Храм Покрова Пресвятой Богородицы сегодня




Оглавление

 

 

1.Введение ………………………………………………………………….3-4

2.Храм Покрова Пресвятой Богородицы сегодня…………………….….5-8

3.Предыстория основания храма……………………………………........9

4.Основные исторические события жизни храма……………………..…10-11

5. Чудеса…………………………………………………………………….12

6. Настоятели и подвижники………………………………………..…....13-14

7.Празднование 175-летия………………………………………………...15

8.Заключение …………………………………………………………….....16

9.Список литературы и приложения……………………………...…….....17

10.Приложение……………………………………………………….…..….18-30

 

Введение

История православной церкви в России остается до сих пор одной из наименее раз­работанных областей русской историографии, считает доктор исто­рических наук, профессор А.И. Клибанов и пишет об этом в своей вступительной статье к книге "Русское православие: вехи истории" (Политиздат, 1989). История Русской православной церкви не была однознач­ной: она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общест­вен­ные противоречия на всем протяжении своего пути.

«И воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что…благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звёзды небесные и как песок на берегу моря…. За то, что ты послушался гласа Моего» Святые отцы говорят, что обещание это исполнилось не только в прямом смысле – на евреях как потомках Авраама по плоти, - но и на всех христианах как потомках Авраама по духу. Свет Евангелия поистине озарил весь мир. В любой стране можно найти христианский храм. В каждом селении есть свои святыни. Православная святыня есть в селе Волчанка – храм Покрова Пресвятой Богородицы.

История с. Волчанка восходит к временам «старины далекой». Именно тогда, по од­ной из версий старожилов, в наших местах появились переселенцы с Украины. 20 июня 1830 г. первые поселенцы и основали храм - Покрова Пресвятой Богородицы с. Волчанка

Наше желание как можно больше узнать, как складывалась судьба Церкви, понятно, ведь мы родились и живем в с.Волчанка, это наша малая Родина. Да и людей, живых свиде­телей событий тех давних времен, становится все меньше. Мы с горечью и болью думаем об этом. И если сегодня не составить историю нашего Храма, то, возможно, будущие поколения никогда и не узнают страницы прошлого. А этого не должно произойти.

Поэтому цель работы: систематизация сведений об истории православной церкви в селе Волчанка из различных источников и описание храма.

Огромно воспитательное значение этой работы особенно в настоящее время, так как политика государства сейчас направлена на то, чтобы святые места не заросли небылью. Это важно не только для жителей с. Волчанка, но и для всего Православия, для всей нашей страны, ибо, как сказал священник Александр Мень: «В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия».

Объектом исследования является изучение истории сельской церкви

Предметом изучения стали личности прихожан данного периода, события и явления связанные с историей храма.

Основной целью исследования является изучение истории и состояние сельского храма.

Хронологические рамки исследования включают 19-21в.

Задачи:

 

1) Сформировать представление об истории храма

2) Развивать коммуникативные навыки, умения работать с различными видами ис­точников, навыки исторического анализа;

3) Создать условия для уважения к историческому прошлому нашего села. Чув­ства гордости за своих предков

4) Способствовать развитию умений высказывать свою точку зрения, аргументиро­вать ее, слушать других, участвовать в диалоге.

5) Способствовать развитию интереса к истории родного края.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы сегодня

Если вы захотите побывать в одном из самых старинных селений нашего района, то не ошибётесь, если выберете село Волчанка. Здесь же находится самый старинный в Самарской области деревянный православный храм, которому исполняется 178 лет со дня основания. Храм был построен по инициативе жителей села, которыми стали переселенцы из Украинского города Волчанска. Храм стал памятником первым поселенцам.

Выбор места для строительства храма необыкновенно удачен. Приезжавшие в с. Волчанка, прежде всего, видят перед собой купола небесно-синего цвета, над которыми сияют золотом православные кресты. Собор как бы господствует над окрестностями. Мастера были людьми одухотворёнными, понимали и ценили красоту. Отсюда органическое слияние их творений с окружающей природой, кажется, храм как бы возникает из самой природы и создаёт впечатление торжественности и величия. Собор поражает каким-то трепетным и в то же время плавным ритмом.

Мастера, приступая к строительству, думали, прежде всего, о выборе места. Оно выбрано сухое, высокое и красивое. Церковь далеко видна.

По церковным правилам алтарная часть находится на восточной стороне здания, а вход – на западной. Старики рассказывали, чтобы проложить направление фундамента, строители ориентировались по лучу восходящего солнца.

Здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Волчанка типологи­чески относится к деревянным храмам корабельного типа, с конца XVIII века строившимся «под камень». Объемно-планировочная композиция деревянных храмов такого типа повторяет объемно-планировочную композициюхрамов, строившихся из камня и кирпича; срубовая конструкции снаружи обшита тесом, внутри также обшита тесом;деревянные срубовые стены окрашены и расписаны; декоративное убранство фасадов и интерьеров выполнено из дерева, но имитирует архитектурные детали традиционно «каменных» стилей: барокко, классицизм. Снаружи и изнутри здание церкви окрашивается в архитектур­ные цвета соответствующего стиля. Фасады выкрашены в голубой цвет.

Здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Волчанка имеет продольно осе­вую композицию с главной осью, ориентированной в направлении В-3, на которой по­следовательно компонуются архитектурные объемы основных частей здания. С запада на восток: паперть, крытая двускатным навесом на четырех столпах, колокольня, нижний ярус которой играет роль притвора, трапезная, четырехстопный четверик храма, к которому с севера и с юга примыкают прямоугольные объемы двух приделов, полукруглая ал­тарная апсида с фланкирующими гранеными апсидами приделов. Оконные проёмы имеют полуциркулярное завершение. Центральные оконные проёмы на фасадах север­ного и южного приделов решены в виде трифориев.

Главный вход в здание церкви расположен в нижнем ярусе колокольни; север­ный и южный приделы храма первоначально имели самостоятельные входы с каменными ступенями крыльца с западной стороны.

Динамичная объемная композиция здания церкви акцентируется двумя вертикаль­ными доминантами: трехъярусной колокольни и восьмерика светового барабана над четвериком храма, - увенчанными куполами с малыми главками луковичной формы с по­лицей на восьмигранных шейках. Еще три малых главки, расположенные над двумя при­делами и алтарной апсидой, образуют вместе с главками над храмом и колокольней крестообразное пятиглавие.

Сохранилось первоначальное крыльцо с площадкой и ступенями из природного камня у входа в северный предел.

Первоначальная объемно-планировочная структура и архитектурная компози­ция здания церкви являются предметом охраны и подлежат сохранению.

Храм отличается изяществом внешней отделки, поражает благолепием. Внутреннее убранство храма необычайно. Интерьеры церкви богато расписаны масляной живописью по дощатой обшивке стен и потолков. Мастера позаботились об украшении стен храма живописными изображениями Богородицы, Спасителя и его крестных страданий, святых из библейских и евангельских сюжетов. Также живопись передаёт изображения святых, звёздного неба (на цилиндрических сводах), архитектурных деталей и декоративных растительных орнаментов; в пределе св. Николая Чудотворца (южный предел) монументальная живопись поздняя, а в остальных частях церкви – первоначальная.

Находясь в храме, невольно чувствуешь, что это какая – то особая живопись, отличная от живописи светской, живопись истинно церковная. Она изображает пред нами мир горний, к которому мы должны стремиться, а не мир земной с его суетными удовольствиями и соблазнами, представляет в телесных формах небожителей, пред которыми мы должны поклоняться. Эта живопись имеет цель пробуждать и воспитывать в нас чувство веры и благочестия. Святые лики сияют небесным величием и спокойствием, запечатлены кротостью и смирением, показывают полное преобладание духа над телом.

Общим украшением и вместе святынею служат иконы и священные изображения. В интерьерах церкви присутствует большое количество старинных икон: в иконостасах, в алтарях, на стенах. Это иконы: «Покрова Пресвятой Богородицы», «Казанской Божьей Матери», «Скоропослушницы», «Успение пресвятой Богородицы». Иконы святых: «Пантелеимона», «Николая – Чудотворца», «Серафима Саровского», «Сергия Радонежского», Святого Пророка «Иоанна – Крестителя». В алтарной части центрального храма находится старинная икона с изображением «Архистратига Михаила» и «Архангела Гавриила». Специалисты предполагают, что техника написания этих икон похожа на школу известного русского иконописца 19 века Нестерова. Чтобы это установить, необходимо выполнить научную атрибуцию всех икон экспертами – искусствоведами для установления их культурной ценности. Подписано соглашение с министерством культуры и молодёжной политики Самарской области по выполнению этой работы 17.10.2008года.

Небольшой храм вполне вместителен. Ежегодно в праздник Покрова Пресвятой Богородицы совершается крестный ход вокруг церкви.

С 1993 года храм является памятником истории и культуры, «Религиозным центром села», согласно распоряжению Главы Администрации Самарской области от 06.051993г. № 426-р

Храм - хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви и истории Русской святости. Молитвами и трудами святых и праведников, подвижников и угодников Божиих, в земле Российской просиявших, утверждалась, укреплялась и возрастала Русская Церковь. Каждый из них отмечен особой Божией благодатью, каждый нес в себе доброде­тели и лучшие национальные черты нашего народа...

Накануне престольного праздника храма – Покрова Пресвятой Богородицы, в октябре прошлого года, жительницей села Бугаёвой Татьяной на чердаке её дома была найдена икона Покрова Пресвятой Богородицы. Она была завёрнута в старенькую тряпицу. Икона истлела, попортилась, но изображение сохранилось. В этом доме когда-то жил священник Иоанн, ко­торого прислала Епархия в 1947 году. Видимо, те, кто жил там после, боясь преследований, спрятали икону на чердак и она там пролежала до наших дней. Бугаёва Т.Н. принесла её на­шей учительнице Ларисе Борисовне и сейчас она хранится в кабинете Православной куль­туры. Мы посоветовались с батюшкой и решили оставить её в школе. Икона не представ­ляет, какой либо культурной ценности, но для нас она ценна как святыня и как историческая реликвия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: