Введение
Уильям Джеймс был третьим президентом Американской психологической ассоциации и активно способствовал тому, чтобы психология как дисциплина стала независимой от неврологии и философии. Определение, которое Джеймс дал психологии, - «описания и объяснения состояний сознания как такового»- определяло направление этой дисциплины.
Джеймс считал, что психология одной стороной граничит с биологией, а другой - с метафизикой, проникая во все области человеческого существования. Джеймс фактически познакомил Соединенные Штаты с психологией, стал ее первым преподавателем и организовал первую научную лабораторию.
Именно поэтому работы Уильяма Джеймс, представляют огромный интерес для современной психологии. В данном реферате я хотел бы рассмотреть его основную идею «потока сознания».
Целью реферата является доказать значимость работ Уильяма Джеймса в психологии, а также доказать актуальность его работы и по сей день.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи реферата: проанализировать творчество Уильяма Джеймса, рассмотреть понятие «пото сознания» в широком понимании, а именно в литературе и в более узком, а именно в психологии.
Объектом реферата является непосредственно сама концепция потока сознания Уильяма Джеймса.
Биография и творчество Уильяма Джеймса
Уильям Джемс (11 января 1842 - 26 августа 1910) - американский философ и психолог. Получил медицинское образование, окончив Гарвардский университет. Он много болел, прежде чем смог, наконец, получить диплом врача. Он является одним из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.
В 1872-1876 Джемс преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском университете. От физиологии он перешел к психологии, а потом к философии, тем самым реализовав сильно скрытые наклонности, о которых и сам не подозревал. В 1885 был назначен профессором психологии, а следом профессором философии Гарвардского университета.
|
Получил всеобщую известность благодаря развитию концепции «Потока сознания» / «Stream of consciousness», которую он сформулировал в «Принципах психологии» / «Principles of Psychology» в 1890 году.
Первой наиболее значимой работой Джеймса была двухтомная книга «Научные основы психологии» (1890, рус. изд. 1902), в которой он обозначил два основных вектора в исследовании психического состояния - лабораторные эксперименты и феноменологическое наблюдение потока сознания. Джеймс принял натуралистическое объяснение Ч. Дарвина о происхождении человека и применил эволюционный подход к объяснению психического: ментальные свойства появились для ориентации и адаптации к среде.
В книге «Многообразие религиозного опыта» (рус. изд. СПб., 1910; М., 1993) Джеймс обратился к новой тогда области - психологии религии. Религиозный опыт многообразен - это и опыт мистика, и опыт христианского миссионера, но разные опыты объединяет воля к вере, выливающаяся в потребность в Боге и религии. Под «религией» Джеймс понимает не конфессиональную церковь или догмы, а интимное единение человека с высшими силами.
Самый известный его труд это «Принципы психологии». Там Джемс сравнивает мир со статуей, которую скульптор высекает из мрамора.
«Наш мир изначально есть «хаос ощущений», «поток сознания»; это - «нейтральный» материал мышления любого человека. Мир, в котором мы живем, мы и наши предки «понемногу, неторопливыми ударами резца» высвободили из объективной данности.»
|
Взгляды Джемса получили наименование «радикального эмпиризма».
В 1907 вышла книга Джеймса «Прагматизм» (рус. изд. 1910), в которой он представил свою версию «радикального эмпиризма». Ее он предваряет радикальным тезисом: сознание не существует. Его следует прилагать не к особой ментальной сущности, а к функциям «чистого опыта», в котором случается познание. «Чистый опыт», по Джеймсу, - это единственный материал в мире, из которого все создано. Джемс формулирует свою позицию следующим образом:
«Метод прагматизма пытается интерпретировать каждое понятие, прослеживая его практические последствия... Если он не обнаруживает различия в практических последствиях» двух альтернатив, то они «означают на практике одно и то же, и любая дискуссия теряет смысл».
Хочется выделить главные идеи Уильяма Джеймса, согласно его учениям и научным трудам:
· Человеческое сознание избирательно; оно сосредоточивается на одном и игнорирует другое.
· Идеи и верования являются по своей сути планами организации и структурирования нашего опыта и мира.
· Невозможно доказать раз и навсегда, что человек свободен или детерминирован в своих поступках, однако имеются веские - в частности нравственные - причины верить в то, что человеческой деятельности присуща свобода.
· Психологический склад личности влияет на ее религиозный опыт, и этот опыт лучше всего оценивается с точки зрения его нравственного качества.
· Прагматизм состоит из двух частей: это метод установления значения и теория о природе истины.
· Истинность или ложность суждения, его согласованность или несогласованность с действительностью зависят от того, достигнуто или не достигнуто подтверждение ожиданий, вытекающих из данного суждения.