мониторинга цепей поставок




Логистические системы

 

 

Выполнила: студентка

группы МТ-31

Макарова А.С.

Проверила: к.э.н., доц. каф. МиБ

Пермякова Л.В.

 

 

Йошкар-Ола


Содержание:

Введение 3

1. Основные понятия, использующиеся в теме 4

1.1. Понятие «логистическая система» 4

1.2. Участники логистической сети. Концепция интегрированной логистики 8

1.3. Концепции «Time-based logistics» и «Value added logistics» 13

1.4. «Supply Chain Management» - «Управление цепью/цепями поставок» 17

2. Информационные системы поддержки УЦП 35

2.1. Мониторинг информации - EDI (электронный документооборот) 38

2.2. Мониторинг грузопотоков и транспорта – системы слежения 44

2.3. Мониторинг продукции – радиочастотная идентификация, штриховое кодирование 48

3. Основные методологические принципы построения системы мониторинга цепей поставок 55

Заключение 63

Список литературы 64

 


Введение

Логистика в ее современном виде немыслима без активного использования информационных технологий. Трудно представить себе формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного обмена информацией в реальном времени, без быстрого реагирования на потребности рынка.

В последние годы в России активно внедряется новое направ­ление в бизнесе, являющееся, по существу, развитием концепции интегрированной логистики: «управление цепями поставок» (Supply Chain Management — SCM). За рубежом концепцию/тех­нологию SCM успешно используют как крупнейшие транснаци­ональные корпорации, так и средние и даже малые предприятия бизнеса. Такие SCM-модули имеются в большинстве современных корпоративных информационных системах, поддерживающих ведение бизнеса и интенсивно продвига­емых системными интеграторами и ведущими мировыми разработчиками. Концепция SCM направлена на решение задач интегрированно­го управления функциональными областями логистики и коорди­нации бизнес-процессов фирмы с контрагентами в логистике. Модуль SCM присутствует в составе наиболее продвинутых ин­тегрированных корпоративных информационных системах, гарантируя доставку необходимого товара и сервиса в нужное место точно в срок и с оптимальными логистическими издержками.

Новые информационные технологии в корпоративных системах при использовании концепции SCM основаны на идео­логии управления цепями поставок (УЦП) в реальном времени с помощью общих услуг спутниковых систем связи и навигации.

Наиболее перспективным является вхождение компаний в электронный бизнес, при этом спектр возможных приложений SCM-концепции значительно расширяется.


1. Основные понятия, использующиеся в теме

1.1. Понятие «логистическая система»

Одним из фундаментальных понятий в логистике является понятие логистической системы (ЛС). Установившегося опреде­ления ЛС нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Зарубежные ученые, специалисты и менеджеры по логистике используют понятие «логистическая система» гораздо реже, чем по­нятие «логистическая цепь/цепь поставок», зачастую рассматри­вая их как синонимы. Такой подход гораздо более прагматичен. Например, в словаре APICS логистическая система (logistics system) определяется как процесс «планирования и координации всех аспектов физического движения материалов, компонентов и готовой продукции для достижения минимальных общих затрат и желаемого уровня сер­виса»[1].

С позиций системного подхода к организации бизнеса логистичес­кая системаэто относительно устойчивая совокупность струк­турных (функциональных) подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников, взаимосвя­занных по основным (материальным) и/или сопутствующим (инфор­мационным, финансовым) потокам и объединенных единым управле­нием для реализации стратегического (тактического) логистичес­кого плана.

При анализе и проектировании ЛС, в ходе эволюции методов и приемов логистического менеджмента были разработаны и апробированы многие методологические принципы, основные из которых перечислены ниже.

· Системный подход при рассмотрении всех элементов ЛС как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения еди­ной цели управления. Его отличительной особенностью явля­ется оптимизация функционирования всей логистической си­стемы в целом.

· Принцип общих (тотальных) логистических издержек, т.е. учет всей совокупности издержек управления основными и сопут­ствующими потоками в ЛС. Как правило, критерий миниму­ма общих логистических издержек является одним из основ­ных при оптимизации ЛС.

· Принцип глобальной оптимизации. При оптимизации струк­туры или управления в синтезируемой ЛС необходимо согла­сование локальных целей функционирования элементов (зве­ньев) системы для достижения глобального оптимума.

· Принцип логистической координации и интеграции: необхо­димость достижения согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС (цепи) от ее начала и до конца в управлении материальными (информационными, финансовыми) потоками при реализации целевой функции.

· Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистических системах и цепях широко исполь­зуются математические, экономико-математические, графичес­кие, физические, имитационные (на ЭВМ) и другие модели. Реализация логистического менеджмента в настоящее время практически невозможна без соответствующей информацион­но-компьютерной поддержки.

· Принцип разработки необходимого комплекса подсистем (тех­нической, экономической, организационной, правовой, кадро­вой, экологической и др.), обеспечивающих процесс логисти­ческого менеджмента.

· Принцип TQM (всеобщего управления качеством) — обеспече­ние надежности функционирования и высокого качества рабо­ты каждого элемента ЛС.

· Принцип гуманизации всех функций и технологических реше­ний в логистических системах, что означает соответствие эко­логическим требованиям по охране окружающей среды, эрго­номическим, социальным, этическим требованиям работы пер­сонала и т.п.

· Принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая систе­ма должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды (например, при коле­баниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставок или закупок материальных ресурсов (МР), вариациях транспортных тарифов и т.п.). При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды логисти­ческая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.

Примеры построения ЛС приведены на рис.1 и 2:

Рис.1. Пример ЛС промышленной компании

На рис.1 приведена ЛС промышленной фирмы, имеющей территориально разнесенные производственные мощности в Москве и Санкт-Петербурге. Фирма производит оргтехнику, за­купая комплектующие и материалы в США и Европе. В структу­ру ЛС фирмы входят поставщики МР в США и Европе; логисти­ческие посредники: перевозчики, экспедитор, консолидирующий поставки МР из США на своем терминале, экспедитор, консоли­дирующий МР из Европы на терминале в Финляндии; структур­ные подразделения фирмы: производство №1 вМоскве, производ­ство № 2 в Санкт-Петербурге, собственные транспортные подраз­деления и склад ГП в Москве; потребители. Вышеперечисленные звенья составляют логистическую сеть фирмы, объединенную еди­ным управлением, реализуемым отделом логистики. В целом структура сети и надстройка - отдел логистики — образуют ЛС промышленной фирмы.

Рис.2. Пример ЛС торговой компании

В качестве примера для торговой компании на рис.2 приве­дена ЛС дистрибьютора фармацевтической продукции, условно названного «ФАРМ».

По аналогии с промышленной фирмой ЛС торговой компании состоит из поставщиков (производителей и крупных дистрибью­торов фармацевтических препаратов), логистических посредников (транспортных и экспедиторских компаний), собственных струк­турных подразделении (отдела закупок, отдела продаж и реализа­ции, оптового и розничного склада, сети собственных аптек), потребителей (аптек Москвы и Московской области), объединен­ных службой логистики.

1.2. Участники логистической сети. Концепция интегрированной логистики

Для исследования и проектирования ЛС полезным приемом является ее декомпозиция на подсистемы, звенья и элементы.

В общем случае можно выделить два ос­новных комплекса подсистем — функциональный и обеспечива­ющий. Первый реализует управление основными логистически­ми функциями (транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, управлением запасами и т.д.) в снабжении, производстве и распределении. Поэтому часто выделяются, напри­мер, подсистемы дистрибыоции, поддержки производственных процессов, снабжения (управления закупками). Второй традици­онно включает организационно-экономическое обеспечение и правовое обеспечение, информационно-компьютерную поддерж­ку, экологическое и эргономическое обеспечение логистики.

Каждая функциональная подсистема состоит из звеньев ЛС (ЗЛС) и элементов, которыми могут быть самостоятельные юри­дические лица, а также структурные подразделения фирмы.

Партнеры и контрагенты образуют так называемые три сторо­ны в логистике фирмы, причём компанию, которая формирует ЛС (или цепь поставок), иногда называют центральной компанией или «хозяином» логистического процесса.

Эти три стороны (для промышленных и торговых компаний) следующие (см. рис.3):

· поставщики (МР и ГП);

· потребители ГП;

· логистические посредники.

В практике зарубежного менеджмента для обозначения логис­тических посредников имеется специальный термин «Third Party Logistics» (3PL) - «третья сторона в логистике ».

Рис.3. «Три стороны» в логистике фирмы

Основными логистическими посредниками для фирмы-про­изводителя товаров или торговой компании являются перевозчи­ки, экспедиторы, а также грузовые терминалы, склады общего пользования и другие юридические или физические лица, осуществляющие ключевые логистические функции или комплекс таких функций. К числу вспомогательных логистических посредников обычно относят страховые и охранные фирмы, таможен­ных брокеров, банки, другие финансовые учрежде­ния, осуществляющие расчеты за логистические функции/опера­ции, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т.д. В последние годы компании, осуществляющие комп­лексное логистическое обслуживание потребителей, получили название логистических операторов или провайдеров логистических услуг. К ним относятся, прежде всего, крупные международные экспедиторские компании и экспресс-доставщики (такие, напри­мер, как TNT, DHL, Shenker/BTL, UPS, FedExpress и др.).

В настоящее время в передовых фирмах функциональные об­ласти логистики: снабжение, поддержка производства, дистрибьюция, а также традиционно выполняемые в этих сферах бизнеса логистические функции: транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаков­ка - интегрировались на базе общей информационно-компью­терной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов интегрированного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарно-материальные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей каче­ством товаров и сопутствующим сервисом.

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводят к трансформации ЛС.

1. Возрастает скорость, интенсивность и сложность материальных и информационных потоков. Усложняются информационные и финансовые взаимоотношения между логистическими парт­нерами.

2. Сокращается число ЗЛС. Уменьшается количество организаци­онно-экономических отношений в ЛС, но сложность их воз­растает.

3. Уменьшается надежность логистических цепей (каналов), так как практически исчезают материальные запасы в производстве и дистрибутивных сетях.

Следствием этих тенденций является увеличение потенциаль­ной неустойчивости ЛС. Для повышения ее устойчивости и на­дежности при достижении стратегических целей бизнеса необхо­дима дальнейшая интеграция как в самой системе, так и с дина­мической внешней средой. Логистическая система согласно концепции интегрированной логистики рассматривается как единое целое — интегрированная система управления, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя). Таким образом, в фирменных интегрированных ЛС материальный поток рассматривается в более активном смысле, объединяющем весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем про­изводству, распределению, продаже, послепродажному сервису и вновь к повторному циклу в соответствии с меняющимися за­просами покупателей.

Наилучших результатов в бизнесе добиваются те компании, которые используют концепцию интегрированной логистики, позволяющей объединить «три стороны» в логистике в сквозном управлении основными и сопутствующими потоками в интегри­рованной структуре бизнеса: проектирование — закупки - произ­водство — распределение — продажи — сервис. Принципы и ме­тоды интегрированной логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности минимизацию общих логистических издержек фирмы, что по­зволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнитель­ные инвестиции в складское оборудование, информационно-ком­пьютерные системы, рекламу, маркетинговые исследования и т.д. Оптимальные логистические решения могут быть получены ме­неджментом фирмы не только по критерию минимума общих затрат, но и по таким ключевым показателям, как время испол­нения заказа и качество логистического сервиса.

В 1990-2000 гг. появилась концепция «над-рынком-и-под-доставкой» или «логистика чет­вертой стороны ». Провайдер услуг 4PL становится единой точкой кон­такта для своего заказчика, кото­рый доверяет ему решение всех задач, связанных с координацией, управлением и мониторингом всех «третьих сторон».

4PL — дополнительное звено, которое объединяет и дополняет ресурсы, возможности и техноло­гии как свои собственные, так и других организаций, с целью дости­жения возможности преобразова­ний, недостижимых ни одному еди­ничному поставщику логистических услуг, ни самой организации.

Основной функцией провайдера логистических услуг как четвертого участника является полноценное управление распределенными ре­сурсами участников дистрибьюции, то есть организационными и техно­логическими мощностями, вплоть до управления цепочкой поставок с упором на сервис и информацион­ные технологии.

Наиболее вероятный источник повышения эффективности цепи поставок при использовании дан­ного подхода заключается в синх­ронизации планирования действий всех участников этой цепи.

Использование концепции 4PL дает предприятиям четыре ключе­вые ценности: увеличение дохода, сокращение эксплуатационных расходов, сокращение оборотного и уставного капитала, задейство­ванного в деятельности компании по распределению готовой продук­ции. Традиционные подходы сосре­доточены в основном только на со­кращении эксплуатационных рас­ходов и перемещении активов.

Эта концепция в единичных случаях начинает реализовываться лишь сейчас, с развитием воз­можностей информационных тех­нологий.

Рис.4. Логистика четвертой стороны


1.3. Концепции «Time-based logistics» и «Value added logistics»

Кратко остановимся на концепциях «Time-based logistics» и «Value added logistics».

Чтобы быть конкурентоспособной на рын­ке, фирме необходимы гибкость и динамичность, т.е. быстрая адаптация к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на ее продукцию. Таким образом, наибольшее значение приобре­тает фактор времени. Концепция «Time-based logistics» направлена на логистическую оптимизацию всех временных фаз жизненного цикла изделия: научно-исследовательские и опытно-конструктор­ские разработки, поставки сырья и материалов, производство, обработка заказа и доставка готовой продукции потребителям, срок выполнения послепродажного сервиса и т.д. Для достиже­ния сокращения времени полного логистического цикла в этой концепции предусмотрена интеграция с логистическими посред­никами в системах дистрибьюции, В то же время эта концепция сейчас рассматривается как оптимизация логистического процесса компании в реальном времени.

Современные информационные технологии открыли эпоху конкуренции в режиме реального времени, создали возможность повышения оперативности и точности выполнения логистических операций и функций. Логистические менеджеры могут теперь получать более точную и оперативную информацию о продажах и принимать адекватные решения по управлению логистически­ми функциями, что уменьшает традиционную зависимость при принятии логистических решений от прогнозов (вернее, они ста­новятся гораздо более точными), а также от необходимости под­держивать в логистических цепях и каналах значительные стра­ховые запасы.

С этих позиций ЛС должна строиться на основе применения современных информационных систем и технологий: Интернет-решений, мобильного и электрон­ного бизнеса; электронного документооборота и EDI-технологий; WAP-протоколов беспроводной связи; систем сканирования штрих-кодов и автоматической идентификации грузов; спутнико­вых систем связи и навигации, позволяющих отслеживать товар­но-транспортные потоки в реальном масштабе времени. Приме­нение концепции «Логистика в реальном масштабе времени» по­зволяет ускорить выполнение логистических операций для уменьшения соответствующей потребности в финансовых ресур­сах или отложить их выполнение до получения заказа. Цель со­стоит в том, чтобы ускорить оборачиваемость запасов, для чего следует сократить время от получения заказа до его отправки. Сокращение уровня запасов оказывается возможным благодаря тому, что вероятность ошибки прогноза сводится к минимуму.

Концепция «Value added logistics» — «Логистика добавленной стоимости» основана на достаточно простой идее: любая логистичес­кая операция добавляет стоимость к продукту или услуге. Однако добавленная стоимость еще не означает ценности (полезности) данной операции с позиций потребителя. Эта концепция опреде­ляет логистический сервис как процесс создания существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, в логистической цепи наиболее эффективным с точки зрения потребителя способом. Это определение отражает тенденцию рассматривать потребительский сервис с точки зрения ориентации на процесс, составляющей ко­торого является управление цепями поставок.

Основной проблемой в рассматриваемой концепции является определение (специфицирование) потребностей клиента в логис­тических услугах и включение в этот процесс только тех опера­ций/функций, которые действительно обеспечивают реализацию этих потребностей с минимальными затратами ресурсов. Ключе­вой вопрос при реализации концепции «Value added logistics» мож­но сформулировать следующим образом: «Действительно ли за­траты, выделенные на оказание логистических услуг, являются обоснованными, и если да, тем ли потребителям они предназна­чены?» Из этого вопроса с неизбежностью вытекает следующий: «Как определить базовый уровень обслуживания для большинства потребителей?» Наконец, ключевым потребителям может быть предложен уровень сервиса несколько выше базового. Логистичес­кий сервис сверх базового уровня называют логистикой с добав­ленной стоимостью. Такое обслуживание, по определению, уни­кально и предоставляется особым потребителям помимо базовых сервисных программ фирмы[2].

Очевидно, что стремление логистических посредников фирмы (например, в системах дистрибьюции, организации продаж, пред­продажного и послепродажного сервиса) получить как можно большую прибыль может существенно увеличить общую сто­имость и цену продукции и сервиса для конечного потребителя. Поэтому необходим логистический мониторинг затрат в цепи полной стоимости и первоочередное внимание к тем логистическим функциям, которые не поддерживаются самой фирмой, для контроля ситуации на рынке и выполнения стратегических задач.

Традиционная организация управления в промышленных и торговых компаниях связана с наличием функционально обособ­ленных подразделений, например отдела снабжения (службы за­купок), производственно-технического отдела, финансового отде­ла, службы сбыта, отдела маркетинга, службы продаж, подразде­лений управления транспортно-складской инфраструктурой и т.п.

Переход от управления отдельными функциями к интегриро­ванному управлению логистическими процессами внутри фирмы связан с нарушением функциональных границ деятельности раз­личных служб компании, вмешательством в ранее «суверенные» области, а потому чреват возникновением серьезных организаци­онных конфликтов. Служба логистики должна эффективно управ­лять этими конфликтами, а также теми конфликтными ситуаци­ями, которые «традиционно» возникают из-за противоречивости целей и интересов различных подразделений организации. Эти задачи решаются в рамках межфункциональной логистической координациисогласования деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логистике, или перекрест­ным функциям при выполнении стратегического (тактического или оперативного) логистического плана.

Большое значение для организации эффективной логистики имеет понятие «хозяина» логистического процесса в ЛС. По умол­чанию таким хозяином обычно является промышленная или тор­говая (центральная) компания, которая в структуре управления создает отдел (службу) логистики, назначением которого являет­ся администрирование ЛС. В этом случае на отдел логистики воз­лагается и функция межорганизационной координации, т.е. согла­сование действий всех ЗЛС, устранение возникших и предотвращение возможных конфликтных ситуаций между фирмой и ее «тремя сторонами» в сформированной ЛС.

Однако в современном стремительно развивающемся бизнесе (в частности, в электронной торговле и электронной логистике) «хозяином» логистического процесса в ЛС может быть любое ЗЛС или их совокупность, например крупный экспедитор, оптовый посредник, логистическая консалтинговая фирма, логистический (виртуальный) оператор, союз (альянс, пул) компаний, объединен­ных временным соглашением и т.п. Тогда функция межоргани­зационной логистической координации в ЛС возлагается на та­кого «хозяина». Однако в любом случае заказчиком ЛС является центральная компания, за которой всегда закрепляется функция контроля выполнения ключевых показателей стратегического ло­гистического плана.

В связи с вышеизложенным межорганизационную логистическую координацию можно определить как согласование действий цент­ральной фирмы («хозяина» логистического процесса), поставщиков, потребителей и логистических посредников (в том числе по разре­шению конфликтных ситуаций) для достижения запланированных целей ЛС.

Проблема межорганизационной логистической координации является относительно новой (она возникла в связи с внедрением в практику бизнеса концепции интегрированной логистики в 1980-1990-х гг.) и очень активно изучается и обсуждается в эко­номически развитых странах в рамках концепции/технологии «Supply Chain Management».

1.4. «Supply Chain Management» - «Управление цепью/це­пями поставок»

Термин «Supply Chain Management» — «Управление цепью/це­пями поставок» — был предложен американскими консультантами (в частности, компанией «Артур Андерсен») в начале 1980-х гг.[3] и впоследствии приобрел большую популярность. С 1989г. ученые разных стран пытаются структурировать это понятие. Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая пози­ция сводится к тому, что логистика является частью более широ­кой бизнес-концепции — SCM. В 1998г. Совет логистического менеджмента (США) пересмотрел опре­деление логистики 1985г.: «Логистика является частью процесса управления цепью поставок и представляет собой планирование, выполнение и контроль эффективности потока и запасов продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей »[4].

Идеологию внедрения концепции УЦП необ­ходимо рассматривать через призму развития интегрального под­хода к логистике с учетом специфики российской экономики. Управление цепями поставок — это естественное продолжение и развитие интегральной концепции логистики в плане межфунк­циональной и межорганизационной координации. Задача эффек­тивного УЦП всегда стояла перед предприятиями независимо от их профиля, национальной или территориальной принадлежнос­ти и существующей экономической модели. Современная прак­тика УЦП неразрывно связана с планированием и оптимизацией ресурсов центральной компании ЦП и ее «трех сторон» в логис­тике, поэтому УЦП — это именно та концепция, которая сейчас очень активно изучается и обсуждается в экономически развитых и развивающихся странах.

В большинстве зарубежных источников определение «цепи поставок» более распространено, чем «управление цепями поста­вок». Одни ученые и специалисты определяют, что ЦП — это ряд фирм, пересылающих материалы и услуги. Обычно в производ­стве и доставке товара конечному потребителю в ЦП участвуют несколько независимых фирм: поставщики (производители) сы­рья, материалов и компонентов, производители готовой продук­ции, оптовые и розничные компании, перевозчики, экспедиторы и т.д. — все они являются звеньями ЦП, Другие говорят о ЦП как о сформированном альянсе фирм, доставляющих това­ры или услуги на рынок. Следует обратить внимание, что почти все определения включают в себя конечного потребителя в каче­стве звена ЦП. Одно из распространенных определений утверж­дает, что ЦП - это сеть организаций, участвующих посредством внешних и внутренних связей в различных процессах, приносящих прибыль в виде товаров и услуг, поставляемых конечному потребителю. Другими словами, ЦП состоит из нескольких фирм, как внешних (поставка товаров, услуг), так и внутрен­них (собственных подразделений центральной компании), а также конечных потребителей.

Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специали­стов, звучит следующим образом: «Цепь поставокэто три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующие во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя »[5].

Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что существуют три уровня сложности ЦП: «прямая ЦП», «расширен­ная ЦП» и «максимальная ЦП». Прямая ЦП состоит из централь­ной компании (промышленной или торговой), поставщика и по­купателя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или информации (рис.5):

Рис.5. Прямая цепь поставок

Расширенная ЦП включает поставщиков и потребителей вто­рого уровня, т.е. поставщиков поставщика центральной компании. Пример расширенной ЦП - на рис.6:

Рис.6. Расширенная цепь поставок

Продолжая эти рассуждения, можно прийти к максимальной ЦП, включающей слева от центральной компании (промышлен­ного предприятия) всех контрагентов, необходимых для изготов­ления определенной продукции, вплоть до поставщиков — предприятии по добычи исходного природного сырья. Справа от цен­тральной компании ЦП расширяется до конечного (индивидуаль­ного) потребителя и далее до предприятия, замыкающего функ­циональный жизненный цикл продукта, например в смысле его утилизации. Пример максимальной цепи поставок приведен на рис.7:

Рис.7. Максимальная цепь поставок

Из этого примера видно, что финансовый посредник может, принимая на себя определенный риск, предоставлять кредиты и финансовые консультации членам цепи, логистический посред­ник осуществляет соответствующие операции между компаниями ЦП, а фирма, занимающаяся исследованием рынка, предоставляет центральной компании информацию о конечном потребителе, поддерживая тем самым конкурентоспособность ЦП. Эта схема кратко иллюстрирует некоторые из многочисленных функций, которые ЦП может успешно выполнять.

Имея возможность создания бесчисленных альтернативных структур ЦП, необходимо заметить, что одна и та же организа­ция может входить в многочисленные цепи поставок.

Признанные американские ученые в области логистики и «Supply Chain Management» Д.Ламберт и Дж.Сток так определя­ют это понятие: «Управление цепями поставокэто интегрирова­ние ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользо­вателя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и инфор­мации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц» [6]. Раскрывая это определение, они указы­вают, что УЦП — это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов (рис.8):

Рис.8. Концепция УПЦ как интеграция бизнес-процессов компаний

По определению Европейской логистической ассоциации «Supply Chain Management - управление цепью поставок — это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаменталь­ные принципы управления в логистической цепи, такие как форми­рование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, поддерживающих функций, систем и процедур» [7].

До недавнего времени SCM-концепция фактически рассмат­ривалась как интегрированная логистика, осуществляемая за пре­делами центральной компании и включающая потребителей и поставщиков. Если судить по приведенному выше определению, логистика всегда ориентировалась на ЦП, начинающиеся от места изготовления продукта и заканчивающиеся местом его потребления. Как указывают Д. Ламберт и Дж. Сток, основное расхождение происходит из-за того, что логистика часто понима­ется двояко: как узкое функциональное направление деятельнос­ти компании и как более крупная бизнес-концепция, связанная с управлением потоками продукции и информации по всем ЦП.

В приведенных выше примерах подразумевается, что ЦП су­ществуют и под управлением, и без него. Если контрагенты (схе­матично изображенные на рис.5-7) не используют активно концепцию УЦП, цепь поставок как явление бизнеса все же су­ществует. Поэтому надо четко отделять ЦП как явление бизне­са от управления этими ЦП. Первое — это существующая реаль­ность (часто также называемая логистическими каналами или се­тями), в то время как последнее требует конкретных управленческих усилий со стороны центральной компании и орга­низаций внутри ЦП.

Сам термин «управление цепями поставок» вошел в широкое употребление за последние десять лет. Этот термин часто используется в описании обязанностей руководителей компаний и в вакансиях, на которые претендуют специалисты по ло­гистике. Управление цепями поставок стало «темой номер один», поэтому в периодических изданиях по производству, дистрибьюции, маркетингу, менеджменту по продажам или транспортиров­ке вы обязательно найдете статью о УЦП или информацию на близкую тему (журналы «Логистика»[8], «Логинфо»[9] и западная пе­риодика). Широкое распространение SCM-концепции подтверждается большим количеством исследований и публикаций по данной тематике, существованием специализированных периодичес­ких изданий и организаций, проведением международных конференций, посвященных этой проблематике и т.п.

Некоторые отечественные исследователи рассматривают УЦП как логистическую координацию. В частности, А.Н. Родников указывает, что УЦП — это упорядочение различных логистичес­ких операций и правил их выполнения[10].

Проблема координации является важнейшей, но не единственной в этом подходе. Другой проблемой интегри­рованного УЦП является оптимизация ресурсов компании и ее логистических партнеров при выполнении основных функций сформированной ЛС. Именно поэтому концепция SCM и ее про­граммные реализации нашли такое широкое применение в ERP/ CRМ-системах.

Несмотря на популярность термина «управление цепями поста­вок», и в научных кругах, и на практике его значение остается все же до конца не ясным. Некоторые ученые и специалисты дают определение УЦП при помощи оперативных терминов логисти­ки, таких, как «движение материалов и товаров»; другие рассмат­ривают УЦП как философию менеджмента, а третьи — как метод менеджмента.

Управление цепями поставок как философия менеджмента ос­новано на следующих принципах:

1) Системный подход, рассматривающий ЦП как единое целое, предназначенное для управления всем товарным потоком и запасами от поставщика до конечного потребителя.

2) Стратегическая ориентация на совместные усилия синхрони­зировать и конвергировать внутри- и межфирменные производ­ственные и стратегические способности членов ЦП в единое целое.

3) Сосредоточение внимания на потребителе для создания уни­кальных, индивидуальных источников ценности для покупа­теля, приводящих к удовлетворению потребностей потребителя.

Опираясь на эти принципы, фирмы должны применять такие методы управления, которые позволят им действовать наиболее оптимальным способом. Для этого предпринимаемые действия можно разделить на 7 условных направлений:

· интегрированное поведение;

· взаимный обмен информацией;

· взаимный обмен рисками и достижениями;

· сотрудничество;

· единые цель и задачи при обслуживании потребителей;

· интеграция бизнес-процессов;

· партнерство, основанное на долгосрочном сотрудничестве.

Для того чтобы фирмы достигали максимальной эффективно­сти в условиях нынешней конкуренции, они должны значитель­но улучшать свое интегрированное поведение для лучшей связи потребителей и поставщиков. Исходя из этого, концепция УЦП становится средством осуществления эффективного менеджмен­та в условиях усиления конкурентной борьбы. Для реализации этой концепции необходим ряд мер, которые представляют собой скоординированные действия между членами ЦП, например по­ставщиками, транспортными компаниями, производителями, для динамичных действий в ответ на запросы конечного потребителя.

Взаимный обмен информацией, связанный с интегрированным характером ЦП, необходим ее членам для осуществления фило­софии УЦП, особенно при планировании и мониторинге основ­ных бизнес-процессов. Из этого можно сделать вывод о том, что в качестве необходимого условия эффективного УЦП должно выступать частое обновление информации среди членов цепи. Обмен информацией - это стремление собрать стратегические и тактические данные и сделать их доступными для всех членов ЦП. Открытый обмен такой информацией, как данные об уровне за­пасов, прогнозы сбыта, стратегии продвижения товара и рыноч­ные стратегии, снижает недоверие между партнерами по постав­кам и приводит к повышению производительности цепи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: