Витебского государственного
университета им. П. М. Машерова.
Пачатковая школа 5- 2008
гульнятэка
Познавательная игра
"Кто хочет стать миллионером?"
Тема: "Животные".
На пути к миллиону участников ждет 12 вопросов, 2 несгораемые суммы — 1000 и 32 000, 3 подсказки: помощь класса, 50/50, звонок родителям. Пока участник не дал окончательный ответ, он может забрать заработанные деньги (талеры). Побеждает игрок, набравший большую сумму талеров.
Вопросы отборочного тура
1. Какое из перечисленных жи
вотных больше всех весит?
а) бегемот в) медведь
б) слон г) жираф
Бегемот может достигать 3 т,
медведь — 700 кг, жираф — 1 т, а слон — 7—8 т.
2. Какую из обезьян называют
ближайшим родственником че
ловека?
а) шимпанзе б)гориллу
в) орангутанга
г) мартышку
Шимпанзе по многим показателям ближе к человеку, чем другие человекообразные обезьяны.
3. Какая из перечисленных птиц
самая крупная?
а) журавль в) страус
б) фламинго г) коршун
Журавль достигает в высоту
90—155 см, фламинго — 91 — 120 см, коршун — 70 см, а взрослый страус (самец) достигает 2,5 м и весит до 100 кг.
4. Какая из перечисленных птиц
не умеет летать?
а) чайка в) гриф
б) рябчик г) страус
5. Какая из перечисленных птиц
может поворачивать голову на
180 градусов?
а) сова в) ласточка
б) орел г) кукушка
6. Какой зверь не водится в
лесах Беларуси?
а) заяц в) медведь
б) сурок г) кабан
Сурок — маленький зверек, род
ственник белки, живет на горных
склонах.
Вопросы стоимостью 500 талеров
1. Какая птица самая малень
кая?
а)синица в)соловей
б)воробей г) колибри
Колибри достигает размеров крупного шмеля.
2. Какое из перечисленных жи
вотных существует?
а) единохвост в) единоглаз
б)единонос г) единорог
|
Единорог — морское млекопитающее семейства дельфиновых. Длина тела — до 6 м, весит до 1,5 т. У самцов развит левый бивень (до 3 м). Водится в арктических водах.
3. Какое животное называют
длинноухим трусишкой?
а) бобра в) белку
б) зайца г) суслика
4. Какое морское животное са
мое большое?
а) дельфин в) синий кит
б) акула г) тюлень
Синий кит — крупнейшее живот
ное на нашей планете. Вес взросло
го кита примерно в 30 раз превыша
ет вес самца африканского слона.
Синий кит — это гигант, его средняя
длина около 26 м, а максимально
зарегистрированная — 33,5 м;
средний вес— 150т, что соответ
ствует весу примерно 2400 человек.
А максимально зарегистрирован
ный вес кита — 190 т.
5. Какую птицу не встретишь зи
мой в наших краях?
а) скворца в) синицу
б)воробья г)ворону
6. Могут ли на водопое хищники
и травоядные быть в мире?
а) всегда в) иногда
б) утром г) никогда
Вопросы стоимостью
1000 талеров 1. Какое животное называют американской вонючкой?
а) енота в) скунса
б) выдру г) горностая
У скунса есть подхвостовая железа, которая содержит плохо пахнущую жидкость. Встречая врага,
зверек спокойно останавливается и, подняв хвост, выпрыскивает свою отвратительную жидкость. Ее запах настолько едкий, что никто не может выдержать его больше нескольких секунд.
2. Где у скорпиона находится
ядовитый шип?
а) на голове в) на туловище
б) на лапах г) на хвосте
3. Какое из перечисленных жи
вотных не впадает в спячку?
а) барсук в) еж
б) бобр г) медведь
Зиму бобры проводят в подводном убежище. Обычно на зиму бобровая семья запасает 25—30 м3 древесины.
|
4. Чем отталкиваются кузнечики,
совершая прыжок?
а) передними лапами
б) задними ногами
в) усами
г) туловищем
5. Какой клюв имеют хищные
птицы?
а) сильно вытянутый
б) очень короткий
в) сильно изогнутый на конце
г) сжатый с боков
Клюв предназначен для раздирания добычи, поэтому он мощный, относительно короткий, имеет острые края, конец надклювья загнут вниз.
6. Как называется складка кожи
на шее кобры?
а) капюшон в) воротник
б) карман г) пояс
Поза угрозы — поднятая верти
кально передняя треть тела, разду
тый капюшон, раскачивание из сто
роны в сторону, шипение.
Вопросы стоимостью 2000 талеров 1. Какие обезьяны самые многочисленные на Земле?
а) шимпанзе в) мартышки
б) гиббоны г) макаки
Макаки — самые многочислен
ные обезьяны. Живут они в Южной
Азии от Афганистана до Китая. Ма
каки крупнее мартышек. У них боль-
Пачатковая школа 5- 2008
гульнятэко
шие клыки и вместительные защечные мешки. Живут группой, в которой властвует вожак. Слабые и молодые обезьяна подчиняются старшим и сильным.
2. Каких животных называют
млекопитающими?
а) питающихся молоком
б) выкармливающих детенышей
молоком
в) имеющих светлую окраску
г) питающихся другими живот
ными
3. Какую птицу считают симво
лом благополучия и счастья?
а) фламинго в) аиста
б)лебедя г)ворону
4. Какая змея неядовитая?
а) гюрза
б)кобра
в) питон
г) гремучая змея
Питоны — неядовитые змеи, они не кусают свою жертву, а обвиваются вокруг нее, лишая возможности двигаться.
5. Назовите самую быструю
птицу.
а) стриж в) ласточка
б) рябчик г) гриф
Стрижи летают очень быстро.
|
Скорость их полета может достигать 200 км/ч. Ласточки летают в два раза медленнее, но полет у них ма-невреннее. Рябчик летает совсем медленно, но может лавировать в самом густом сплетении ветвей. А для грифа важно долго находиться в воздухе без лишних затрат сил.
6. В какой момент к глухарю
можно подкрасться очень близко?
а) когда он голодный
б) во время сна
в) во время еды
г) во время пения
Глухарь сам себя оглушает песней.
Вопросы стоимостью 4000 талеров
1. Кому из перечисленных животных принадлежит рекорд по продолжительности ныряния — больше часа?
а) тюленю
б) белому медведю
в) моржу
г) пингвину
Тюленю Уэдделла, одному из самых крупных тюленей, принадлежит рекорд по продолжительности ныряния. Он может пробыть под водой больше часа и достичь при этом глубины более 600 м.
2. Какое животное не живет в
Африке?
а) слон в) жираф
в) зебра г) кенгуру
Кенгуру живут только в Австралии.
3. Сколько весит синий кит?
а) 250 т в) 120 т
б) 90 т г) 150 т
4. Сколько ног у паука?
а) шесть в) восемь
б) пять г) две
5. Почему слон обсыпает себя
песком?
а) защищается от солнца б)греется
в) защищается от паразитов
г) играет
6. Какая птица имеет мешок под
клювом?
а) филин в) орел
б)лебедь г) пеликан
Вопросы стоимостью 8000 талеров
1. Какое животное африканцы
называют водяной свиньей?
а) бегемота в) тюленя
б) носорога г) моржа
Бегемот большую часть жизни
проводит, глубоко погрузившись в воду, выставив наружу лишь глаза, уши и ноздри.
2. Чем питается коала?
а) насекомыми
б) мелкими зверьками
в) листьями эвкалипта
г) свежей рыбой
Коала питается листьями эвкалипта, а в неволе с удовольствием пьет молоко.
3. Кто совершает самые боль
шие прыжки?
а) заяц в) гепард
б) кенгуру г) лев
В мире животных в прыжках у кенгуру нет конкурентов. Спасаясь от преследования, кенгуру перепрыгивают через кусты высотой более 2м и пролетают по воздуху 10— 12 м. При прыжках кенгуру прижимают к груди передние лапы и отталкиваются задними. Хвост помогает им сохранять равновесие и менять направление движения.
4. Кто из перечисленных птиц
хуже других видит в темноте?
а) дрофа в) чайка
б) альбатрос г) курица
Домашние куры, едва начинает
смеркаться, забираются на насест.
5. Какое животное не относится
к морским млекопитающим?
а) кит в) пингвин
б) дельфин г) тюлень
Пингвины — водоплавающие птицы. Крылья у них похожи на ласты. Охотятся за рыбой под водой, отталкиваясь ногами.
6. У какой рыбы глаза сдвинуты на один бок?
а) у камбалы
б) у электрического ската
в) у форели
г) у окуня
Камбала ведет придонный образ жизни. Она лежит на дне и плавает, как правило, на правом боку. Мальки камбалы почти не отличаются от обычных симметричных по форме рыб, но при достижении длины тела 1—2 см начинается метаморфоз, приводящий к характерной для камбалы форме тела: оба глаза оказываются на правой стороне.
Вопросы стоимостью 16 000 талеров
1. В какой цвет окрашены дете
ныши тюленей?
а) темно-синий
б) белый
в) коричневый
г) белый с черными пятнышками Белая окраска надежно защищает их в первые месяцы жизни, помогая слиться со снегом. Во время отлучек взрослых тюленей бельки неподвижно лежат на снегу и остаются практически невидимыми.
2. Для чего кенгуру нужен хвост?
а) для опоры
б) служит пятой конечностью
в) для защиты
г) для красоты
3. Какая из перечисленных птиц
существует?
а) секретарь в) бухгалтер
б) журналист г) программист
На голове птицы-секретаря не
сколько направленных назад перь
ев, которые напоминают гусиное пе
ро за ухом писца.
4. Через какое время после рож
дения олененок отличает голос ма
тери от всех других голосов?
а)через 1 день
б) через 3—4 часа
в) сразу после рождения
г) через неделю
Олененок идет на зов матери, не обращая внимания на другие призывы. А вот мамы различают голоса детей плохо и откликаются на зов всех оленят.
5. Какое животное не относится
к хищникам?
а) леопард в) бурый медведь
б) слон г) лев
Пачатковая школа 5. 2008
гульнятэка
Слон питается растительной пищей.
6. Что делает кукушонок, вылупившийся из гнезда?
а) громко кричит
б) выбрасывает из гнезда хозяй-
скихдетей
в) пробует взлететь
г) начинает разрушать гнездо
Если кукушонок не расправился
со своими названными братьями и сестрами за первые 4 дня, то оставшиеся птенцы могут чувствовать себя в безопасности, так как инстинкт выбрасывания угасает.
Вопросы стоимостью 32 000 талеров
1. Что делает дятел, чтобы защи
тить свое гнездо от древесных
змей?
а) делает дупло очень узким
б) натаскивает в гнездо много
сена
в) делает дупло очень глубоким
г) выбивает вокруг входа в дупло
много дырочек
Из этих дырочек постоянно сочится липкая смола, которая не дает приблизиться змеям к дуплу.
2. От укуса какой ящерицы чело
век может умереть?
а) ядозуба
б)зеленой ящерицы
в) американской ящерицы
г) гребенчатого тритона
3. Через какое время головасти
ки превращаются в лягушат?
а) через 4 месяца б)через неделю в)через 8 месяцев г) через 2 месяца
4. Какое из перечисленных жи
вотных не имеет хвоста?
а) норка в) коала
б) гиена г) панда
5. Какое из перечисленных жи
вотных обладает самым громким го
лосом?
а) крокодил в)слон
б) лось г) лев
6. Где у кузнечика находятся уши?
а) на голове
б) на ногах
в) на туловище
г) вообще нет ушей
Вопросы стоимостью
64 000 талеров 1. Что означает "хохот" пятнистых гиен?
а) сигнал о помощи
б) выражение удовольствия
в) сигнал о приближении добычи
г) сигнал об угрозе
Выходя на охоту, гиены испускают разные неприятные звуки (наподобие воя, дикого хохота и пр.). Пятнистая гиена — типичный па-дальщик. Однако нередко гиены сами нападают на антилоп и других животных.
2. Каким образом жирафы
обороняются от хищников?
а) лягаются
б) бодаются
в) с размаху бьют шеями
г) бьют головой
Сила удара такова, что позволяет разбить череп зверя, как глиняный горшок. Поэтому друг друга они никогда не лягают.
3. Какую наибольшую скорость
могут развивать морские черепашки?
а) 5 км/ч в) 50 км/ч
б) 30 км/ч г) 20 км/ч
У черепах большие плоские лапы, и хотя на суше они неуклюжи и медлительны, в воде они гораздо грациознее и могут развивать скорость до 30 км/ч.
Вопросы стоимостью 125 000 талеров
1. Кто из перечисленных живот
ных впадает в зимнюю спячку?
а)соболь в) выдра
в) хорек г) барсук
2. Сколько видов рыб насчиты
вается на Земле?
а)более 6 тыс.видов б)более 15 тыс. видов в) более 20 тыс. видов г)более 40 тыс. видов
3. Что помогает моржам выби
раться на льдины?
а)передние лапы
б) длинные клыки
в) задние лапы
г) туловище
Вопросы стоимостью 250 000 талеров
1. Какая из перечисленных чере
пах самая большая?
а) средиземноморская б)звездчатая
в) слоновая
г) расписная
Это огромное животное весит около 600 кг, длина и ширина ее равны 1,5 м, а в высоту она достигает 1 м.
2. Как спасается от охотничьих
собак красная рысь, обитающая в
пустынях Мексики?
а) забирается на вершину кактуса
б) ныряет в болото
в)убегает
г) зарывается в песок
Вопросы стоимостью 500 000 талеров
1. Какой зверь самый быстрый
бегун на Земле?
а)лев в)леопард
б) гепард г) ягуар
Гепард способен некоторое время бежать со скоростью 120 км/ч.
2. Какова продолжительность
жизни у слонов?
а) 20 лет в) 40 лет
б) 50 лет г) 60 лет
Вопросы стоимостью
талеров
1. Какая птица в Англии была
объявлена королевской?
а) фламинго в)ласточка
б)пеликан г) лебедь
Люди издавна почитали эту птицу как символ чистоты и благородства. В Англии около 600 лет назад лебедь-шипун был объявлен королевской птицей. И сейчас в королевском парке можно встретить этих птиц.
2. Каких тюленей называют на
стоящими?
а) имеющих клыки
б) имеющих большой хвост
в) имеющих толстые усы
г) не имеющих ушей
Наружные ушные раковины у
всех видов тюленей отсутствуют.
ЛИТЕРАТУРА
Льюэлин, К. Атлас животных. — М.: Махаон, 1999.
Обо всем на свете / сост. В. Бутроме-ев, Т. Розе. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
Сабунаев, С. В. Удивительные животные: энцикл. для детей / под ред. О. С. Бартенева. — М.: Астрель, 2000.
Соколова, Е. И. Игры в дороге / Е. И. Соколова, Т. И. Тарабарина. — Ярославль, 1999.
Стидворти, Дж. Хищники. Серия "Загадки Земли" / под ред. Т. В. Абрамовой. — М.:РОСМЭН, 1999.
Уэйд, Л. Загадки моря / под ред. И. Б. Шустовой. — М.: РОСМЭН, 1998.
Н. П. МУХА, учительница гимназии №5 г. Бреста.
Пачатковая школа 5- 2008
навучанне: рускаямова
Изучаем словарные слова
■ Научить ребенка без ошибок писать словарные слова — одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Количество слов с непроверяемыми написаниями в учебниках по русскому языку, чтению, математике и другим школьным дисциплинам с каждой страницей возрастает. "Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка, ведется она с I по X класс", — писал известный ученый-методист А. В. Текучев.
Начинаем публикацию статей, посвященных приемам изучения словарных слов, включенных в программу начальной школы. Рекомендации дает Наталья Евгеньевна ЛАГУН, методист высшей категории отдела начального образования Минского городского ИРО.
В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная работа педагога и школьников. Эффективность процесса обучения обеспечивают следующие условия:
• активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
• обучающий характер учебной деятельности;
• регулярность работы по закреплению знаний. Несомненно, у каждого учителя
есть свой арсенал приемов работы над словарными словами. На этапе ознакомления со словом работа над смыслом и звуковым анализом должна опережать показ написания этого слова. Например, сначала ученикам предлагается отгадать слово с помощью ребуса (звуковой анализ и синтез), затем объяснить его значение, визуально выделить слово из предложения, пословицы или стихотворения.
К словарной работе можно обращаться на разных этапах урока. Так, при чистописании можно работать над пословицами или поговорками, содержащими ключевые слова. Во время письма по памяти оправдано использование четверостишия с изучаемым словом. Для комментированного письма предлагаются предложения со словарными словами.
Способствуют запоминанию словарных слов толкование лексического значения, подбор антони-
мов и синонимов, работа с фразеологизмами.
Использование антонимов и синонимов обогащает язык, позволяет избежать повторений и штампов. Результативность применения синонимов и антонимов повышается при одновременной работе над ними.
Фразеологизмы делают речь эмоциональной и выразительной. Облегчают работу с фразеологизмами творческие задания. Например:
• придумать ситуацию, соответствующую данному фразеологизму;
• подобрать фразеологизм к иллюстрации;
• написать мини-сочинение.
Задания-ребусы, загадки, за
бавные стихотворения позволяют
поддерживать эмоциональный на
строй ребят, избегать монотонности
в работе.
Особого внимания заслуживает этимология: при знакомстве с происхождением слова к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление и запоминание становится более осмысленным, прослеживается связь между словообразованием и историей, что расширяет кругозор ребенка, повышает интерес к учебе.
Изучение словарных слов, организованное подобным образом, способствует их осмысленному усвоению, т. е. "запоминанию с пониманием", а также обеспечивает динамичное умственное развитие учащихся, обогащает, уточняет,
активизирует словарный запас. Систематическое пополнение лексикона, выработка умения правильно произносить и писать словарные слова, использовать их в устной и письменной речи — вот в чем смысл и содержание словарной работы.
Словарная работа должна проводиться на каждом уроке как отдельный этап (5—8 мин) либо как дополнительный компонент, включаемый в другие виды деятельности. Словарная работа хорошо сочетается с грамматическими заданиями (подбор однокоренных слов, определение рода, склонения и т. д.) и с упражнениями на развитие речи.
Классический вариант работы — в течение недели в оборот вводится одно новое слово. Оно обязательно включается в упражнения, выполняемые на уроке.
Алгоритм введения нового словарного слова:
1) осознание лексического значения слова (с помощью картинки, ребуса, загадки, устного выделения из предложения);
2) звуковой анализ слова (произносим — выделяем слоги — ставим ударение — интонируем все звуки);
3) формирование зрительного образа слова (демонстрация правильного начертания слова на доске, карточке с выделением букв, написание которых необходимо запомнить);
4) орфографическое чтение;
Пачатковая школа 11.2009
навучонн е; руская мова
5) установление разницы в про
изношении и написании;
6) решение орфографической
задачи "Можно ли проверить напи
сание слова?";
7) запись слова, постановка уда
рения, подчеркивание орфограмм;
8) подбор однокоренных слов, их запись, подчеркивание орфограмм;
9) определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений.
Для предупреждения возможных ошибок важно обратить внимание на единообразное написание однокоренных слов.
На этапе закрепления используются разнообразные приемы:
• группировка по тематическому принципу;
• группировка по алфавиту;
• группировка по принципу сходного гласного (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о); удвоенного согласного (лл, кк, мм, нн) и др.;
• составление индивидуального орфографического словарика;
• зрительный диктант — визуальное запоминание словарных слов и запись их по памяти через минуту;
• "изобразительный" диктант — учитель молча показывает рисунок предмета, название которого включено в группу словарных слов, ученики записывают слова;
• диктант-самопроверка или диктант-взаимопроверка — проверяется со словарем самим учеником или соседом по парте. При этом вырабатывается умение пользоваться орфографическим словарем.
II класс
Словарные слова: Беларусь, белорусский, береза, вагон, воробей, ворона,воскресенье,вчера, город, дежурный, декабрь, дорога, зарядка, заяц, каникулы, карандаш, класс, комната, конечно, корова, магазин, маленький, месяц, молоко, морковь, мороз, ноябрь, огород, октябрь, погода, помидор, портфель, ребята, Родина, сахар, сентябрь, соловей, сорока, учитель, хорошо, яблоко, ягода, язык.
Беларусь, белорусский
Вопросы и задания > Как называется наша страна?
♦ Разделите запись на слова и прочитайте предложение. ЯЛЮБЛЮРОДНУЮБЕЛАРУСЫ
♦ "Веселое зачеркивание": расшифруйте слово. ВБВЕВЛВАВРВУВСВЬВ Толкование
Беларусь — страна белорусов; сокращенное название государства Республика Беларусь.
Белорусский — относящийся к Беларуси и белорусам;такой, как у белорусов,как в Беларуси.
Этимология
Беларусь — Белая Русь; название возникло в начале XIV в. Есть разные мнения, почему наши земли назвали Белой Русью: светлый цвет волос и белая одежда населения; независимость от монго-ло-татар.
Сочетаемость слов
Родная, любимая, независимая Беларусь.
В Беларусь. Из Беларуси.
Белорусский язык, край, народ; белорусская хата, растительность, песня; белорусское население; Белорусское Полесье, белорусские болота, заповедники.
Предложения и тексты для чтения
В Беларуси много маленьких деревень и больших городов.
Города Беларуси чистые и красивые.
Белорусские тракторы успешно трудятся на полях.
В белорусских лесах водятся зубры, косули, олени, лоси, медведи, лисицы, рыси и волки.
Беловежская пуща — самый известный и самый крупный заповедник в Европе. Он находится на территории Беларуси и Польши.
Береза
Задания
♦ Раздели запись на слова и про
читай предложение.
БЕРЕЗАМОЯБЕЛАЯ.
БЕРЕЗАКУДРЯВАЯ.
Толкование
Береза — лиственное дерево с белой корой.
Этимология
Слово "береза" восходит к древнему корню bhe ("бе"), означающему 'блеск, белизна'.
Однокоренные слова
Березка, березонька, березник, березняк, березовый, березовик, подберезовик.
Сочетаемость слов
Высокая, тонкая, ветвистая, молодая береза.
За березу спрятаться. За березой ухаживать. На березу влезть, забраться. На березе сидеть. Под березой сидеть, стоять. Под березу сесть, лечь. С березы слезть, упасть.
Береза растет, стоит, цветет, сбрасывает листву, качается, гнется, засыхает.
Фразеологизмы
Дать березовой каши — наказать розгами, выпороть, высечь.
Пословицы и поговорки
Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
Где дубняк, там и березняк.
И у березы слезки текут, когда с нее кору дерут.
Считалочка
— Заяц белый, Куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыко драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто украл?
— Родион.
— Выйди вон! Загадки
Стоят в поле сестрицы: Платья белены, шапочки зелены.
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
* Она весну встречает, Сережки надевает.
*
Стоит Алена, Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан.
*
Одна в лесу я с белою корой. Богата соком я весеннею порой.
В белом сарафане Стала на поляне. Летели синицы, Сели на косицы.
* Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой. Предложения и тексты для чтения Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой. (И. Бунин)
Пачатковая школа 11.2009