Логистические системы
Выполнила: студентка
группы МТ-31
Макарова А.С.
Проверила: к.э.н., доц. каф. МиБ
Пермякова Л.В.
Йошкар-Ола
Содержание:
Введение 3
1. Основные понятия, использующиеся в теме 4
1.1. Понятие «логистическая система» 4
1.2. Участники логистической сети. Концепция интегрированной логистики 8
1.3. Концепции «Time-based logistics» и «Value added logistics» 13
1.4. «Supply Chain Management» - «Управление цепью/цепями поставок» 17
2. Информационные системы поддержки УЦП 35
2.1. Мониторинг информации - EDI (электронный документооборот) 38
2.2. Мониторинг грузопотоков и транспорта – системы слежения 44
2.3. Мониторинг продукции – радиочастотная идентификация, штриховое кодирование 48
3. Основные методологические принципы построения системы мониторинга цепей поставок 55
Заключение 63
Список литературы 64
Введение
Логистика в ее современном виде немыслима без активного использования информационных технологий. Трудно представить себе формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного обмена информацией в реальном времени, без быстрого реагирования на потребности рынка.
В последние годы в России активно внедряется новое направление в бизнесе, являющееся, по существу, развитием концепции интегрированной логистики: «управление цепями поставок» (Supply Chain Management — SCM). За рубежом концепцию/технологию SCM успешно используют как крупнейшие транснациональные корпорации, так и средние и даже малые предприятия бизнеса. Такие SCM-модули имеются в большинстве современных корпоративных информационных системах, поддерживающих ведение бизнеса и интенсивно продвигаемых системными интеграторами и ведущими мировыми разработчиками. Концепция SCM направлена на решение задач интегрированного управления функциональными областями логистики и координации бизнес-процессов фирмы с контрагентами в логистике. Модуль SCM присутствует в составе наиболее продвинутых интегрированных корпоративных информационных системах, гарантируя доставку необходимого товара и сервиса в нужное место точно в срок и с оптимальными логистическими издержками.
|
Новые информационные технологии в корпоративных системах при использовании концепции SCM основаны на идеологии управления цепями поставок (УЦП) в реальном времени с помощью общих услуг спутниковых систем связи и навигации.
Наиболее перспективным является вхождение компаний в электронный бизнес, при этом спектр возможных приложений SCM-концепции значительно расширяется.
1. Основные понятия, использующиеся в теме
1.1. Понятие «логистическая система»
Одним из фундаментальных понятий в логистике является понятие логистической системы (ЛС). Установившегося определения ЛС нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Зарубежные ученые, специалисты и менеджеры по логистике используют понятие «логистическая система» гораздо реже, чем понятие «логистическая цепь/цепь поставок», зачастую рассматривая их как синонимы. Такой подход гораздо более прагматичен. Например, в словаре APICS логистическая система (logistics system) определяется как процесс «планирования и координации всех аспектов физического движения материалов, компонентов и готовой продукции для достижения минимальных общих затрат и желаемого уровня сервиса»[1].
|
С позиций системного подхода к организации бизнеса логистическая система — это относительно устойчивая совокупность структурных (функциональных) подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников, взаимосвязанных по основным (материальным) и/или сопутствующим (информационным, финансовым) потокам и объединенных единым управлением для реализации стратегического (тактического) логистического плана.
При анализе и проектировании ЛС, в ходе эволюции методов и приемов логистического менеджмента были разработаны и апробированы многие методологические принципы, основные из которых перечислены ниже.
· Системный подход при рассмотрении всех элементов ЛС как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Его отличительной особенностью является оптимизация функционирования всей логистической системы в целом.
· Принцип общих (тотальных) логистических издержек, т.е. учет всей совокупности издержек управления основными и сопутствующими потоками в ЛС. Как правило, критерий минимума общих логистических издержек является одним из основных при оптимизации ЛС.
· Принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры или управления в синтезируемой ЛС необходимо согласование локальных целей функционирования элементов (звеньев) системы для достижения глобального оптимума.
· Принцип логистической координации и интеграции: необходимость достижения согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС (цепи) от ее начала и до конца в управлении материальными (информационными, финансовыми) потоками при реализации целевой функции.
|
· Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистических системах и цепях широко используются математические, экономико-математические, графические, физические, имитационные (на ЭВМ) и другие модели. Реализация логистического менеджмента в настоящее время практически невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.
· Принцип разработки необходимого комплекса подсистем (технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.), обеспечивающих процесс логистического менеджмента.
· Принцип TQM (всеобщего управления качеством) — обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС.
· Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах, что означает соответствие экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям работы персонала и т.п.
· Принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставок или закупок материальных ресурсов (МР), вариациях транспортных тарифов и т.п.). При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.
Примеры построения ЛС приведены на рис.1 и 2:
Рис.1. Пример ЛС промышленной компании
На рис.1 приведена ЛС промышленной фирмы, имеющей территориально разнесенные производственные мощности в Москве и Санкт-Петербурге. Фирма производит оргтехнику, закупая комплектующие и материалы в США и Европе. В структуру ЛС фирмы входят поставщики МР в США и Европе; логистические посредники: перевозчики, экспедитор, консолидирующий поставки МР из США на своем терминале, экспедитор, консолидирующий МР из Европы на терминале в Финляндии; структурные подразделения фирмы: производство №1 вМоскве, производство № 2 в Санкт-Петербурге, собственные транспортные подразделения и склад ГП в Москве; потребители. Вышеперечисленные звенья составляют логистическую сеть фирмы, объединенную единым управлением, реализуемым отделом логистики. В целом структура сети и надстройка - отдел логистики — образуют ЛС промышленной фирмы.
Рис.2. Пример ЛС торговой компании
В качестве примера для торговой компании на рис.2 приведена ЛС дистрибьютора фармацевтической продукции, условно названного «ФАРМ».
По аналогии с промышленной фирмой ЛС торговой компании состоит из поставщиков (производителей и крупных дистрибьюторов фармацевтических препаратов), логистических посредников (транспортных и экспедиторских компаний), собственных структурных подразделении (отдела закупок, отдела продаж и реализации, оптового и розничного склада, сети собственных аптек), потребителей (аптек Москвы и Московской области), объединенных службой логистики.
1.2. Участники логистической сети. Концепция интегрированной логистики
Для исследования и проектирования ЛС полезным приемом является ее декомпозиция на подсистемы, звенья и элементы.
В общем случае можно выделить два основных комплекса подсистем — функциональный и обеспечивающий. Первый реализует управление основными логистическими функциями (транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, управлением запасами и т.д.) в снабжении, производстве и распределении. Поэтому часто выделяются, например, подсистемы дистрибыоции, поддержки производственных процессов, снабжения (управления закупками). Второй традиционно включает организационно-экономическое обеспечение и правовое обеспечение, информационно-компьютерную поддержку, экологическое и эргономическое обеспечение логистики.
Каждая функциональная подсистема состоит из звеньев ЛС (ЗЛС) и элементов, которыми могут быть самостоятельные юридические лица, а также структурные подразделения фирмы.
Партнеры и контрагенты образуют так называемые три стороны в логистике фирмы, причём компанию, которая формирует ЛС (или цепь поставок), иногда называют центральной компанией или «хозяином» логистического процесса.
Эти три стороны (для промышленных и торговых компаний) следующие (см. рис.3):
· поставщики (МР и ГП);
· потребители ГП;
· логистические посредники.
В практике зарубежного менеджмента для обозначения логистических посредников имеется специальный термин «Third Party Logistics» (3PL) - «третья сторона в логистике ».
Рис.3. «Три стороны» в логистике фирмы
Основными логистическими посредниками для фирмы-производителя товаров или торговой компании являются перевозчики, экспедиторы, а также грузовые терминалы, склады общего пользования и другие юридические или физические лица, осуществляющие ключевые логистические функции или комплекс таких функций. К числу вспомогательных логистических посредников обычно относят страховые и охранные фирмы, таможенных брокеров, банки, другие финансовые учреждения, осуществляющие расчеты за логистические функции/операции, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т.д. В последние годы компании, осуществляющие комплексное логистическое обслуживание потребителей, получили название логистических операторов или провайдеров логистических услуг. К ним относятся, прежде всего, крупные международные экспедиторские компании и экспресс-доставщики (такие, например, как TNT, DHL, Shenker/BTL, UPS, FedExpress и др.).
В настоящее время в передовых фирмах функциональные области логистики: снабжение, поддержка производства, дистрибьюция, а также традиционно выполняемые в этих сферах бизнеса логистические функции: транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка - интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов интегрированного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарно-материальные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей качеством товаров и сопутствующим сервисом.
Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводят к трансформации ЛС.
1. Возрастает скорость, интенсивность и сложность материальных и информационных потоков. Усложняются информационные и финансовые взаимоотношения между логистическими партнерами.
2. Сокращается число ЗЛС. Уменьшается количество организационно-экономических отношений в ЛС, но сложность их возрастает.
3. Уменьшается надежность логистических цепей (каналов), так как практически исчезают материальные запасы в производстве и дистрибутивных сетях.
Следствием этих тенденций является увеличение потенциальной неустойчивости ЛС. Для повышения ее устойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как в самой системе, так и с динамической внешней средой. Логистическая система согласно концепции интегрированной логистики рассматривается как единое целое — интегрированная система управления, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя). Таким образом, в фирменных интегрированных ЛС материальный поток рассматривается в более активном смысле, объединяющем весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем производству, распределению, продаже, послепродажному сервису и вновь к повторному циклу в соответствии с меняющимися запросами покупателей.
Наилучших результатов в бизнесе добиваются те компании, которые используют концепцию интегрированной логистики, позволяющей объединить «три стороны» в логистике в сквозном управлении основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: проектирование — закупки - производство — распределение — продажи — сервис. Принципы и методы интегрированной логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности минимизацию общих логистических издержек фирмы, что позволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в складское оборудование, информационно-компьютерные системы, рекламу, маркетинговые исследования и т.д. Оптимальные логистические решения могут быть получены менеджментом фирмы не только по критерию минимума общих затрат, но и по таким ключевым показателям, как время исполнения заказа и качество логистического сервиса.
В 1990-2000 гг. появилась концепция «над-рынком-и-под-доставкой» или «логистика четвертой стороны ». Провайдер услуг 4PL становится единой точкой контакта для своего заказчика, который доверяет ему решение всех задач, связанных с координацией, управлением и мониторингом всех «третьих сторон».
4PL — дополнительное звено, которое объединяет и дополняет ресурсы, возможности и технологии как свои собственные, так и других организаций, с целью достижения возможности преобразований, недостижимых ни одному единичному поставщику логистических услуг, ни самой организации.
Основной функцией провайдера логистических услуг как четвертого участника является полноценное управление распределенными ресурсами участников дистрибьюции, то есть организационными и технологическими мощностями, вплоть до управления цепочкой поставок с упором на сервис и информационные технологии.
Наиболее вероятный источник повышения эффективности цепи поставок при использовании данного подхода заключается в синхронизации планирования действий всех участников этой цепи.
Использование концепции 4PL дает предприятиям четыре ключевые ценности: увеличение дохода, сокращение эксплуатационных расходов, сокращение оборотного и уставного капитала, задействованного в деятельности компании по распределению готовой продукции. Традиционные подходы сосредоточены в основном только на сокращении эксплуатационных расходов и перемещении активов.
Эта концепция в единичных случаях начинает реализовываться лишь сейчас, с развитием возможностей информационных технологий.
Рис.4. Логистика четвертой стороны
1.3. Концепции «Time-based logistics» и «Value added logistics»
Кратко остановимся на концепциях «Time-based logistics» и «Value added logistics».
Чтобы быть конкурентоспособной на рынке, фирме необходимы гибкость и динамичность, т.е. быстрая адаптация к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на ее продукцию. Таким образом, наибольшее значение приобретает фактор времени. Концепция «Time-based logistics» направлена на логистическую оптимизацию всех временных фаз жизненного цикла изделия: научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, поставки сырья и материалов, производство, обработка заказа и доставка готовой продукции потребителям, срок выполнения послепродажного сервиса и т.д. Для достижения сокращения времени полного логистического цикла в этой концепции предусмотрена интеграция с логистическими посредниками в системах дистрибьюции, В то же время эта концепция сейчас рассматривается как оптимизация логистического процесса компании в реальном времени.
Современные информационные технологии открыли эпоху конкуренции в режиме реального времени, создали возможность повышения оперативности и точности выполнения логистических операций и функций. Логистические менеджеры могут теперь получать более точную и оперативную информацию о продажах и принимать адекватные решения по управлению логистическими функциями, что уменьшает традиционную зависимость при принятии логистических решений от прогнозов (вернее, они становятся гораздо более точными), а также от необходимости поддерживать в логистических цепях и каналах значительные страховые запасы.
С этих позиций ЛС должна строиться на основе применения современных информационных систем и технологий: Интернет-решений, мобильного и электронного бизнеса; электронного документооборота и EDI-технологий; WAP-протоколов беспроводной связи; систем сканирования штрих-кодов и автоматической идентификации грузов; спутниковых систем связи и навигации, позволяющих отслеживать товарно-транспортные потоки в реальном масштабе времени. Применение концепции «Логистика в реальном масштабе времени» позволяет ускорить выполнение логистических операций для уменьшения соответствующей потребности в финансовых ресурсах или отложить их выполнение до получения заказа. Цель состоит в том, чтобы ускорить оборачиваемость запасов, для чего следует сократить время от получения заказа до его отправки. Сокращение уровня запасов оказывается возможным благодаря тому, что вероятность ошибки прогноза сводится к минимуму.
Концепция «Value added logistics» — «Логистика добавленной стоимости» основана на достаточно простой идее: любая логистическая операция добавляет стоимость к продукту или услуге. Однако добавленная стоимость еще не означает ценности (полезности) данной операции с позиций потребителя. Эта концепция определяет логистический сервис как процесс создания существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, в логистической цепи наиболее эффективным с точки зрения потребителя способом. Это определение отражает тенденцию рассматривать потребительский сервис с точки зрения ориентации на процесс, составляющей которого является управление цепями поставок.
Основной проблемой в рассматриваемой концепции является определение (специфицирование) потребностей клиента в логистических услугах и включение в этот процесс только тех операций/функций, которые действительно обеспечивают реализацию этих потребностей с минимальными затратами ресурсов. Ключевой вопрос при реализации концепции «Value added logistics» можно сформулировать следующим образом: «Действительно ли затраты, выделенные на оказание логистических услуг, являются обоснованными, и если да, тем ли потребителям они предназначены?» Из этого вопроса с неизбежностью вытекает следующий: «Как определить базовый уровень обслуживания для большинства потребителей?» Наконец, ключевым потребителям может быть предложен уровень сервиса несколько выше базового. Логистический сервис сверх базового уровня называют логистикой с добавленной стоимостью. Такое обслуживание, по определению, уникально и предоставляется особым потребителям помимо базовых сервисных программ фирмы[2].
Очевидно, что стремление логистических посредников фирмы (например, в системах дистрибьюции, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса) получить как можно большую прибыль может существенно увеличить общую стоимость и цену продукции и сервиса для конечного потребителя. Поэтому необходим логистический мониторинг затрат в цепи полной стоимости и первоочередное внимание к тем логистическим функциям, которые не поддерживаются самой фирмой, для контроля ситуации на рынке и выполнения стратегических задач.
Традиционная организация управления в промышленных и торговых компаниях связана с наличием функционально обособленных подразделений, например отдела снабжения (службы закупок), производственно-технического отдела, финансового отдела, службы сбыта, отдела маркетинга, службы продаж, подразделений управления транспортно-складской инфраструктурой и т.п.
Переход от управления отдельными функциями к интегрированному управлению логистическими процессами внутри фирмы связан с нарушением функциональных границ деятельности различных служб компании, вмешательством в ранее «суверенные» области, а потому чреват возникновением серьезных организационных конфликтов. Служба логистики должна эффективно управлять этими конфликтами, а также теми конфликтными ситуациями, которые «традиционно» возникают из-за противоречивости целей и интересов различных подразделений организации. Эти задачи решаются в рамках межфункциональной логистической координации — согласования деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логистике, или перекрестным функциям при выполнении стратегического (тактического или оперативного) логистического плана.
Большое значение для организации эффективной логистики имеет понятие «хозяина» логистического процесса в ЛС. По умолчанию таким хозяином обычно является промышленная или торговая (центральная) компания, которая в структуре управления создает отдел (службу) логистики, назначением которого является администрирование ЛС. В этом случае на отдел логистики возлагается и функция межорганизационной координации, т.е. согласование действий всех ЗЛС, устранение возникших и предотвращение возможных конфликтных ситуаций между фирмой и ее «тремя сторонами» в сформированной ЛС.
Однако в современном стремительно развивающемся бизнесе (в частности, в электронной торговле и электронной логистике) «хозяином» логистического процесса в ЛС может быть любое ЗЛС или их совокупность, например крупный экспедитор, оптовый посредник, логистическая консалтинговая фирма, логистический (виртуальный) оператор, союз (альянс, пул) компаний, объединенных временным соглашением и т.п. Тогда функция межорганизационной логистической координации в ЛС возлагается на такого «хозяина». Однако в любом случае заказчиком ЛС является центральная компания, за которой всегда закрепляется функция контроля выполнения ключевых показателей стратегического логистического плана.
В связи с вышеизложенным межорганизационную логистическую координацию можно определить как согласование действий центральной фирмы («хозяина» логистического процесса), поставщиков, потребителей и логистических посредников (в том числе по разрешению конфликтных ситуаций) для достижения запланированных целей ЛС.
Проблема межорганизационной логистической координации является относительно новой (она возникла в связи с внедрением в практику бизнеса концепции интегрированной логистики в 1980-1990-х гг.) и очень активно изучается и обсуждается в экономически развитых странах в рамках концепции/технологии «Supply Chain Management».
1.4. «Supply Chain Management» - «Управление цепью/цепями поставок»
Термин «Supply Chain Management» — «Управление цепью/цепями поставок» — был предложен американскими консультантами (в частности, компанией «Артур Андерсен») в начале 1980-х гг.[3] и впоследствии приобрел большую популярность. С 1989г. ученые разных стран пытаются структурировать это понятие. Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая позиция сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции — SCM. В 1998г. Совет логистического менеджмента (США) пересмотрел определение логистики 1985г.: «Логистика является частью процесса управления цепью поставок и представляет собой планирование, выполнение и контроль эффективности потока и запасов продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей »[4].
Идеологию внедрения концепции УЦП необходимо рассматривать через призму развития интегрального подхода к логистике с учетом специфики российской экономики. Управление цепями поставок — это естественное продолжение и развитие интегральной концепции логистики в плане межфункциональной и межорганизационной координации. Задача эффективного УЦП всегда стояла перед предприятиями независимо от их профиля, национальной или территориальной принадлежности и существующей экономической модели. Современная практика УЦП неразрывно связана с планированием и оптимизацией ресурсов центральной компании ЦП и ее «трех сторон» в логистике, поэтому УЦП — это именно та концепция, которая сейчас очень активно изучается и обсуждается в экономически развитых и развивающихся странах.
В большинстве зарубежных источников определение «цепи поставок» более распространено, чем «управление цепями поставок». Одни ученые и специалисты определяют, что ЦП — это ряд фирм, пересылающих материалы и услуги. Обычно в производстве и доставке товара конечному потребителю в ЦП участвуют несколько независимых фирм: поставщики (производители) сырья, материалов и компонентов, производители готовой продукции, оптовые и розничные компании, перевозчики, экспедиторы и т.д. — все они являются звеньями ЦП, Другие говорят о ЦП как о сформированном альянсе фирм, доставляющих товары или услуги на рынок. Следует обратить внимание, что почти все определения включают в себя конечного потребителя в качестве звена ЦП. Одно из распространенных определений утверждает, что ЦП - это сеть организаций, участвующих посредством внешних и внутренних связей в различных процессах, приносящих прибыль в виде товаров и услуг, поставляемых конечному потребителю. Другими словами, ЦП состоит из нескольких фирм, как внешних (поставка товаров, услуг), так и внутренних (собственных подразделений центральной компании), а также конечных потребителей.
Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, звучит следующим образом: «Цепь поставок — это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующие во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя »[5].
Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что существуют три уровня сложности ЦП: «прямая ЦП», «расширенная ЦП» и «максимальная ЦП». Прямая ЦП состоит из центральной компании (промышленной или торговой), поставщика и покупателя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или информации (рис.5):
Рис.5. Прямая цепь поставок
Расширенная ЦП включает поставщиков и потребителей второго уровня, т.е. поставщиков поставщика центральной компании. Пример расширенной ЦП - на рис.6:
Рис.6. Расширенная цепь поставок
Продолжая эти рассуждения, можно прийти к максимальной ЦП, включающей слева от центральной компании (промышленного предприятия) всех контрагентов, необходимых для изготовления определенной продукции, вплоть до поставщиков — предприятии по добычи исходного природного сырья. Справа от центральной компании ЦП расширяется до конечного (индивидуального) потребителя и далее до предприятия, замыкающего функциональный жизненный цикл продукта, например в смысле его утилизации. Пример максимальной цепи поставок приведен на рис.7:
Рис.7. Максимальная цепь поставок
Из этого примера видно, что финансовый посредник может, принимая на себя определенный риск, предоставлять кредиты и финансовые консультации членам цепи, логистический посредник осуществляет соответствующие операции между компаниями ЦП, а фирма, занимающаяся исследованием рынка, предоставляет центральной компании информацию о конечном потребителе, поддерживая тем самым конкурентоспособность ЦП. Эта схема кратко иллюстрирует некоторые из многочисленных функций, которые ЦП может успешно выполнять.
Имея возможность создания бесчисленных альтернативных структур ЦП, необходимо заметить, что одна и та же организация может входить в многочисленные цепи поставок.
Признанные американские ученые в области логистики и «Supply Chain Management» Д.Ламберт и Дж.Сток так определяют это понятие: «Управление цепями поставок — это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц» [6]. Раскрывая это определение, они указывают, что УЦП — это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов (рис.8):
Рис.8. Концепция УПЦ как интеграция бизнес-процессов компаний
По определению Европейской логистической ассоциации «Supply Chain Management - управление цепью поставок — это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, поддерживающих функций, систем и процедур» [7].
До недавнего времени SCM-концепция фактически рассматривалась как интегрированная логистика, осуществляемая за пределами центральной компании и включающая потребителей и поставщиков. Если судить по приведенному выше определению, логистика всегда ориентировалась на ЦП, начинающиеся от места изготовления продукта и заканчивающиеся местом его потребления. Как указывают Д. Ламберт и Дж. Сток, основное расхождение происходит из-за того, что логистика часто понимается двояко: как узкое функциональное направление деятельности компании и как более крупная бизнес-концепция, связанная с управлением потоками продукции и информации по всем ЦП.
В приведенных выше примерах подразумевается, что ЦП существуют и под управлением, и без него. Если контрагенты (схематично изображенные на рис.5-7) не используют активно концепцию УЦП, цепь поставок как явление бизнеса все же существует. Поэтому надо четко отделять ЦП как явление бизнеса от управления этими ЦП. Первое — это существующая реальность (часто также называемая логистическими каналами или сетями), в то время как последнее требует конкретных управленческих усилий со стороны центральной компании и организаций внутри ЦП.
Сам термин «управление цепями поставок» вошел в широкое употребление за последние десять лет. Этот термин часто используется в описании обязанностей руководителей компаний и в вакансиях, на которые претендуют специалисты по логистике. Управление цепями поставок стало «темой номер один», поэтому в периодических изданиях по производству, дистрибьюции, маркетингу, менеджменту по продажам или транспортировке вы обязательно найдете статью о УЦП или информацию на близкую тему (журналы «Логистика»[8], «Логинфо»[9] и западная периодика). Широкое распространение SCM-концепции подтверждается большим количеством исследований и публикаций по данной тематике, существованием специализированных периодических изданий и организаций, проведением международных конференций, посвященных этой проблематике и т.п.
Некоторые отечественные исследователи рассматривают УЦП как логистическую координацию. В частности, А.Н. Родников указывает, что УЦП — это упорядочение различных логистических операций и правил их выполнения[10].
Проблема координации является важнейшей, но не единственной в этом подходе. Другой проблемой интегрированного УЦП является оптимизация ресурсов компании и ее логистических партнеров при выполнении основных функций сформированной ЛС. Именно поэтому концепция SCM и ее программные реализации нашли такое широкое применение в ERP/ CRМ-системах.
Несмотря на популярность термина «управление цепями поставок», и в научных кругах, и на практике его значение остается все же до конца не ясным. Некоторые ученые и специалисты дают определение УЦП при помощи оперативных терминов логистики, таких, как «движение материалов и товаров»; другие рассматривают УЦП как философию менеджмента, а третьи — как метод менеджмента.
Управление цепями поставок как философия менеджмента основано на следующих принципах:
1) Системный подход, рассматривающий ЦП как единое целое, предназначенное для управления всем товарным потоком и запасами от поставщика до конечного потребителя.
2) Стратегическая ориентация на совместные усилия синхронизировать и конвергировать внутри- и межфирменные производственные и стратегические способности членов ЦП в единое целое.
3) Сосредоточение внимания на потребителе для создания уникальных, индивидуальных источников ценности для покупателя, приводящих к удовлетворению потребностей потребителя.
Опираясь на эти принципы, фирмы должны применять такие методы управления, которые позволят им действовать наиболее оптимальным способом. Для этого предпринимаемые действия можно разделить на 7 условных направлений:
· интегрированное поведение;
· взаимный обмен информацией;
· взаимный обмен рисками и достижениями;
· сотрудничество;
· единые цель и задачи при обслуживании потребителей;
· интеграция бизнес-процессов;
· партнерство, основанное на долгосрочном сотрудничестве.
Для того чтобы фирмы достигали максимальной эффективности в условиях нынешней конкуренции, они должны значительно улучшать свое интегрированное поведение для лучшей связи потребителей и поставщиков. Исходя из этого, концепция УЦП становится средством осуществления эффективного менеджмента в условиях усиления конкурентной борьбы. Для реализации этой концепции необходим ряд мер, которые представляют собой скоординированные действия между членами ЦП, например поставщиками, транспортными компаниями, производителями, для динамичных действий в ответ на запросы конечного потребителя.
Взаимный обмен информацией, связанный с интегрированным характером ЦП, необходим ее членам для осуществления философии УЦП, особенно при планировании и мониторинге основных бизнес-процессов. Из этого можно сделать вывод о том, что в качестве необходимого условия эффективного УЦП должно выступать частое обновление информации среди членов цепи. Обмен информацией - это стремление собрать стратегические и тактические данные и сделать их доступными для всех членов ЦП. Открытый обмен такой информацией, как данные об уровне запасов, прогнозы сбыта, стратегии продвижения товара и рыночные стратегии, снижает недоверие между партнерами по поставкам и приводит к повышению производительности цепи.