СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Чудо первое. НЕБЕСНЫЙ СВЕТ
Чудо второе. ОДНАЖДЫВ АМЕРИКЕ
Чудо третье. БЛОКАДА
Чудо четвёртое. КСЕНИЯ В ЭЛЕКТРИЧКЕ
ЭПИЛОГ
ЛИТЕРАТУРА
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
«К числу лиц, истинно-юродивых Христа ради, к числу истинно-блаженных, прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования и всецело посвятивших себя на служение Господу Богу, бесспорно принадлежит и столь всем известная и глубоко чтимая подвижница 18-го века Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище в Петербурге» - такими словами начинается общеизвестная книга о блаженной Ксении Петербургской.
Юродивые ради Христа сделались, как сказал апостол Павел, безумны Христа ради, ибо мудрость мира сего – это безумие перед Богом.
Юродство о Христе представляет собой особый, высший вид христианского подвижничества.
Одушевлённые горячей ревностью и пламенной любовью к Богу, юродивые Христа ради, не довольствуясь всеми другими лишениями и самоотречениями, отрекались от самого главного отличия человека в ряду земных существ – от разума, добровольно принимая на себя вид безумного человека.
Своим странным видом, странными поступками, резкими, а иногда и грубыми обличениями неправды и беззаконий людских они вызывают к себе – насмешки, оскорбления, побои.
Но юродивые сносят это вполне безропотно, взирая своими духовными очами на Великого и безропотного страдальца – Христа.
От земной жизни они сознательно решились принять одно лишь горе, а всю жажду – счастья, блаженства, свойственную душе человеческой, - перенести в будущую вечную жизнь на Небе.
Призрачное счастье земное и всякого рода соблазны житейские, которыми довольствуются обычные люди, их не удовлетворяют; напротив – они ещё сильнее возбуждают в душе юродствующих - жажду истинного счастья, блаженства в Боге и с Богом.
|
Вот почему юродивые смеются над теми призраками счастья, за которыми с безумством гонятся люди.
Люди ищут богатства. Юродивые презирают это богатство, как сор. Они отказываются от денег, имущества; живут, как птицы небесные и обличают богачей, которые не отзывчивы к нуждам бедных.
Люди ищут славы, гордятся своим знатным родством, учёностью. Истинно юродивые, нередко знатные по происхождению и получившие прекрасное образование, всецело отказыватся от своего знатного родства, всячески стараются скрыть своё образование, вращаются среди людей, презираемых в обществе, и в этой среде стараются возгреть ту искру Божию, которая незаметно тлеет в душе каждого человека.
Люди любят украшать себя богатыми нарядами. Этим они стараются скрыть своё нравственное ничтожество и показаться перед другими людьми лучше, чем они есть на самом деле.
Христа ради юродивые, напротив, с презрением бросают от себя пышные наряды и нарочно принимают непривлекательный вид: одеваются в лохмотья, нередко зимой и летом ходят босыми, нарочно бывают – грязны, грубы, дики на вид.
Между тем в их душе совершается великая тайна: мысленные очи их видят Лицо Отца Небесного, выше и выше парит дух их, сильнее и сильнее воздействует на них благодать Божия, и юродивые, будучи ещё в теле, входят как бы в непосредственное общение с Самим Господом Богом.
Юродивые сознательно терпят от людей всевозможные унижения, оскорбления, обиды, отплачивая за всё это теплой молитвой, побеждая таким подвигом мать всех пороков – гордость житейскую и начальника её – диавола.
|
Тяжкий и великий путь юродства Христа ради по справедливости считается одним из величайших подвигов христианского благочестия.
Вот почему даже в первые века христианства, обильные ревностным подвижничеством, не много известно людей, спасавшихся юродством.
Иногда в нашем городе можно услышать такую фразу: Харьков – это украинский Петербург.
А в Петербурге в своё время существовала целая школа юродивых ради Христа.
Кроме Ксении, в этом городе подвизались – Анна Иоанновна, Иоанн и Егорушка Тихвинские, странница Дарьюшка и странник Александр Крайнев, блаженные Матрёнушка-босоножка и Василий Босой. Блаженные Гриша Любушка Сусанинская, блаженный инок Владимир.
Последней Петербургской блаженной, подвизавшейся в сталинские времена и принявшей мученический венец, была преподобномученица схимонахиня Мария Гатчинская.
Почти в каждом храме украинского Петербурга – Харькова есть образ блаженной Ксении Петербургской.
Жившая в далёком 18-м веке, она подвигом своей жизни, подвигом юродства ради Христа, стяоежала такую благодать, что и сегодня может помогать нам, современным православным людям.
И не только – живущим на её Родине, но и по всему миру.
Наиболее известны четыре рассказа о современных чудесах Ксении Блаженной.
Чудо первое
НЕБЕСНЫЙ СВЕТ
Православная писательница Олеся Николаева повествует:
Давно уже, году в 85–м, поехал я с моими маленькими детьми в Питер, который тогда был еще Ленинградом.
|
Мы очень хотели попасть на могилку блаженной Ксении, и потому отправились на трамвае на Смоленское кладбище.
Мой друг, в доме у которого мы остановились, сказал как-то странно:
— Там сама Ксения вам и поможет её найти!
Была суровая зима, декабрь, и железный трамвай настолько промерз, что, казалось, повизгивал и поскуливал от мороза.
На кладбище было пустынно и сумрачно, и даже храм был закрыт.
Я беспомощно оглядел заваленные снегом надгробья и понял, что самим нам найти эту драгоценную могилку так и не удастся.
И вдруг откуда ни возьмись появилась убогая старушка в ветхом пальтеце — вся перекошенная, с причудливым лицом: вместо глазной впадины у неё была шишка величиной с глазное яблоко, а глаз располагался на самом этом возвышении, на этой шишке, но смотрел при этом ласково и простодушно.
И странно — вроде бы это явное уродство, а старушка не уродливая совсем, а такая милая, колоритная, сказочная.
— Ну, люди дорогие, вы не Ксению ли Блаженную ищете? — спросила она. — Думаете, как вам к ней пройти?
— Да, — сказал я, — да вот не знаем, где её могилка. Холодно к тому же, смеркается.
Она закивала, зябко поеживаясь, и, вглядываясь в меня своим странным глазом, предложила:
— А я вас сейчас к ней проведу.
Только самой могилки её совсем не видно — часовня, где она похоронена, обнесена высоким забором.
Можно только около него постоять и оттуда ей поклониться да помолиться.
- Все так молятся! — объяснила она, ведя нас между могилами. —
- Я вам и могилу расстрелянных священников покажу.
Их закопали в землю ещё живыми, и земля стонала над ними, и ходила всю ночь ходуном.
А под утро кладбищенский сторож увидел, как от мерзлой этой земли поднимаются кверху Лучи — к Небесам!
Небесный Свет!
И понял он: это Господь забирает их души, и светятся на лету их мученические венцы.
Я вас и к расстрелянному образу Спасителя подведу.
Это большевики по нему дали очередь, да так и оставили здесь.
А от него — чудесные исцеления теперь бывают тем, кто попросит с верою.
Мы подошли к мозаичному образу Спасителя — лик Его действительно был изрыт пулями, глаза повреждены, стрелявшие порезвились вовсю.
— Наверное, все они умерли страшной смертью, — сказал я.
— По — разному, — ответила старушка. — Сам Господь на кресте молился о тех, кто не ведает что творит…
Постояли мы возле этого образа, помолились, спели тропарь мученикам на том месте, где были захоронены живые священники, и подошли наконец к часовне, обнесенной забором, на котором — надписи и записочки, записочки:
«Ксения Блаженная, верни мне мужа!»,
«Блаженная Ксения, исцели мою дорогую дочь!»,
«Дорогая Ксения, мой сын воюет в Афганистане — спаси его и сохрани!».
По преданию, если долго глядеть в высокое окошечко под куполом часовни, там можно увидеть и саму Ксению Блаженную, которая смотрит на приходящих к ней…
Поглядели мы на это окошечко, поклонились, помолились тихонько, и я тоже несколько записочек блаженной Ксении написал и нанизал на торчавшие в заборе гвозди.
Двинулись обратно, пока не оказались возле храма.
Его уже открыли, и люди потянулись туда на Вечернее Богослужение.
Смотрим — а старушки-то нашей нет!
И следов никаких.
Была - и исчезла!
— Надо же, — сказал я, — даже и денег ей не успели дать! Старушка-то — больная и нищая…
В храме я спросил у женщины за свечным ящиком:
— А что за старушка тут у вас водит к могиле Ксении Блаженной? Такая — со странным глазом?
Та недоуменно пожала плечами:
— Не знаем такой…
Друг мой — священник — потом мне объяснил:
— Да есть такое поверье — к тем, кто приезжает к ней впервые, Ксения Блаженная выходит сама, и провожает к своей могилке.
Так что сам и думай, кто это вас по Смоленскому кладбищу водил.
Чудо второе
ОДНАЖДЫВ АМЕРИКЕ
Монахиня Корнилия Рис из США расскаывает:
Один священник из Северной Калифорнии служил на приходе, состоявшем из бывших евангелических христиан, обращенных в Православие.
Когда их процветающая община ещё не была православной, совершенно разные люди приходили к ним слушать Благую весть.
Однажды к церковному зданию подъехал молодой человек на мотоцикле «Харлей-Дэвидсон».
Внешний вид выдавал в нём повесу, но он с искренним интересом желал послушать об Иисусе.
У него сложились хорошие отношения с пастором (который впоследствии стал православным священником и собственно и поведал этот рассказ), и молодой человек постепенно стал менять свой образ жизни.
Он бросал один порок за другим, покуда пастор не сказал ему, что, если он желает по-настоящему следовать за Христом, то его прежнее «байкерство» нужно оставить в прошлом.
Понести это молодому евангелику оказалось слишком тяжело, и он оставил общину вместе с заботившимся о нём пастором, и уже никогда не собирался к ним возвращаться.
Байкер уехал прочь на своем «Харлей-Дэвидсоне», но вскоре попал в ужасную аварию, в результате которой потерял обе ноги.
В конце концов, молодой человек вернулся в компанию своих «старых друзей», оказавшись в полуразрушенном доме с низкой квартирной платой.
Этот дом находился в неблагополучном районе города, где особенно процветала преступность.
Однажды вечером, когда он и его сотоварищи особенно энергично предавались алкоголю и наркотикам, наш молодой человек вдруг поскользнулся, упал и потерял сознание.
Его приятели, бывшие также в далеко не трезвом состоянии, приняли его за мертвого.
Не совсем понимая, что им нужно делать, и, как обычно, избегая каких-либо контактов с полицией, они просто потащили его безногое тело на улицу и бросили в первый попавшийся мусорный контейнер.
В этом контейнере на следующее утро молодой человек и очнулся.
Это было поистине ужасное пробуждение — обнаружить себя всеми оставленным, валяющимся в мусорном ящике.
Выкарабкавшись, к своему же изумлению, из контейнера, который едва не стал ему гробом, молодой человек сел на обочину, исполненный самых черных дум:
«Вот, до чего я дошел.
Бесполезный человеческий мусор.
Выброшенный как ненужные отходы».
Погруженный в эти отчаянные мысли, он вдруг заметил присутствие пожилой женщины, одетой в лохмотья, — таких женщин называют «бездомная нищенка».
Она подошла к нему.
Ее вид был очень строгим и обличающим.
«Ты знаешь, куда надо идти, — сказала она, указывая на молодого человека. — Итак, иди туда! ».
В тот самый момент мужчина вспомнил своего бывшего пастора и церковь, в которой он почти что преобразился.
Твердо решив отыскать её снова, он вернулся обратно в тот город, где она была расположена.
Когда он добрался до некогда знакомого ему храма, то увидел его преобразившимся.
Крышу венчали золотые купола и кресты, и весь интерьер совершенно изменился.
Не было уже никаких сидений, а впереди находилось что-то в виде перегородки со странными изображениями святых.
Он посмотрел по сторонам в изумлении и его взор упал на изображение женщины — той самой «бездомной нищенки», сказавшей ему, куда надо идти в час страшной депрессии.
Это была блаженная Ксения Петербуржская, Христа ради юродивая.
Там же молодой человек встретил своего старого друга, который к тому времени был уже православным священником в рясе и со крестом.
Это чудо блаженной Ксении произошло с человеком, который до этого ничего о ней не знал и жил очень далеко от Петербурга и от России, причем в тот момент, когда ему это было более всего необходимо.
Чудо третье
БЛОКАДА
Из рассказов паломницы
- Моя знакомая в шесть утра пришла сюда, когда кладбище ещё только открывалось, и говорила, что необычайное благоухание исходило от часовни, как будто она вся была тонкими духами обрызгана…
И продолжает свой рассказ:
- Я сама – большая почитательница Ксении, а моя приятельница работает здесь уже много лет, продает свечки в часовне Ксении, и рассказывает, что - либо утром, либо днем, либо вечером – выглянет посмотреть, когда нет людей – и видит: мелькает у могил знакомый силуэт в зеленой кофте, в коричневой юбке.
Женщина, которая продает свечки, совершенно уверена, что можно видеть вокруг - иногда появляющуюся святую Ксению…
Много чудес связано с жизнью святой блаженной Ксении Петербургской.
Много ненависти большевики выплеснули на могилу её, на её гробницу.
И много любви мы, верующие, питаем к блаженной Ксении, к нашей заступнице.
Рассказывает священник Константин Пархоменко:
- Когда я приехал поступать в Духовную семинарию в Санкт-Петербург, я стразу столкнулся с людьми, которые прожили в этом городе десятилетия.
Сейчас поколение тех пожилых людей уходит, и это очень грустно.
Вместе с ними переворачивается ещё одна страница церковной истории.
Это - люди, которые пережили страшные годы богоборчества, годы блокады.
Помню: когда я только поступил в Духовную семинарию, преподавательница наша рассказывала о том, как святая Ксения совершила чудо в её семье.
Она рассказывала, как во время блокады (она тогда была ещё маленькой) её мать получала хлебные карточки на весь дом, и потом распределяла среди жильцов.
И вот однажды мама получила карточки на какой-то длительный срок, на неделю или на месяц - на весь дом…
По пути домой она потеряла эти карточки, или у неё их вытащили.
Пришла домой, видит – нет карточек!
Мать была в полном отчаянии, потому что, по законам военного времени, за такое следовал расстрел.
Говорит дочке своей:
«Сиди дома, а я схожу к блаженной Ксеньюшке, помолюсь!» – и ушла на кладбище.
И молилась там - у святой Ксении.
Эта девочка, дочь её, сидит дома – и вдруг слышит: кто-то скребётся в дверь.
Открыла дверь – стоит женщина.
Хотя на дворе была стужа, зима, женщина одета как-то легко, по-весеннему:
в старой вязаной кофте,
в юбке поношенной,
в башмаках старого типа, - старомодных.
Говорит ей: «Это не твоя мама потеряла?» – и протягивает ей какую-то пачку бумаг.
Ну и, конечно, девочка взяла у неё эти карточки хлебные. – «Как сегодня помню, – говорит, – положила на стол».
Прибегает мама, помолившись, и спрашивает: «Откуда карточки?»
Девочка всё рассказала.
Мать говорит:
«Опиши, как она выглядела? …
Да, это была блаженная Ксеньюшка!».
***
Правда о ленинградской блокаде никогда не будет напечатана, - пишет в своих воспоминаниях академик Лихачёв.
«Эту ледовую дорогу называли дорогой смерти (а вовсе не «дорогой жизни», как её сусально назвали наши писатели впоследствии).
Машины часто проваливались в полыньи (ведь ехали ночью).
Рассказывали, что одна мать сошла с ума:
она ехала во второй машине, а в первой ехали её дети,
и эта первая машина на её глазах провалилась под лёд.
Её машина быстро объехала полынью, где дети корчились под водой, и помчалась дальше, не останавливаясь.
Сколько людей - умерло от истощения, было убито, провалилось под лёд, замерзло или пропало без вести - на этой дороге!
Один Бог ведает!
У фольклористки Лозановой погиб на этой дороге муж.
Она везла его на детских саночках, так как он уже не мог ходить.
По ту сторону Ладоги она оставила его на саночках вместе с чемоданами, и пошла получать хлеб.
Когда она вернулась с хлебом, ни саней, ни мужа, ни чемоданов не было.
Людей грабили,
отнимали чемоданы у истощённых,
а самих их спускали под лёд.
Грабежей было очень много.
***
Самое страшное в блокаду было - постепенное увольнение сотрудников, сокращение штатов.
Каждую неделю вывешивались приказы об увольнении.
Увольнение было страшнО,
оно было равносильно смертному приговору:
увольняемый лишался карточек,
а поступить на другую работу было нельзя.
На уволенных карточек не давали.
Вымерли все этнографы.
Сильно пострадали библиотекари,
умерло много математиков — молодых и талантливых.
Но зоологи сохранились: многие умели охотиться.
***
На лестницах домов дежурили воры, и у ослабевших отнимали - продукты, карточки, паспорта.
Особенно трудно было пожилым.
Те, у которых были отняты карточки, не могли их восстановить.
Достаточно было таким ослабевшим не поесть день или два,
как они не могли ходить,
а когда переставали действовать ноги — наступал конец.
Обычно семьи умирали не сразу.
Пока в семье был хоть один, кто мог ходить и выкупать хлеб, остальные, лежавшие, были ещё живы.
Но достаточно было этому последнему перестать ходить или свалиться где-нибудь на улице, на лестнице (особенно тяжело было тем, кто жил на высоких этажах), - как наступал конец всей семье.
Подробнее об этом можно прочесть, набрав в интернете:
Академик-Лихачёв-Блокада.
***
И СНОВА О БЛОКАДЕ
Не так давно было 9-е мая, когда мы поминали всех павших во время 2-й Мировой войны.
Из военных рассказов.
Эту историю мне рассказал авиаконструктор, блокадник, ветеран войны Кирилл Васильевич Захаров, взяв с меня слово не публиковать её, пока он жив.
И вот это время, увы, настало.
Произошла история в далёком 1943-м году, осенью.
Часть, в которой служил Кирилл Васильевич, находилась на Днепре и готовилась к наступлению на Киев.
Однажды в часть прибыло пополнение.
Среди новеньких оказалось двое ленинградцев, ровесников Кирилла Васильевича – 1925 -го года рождения.
Парни были бойкими, разговорчивыми.
Познакомились сразу.
– Здорово, земеля.
– Здорово, земляки, - отвечал Кирилл, - Давно из Ленинграда?
– С год будет, если не больше.
– Как вы блокаду пережили? – спросил их Кирилл.
– Ну как? Просто… - рассказали ребята, - Обычно утром брали с собой палку.
Шли к ближайшей булочной.
И ждали.
Вот идёт старушонка с карточками в руке или женщина послабее.
Один подставляет ей под ноги палку.
Она падает…
Другой выхватывает у неё карточки и убегает…
Вот так и выжили.
Парни рассказывали это абсолютно спокойно, не таясь и не стесняясь, даже не понимая, что в этом было зазорного…
Кирилл почувствовал, что к глотке подползает ком омерзения.
Он отошёл от них, не сказав ни слова.
Те с недоумением посмотрели на него.
Услышав этот рассказ, Кирилл решил... расстрелять негодяев.
Лично.
Без суда и следствия.
Два дня он ходил и готовился, сочинял приговор: «Именем Союза Советских Социалистических Республик…».
Перед его взором стоял - брат Михаил, погибший в 41-м во время Таллинского перехода,
его отец Василий Михайлович, потерявший зрение на Кавказском фронте в 42-м,
двое дядей, погибших в 43-м г. на Синявинских высотах,
его родственники, умершие от голода.
А тут эти шкурники… Мразь…
На третий день он решился.
Зарядил карабин и пошёл искать негодяев.
Обычно они ошивались около кухни.
Молодые организмы требовали еды.
Любой ценой.
Кирилл уже подходил к холму, где располагалась кухня, когда услышал команду: «Воздух!!!».
Засвистели немецкие бомбы.
Когда бомбежка закончилась, он поднял голову и обомлел.
На месте кухни виднелась большая воронка.
Рядом с ней валялись тела.
Среди них Кирилл признал трупы двух негодяев, грабивших блокадниц.
И тут Кириллу стало страшно.
Он понял, от чего его спасла неведомая ему Сила.
Если бы он застрелил этих мерзавцев, то немедленно попал бы под трибунал, который в лучшем случае закончился бы штрафбатом, - и это если бы ему ещё поверили…
А если бы не поверили?
Где доказательства? Где свидетельства?
Бог спас его и от самосуда, и от его последствий.
Как сказано: «Мне отмщение и Аз воздам» (Рим. 12, 19).
Кирилл Васильевич дошёл до Берлина.
Многие годы работал авиаконструктором, внёс большой вклад в развитие палубной авиации.
Кирилл Васильевич скончался 4 июня 2019 года.
Перед смертью приобщился Святых Христовых Таин.
Царствие ему Небесное!
Вечная память!
Чудо четвёртое
КСЕНИЯ В ЭЛЕКТРИЧКЕ
В этом году Троицкая родительская суббота совпала с днём прославления блаженной Ксении Петербургской – 6 июня.
Возможно, в родительскую субботу поговорить о блаженной не будет возможности; поэтому мы и вспоминаем об этом предстоящем событии – заранее.
Удивительный случай произошел не так давно в Санкт-Петербурге.
Одна медсестра, которую звали Оксана, увидела страшный сон:
будто бы её 22-летнего брата Дмитрия бьют и пинают ногами какие-то пьяные громилы.
Когда девушка рассказала о своем жутком сновидении бабушке, та охнула:
оказывается, и ей приснился точь-в-точь такой же сон: окровавленный Дмитрий в пыли под ногами подонков.
Вечером выяснилось, что похожий сон приснился и матери.
В квартире воцарилась ужасная тишина.
А тут вернулся из института Дмитрий и объявил, что до понедельника уезжает к другу в пригородный поселок Кавголово.
Удержать здоровенного парня не было никакой возможности, а над рассказом о тройном сновидении Дмитрий только посмеялся, и уехал из дома на ночь глядя.
Оставшихся в квартире женщин охватил ужас.
Не в силах ничего предпринять, они разошлись по своим комнатам и, не сговариваясь, стали молиться.
Как выяснилось потом, молились все трое (тоже не сговариваясь!) одной-единственной святой - блаженной Ксении Петербургской, которую почитали в этой семье больше всех.
В час ночи раздался внезапный звонок в дверь.
На пороге стоял раскрасневшийся от мороза брат.
На вопрос, почему он с половины пути вернулся домой, парень нехотя буркнул: «Передумал!».
Выпив рюмку водки, Димка крепко уснул, а наутро рассказал бабушке, матери и сестре следующее.
На одной из остановок в вагон электрички вошла странная, не по-зимнему легко одетая женщина в платочке, и уселась прямо напротив него.