якой мове быу напюаны Ста­тут Вялкага княства /Итоускага? (На беларускай.)

Ацэнка колькасная.

8. Чаму гарады так называюцца?
Каманды адказваюць па чарзе:
Полацк — узнк ля рэчю Палаты.
Турау — ад 1мя князя, яю пабуда­
вау яго (Тур).

МЫск — паводле адной з крынщ, сваю назву сталща узяла ад наймен-ня рэчю Менк1, багатай на рыбу мень.

Вщебск — ад назвы рэчю Вщь-бы, якая працякае праз яго.

Маплёу — маплай льва называл! курган, насыпаны над маплай Ма-шэю, як1 жыу на месцы цяперашняга Маплёва.

Гомель — ёсць думка, што назва горада звязана з рэчкай Гамеюю, якая упадае у Сож.

Брэст — кажуць, што горад на­званы так у гонар бяросты, якая да-памагла купцу удаун1я часы выйсщ з балота.

Гродна — раней горад называй­ся Гарадзень, што азначае 'агаро-джанае месца'.

Ацэнка колькасная.

9. Назавще вядомыя старажыт­
ныя беларусюя замкк Каманды ад­
казваюць па чарзе. (Гальшансю,
Крэуск1, /liflCKi, MipcKi, Навагрудск1,
Нясв1жск1.)

Ацэнка колькасная.

10. Якую назву меу вядомы бе-
ларусю лялечны тэатр? (Батлейка.)

Назавще аутара вядомага му-зычнага твора — паланеза "Разв1-танне з Радз1май"? (М1хал Клеафас Апнсю.)

Ацэнка колькасная.

11. Назавще паэтау — вялтх
песняроу зямл1 беларускай. Каман­
ды адказваюць па чарзе. (Янка Купа­
ла, Якуб Колас.)

Ацэнка колькасная.

12. У як1м годзе адкрыуся
Беларуси дзяржауны ун1верс1тэт?
(У 1921 г.)

У яюм годзе узн1кла Беларуская акадэм1я навук? (У 1929 г.) Ацэнка колькасная.

13. Якая прадукцыя вырабляла-
ся на прамысловых прадпры-


емствах Беларус1 у 20—30-я гады XX стагодцзя? Каманды адказваюць па чарзе. (Станк1, сельскагаспадар-чыя машыны, шкло, кафля, цэмент, папера, запалю, штучнае валакно, швейныя i панчошна-трыкатажныя вырабы, шьняное валакно, макаро-на, каубасы, кансервы, кандытар-сюя вырабы i г. д.) Ацэнка колькасная.

14. У яюм годзе пачалася Вялкая
Айчынная вайна? (У 1941 г.)

Хто прыняу на сябе першы удар ворага? (ВоЫы Брэсцкай крэпасц1.)

У яюм годзе закончылася Вял1-кая Айчынная вайна? (У 1945 г.)

Ацэнка колькасная.

15. Што вырабляе зараз
прамысловасць нашай крашы?
Каманды адказваюць па чарзе. (Са-
мазвалы, трактары, станк1, прыбо-
ры, тэхнку для сельскай гаспадарю,
тэлев1зары, халадзтьн1к1, гадз1нн1к1,
выл1чальную i электронную тэхнку,
мэблю, запалю, будаун1чыя матэры-
ялы, паперу, шьняныя, суконныя,
шауковыя тканты, абутак, х1м1чныя
валокны, шыны, пластмасы, мте-
ральныя угнаенн1, велас1педы, ма-
тацыклы i г. д.)

Ацэнка колькасная.

16. Яюя новыя гарады y3Hiioii у
Беларус1 пасля вайны? (Салгорск,
Светлагорск, Наваполацк, Жодзжа,
Новалукомль, Белаазёрск.)

Ацэнка колькасная.

17. У яюм годзе была абвешчана
незалежнасць Беларус1? (У 1991 г.)

У яюм годзе была прынята Канстытуцыя Рэспубл1ю Беларусь? (У 1994 г.)

Каму належыць улада у Рэспуб-л1цы Беларусь? (Паводле Канстыту-цьп, улада у Рэспубл1цы Беларусь належыць народу.)

Яю дзяржауны орган распрацоу-вае i прымае законы у нашай краже? (Нацыянальны сход.)

Назав1це беларуск1х лётчыкау-касманаутау. (Пётр Кл1мук, Уладз1м1р Кавалёнак.)

Ацэнка колькасная.

Е. А. МАЛАШЕНКОВА,

кандидат педагогических наук,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: