После революции 1917 г. отношение власти к Церкви круто изменилось. 23 января 1918 г. был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Началось изъятие святынь из соборов. По всей стране начались процессы, на которых священнослужители и миряне обвинялись в сопротивлении действий властей, закрытие церквей. В 1932году постановлением Средне-Волжского краевого исполнительного комитета (протокол №69 от 20 02. 1932г.) церковь в селе Волчанка была закрыта, здания её передали школе. Помнят жители села, как разоряли церковь, снимали крест, колокола. Представители местной власти пришли к звонарю и велели снимать колокол. Залез он с горючими слезами и зазвонил. Около церкви собрался народ со всего села. Женщины пали на колени и рыдали. Местные активисты сняли крест, колокола. Большой колокол упал, и звон долго ещё слышали местные жители. Позже колокол увезли на переплавку. Когда разоряли иконостас, то многие местные жители часть икон успели разобрать, и они долго хранились в их семьях как самая дорогая реликвия.
Из воспоминаний Сараевой А.А. 1937 г. рождения: «Когда я была маленькой, слышала рассказы своего деда об этих смутных временах. В нашем селе Церковь действовала до 1929г., а потом также была закрыта. Богослужения запрещены. Иконы разделили по дворам на сохранение. Икона «Спасителя» была взята на сохранение Кудиновым Алексеем Тимофеевичем. «Распятие Иисуса Христа» - матушкой Ольгой (в миру Тимченко Прасковья Тимофеевна). Икона «Казанской Божьей матери» Тимченко Степаном Лукьяновичем. На сохранение также взяли иконы: Губарев Иван Яковлевич, Тимченко Василий Кузьмич (сын матушки Ольги), Буцыков Николай Иванович, Абалымов Иван Иванович, Махов Андрей из Арсентьевки»,
Вспоминает прихожанин Храма Пресвятой Богородицы села Волчанка Болесов А.П. 1926 г. рождения: «Был я еще ребенком. Помню, пошел к тетке, дорога шла мимо Церкви. Там собралось много народу, женщины плакали. Власти заставили стариков снять колокол с колокольни и сбросить его вниз. Колокол, когда упал, то лопнул от удара о землю. Его погрузили на машину и увезли. Для всех прихожан это было большой потерей. Женщины не стыдились слёз и плакали. Власти распорядились закрыть церковь для Богослужений и жители, опасаясь надругания над святыми иконами, решили спрятать святыни по дворам».
Чтобы сохранить Храм Покрова Пресвятой Богородице Абалымов Дмитрий Григорьевич и Раков Михаил Климентьевич стали хлопотать об открытии в церкви места для хранения хлеба. В то время церкви разрушали повсюду, а эта мера могла бы помочь сохранить здание церкви. Хранилище для хлеба было организовано в церкви. Всю войну хлеб берегли там и вывозили государству. В южной части церкви было выделено место для ремонта тракторов и другой сельхозтехники». Так, до конца войны здание храма было хранилищем зерна и ремонтной мастерской. И только в 1947 году были возобновлены Богослужения
Люди, перенесшие тяготы войны, потерявшие своих близких, потянулись в Храмы Божие, ища в них утешения. Большинство не утратило веру в годы гонения на Церковь. Многие родившиеся после революции, утратили живую связь с Церковью, но в их домах ради верующих матерей и жен сохранялись иконы, праздники они помнили и детей своих крестили.
В 1947Г. Абалымов Д.Г. и Раков М.К. обратились к властям с просьбой об открытии Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Волчанка для Богослужений. Калинин Михаил Иванович дал разрешение открыть Церковь. Время было трудное. Многие погибли, пропали без вести. Людям, оставшимся в живых, нужна была духовная поддержка, которую могла бы оказать Церковь.
Это был настоящий праздник. Все люди из сел: Волчанка, Филосовка, Чагорка и Арсентьевка собрались убраться в церкви, привести все в порядок. Все, кто брал иконы на хранение, несли их торжественно на полотенцах степями. За один день собрали все иконы.
В 1947 году Епархия прислала священника Иоанна и с этого времени в Храме «Покровской Церкви» начались службы и продолжаются по сей день.
В 1991 году отделом Юстиции Администрации Самарской области зарегистрирован Устав местной православной организации.
С 1993 года храм является памятником истории и культуры, «Религиозным центром села».
В 2000 году 6 сентября официально перерегистрирована местная религиозная организация Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Волчанка, Красноармейского района, Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви, которой переданы в собственность здание церкви и связанный с ним земельный участок.
Чудеса
Это произошло до войны. Интересная история случилась с Мишустиным Иваном Михайловичем. В то время, когда люди спасали иконы и брали их на сохранение, Иван Михайлович сберег иконостас со святым распятием Иисуса Христа, привезенным с Афона. Он захоронил до времени святыню под домом. Позже его призвали в армию. Когда он вернулся, то дома его не было, он сгорел. Люди спрашивали его о той святыне, которую он спрятал. Парень показал место под пепелищем. Люди стали копать в том месте, где он показал. И вот чудо, было найдено все, что когда-то Иван Михайлович схоронил от поругания властей. Со спасением иконостаса люди связывают случай чудесного спасения Мишустина Ивана Михайловича во время войны. В начале войны парень попал на фронт. Во время Висло-Одеровской операции он вместе с другими бойцами и пушкой оказался на плоту. Фашисты, не давая переправиться через реку, били по нашим бойцам прямой наводкой. И вот прямое попадание, плот разлетелся в щепки.… Очнулся Мишустин Иван уже на берегу. В живых остался он один. И был ему вещий сон, будто явилась перед ним Пресвятая Богородица и показала, куда ему направиться, чтобы выйти к своим. Люди, его чудесное спасение связывают с тем, что не побоялся он в свое время за свою жизнь, спас Православные святыни от разграбления, вот теперь и его спасла от смерти Пресвятая Богородица. Мишустин И.М. живет сейчас в с. Красноармейское, а деревянный крест с живописным изображением распятия, датируемый 1910годом, находится в южном пределе св. Николая Чудотворца.
Настоятели и подвижники
В 1947 году Епархия прислала священника Иоанна и с этого времени в Храме «Покровской Церкви» начались службы. Священник жил на квартире Бугаевой Ольги Ивановны. Она стала старостой. Стали восстанавливать Церковь. У кого что было, несли в Церковь на пожертвование. Что можно продать было из своей продукции продавали, и на эти деньги покупали свечи, керосин и др. В 1948 г. был организован церковный хор, которым руководил Кудинов Алексей Тимофеевич – отец Сараевой А.А.. А её дедушка Кудинов Тимофей Герасимович руководил церковным хором при церковно-приходской школе в середине XIX века».
Утихла кампания пропагандистской агрессии против Церкви. В эти годы Епархия начала выделять средства для ремонта и реставрации Церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Волчанка. Сараева А.А. рассказывала: «Старостой был назначен Абалымов Дмитрий Григорьевич. Всем селом делали ремонт в Храме Покрова Пресвятой Богородицы. Люди несли для ремонта Храма все, что могли: краску, кисточки, известку, гвозди и т.п. Всем миром люди взялись делать ремонт в Храме»
С 1976 г. Епархия прислала в Храм Пресвятой Богородицы священника Савина Иоанна Алексеевича. Он приехал с семьей: матушка Елена и семилетний сын Петр. Священник поселился в с. Волчанка и стал служить в Храме. Число прихожан в Покровской Церкви многократно увеличилось и все церковные службы и таинства стали совершаться регулярно. Как отмечают прихожане, отец Иоанн уделял серьезное внимание проведению службы, для него не было мелочей. Он действовал мудро, не привлекал внимания властей противостоянием Церкви, выполнял свой долг священника. В то время зимний приход Святителя Николая был в запустении: стекла разбиты, рамы разрушены, стены, и потолок необходимо было реставрировать. Практически зимний приход пришлось восстанавливать заново. Матушка Елена и отец Иоанн вместе с прихожанами взялись за работу: рамы обновили, стекла вставили, пол отскоблили. А стены расписывала бригада Крутилина, которую прислала Епархия. Вместе со священником Иваном В. приехала в Волчанку монахиня Акулина. Ей поручили печь просфоры и следить за порядком и чистотой в Церкви, шить церковное убранство. Сын священника Савин Петр, придя после армии, обновил весь иконостас. Он пошел по стопам отца, стал протодьяконом и служит в Самаре в Храме Георгия Победоносца. Отец Иоанн служил в Храме Покрова до 2000 г. Потом он заболел и не смог работать и целый год в Церкви не велись службы. В то время произошло нападение на Храм Покрова. Воры похитили ценные иконы, серебряный крест и другую церковную утварь. Для всех прихожан это было невосполнимой потерей.
С 2001 г. настоятелем Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Волчанка стал священник Алексей Михайлович Чичановский. Он за короткое время заслужил любовь и уважение прихожан. При поддержке матушки Марины была организована Воскресная школа. Отец Алексей тесно наладил связь со школой. Был организован церковный хор из школьников, который успешно действовал. Организовывались совместные праздники Церкви со школой: «Рождественские посиделки»
С декабря 2004 г. настоятелем Храма стал священник Дионисий Каримов. В 2005 г., накануне праздника Покрова к 175-летию Церкви Храм привлек внимание широкой общественности. В журнале «Посох» № 1 за 2005 г. издатель ООО «Вести» г. Самара была опубликована статья: «Церкви нужна крыша», Сергея Жигалова. Автор писал о главной боли христиан, о следах забвения. «Покосился на куполе крест, змеится трещинами фундамент, сыплется с потолка на иконостас труха, коробится и облетает краска со старинных росписей потолка и стен Церкви. Изъеденная ржавчиной латаная-перелатаная крыша. Худая кровля – самая опасная угроза существованию Храма».
Доброхотов всегда хватает на русской земле и еще до праздника рождения Храма Мишустин Юрий Николаевич, предприниматель, живет в г. Самара, но помнит о своих корнях, а родом он из с. Чагорка. Он предложил свою помощь в капитальном ремонте крыши. Часть кровли была обновлена к октябрю 2005 г. Также на средства спонсоров была приобретена чаша для причастия и Евангелие.
В июне 2005 г. министерство культуры и молодежной политики Самарской области включило здание Храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы с. Волчанка в «Список объектов, представляющих художественную, историческую, научную ценность». И выделило средства на ремонт. Теперь Храм пользуется всеми правами объекта культурного наследия регионального значения. Все ремонтно-строительные реставрационные работы по зданию должны производиться по разрешительной документации Госоргана и под его контролем…
Торжества как раз приурочили к празднику Покрова.
Молитвами и трудами настоятелей и подвижников их крепкой верой, которую они несли и несут в народ укрепляется и возрастает церковь и наша с вами вера.
Празднование 175-летия
В октябре 2005года. Состоялся праздник по случаю дня рождения Храма и.дня с. Волчанка, потому воскресенье собрало всех – и верующих, и тех, кто живет в с. Волчанке уже многие годы и прикипел душой к этой степной глубинке. На торжества в с. Волчанка прибыли архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, священники всех приходов южной зоны губернии, хор Самарской духовной семинарии. В старинном Храме сначала прошло торжественное богослужение, от имени Епархии были вручены благодарственное письмо главе района Павлу Михайловичу Елину, владыка Самарский и Сызранский Сергий вручил серебряный знак Святителя Алексея, митрополита Московского, за труды во благо Святой Церкви. за активное участие главы Красноармейского района П.М. Елина. в возрождении Храма, за то что он привлек внимание общественности к проблеме сохранения Храма, как памятника архитектуры и очага духовности.
Основное действо происходило в Храме, во время литургии под куполом храма раздался птичий щебет; появление птицы сочли за добрую примету. Венцом литургии стал крестный ход.
С 2005 г. Храм Покрова Пресвятой Богородицы официально является памятником архитектуры. На уровне Правительства Самарской области было принято решение о выделении 5 млн. рублей на дальнейшую реставрацию Храма. Ремонтные работы продолжаются. К сегодняшнему дню заменены оконные и дверные блоки, частично заменены полы, перекрыты купола и кровля, обновлены кресты на куполах. Реставрация храма продолжается согласно разрешению министерства культуры и молодёжной политике Самарской области и плану ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры. Особой гордостью храма являются колокола, звон которых жители не слышали 79 лет и с праздника Пасхи в 2008году 12 колоколов радуют нас своим перезвоном.
Заключение
Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Волчанка - местная православная религиозная организация Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви. Официально приход зарегистрирован в 1991 году. Имеется Устав, Свидетельство о регистрации. В своей деятельности Приход руководствуется постановлениями Поместных и Архиерейских соборов. Приход осуществляет свою деятельность при соблюдении законодательства Р.Ф.. С 29.11.2004 года настоятелем прихода назначен священник Дионисий Юнысович Каримов.
Что значит для нас Церковь сегодня? Это один из самых старинных на территории губернии храмов, сохранённых нашими прадедами - хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви и истории Русской святости
Для Епархии – один из последних, деревянных, старинных Храмов. Для властей – редчайший исторический памятник зодчества, иконописи, здесь хранятся по сей день редчайшие, старинные книги. Евангелию столько же лет, сколько и Церкви, а также много старинных икон. Для жителей – это душа села, так сказала т. Шура, Сараева Александра Алексеевна, а еще один из жителей так определил значимость Храма: «Люди без Храма, что пчелы без улия». Храм во все времена был духовным стержнем общества. Храм это небо на земле, где через покаяние и молитву человек очищает свою душу, становится лучше, чище, В храме возносятся молитвы о родных, близких и человек надеется, что Господь услышит его молитву и даст свою благодать всем людям и всему миру.
Храм так же является свидетелем тех исторических событий, которые непосредственно связаны со становлением нашего государства. Храм – это свидетель истории. Он напоминает нам о наших героических предках, подвигами и трудами которых мы гордимся и стараемся впитать от них самые лучшие качества. Храм - это духовная поддержка во все времена.
Список используемой литературы
1. Мень А. «История религии» М. 1998 г.
2. Медушевский В. Статья «Основы духовно-нравственного воспитания» ж-л Духовный собеседник № 3 2001 г.
3. Цыпин В. История Русской Церкви 1917 – 1997 гг. М. 1997 г.
4. Архивная справка администрации Красноармейского района Самарской области
5. Газета «Самарские известия» октябрь 2005 г.
6. Советский энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова
7. Большой универсальный справочник школьника составитель А.П. Кошель
8. Воспоминания прихожанина Покровского храма Болесова А.И.
9. Воспоминания прихожанки Покровского храма Сараевой А.А.
10. Беседа с настоятелем храма Покрова священником Дионисием
Приложение
Документы:
Архивная справка администрации Красноармейского района Самарской обл.
Свидетельство о регистрации Прихода от 2000г.
Общие положения устава Прихода от 2000г.
Указ Самарского Епархиального управления от 29.11 2004г
Техническое состояние памятника 2005г.
Акт технического состояния памятника от03.06.2005г
Письмо согласование Министру культуры 2007 г.
Акт о приёмке выполненных работ субподрядчиком ООО НПП «Самоздрав»2007г.
План реставрационных работ с приложением 2008г.
Эскиз плана участка
Представление об устранении нарушений от 08.10.2008г.
Письмо прокурору об устранении нарушений от 07.11 2008г.