На одной из остановок в вагон электрички вошла странная, не по-зимнему легко одетая женщина в платочке, и уселась прямо напротив него.




СОДЕРЖАНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Чудо первое. НЕБЕСНЫЙ СВЕТ

Чудо второе. ОДНАЖДЫВ АМЕРИКЕ

Чудо третье. БЛОКАДА

Чудо четвёртое. КСЕНИЯ В ЭЛЕКТРИЧКЕ

ЭПИЛОГ

ЛИТЕРАТУРА

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

«К числу лиц, истинно-юродивых Христа ради, к числу истинно-блаженных, прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования и всецело посвятивших себя на служение Господу Богу, бесспорно принадлежит и столь всем известная и глубоко чтимая подвижница 18-го века Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище в Петербурге» - такими словами начинается общеизвестная книга о блаженной Ксении Петербургской.

Юродивые ради Христа сделались, как сказал апостол Павел, безумны Христа ради, ибо мудрость мира сего – это безумие перед Богом.

Юродство о Христе представляет собой особый, высший вид христианского подвижничества.

Одушевлённые горячей ревностью и пламенной любовью к Богу, юродивые Христа ради, не довольствуясь всеми другими лишениями и самоотречениями, отрекались от самого главного отличия человека в ряду земных существ – от разума, добровольно принимая на себя вид безумного человека.

Своим странным видом, странными поступками, резкими, а иногда и грубыми обличениями неправды и беззаконий людских они вызывают к себе – насмешки, оскорбления, побои.

Но юродивые сносят это вполне безропотно, взирая своими духовными очами на Великого и безропотного страдальца – Христа.

От земной жизни они сознательно решились принять одно лишь горе, а всю жажду – счастья, блаженства, свойственную душе человеческой, - перенести в будущую вечную жизнь на Небе.

Призрачное счастье земное и всякого рода соблазны житейские, которыми довольствуются обычные люди, их не удовлетворяют; напротив – они ещё сильнее возбуждают в душе юродствующих - жажду истинного счастья, блаженства в Боге и с Богом.

Вот почему юродивые смеются над теми призраками счастья, за которыми с безумством гонятся люди.

Люди ищут богатства. Юродивые презирают это богатство, как сор. Они отказываются от денег, имущества; живут, как птицы небесные и обличают богачей, которые не отзывчивы к нуждам бедных.

Люди ищут славы, гордятся своим знатным родством, учёностью. Истинно юродивые, нередко знатные по происхождению и получившие прекрасное образование, всецело отказыватся от своего знатного родства, всячески стараются скрыть своё образование, вращаются среди людей, презираемых в обществе, и в этой среде стараются возгреть ту искру Божию, которая незаметно тлеет в душе каждого человека.

Люди любят украшать себя богатыми нарядами. Этим они стараются скрыть своё нравственное ничтожество и показаться перед другими людьми лучше, чем они есть на самом деле.

Христа ради юродивые, напротив, с презрением бросают от себя пышные наряды и нарочно принимают непривлекательный вид: одеваются в лохмотья, нередко зимой и летом ходят босыми, нарочно бывают – грязны, грубы, дики на вид.

Между тем в их душе совершается великая тайна: мысленные очи их видят Лицо Отца Небесного, выше и выше парит дух их, сильнее и сильнее воздействует на них благодать Божия, и юродивые, будучи ещё в теле, входят как бы в непосредственное общение с Самим Господом Богом.

Юродивые сознательно терпят от людей всевозможные унижения, оскорбления, обиды, отплачивая за всё это теплой молитвой, побеждая таким подвигом мать всех пороков – гордость житейскую и начальника её – диавола.

Тяжкий и великий путь юродства Христа ради по справедливости считается одним из величайших подвигов христианского благочестия.

Вот почему даже в первые века христианства, обильные ревностным подвижничеством, не много известно людей, спасавшихся юродством.

Иногда в нашем городе можно услышать такую фразу: Харьков – это украинский Петербург.

А в Петербурге в своё время существовала целая школа юродивых ради Христа.

Кроме Ксении, в этом городе подвизались – Анна Иоанновна, Иоанн и Егорушка Тихвинские, странница Дарьюшка и странник Александр Крайнев, блаженные Матрёнушка-босоножка и Василий Босой. Блаженные Гриша Любушка Сусанинская, блаженный инок Владимир.

Последней Петербургской блаженной, подвизавшейся в сталинские времена и принявшей мученический венец, была преподобномученица схимонахиня Мария Гатчинская.

Почти в каждом храме украинского Петербурга – Харькова есть образ блаженной Ксении Петербургской.

Жившая в далёком 18-м веке, она подвигом своей жизни, подвигом юродства ради Христа, стяоежала такую благодать, что и сегодня может помогать нам, современным православным людям.

И не только – живущим на её Родине, но и по всему миру.

Наиболее известны четыре рассказа о современных чудесах Ксении Блаженной.

 

Чудо первое

НЕБЕСНЫЙ СВЕТ

Православная писательница Олеся Николаева повествует:

Давно уже, году в 85–м, поехал я с моими маленькими детьми в Питер, который тогда был еще Ленинградом.

Мы очень хотели попасть на могилку блаженной Ксении, и потому отправились на трамвае на Смоленское кладбище.

Мой друг, в доме у которого мы остановились, сказал как-то странно:

— Там сама Ксения вам и поможет её найти!

Была суровая зима, декабрь, и железный трамвай настолько промерз, что, казалось, повизгивал и поскуливал от мороза.

На кладбище было пустынно и сумрачно, и даже храм был закрыт.

Я беспомощно оглядел заваленные снегом надгробья и понял, что самим нам найти эту драгоценную могилку так и не удастся.

И вдруг откуда ни возьмись появилась убогая старушка в ветхом пальтеце — вся перекошенная, с причудливым лицом: вместо глазной впадины у неё была шишка величиной с глазное яблоко, а глаз располагался на самом этом возвышении, на этой шишке, но смотрел при этом ласково и простодушно.

И странно — вроде бы это явное уродство, а старушка не уродливая совсем, а такая милая, колоритная, сказочная.

— Ну, люди дорогие, вы не Ксению ли Блаженную ищете? — спросила она. — Думаете, как вам к ней пройти?

— Да, — сказал я, — да вот не знаем, где её могилка. Холодно к тому же, смеркается.

Она закивала, зябко поеживаясь, и, вглядываясь в меня своим странным глазом, предложила:

— А я вас сейчас к ней проведу.

Только самой могилки её совсем не видно — часовня, где она похоронена, обнесена высоким забором.

Можно только около него постоять и оттуда ей поклониться да помолиться.

- Все так молятся! — объяснила она, ведя нас между могилами. —

- Я вам и могилу расстрелянных священников покажу.

Их закопали в землю ещё живыми, и земля стонала над ними, и ходила всю ночь ходуном.

А под утро кладбищенский сторож увидел, как от мерзлой этой земли поднимаются кверху Лучи — к Небесам!

Небесный Свет!

И понял он: это Господь забирает их души, и светятся на лету их мученические венцы.

Я вас и к расстрелянному образу Спасителя подведу.

Это большевики по нему дали очередь, да так и оставили здесь.

А от него — чудесные исцеления теперь бывают тем, кто попросит с верою.

Мы подошли к мозаичному образу Спасителя — лик Его действительно был изрыт пулями, глаза повреждены, стрелявшие порезвились вовсю.

— Наверное, все они умерли страшной смертью, — сказал я.

— По — разному, — ответила старушка. — Сам Господь на кресте молился о тех, кто не ведает что творит…

Постояли мы возле этого образа, помолились, спели тропарь мученикам на том месте, где были захоронены живые священники, и подошли наконец к часовне, обнесенной забором, на котором — надписи и записочки, записочки:

«Ксения Блаженная, верни мне мужа!»,

«Блаженная Ксения, исцели мою дорогую дочь!»,

«Дорогая Ксения, мой сын воюет в Афганистане — спаси его и сохрани!».

По преданию, если долго глядеть в высокое окошечко под куполом часовни, там можно увидеть и саму Ксению Блаженную, которая смотрит на приходящих к ней…

Поглядели мы на это окошечко, поклонились, помолились тихонько, и я тоже несколько записочек блаженной Ксении написал и нанизал на торчавшие в заборе гвозди.

Двинулись обратно, пока не оказались возле храма.

Его уже открыли, и люди потянулись туда на Вечернее Богослужение.

Смотрим — а старушки-то нашей нет!

И следов никаких.

Была - и исчезла!

— Надо же, — сказал я, — даже и денег ей не успели дать! Старушка-то — больная и нищая…

В храме я спросил у женщины за свечным ящиком:

— А что за старушка тут у вас водит к могиле Ксении Блаженной? Такая — со странным глазом?

Та недоуменно пожала плечами:

— Не знаем такой…

Друг мой — священник — потом мне объяснил:

— Да есть такое поверье — к тем, кто приезжает к ней впервые, Ксения Блаженная выходит сама, и провожает к своей могилке.

Так что сам и думай, кто это вас по Смоленскому кладбищу водил.

 

Чудо второе

ОДНАЖДЫВ АМЕРИКЕ

Монахиня Корнилия Рис из США расскаывает:

Один священник из Северной Калифорнии служил на приходе, состоявшем из бывших евангелических христиан, обращенных в Православие.

Когда их процветающая община ещё не была православной, совершенно разные люди приходили к ним слушать Благую весть.

Однажды к церковному зданию подъехал молодой человек на мотоцикле «Харлей-Дэвидсон».

Внешний вид выдавал в нём повесу, но он с искренним интересом желал послушать об Иисусе.

У него сложились хорошие отношения с пастором (который впоследствии стал православным священником и собственно и поведал этот рассказ), и молодой человек постепенно стал менять свой образ жизни.

Он бросал один порок за другим, покуда пастор не сказал ему, что, если он желает по-настоящему следовать за Христом, то его прежнее «байкерство» нужно оставить в прошлом.

Понести это молодому евангелику оказалось слишком тяжело, и он оставил общину вместе с заботившимся о нём пастором, и уже никогда не собирался к ним возвращаться.

Байкер уехал прочь на своем «Харлей-Дэвидсоне», но вскоре попал в ужасную аварию, в результате которой потерял обе ноги.

В конце концов, молодой человек вернулся в компанию своих «старых друзей», оказавшись в полуразрушенном доме с низкой квартирной платой.

Этот дом находился в неблагополучном районе города, где особенно процветала преступность.

Однажды вечером, когда он и его сотоварищи особенно энергично предавались алкоголю и наркотикам, наш молодой человек вдруг поскользнулся, упал и потерял сознание.

Его приятели, бывшие также в далеко не трезвом состоянии, приняли его за мертвого.

Не совсем понимая, что им нужно делать, и, как обычно, избегая каких-либо контактов с полицией, они просто потащили его безногое тело на улицу и бросили в первый попавшийся мусорный контейнер.

В этом контейнере на следующее утро молодой человек и очнулся.

Это было поистине ужасное пробуждение — обнаружить себя всеми оставленным, валяющимся в мусорном ящике.

Выкарабкавшись, к своему же изумлению, из контейнера, который едва не стал ему гробом, молодой человек сел на обочину, исполненный самых черных дум:

«Вот, до чего я дошел.

Бесполезный человеческий мусор.

Выброшенный как ненужные отходы».

Погруженный в эти отчаянные мысли, он вдруг заметил присутствие пожилой женщины, одетой в лохмотья, — таких женщин называют «бездомная нищенка».

Она подошла к нему.

Ее вид был очень строгим и обличающим.

«Ты знаешь, куда надо идти, — сказала она, указывая на молодого человека. — Итак, иди туда! ».

В тот самый момент мужчина вспомнил своего бывшего пастора и церковь, в которой он почти что преобразился.

Твердо решив отыскать её снова, он вернулся обратно в тот город, где она была расположена.

Когда он добрался до некогда знакомого ему храма, то увидел его преобразившимся.

Крышу венчали золотые купола и кресты, и весь интерьер совершенно изменился.

Не было уже никаких сидений, а впереди находилось что-то в виде перегородки со странными изображениями святых.

Он посмотрел по сторонам в изумлении и его взор упал на изображение женщины — той самой «бездомной нищенки», сказавшей ему, куда надо идти в час страшной депрессии.

Это была блаженная Ксения Петербуржская, Христа ради юродивая.

 

Там же молодой человек встретил своего старого друга, который к тому времени был уже православным священником в рясе и со крестом.

Это чудо блаженной Ксении произошло с человеком, который до этого ничего о ней не знал и жил очень далеко от Петербурга и от России, причем в тот момент, когда ему это было более всего необходимо.

 

Чудо третье

БЛОКАДА
Из рассказов паломницы

- Моя знакомая в шесть утра пришла сюда, когда кладбище ещё только открывалось, и говорила, что необычайное благоухание исходило от часовни, как будто она вся была тонкими духами обрызгана…

И продолжает свой рассказ:

- Я сама – большая почитательница Ксении, а моя приятельница работает здесь уже много лет, продает свечки в часовне Ксении, и рассказывает, что - либо утром, либо днем, либо вечером – выглянет посмотреть, когда нет людей – и видит: мелькает у могил знакомый силуэт в зеленой кофте, в коричневой юбке.

Женщина, которая продает свечки, совершенно уверена, что можно видеть вокруг - иногда появляющуюся святую Ксению…

Много чудес связано с жизнью святой блаженной Ксении Петербургской.

Много ненависти большевики выплеснули на могилу её, на её гробницу.

И много любви мы, верующие, питаем к блаженной Ксении, к нашей заступнице.

Рассказывает священник Константин Пархоменко:

- Когда я приехал поступать в Духовную семинарию в Санкт-Петербург, я стразу столкнулся с людьми, которые прожили в этом городе десятилетия.

Сейчас поколение тех пожилых людей уходит, и это очень грустно.

Вместе с ними переворачивается ещё одна страница церковной истории.

Это - люди, которые пережили страшные годы богоборчества, годы блокады.

Помню: когда я только поступил в Духовную семинарию, преподавательница наша рассказывала о том, как святая Ксения совершила чудо в её семье.

Она рассказывала, как во время блокады (она тогда была ещё маленькой) её мать получала хлебные карточки на весь дом, и потом распределяла среди жильцов.

И вот однажды мама получила карточки на какой-то длительный срок, на неделю или на месяц - на весь дом…

По пути домой она потеряла эти карточки, или у неё их вытащили.

Пришла домой, видит – нет карточек!

Мать была в полном отчаянии, потому что, по законам военного времени, за такое следовал расстрел.

Говорит дочке своей:

«Сиди дома, а я схожу к блаженной Ксеньюшке, помолюсь!» – и ушла на кладбище.

И молилась там - у святой Ксении.

Эта девочка, дочь её, сидит дома – и вдруг слышит: кто-то скребётся в дверь.

Открыла дверь – стоит женщина.

Хотя на дворе была стужа, зима, женщина одета как-то легко, по-весеннему:

в старой вязаной кофте,

в юбке поношенной,

в башмаках старого типа, - старомодных.

Говорит ей: «Это не твоя мама потеряла?» – и протягивает ей какую-то пачку бумаг.

Ну и, конечно, девочка взяла у неё эти карточки хлебные. – «Как сегодня помню, – говорит, – положила на стол».

Прибегает мама, помолившись, и спрашивает: «Откуда карточки

Девочка всё рассказала.

Мать говорит:

«Опиши, как она выглядела? …

Да, это была блаженная Ксеньюшка!».

***

Правда о ленинградской блокаде никогда не будет напечатана, - пишет в своих воспоминаниях академик Лихачёв.

«Эту ледовую дорогу называли дорогой смерти (а вовсе не «дорогой жизни», как её сусально назвали наши писатели впоследствии).

Машины часто проваливались в полыньи (ведь ехали ночью).

Рассказывали, что одна мать сошла с ума:

она ехала во второй машине, а в первой ехали её дети,

и эта первая машина на её глазах провалилась под лёд.

Её машина быстро объехала полынью, где дети корчились под водой, и помчалась дальше, не останавливаясь.

Сколько людей - умерло от истощения, было убито, провалилось под лёд, замерзло или пропало без вести - на этой дороге!

Один Бог ведает!

У фольклористки Лозановой погиб на этой дороге муж.

Она везла его на детских саночках, так как он уже не мог ходить.

По ту сторону Ладоги она оставила его на саночках вместе с чемоданами, и пошла получать хлеб.

Когда она вернулась с хлебом, ни саней, ни мужа, ни чемоданов не было.

Людей грабили,

отнимали чемоданы у истощённых,

а самих их спускали под лёд.

Грабежей было очень много.

***

Самое страшное в блокаду было - постепенное увольнение сотрудников, сокращение штатов.

Каждую неделю вывешивались приказы об увольнении.

Увольнение было страшнО,

оно было равносильно смертному приговору:

увольняемый лишался карточек,

а поступить на другую работу было нельзя.

На уволенных карточек не давали.

Вымерли все этнографы.

Сильно пострадали библиотекари,

умерло много математиков — молодых и талантливых.

Но зоологи сохранились: многие умели охотиться.

***

На лестницах домов дежурили воры, и у ослабевших отнимали - продукты, карточки, паспорта.

Особенно трудно было пожилым.

Те, у которых были отняты карточки, не могли их восстановить.

Достаточно было таким ослабевшим не поесть день или два,

как они не могли ходить,

а когда переставали действовать ноги — наступал конец.

Обычно семьи умирали не сразу.

Пока в семье был хоть один, кто мог ходить и выкупать хлеб, остальные, лежавшие, были ещё живы.

Но достаточно было этому последнему перестать ходить или свалиться где-нибудь на улице, на лестнице (особенно тяжело было тем, кто жил на высоких этажах), - как наступал конец всей семье.

Подробнее об этом можно прочесть, набрав в интернете:

Академик-Лихачёв-Блокада.

***

И СНОВА О БЛОКАДЕ

Не так давно было 9-е мая, когда мы поминали всех павших во время 2-й Мировой войны.

Из военных рассказов.

Эту историю мне рассказал авиаконструктор, блокадник, ветеран войны Кирилл Васильевич Захаров, взяв с меня слово не публиковать её, пока он жив.

И вот это время, увы, настало.

Произошла история в далёком 1943-м году, осенью.

Часть, в которой служил Кирилл Васильевич, находилась на Днепре и готовилась к наступлению на Киев.

Однажды в часть прибыло пополнение.

Среди новеньких оказалось двое ленинградцев, ровесников Кирилла Васильевича – 1925 -го года рождения.

Парни были бойкими, разговорчивыми.

Познакомились сразу.

– Здорово, земеля.

– Здорово, земляки, - отвечал Кирилл, - Давно из Ленинграда?

– С год будет, если не больше.

– Как вы блокаду пережили? – спросил их Кирилл.

– Ну как? Просто… - рассказали ребята, - Обычно утром брали с собой палку.

Шли к ближайшей булочной.

И ждали.

Вот идёт старушонка с карточками в руке или женщина послабее.

Один подставляет ей под ноги палку.

Она падает…

Другой выхватывает у неё карточки и убегает…

Вот так и выжили.

Парни рассказывали это абсолютно спокойно, не таясь и не стесняясь, даже не понимая, что в этом было зазорного…

Кирилл почувствовал, что к глотке подползает ком омерзения.

Он отошёл от них, не сказав ни слова.

Те с недоумением посмотрели на него.

Услышав этот рассказ, Кирилл решил... расстрелять негодяев.

Лично.

Без суда и следствия.

Два дня он ходил и готовился, сочинял приговор: «Именем Союза Советских Социалистических Республик…».

Перед его взором стоял - брат Михаил, погибший в 41-м во время Таллинского перехода,

его отец Василий Михайлович, потерявший зрение на Кавказском фронте в 42-м,

двое дядей, погибших в 43-м г. на Синявинских высотах,

его родственники, умершие от голода.

А тут эти шкурники… Мразь…

На третий день он решился.

Зарядил карабин и пошёл искать негодяев.

Обычно они ошивались около кухни.

Молодые организмы требовали еды.

Любой ценой.

Кирилл уже подходил к холму, где располагалась кухня, когда услышал команду: «Воздух!!!».

Засвистели немецкие бомбы.

Когда бомбежка закончилась, он поднял голову и обомлел.

На месте кухни виднелась большая воронка.

Рядом с ней валялись тела.

Среди них Кирилл признал трупы двух негодяев, грабивших блокадниц.

И тут Кириллу стало страшно.

Он понял, от чего его спасла неведомая ему Сила.

Если бы он застрелил этих мерзавцев, то немедленно попал бы под трибунал, который в лучшем случае закончился бы штрафбатом, - и это если бы ему ещё поверили…

А если бы не поверили?

Где доказательства? Где свидетельства?

Бог спас его и от самосуда, и от его последствий.

Как сказано: «Мне отмщение и Аз воздам» (Рим. 12, 19).

Кирилл Васильевич дошёл до Берлина.

Многие годы работал авиаконструктором, внёс большой вклад в развитие палубной авиации.

Кирилл Васильевич скончался 4 июня 2019 года.

Перед смертью приобщился Святых Христовых Таин.

Царствие ему Небесное!

Вечная память!

 

Чудо четвёртое

КСЕНИЯ В ЭЛЕКТРИЧКЕ

В этом году Троицкая родительская суббота совпала с днём прославления блаженной Ксении Петербургской – 6 июня.

Возможно, в родительскую субботу поговорить о блаженной не будет возможности; поэтому мы и вспоминаем об этом предстоящем событии – заранее.

Удивительный случай произошел не так давно в Санкт-Петербурге.

Одна медсестра, которую звали Оксана, увидела страшный сон:

будто бы её 22-летнего брата Дмитрия бьют и пинают ногами какие-то пьяные громилы.

Когда девушка рассказала о своем жутком сновидении бабушке, та охнула:

оказывается, и ей приснился точь-в-точь такой же сон: окровавленный Дмитрий в пыли под ногами подонков.

Вечером выяснилось, что похожий сон приснился и матери.

В квартире воцарилась ужасная тишина.

А тут вернулся из института Дмитрий и объявил, что до понедельника уезжает к другу в пригородный поселок Кавголово.

Удержать здоровенного парня не было никакой возможности, а над рассказом о тройном сновидении Дмитрий только посмеялся, и уехал из дома на ночь глядя.

Оставшихся в квартире женщин охватил ужас.

Не в силах ничего предпринять, они разошлись по своим комнатам и, не сговариваясь, стали молиться.

Как выяснилось потом, молились все трое (тоже не сговариваясь!) одной-единственной святой - блаженной Ксении Петербургской, которую почитали в этой семье больше всех.

В час ночи раздался внезапный звонок в дверь.

На пороге стоял раскрасневшийся от мороза брат.

На вопрос, почему он с половины пути вернулся домой, парень нехотя буркнул: «Передумал!».

Выпив рюмку водки, Димка крепко уснул, а наутро рассказал бабушке, матери и сестре следующее.

На одной из остановок в вагон электрички вошла странная, не по-зимнему легко одетая женщина в платочке, и уселась прямо напротив него.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: