Соответствие содержания учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся.




Стиль, содержание и изложение материала «Азбуки» доступны и понятны обучающимся данной возрастной группы.

В содержании учебника учтены:

· Уровень личностного развития обучающихся данной возрастной группы, что выражается в формулировках заданий, в подборе языкового материала (использование в основном знакомой учащимся лексики, известных первоклассникам фольклорных и литературных произведений), в обращении к личному опыту детей (использование знакомых фольклорных и литературных образов, пословиц и поговорок, тексты на близкие первоклассникам темы (животные, природа, сказки и т. п.).

· Ведущая деятельность, характерная для обучающихся данной возрастной группы. Особенностью первых дней работы детей в школе является переход от игры как ведущей деятельности дошкольника к учебной деятельности. Для облегчения трудностей этого перехода в «Азбуке» имеется добукварный период, который является промежуточным звеном между игровой и учебной деятельностью: дети пересказывают знакомые по дошкольному периоду сказки (по иллюстрациям и сюжетным картинкам «Азбуки»), классифицируют предметы, характерные для дошкольника и школьника по иллюстрациям учебника, сопоставляют предложенные в учебнике жизненные ситуации с теми, которые они наблюдали в своей повседневной жизни (с.4-9). Одновременно идет и процесс усвоения понятий об устной и письменной речи, слове и предложении, слоге, ударении, звуках в природе и речи, гласных и согласных звуках, слогообразующей роли гласных. Дети много работают со знаково-символическими средствами представления информации (схемами предложений, слов, слогов). И только в конце добукварного периода дети переходят к изучению букв, обозначающих гласные звуки, то есть процесс адаптации к учебной деятельности в принципе закончен. В дальнейшем игровые моменты имеют учебный характер (ч.I, с.29, 34, 39, 44, 46 и т.д.).

Кроме этого, в «Азбуке» учтено, что в последнее время чаще всего в классе обучаются дети, различающиеся по степени готовности к школе. Поэтому в «Азбуке» к каждому уроку помещен материал как для детей, которые только учатся читать, так и материал для учащихся научившихся читать ещё в дошкольный период.

· Опора на жизненный опыт обучающихся детей данной возрастной группы, в том числе опыт жителей городской и сельской местности.

Жизненный опыт первоклассников невелик, но всё же он имеется. В «Азбуке» есть задания по составлению рассказов детьми с опорой на свои жизненные впечатления: о детских играх (ч.I, c.12), о звуках окружающего мира (ч.I, с.13), об отдыхе в деревне (ч.I, с.14) и т.д. В то же время некоторые тексты направлены на то, чтобы расширить кругозор ребёнка, познакомить его с тем, с чем он в своей жизни ещё не встречался.

 

4. Содержание учебника реализует принцип научности, учитывающий возрастные и психологические особенности обучающихся в начальной школе:

· Знакомит с теорией, на которой базируется русская графика, то есть со слоговым принципом русской графики. Для этого в «Азбуку» введена транскрипция звуков, которым соответствуют изучаемые буквы, даются правила, которые показывают роль «нейотированных» и «йотированных» букв в построении слогов, приведены к общепринятым в лингвистике формулировкам названия букв «буква, обозначающая гласный звук», «буква, обозначающая согласный звук». Понимание детьми того, на чем построена русская графика, позволит им в дальнейшем более осознанно усваивать правила русской орфографии и такие лексические явления, как омофоны, омографы и паронимы, а также проводить фонетический анализ слова, составляя его звуковой и буквенный состав. Этому же способствуют имеющиеся в «Азбуке» многочисленные наблюдения фонологического характера (ч.I – с.34, 46, 50, 51, 66, 67, 81, 89, 93, 102, 107; ч.II – с.13, 22).

· Предоставляет возможность расширения информационного поля обучающегося. В «Азбуке», кроме собственно сведений о русской графике и развитии книгопечатания, сообщается о многих явлениях действительности: растениях, животных, профессиях людей, инструментах, сельскохозяйственных работах, способах измерения времени, освоении космоса, о территории нашей страны, христианстве. В соответствии с возрастными возможностями исследовательских заданий и проектов в «Азбуке» немного. Это исследования, посвященные достопримечательностям Москвы (ч.I, с.84), развитию воздухоплавания и авиации (ч.II, с.56), развитию мореплавания и подводных работ (ч.I, с.104), способам измерения времени и развитию часового дела (ч.II, с.4-5). Выполнение этих исследовательских заданий потребует от «нечитающих» детей бесед со взрослыми или посещения музеев, а от «читающих», кроме того, чтения детских энциклопедий и поиска информации в Интернете, что требует от первоклассников больших усилий. Постепенному приучению детей к работе с разными источниками информации способствуют средства «навигации» (указания на то, откуда брать необходимую информацию: из бесед с одноклассниками при работе в паре и группе, из толкового словаря, из электронного приложения к «Азбуке»), для чего на с.2 обеих частей учебника и на полях имеются специальные значки.

· Формированию интереса непосредственно к изучению русского языка способствует попутная работа по лексике. Это наблюдения над омонимами (ч.I – с.30, 55, 60, 66, 82, 106, 113, 116; ч.II – с.6, 21, 76), омографами (ч.I, с.57, 77), фразеологизмами (ч.I, с.70), омофонами (ч.I, с.108), антонимами (ч.II, с.43, 72). В «Азбуке» имеются и задания повышенной трудности. Они отмечены специальным значком на полях учебника. Первоначальная дифференциация по степени готовности к школе в самой азбуке осуществляется выделением специальных текстов для детей, которые научились читать ещё в дошкольный период, для чего на с.2 и на полях имеются специальные значки. Кроме этого, в методическом пособии предлагается ещё один метод работы с «читающими» первоклассниками: опережающее чтение ими текстов в данном параграфе, а затем его озвучивание в качестве образца для «нечитающих» детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: