Основные исторические события жизни храма




После революции 1917 г. отношение власти к Церкви круто изменилось. 23 ян­варя 1918 г. был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. На­чалось изъятие святынь из соборов. По всей стране начались процессы, на которых священ­нослужители и миряне обвинялись в сопротивлении действий властей, закрытие церквей. В 1932году постановлением Средне-Волжского краевого исполнительного комитета (протокол №69 от 20 02. 1932г.) церковь в селе Волчанка была закрыта, здания её передали школе. Помнят жители села, как разоряли церковь, снимали крест, колокола. Представители местной власти пришли к звонарю и велели снимать колокол. Залез он с горючими слезами и зазво­нил. Около церкви собрался народ со всего села. Женщины пали на колени и рыдали. Мест­ные активисты сняли крест, колокола. Большой колокол упал, и звон долго ещё слышали ме­стные жители. Позже колокол увезли на переплавку. Когда разоряли иконостас, то многие местные жители часть икон успели разобрать, и они долго хранились в их семьях как самая дорогая реликвия.

Из воспоминаний Сараевой А.А. 1937 г. рождения: «Когда я была маленькой, слышала рассказы своего деда об этих смутных временах. В нашем селе Церковь действо­вала до 1929г., а потом также была закрыта. Богослужения запрещены. Иконы разделили по дворам на сохранение. Икона «Спасителя» была взята на сохранение Кудиновым Алексеем Тимофеевичем. «Распятие Иисуса Христа» - матушкой Ольгой (в миру Тимченко Прасковья Тимофеевна). Икона «Казанской Божьей матери» Тимченко Степаном Лукьяновичем. На со­хранение также взяли иконы: Губарев Иван Яковлевич, Тимченко Василий Кузьмич (сын ма­тушки Ольги), Буцыков Николай Иванович, Абалымов Иван Иванович, Махов Андрей из Арсентьевки»,

Вспоминает прихожанин Храма Пресвятой Богородицы села Волчанка Болесов А.П. 1926 г. рождения: «Был я еще ребенком. Помню, пошел к тетке, дорога шла мимо Церкви. Там собралось много народу, женщины плакали. Власти заставили стариков снять колокол с колокольни и сбросить его вниз. Колокол, когда упал, то лопнул от удара о землю. Его погрузили на машину и увезли. Для всех прихожан это было большой потерей. Женщины не стыдились слёз и плакали. Власти распорядились закрыть церковь для Богослужений и жители, опасаясь надругания над святыми иконами, решили спрятать святыни по дворам».

Чтобы сохранить Храм Покрова Пресвятой Богородице Абалымов Дмитрий Григорьевич и Раков Михаил Климентьевич стали хлопотать об открытии в церкви места для хранения хлеба. В то время церкви разрушали повсюду, а эта мера могла бы помочь сохра­нить здание церкви. Хранилище для хлеба было организовано в церкви. Всю войну хлеб бе­регли там и вывозили государству. В южной части церкви было выделено место для ремонта тракторов и другой сельхозтехники». Так, до конца войны здание храма было хранилищем зерна и ремонтной мастерской. И только в 1947 году были возобновлены Богослужения

Люди, перенесшие тяготы войны, потерявшие своих близких, потянулись в Храмы Божие, ища в них утешения. Большинство не утратило веру в годы гонения на Церковь. Мно­гие родившиеся после революции, утратили живую связь с Церковью, но в их домах ради ве­рующих матерей и жен сохранялись иконы, праздники они помнили и детей своих крестили.

В 1947Г. Абалымов Д.Г. и Раков М.К. обратились к властям с просьбой об открытии Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Волчанка для Богослужений. Калинин Михаил Иванович дал разрешение открыть Церковь. Время было трудное. Многие погибли, пропали без вести. Людям, оставшимся в живых, нужна была духовная поддержка, которую могла бы оказать Церковь.

Это был настоящий праздник. Все люди из сел: Волчанка, Филосовка, Чагорка и Ар­сентьевка собрались убраться в церкви, привести все в порядок. Все, кто брал иконы на хра­нение, несли их торжественно на полотенцах степями. За один день собрали все иконы.

В 1947 году Епархия прислала священника Иоанна и с этого времени в Храме «По­кровской Церкви» начались службы и продолжаются по сей день.

В 1991 году отделом Юстиции Администрации Самарской области зарегистрирован Устав местной православной организации.

С 1993 года храм является памятником истории и культуры, «Религиозным центром села».

В 2000 году 6 сентября официально перерегистрирована местная религиозная органи­зация Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Волчанка, Красноармейского рай­она, Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви, которой переданы в собственность здание церкви и связанный с ним земельный участок.

 

Чудеса

Это произошло до войны. Интересная история случилась с Мишустиным Иваном Ми­хайловичем. В то время, когда люди спасали иконы и брали их на сохранение, Иван Михай­лович сберег иконостас со святым распятием Иисуса Христа, привезенным с Афона. Он захо­ронил до времени святыню под домом. Позже его призвали в армию. Когда он вернулся, то дома его не было, он сгорел. Люди спрашивали его о той святыне, которую он спрятал. Па­рень показал место под пепелищем. Люди стали копать в том месте, где он показал. И вот чудо, было найдено все, что когда-то Иван Михайлович схоронил от поругания властей. Со спасением иконостаса люди связывают случай чудесного спасения Мишустина Ивана Ми­хайловича во время войны. В начале войны парень попал на фронт. Во время Висло-Одеров­ской операции он вместе с другими бойцами и пушкой оказался на плоту. Фашисты, не давая переправиться через реку, били по нашим бойцам прямой наводкой. И вот прямое попадание, плот разлетелся в щепки.… Очнулся Мишустин Иван уже на берегу. В живых остался он один. И был ему вещий сон, будто явилась перед ним Пресвятая Богородица и показала, куда ему направиться, чтобы выйти к своим. Люди, его чудесное спасение связывают с тем, что не побоялся он в свое время за свою жизнь, спас Православные святыни от разграбления, вот теперь и его спасла от смерти Пресвятая Богородица. Мишустин И.М. живет сейчас в с. Красноармейское, а деревянный крест с живописным изображением распятия, датируемый 1910годом, находится в южном пределе св. Николая Чудотворца.

 

 

Настоятели и подвижники

В 1947 году Епархия прислала священника Иоанна и с этого времени в Храме «По­кровской Церкви» начались службы. Священник жил на квартире Бугаевой Ольги Ивановны. Она стала старостой. Стали восстанавливать Церковь. У кого что было, несли в Церковь на пожертвование. Что можно продать было из своей продукции продавали, и на эти деньги по­купали свечи, керосин и др. В 1948 г. был организован церковный хор, которым руководил Кудинов Алексей Тимофеевич – отец Сараевой А.А.. А её дедушка Кудинов Тимофей Гера­симович руководил церковным хором при церковно-приходской школе в середине XIX века».

Утихла кампания пропагандистской агрес­сии против Церкви. В эти годы Епархия на­чала выделять средства для ремонта и реставрации Церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Волчанка. Сараева А.А. рассказывала: «Старостой был назначен Абалымов Дмитрий Григорьевич. Всем селом делали ремонт в Храме Покрова Пресвятой Богородицы. Люди не­сли для ремонта Храма все, что могли: краску, кисточки, известку, гвозди и т.п. Всем миром люди взялись делать ремонт в Храме»

С 1976 г. Епархия прислала в Храм Пресвятой Богородицы священника Савина Ио­анна Алексеевича. Он приехал с семьей: матушка Елена и семилетний сын Петр. Священник поселился в с. Волчанка и стал служить в Храме. Число прихожан в Покровской Церкви мно­гократно увеличилось и все церковные службы и таинства стали совершаться регулярно. Как отмечают прихожане, отец Иоанн уделял серьезное внимание проведению службы, для него не было мелочей. Он действовал мудро, не привлекал внимания властей противостоянием Церкви, выполнял свой долг священника. В то время зимний приход Святителя Николая был в запустении: стекла разбиты, рамы разрушены, стены, и потолок необходимо было рестав­рировать. Практически зимний приход пришлось восстанавливать заново. Матушка Елена и отец Иоанн вместе с прихожанами взялись за работу: рамы обновили, стекла вставили, пол отскоблили. А стены расписывала бригада Крутилина, которую прислала Епархия. Вместе со священником Иваном В. приехала в Волчанку монахиня Акулина. Ей поручили печь про­сфоры и следить за порядком и чистотой в Церкви, шить церковное убранство. Сын священ­ника Савин Петр, придя после армии, обновил весь иконостас. Он пошел по стопам отца, стал протодьяконом и служит в Самаре в Храме Георгия Победоносца. Отец Иоанн служил в Храме Покрова до 2000 г. Потом он заболел и не смог работать и целый год в Церкви не ве­лись службы. В то время произошло нападение на Храм Покрова. Воры похитили ценные иконы, серебряный крест и другую церковную утварь. Для всех прихожан это было невос­полнимой потерей.

С 2001 г. настоятелем Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Волчанка стал свя­щенник Алексей Михайлович Чичановский. Он за короткое время заслужил любовь и уваже­ние прихожан. При поддержке матушки Марины была организована Воскресная школа. Отец Алексей тесно наладил связь со школой. Был организован церковный хор из школьников, ко­торый успешно действовал. Организовывались совместные праздники Церкви со школой: «Рождественские посиделки»

С декабря 2004 г. настоятелем Храма стал священник Дионисий Каримов. В 2005 г., накануне праздника Покрова к 175-летию Церкви Храм привлек внимание широкой общест­венности. В журнале «Посох» № 1 за 2005 г. издатель ООО «Вести» г. Самара была опубли­кована статья: «Церкви нужна крыша», Сергея Жигалова. Автор писал о главной боли хри­стиан, о следах забвения. «Покосился на куполе крест, змеится трещинами фундамент, сы­плется с потолка на иконостас труха, коробится и облетает краска со старинных росписей по­толка и стен Церкви. Изъеденная ржавчиной латаная-перелатаная крыша. Худая кровля – са­мая опасная угроза существованию Храма».

Доброхотов всегда хватает на русской земле и еще до праздника рождения Храма Мишустин Юрий Николаевич, предприниматель, живет в г. Самара, но помнит о своих кор­нях, а родом он из с. Чагорка. Он предложил свою помощь в капитальном ремонте крыши. Часть кровли была обновлена к октябрю 2005 г. Также на средства спонсоров была приобре­тена чаша для причастия и Евангелие.

В июне 2005 г. министерство культуры и молодежной политики Самарской области включило здание Храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы с. Волчанка в «Список объ­ектов, представляющих художественную, историческую, научную ценность». И выделило средства на ремонт. Теперь Храм пользуется всеми правами объекта культурного наследия регионального значения. Все ремонтно-строительные реставрационные работы по зданию должны производиться по разрешительной документации Госоргана и под его контролем…

Торжества как раз приурочили к празднику Покрова.

Молитвами и трудами настоятелей и подвижников их крепкой верой, которую они несли и несут в народ укрепляется и возрастает церковь и наша с вами вера.

 

Празднование 175-летия

В октябре 2005года. Состоялся праздник по случаю дня рождения Храма и.дня с. Волчанка, потому воскресенье собрало всех – и верующих, и тех, кто живет в с. Волчанке уже многие годы и прикипел душой к этой степной глубинке. На торжества в с. Волчанка прибыли архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, священники всех приходов южной зоны губернии, хор Самарской духовной семинарии. В старинном Храме сначала прошло торжественное богослужение, от имени Епархии были вручены благодарственное письмо главе района Павлу Михайловичу Елину, владыка Самарский и Сызранский Сергий вручил серебряный знак Святителя Алексея, митрополита Московского, за труды во благо Святой Церкви. за активное участие главы Красноармейского района П.М. Елина. в возрождении Храма, за то что он привлек внимание общественности к проблеме сохранения Храма, как памятника архитектуры и очага духовности.

Основное действо происходило в Храме, во время литургии под куполом храма раз­дался птичий щебет; появление птицы сочли за добрую примету. Венцом литургии стал кре­стный ход.

С 2005 г. Храм Покрова Пресвятой Богородицы официально является памятником ар­хитектуры. На уровне Правительства Самарской области было принято решение о выделении 5 млн. рублей на дальнейшую реставрацию Храма. Ремонтные работы продолжаются. К се­годняшнему дню заменены оконные и дверные блоки, частично заменены полы, перекрыты купола и кровля, обновлены кресты на куполах. Реставрация храма продолжается согласно разрешению министерства культуры и молодёжной политике Самарской области и плану ре­монтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и куль­туры. Особой гордостью храма являются колокола, звон которых жители не слышали 79 лет и с праздника Пасхи в 2008году 12 колоколов радуют нас своим перезвоном.

Заключение

Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Волчанка - местная православная религиозная организация Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви. Официально приход зарегистрирован в 1991 году. Имеется Устав, Свидетельство о регистра­ции. В своей деятельности Приход руководствуется постановлениями Поместных и Архие­рейских соборов. Приход осуществляет свою деятельность при соблюдении законодательства Р.Ф.. С 29.11.2004 года настоятелем прихода назначен священник Дионисий Юнысович Ка­римов.

Что значит для нас Церковь сегодня? Это один из самых старинных на территории гу­бернии храмов, сохранённых нашими прадедами - хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви и истории Русской святости

Для Епархии – один из последних, деревянных, старинных Храмов. Для властей – редчайший исторический памятник зодчества, иконописи, здесь хранятся по сей день ред­чайшие, старинные книги. Евангелию столько же лет, сколько и Церкви, а также много ста­ринных икон. Для жителей – это душа села, так сказала т. Шура, Сараева Александра Алек­сеевна, а еще один из жителей так определил значимость Храма: «Люди без Храма, что пчелы без улия». Храм во все времена был духовным стержнем общества. Храм это небо на земле, где через покаяние и молитву человек очищает свою душу, становится лучше, чище, В храме возносятся молитвы о родных, близких и человек надеется, что Господь услышит его молитву и даст свою благодать всем людям и всему миру.

Храм так же является свидетелем тех исторических событий, которые непосредст­венно связаны со становлением нашего государства. Храм – это свидетель истории. Он на­поминает нам о наших героических предках, подвигами и трудами которых мы гордимся и стараемся впитать от них самые лучшие качества. Храм - это духовная поддержка во все времена.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Мень А. «История религии» М. 1998 г.

2. Медушевский В. Статья «Основы духовно-нравственного воспитания» ж-л Духовный со­беседник № 3 2001 г.

3. Цыпин В. История Русской Церкви 1917 – 1997 гг. М. 1997 г.

4. Архивная справка администрации Красноармейского района Самарской области

5. Газета «Самарские известия» октябрь 2005 г.

6. Советский энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова

7. Большой универсальный справочник школьника составитель А.П. Кошель

8. Воспоминания прихожанина Покровского храма Болесова А.И.

9. Воспоминания прихожанки Покровского храма Сараевой А.А.

10. Беседа с настоятелем храма Покрова священником Дионисием

 

 

Приложение

Документы:

Архивная справка администрации Красноармейского района Самарской обл.

Свидетельство о регистрации Прихода от 2000г.

Общие положения устава Прихода от 2000г.

Указ Самарского Епархиального управления от 29.11 2004г

Техническое состояние памятника 2005г.

Акт технического состояния памятника от03.06.2005г

Письмо согласование Министру культуры 2007 г.

Акт о приёмке выполненных работ субподрядчиком ООО НПП «Самоздрав»2007г.

План реставрационных работ с приложением 2008г.

Эскиз плана участка

Представление об устранении нарушений от 08.10.2008г.

Письмо прокурору об устранении нарушений от 07.11 2008г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: