ГЛАВА 9
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ
Рыночный подход к формированию производственной программы
Производственная программа (ПП) – это развернутый план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент продукции и устанавливаемый исходя из потребностей рынка.
Разработка производственной программы осуществляется в следующей последовательности:
1) определение потребности в выпускаемой продукции;
2)разработка и коррекция стратегического плана
3) составление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
4) определение объемов (в натуральном выражении) и сроков производства отдельных видов продукции;
5) соотнесение производственной программы с имеющимися ресурсами и, в первую очередь, с производственной мощностью.
При необходимости (например, в случае дефицита какого-либо ресурса) возможен возврат ко второму шагу;
6) расчет объема продукции в стоимостном выражении.
Производственная программа характеризуется системой следующих показателей (рис. 1).
Показатели ПП распадаются на две большие группы:
– количественные, характеризующие объемы производимой продукции и динамику их изменений;
– качественные, отражающие производственно-технические (материалоемкость, точность, мощность) и эксплуатационные (надежность, ремонтопригодность) достоинства производимой продукции.
В рыночной экономике согласование интересов покупателей (спрос) и продавцов (предложение) осуществляется через действующий механизм цен. Они служат сигналом относительного дефицита (причиной увеличения количества товаров) или свидетельствуют о перепроизводстве. При росте цен сокращается количество покупок, затовариваются склады логистической сети, и, как следствие, сокращается план производства. Зависимость между объемами продаж и ценами обычно не линейна.
|
Формы взаимосвязи различны для отдельных товаров, товарных рынков, времени года, моды, качества продукции и других факторов. Они определяются для каждого конкретного товара во времени и пространстве.
Зависимость цены и спроса прослеживается при анализе объема продаж и служит инструментом для формирования производственной програ ммы.
Представление о способе функционирования механизма цен создается при изучении отдельного конкретного рынка.
D –спрос. S- предложение
Кривая спроса при обычных условиях является падающей, то есть если цена товара снижается, то спрос увеличивается. Для этого существует несколько причин:
- при более низкой цене на рынке появляются новые покупатели, а прежние покупатели увеличивают спрос;
- покупатели реагируют на повышение цен, ориентируясь на взаимозаменяемые товары;
- повышение цен для потребителя товара означает реальное сокращение его доходов, на что он реагирует ограничением спроса.
НО ВСЕГДА НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЕСТЬ ТОВАР, КОТОРЫЙ НЕ ПОКУПАЮТ НИ ПО КАКОЙ ЦЕНЕ. (Экзотика: веера, мантильи, одежда для лошадей и т.д.)
Кривая предложения на рынке указывает на количество, которое производители предлагают по различным ценам. Она обычно является повышающейся, то есть при более высоких ценах предлагается большое количество, предприятия расширяют свое производство.
Реакция потребителей на изменение уровня цен на товары и услуги интересует производителя с точки зрения выручки от продаж, которая при прочих равных условиях обеспечивает получение прибыли и эффективность производства. В свою очередь, увеличение выручки может быть достигнуто:
|
- при росте цен и неизменном объеме реализации в натуральных единицах измерения, то есть
Y1 > Y0; Q1 = Q0;
- при росте цен и объема реализации:
Y1 > Y0; Q1 > Q0;
- при снижении цен и росте объема реализации:
Y1 < Y0; Q1 > Q0;
Такие соотношения оцениваются как процентное изменение спроса к процентному изменению цены (эластичность спроса).
В краткосрочном периоде производитель, ориентируясь только на рыночную цену товара и собственные затраты, так регулирует предложение в пределах имеющихся мощностей, чтобы максимизировать свою прибыль. Если товар пользуется большим спросом и потребители «согласны» платить за него большую цену, производитель увеличивает объем производства несмотря на вырастающие издержки. Если рынок перенасыщен и потребители согласны покупать товар только по меньшей цене, производитель снижает объем предложения.