B2B и В2С: кто это такие?
B2С, или business to consumer - это бизнес для потребителя. Означает этот термин продажи товара и услуг физическим лицам. То есть клиент покупает что-то для себя, для своего личного пользования.
B2B, или business to business - это продажа товаров корпоративным клиентам, руководителям или менеджерам предприятий. Грубо говоря, вы продаете товары не конкретному отдельно взятому Васе, а целому бизнесу - другой компании.
Интернет-магазин может одновременно работать и для тех, и для других клиентов.
Как пример: вы занимаетесь интернет-продажей продуктов питания. Собираете готовые наборы (завтрак-обед-ужин). Если ваши клиенты - обычные покупатели, которые покупают их для себя, чтобы не заморачиваться с готовкой, - это B2С. Если вашими услугами пользуется компания, которая арендует соседний офис и закупает питание для сотрудников - это уже B2B. То есть ваш бизнес помогает другому бизнесу.
Еще пример: вы шьете одежду и продаете ее через интернет-магазин. Вы можете работать как для обычных покупателей - женщин, которые хотят модно одеваться - так и для предприятий. Например, пошить форменные комплекты для сотрудников кафе или магазина.
Понятно, что вашими клиентами могут стать и крупные компании, и заводы, и торговые центры. Несколькими наборами уже не обойдешься - вот почему продажа клиентам B2B предполагает часто оптовые партии товара.
Где искать клиентов B2B?
По сарафанному радио
Это, пожалуй, самый надежный источник поиска корпоративных клиентов. Стоит начать поставлять товар одному бизнесу - в профессиональной среде об этом мигом становится известно. Стоит проявить себя как честный, исполнительный интернет-магазин с коротким сроком доставки и привлекательными ценами - и вот уже к вам стоит очередь из B2B-клиентов. Секрет прост: работайте с полной отдачей и готовьтесь примерять “сарафан”.
|
2. С помощью амбассадоров бренда
Сравнительно новый и очень эффективный способ. Амбассадоры бренда - это люди, которые искренне любят вашу компанию и готовы рассказывать об этом людям. В чем секрет? Понятно, что на своем сайте и в группе интернет-магазина можно расхвалить себя, можно заказать рекламу на миллион и оказаться в первых строчках поиска. Но всем, особенно клиентам B2B, будет понятно, что это всего лишь красивые слова и мощный рекламный бюджет. Живые отзывы от реальных людей работают куда сильнее.
Найти амбассадоров можно из числа ваших знакомых, клиентов, партнеров - главное, чтобы они искренне верили в ваш бренд и были достаточно осведомлены, чтобы отвечать на вопросы заинтересовавшихся. Если человек путается в показаниях и слабо знает ваш ассортимент - не быть ему амбассадором, не потянет.
3. На форумах и в соцсетях
В интернете много сообществ, где сидит ваша целевая аудитория. Многочисленные паблики для владельцев бизнеса, профильные форумы - вот оно, непаханое поле потенциальных клиентов. Вы можете предложить свои услуги, что говорится, прямо в лоб, заказав рекламу в этих сообществах. Можете найти клиентов сами среди участников сообщества, написав им личное сообщение. Можете посмотреть, какие мероприятия они посещают и записаться туда в качестве участника или спикера.
4. Участвуйте в мероприятиях
Выбирайте те мероприятия, в которых участвуют ваши потенциальные клиенты. Это могут быть выставки, конференции, бизнес-встречи, семинары и тому подобное. Почитайте нашу статью о том, как научиться выступать на публике - и вперед!
|
Неважно, кто будет делать доклад - сам руководитель или его представитель. Если от интернет-магазина везде участвует один и тот же человек - его имя вскоре будут связывать с названием компании, а заодно он прокачает и личный бренд. Но главное - чтобы название интернет-магазина почаще мелькало на разного рода мероприятиях.
Если пока не решаетесь выступать - зарегистрируйтесь в качестве участника. В конце обычно начинается самое интересное - кофе-брейк, дискуссии, обмен мнениями. Привлекайте к себе внимание, задавайте вопросы, больше общайтесь. Старайтесь не столько прорекламировать себя, сколько заинтересовать потенциального клиента. Вы можете завести там массу полезных знакомств из мира B2B и обменяться контактами. А дальше - дело техники!
Как работать с клиентами B2B?
В первую очередь нужно понимать, что эти ребята - не обычные покупатели. Они сами крутятся в бизнесе и понимают все ваши маркетинговые ходы и психологические уловки. Они точно знают, что им нужно - и ни один ваш менеджер по продажам не сможет убедить их в обратном. А значит, с ними нужно действовать по-другому. Как?
1. Предлагайте скидки
Если ваш интернет-магазин работает и с B2B, и B2С-клиентами, вы уже поняли, что первые могут принести вам больше прибыли. При условии, что они станут постоянными - могут обеспечить вас заказами до конца времен. Поэтому таких клиентов надо холить и лелеять. Например, от скидки или бонусов никто не откажется.
|
Отмечайте особенно ценных клиентов - вычислить их можно по количеству заказов и величине среднего чека. Это не значит, что те, кто приносит меньше денег, не достоин уважительного обращения - вовсе нет. Тут действуют законы простой математики: наиболее прибыльные клиенты достойны большего, вот и все. Можно не ущемляя других, предлагать VIPам особые скидки, бонусы с каждой последующей покупки, вступление в закрытый клуб покупателей и так далее. Ощущение избранности сделает ваших клиентов более лояльными. Они расскажут о вас другим - сработает сарафанное радио. А как мы помним, большинство клиентов B2B приходят именно по знакомству.
2. Обеспечьте идеальный сервис
Знаете, как работают с любимыми клиентами обычные магазины? Не только предлагают кофе-чай и знают по имени - это необходимый минимум. За каждым таким клиентом закреплен персональный менеджер, который знает не только имя и предпочтения клиента, но и кличку его любимой собачки и день рождения тещи. Благо все эти данные сейчас не обязательно держать в голове - можно забить их в CRM-систему.
3. Дарите подарки
Старый как мир способ, но он до сих пор работает. В преддверии значимых праздников дарите корпоративным клиентам подарки с логотипом и другими элементами фирменного стиля. Это могут быть сувениры: ручки, блокноты, календари, магниты. Особо важным клиентам можно вручить более дорогие именные подарки. И, конечно, не забудьте о благодарственных письмах, дипломах и грамотах, чтобы укрепить отношения с клиентами.
4. Рассказывайте кейсы
Кейсы любят все. Это прекрасный способ узнать, как именно протекает работа с В2В-клиентом и каких результатов вы достигли вместе. Публикуя кейс на своем сайте или в популярном СМИ, рассказывая о нем на семинарах и конференциях, вы убиваете сразу несколько зайцев:
* лишний раз пиарите название своего интернет-магазина и компании-клиента;
* даете конкретику: цифры, факты, показатели, данные;
* хвалите себя: показываете, чем конкретно помогли клиенту;
* укрепляете имидж лояльной и открытой компании;
* укрепляете отношения с клиентом;
* привлекаете внимание других потенциальных клиентов.
5. Давайте полезный контент
Да, полезную информацию нужно давать и В2С-клиентам. Но В2В она намного нужнее. Если ваши ниши пересекаются и вам есть чему научить клиента - используйте этот шанс. Проводите курсы, онлайн-обучение, делайте email-рассылки, пишите статьи в блоге и дарите все это от чистого сердца, то есть даром. Кстати, так вы можете получить обратную связь и понять истинные намерения и потребности клиентов.
6. Укрепляйте репутацию
Вы все еще помните про сарафан, да? Слава об интернет-магазине с адекватными ценами, вежливыми менеджерами и лояльными условиями для корпоративных клиентов разносится быстро. Не губите свою репутацию: работайте одинаково хорошо- как с сегментом В2С, так и с В2В.