Занятие № 4
Тема: Монтаж ременных передач (ПК 1.1; ПК 1.2)
Цель: Теоретическая: изучить назначение ременных передач и требования, предъявляемые к ним
Практическая: научиться производить демонтаж и монтаж ременных передач. Осуществлять
натяжку ремня в передачах.
Оснащение работы: модели ременных передач, типы ремней, мерительный инструмент, чертежные
принадлежности, счетная техника, справочная литература.
Литература:
1.А.Н.Феофанов, А.Г.Схиртладзе, Т.Г.Гришина, «Организация ремонтных, монтажных и наладочных работ по промышленному оборудованию», М., «Академия», 2019г.
2.В.А.Кружков «Ремонт и монтаж металлургического оборудования», М, Металлургия, 1985
3.Б.Т. Гельберг «Ремонт промышленного оборудования» М, «Высшая школа», 1977
Содержание работы
1. Порядок выполнения работы.
2. Методические указания к работе
2.1. Теоретическая часть работы
2.2. Практическая часть работы
3. Содержание отчета
4. Контрольные вопросы.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с методическими указаниями к работе.
2. Проверить оснащение, предлагаемое к выполнению работы.
3. Ознакомиться с конструкциями ременных передач.
4. Осуществить сборку ременной передачи.
5. Соединение приводных ремней.
6. Проверка натяжения ремня.
7. Защитить и сдать отчет о проделанной работе.
Содержание отчета
1. Назначение и цели работы.
2. Оснащение работы.
3. Используемая литература.
4. Краткое описание сборки ременной передачи.
5. Описание соединения приводных ремней.
6. Описание натяжения ремней.
7. Ответы на контрольные вопросы.
Методические указания
Ременная передача – это механизм, предназначенный для передачи вращательного движения посредством фрикционного взаимодействия или зубчатого зацепления замкнутой гибкой связи (ремня) с жесткими звеньями (шкивами), закрепленными на входном и выходном валах механизма.
|
Достоинства: в озможность передачи движения на достаточно большие расстояния (до 15 м); плавность и малошумность работы;смягчение крутильных вибраций и толчков за счет упругой податливости ремня; предохранение механизмов от перегрузки за счет проскальзывания ремня при чрезмерных нагрузках.
Недостатки: относительно большие габариты; малая долговечность ремней; непостоянство передаточного числа за счет проскальзывания ремня; высокая чувствительность передачи к попаданию жидкостей (воды, топлива, масла) на поверхности трения.
Ременные передачи классифицируются:
1 По форме поперечного сечения ремня:
1.1 Плоскоременные (а)
1.2 Клиноременные (б)
1.3 Поликлиноременные (г).
1.4 Круглоременные (в).
1.5 Зубчатоременная (д).
- Сборка ременной передачи
Работа ременной передачи осуществляется посредством бесконечного ремня 1 (рис. 1) охватывающего с натяжением два шкива 2 и 3, закрепленные на валах 4 и 5.
В результате натяжения ремня на поверхности ведущего шкива 2 возникают силы трения, приводящие в движение ремень, вращающий шкив 3.
Рис.1. Открытая (а) и перекрестная (б) ременные передачи
При параллельных валах 4 и 5 и одинаковом направлении вращения ветви ремня располагаются с двух сторон шкивов, и передача называется открытой (рис. 1,а). Нижняя натянутая ветвь ремня называется - ведущей, а верхняя – ведомой.
|
В этом случае, когда шкивы и валы должны вращаться в разные стороны, ветви ремня перекрещиваются, и передача называется – перекрестной (рис. 1, б).
Сборка ременной передачи включает:
Сборку и балансировку шкивов, установку их на валах и регулирование передачи. В тех случаях, когда шкив имеет съемную ступицу (рис. 2, а) сборку начинают с установки этой ступицы 1, обод 2 целесообразно опереть торцом на верстак и закрепить в таком положении.
Рис.2. Разъемный (а) и цельный (б) шкивы
Ступицу 1 крепят тремя винтами 3, располагаемыми равномерно по окружности. После этого шкив устанавливают на оправку и проверяют в центрах на биение на контрольном приборе (рис. 3).
Рис.3. Проверка собранного шкива на биение
Рис.4. Оправка (а) и (б) призмы для статической балансировки
Допускаемое биение зависит от назначения передачи и диаметра шкивов. Для передачи средней точности при диаметре шкивов 400-500 мм радиальное биение не должно быть более 0,1 мм; торцевое 0,2 мм. Затем шкив устанавливают на верстак и ступицу закрепляют окончательно всеми винтами. Затем шкив насаживают на оправку и производят его балансировку.
Применяемые для этой цели оправки состоят из закаленного вала (рис. 4, а) и набора конусов.
В зависимости от формы шкива подбирают соответствующую пару конусов, между которыми и зажимают ступицу.
Шкивы балансируют статически на призмах (рис. 4, б). Закаленные призмы 1 горизонтально устанавливают в стойках 2 посредством регулировочных винтов 3. Стойки ставят на плите или специальном фундаменте.
|
Возможную неуравновешенность шкива устраняют приклепыванием в соответствующих местах грузов 4 (рис. 4, в) весом 20, 40, 80 или 100 гр. Головка заклепки удерживающей груз, не должна выступать над наружной поверхностью шкива, чтобы не портить поверхность ремня.
Допустимая неуравновешенность (дисбаланс) для чугунных шкивов при окружных скоростях до 15 м/сек приведены в табл. 1. При окружных скоростях более 15 м/сек допустимый дисбаланс уменьшают в 1,5 раза.
Таблица 1. Вес дисбаланса (в граммах)
Вес шкива в кг | Диаметр шкива в мм | ||||||
- | - | - | - | ||||
- | - | ||||||
- | - | ||||||
- | - | ||||||
- | - | - | |||||
- | - | ||||||
- | - | - | |||||
- | - | - | |||||
- | - | - | - |
Способы установки и крепления шкивов на валах показаны на рис. 5.
Рис.5. Способы закрепления шкивов на валах
Установка шкива на клиновой шпонке (рис. 5, в). Установка шкива на призматической шпонке (рис. 5, б); на призматическую шпонку и центрирование по конусу (рис. 5, а).
Шлицевые соединения (рис. 5, г) обладает наибольшими преимуществами:
- лучшая центровка деталей;
- большая прочность и меньшая изнашиваемость сопряжения.
Затяжку гайки, навертываемой на конец вала для создания требуемого натяга, целесообразно ограничить длиной рукоятки ключа.
Рис.6. Схема установки шкива на конусе вала
Под действием силы Р (рис. 6), создаваемой при завинчивании гайки, в связи с конусностью шейки вала на ступицу шкива будет действовать разрывающая сила N.
Перед навинчиванием гайки следует убедится, что торец вала 1 (рис. 6) утопает относительно торца ступицы шкива, что дает возможность иметь гарантированную посадку по конусу.
Снятие шкива с вала необходимо производить винтовыми съемками (рис. 7, а), захватывают шкив за ступицу или спицы возможно ближе к центру. Клиновые шпонки выбивать зубилом запрещается. Для этого нужно пользоваться штангой с грузом (рис. 7, б), ударами которого об упор создают силу для выпрессовки шпонки.
Для снятия шпонок небольших размеров применяют специальный рычаг (рис. 7, в), а для крупных шпонок лучше пользоваться винтовыми съемниками (рис. 7, г).
Рис. 7. Методы снятия шкивов и шпонок
Для нормальной работы ременной передачи необходимо, чтобы средние плоскости обоих шкивов совмещались. Для этого необходимо, чтобы оси ведущего и ведомого валов были параллельны.
Рис.8. Шкивы ременных передач: а-для плоских ремней; б-для конических ремней
1 – обод; 2 – спица; 3 – шпоночный паз; 4 – посадочное отверстие;
5 – стенки канавки; 6 – ремень; 7 – буртик; 8 – дно канавки
У шкивов для плоских ремней (рис. 8, а) в следствии проскальзывания ремня изнашивается обод, из-за чего ухудшается сцепление между ремнем и шкивом. Наблюдаются также надломы обода, трещины на спицах, износ посадочного отверстия и шпоночного паза.
У шкивов клиноременных передач (рис. 8, б) прежде всего изнашивается поверхности канавок.
К шкивам предъявляются следующие требования:
- поверхности, сопрягаемые с ремнями, должны быть обработаны по 5 – 6 - му классу шероховатости;
- наружный диаметр шкива должен точно отвечать указанному чертежом и обеспечивать требуемое передаточное отношение;
- не допускается надлом и трещины;
- при наблюдении невооруженным глазом недолжно замечается биение шкива по наружному диаметру и по торцам.
Валы, на которых устанавливаются шкивы ременной передачи, должны быть параллельны между собой.
Рис.9 Проверка установки шкивов: а – линейкой; б,в – шнуром
Параллельность проверяют по торцам насаженных шкивов, которые должны находиться в одной плоскости, что проверяют с помощью линеек при близком расположении шкивов (рис. 9, а) или шнуров. Шнур закрепляют на одном из шкивов (рис. 9, б), отводят в сторону (точка I) и затем, натянув медленно подводят к торцу второго шкива (точка II). Если при этом шнур коснется всех точек, это считается, что шкивы установлены правильно.
При нахождении шнура на расстоянии К (рис. 9, в) от торца шкива необходимо один из шкивов смещать в осевом направлении, т.к. оси валов при этом расположатся параллельно.
Если расстояние К окажется неравномерным (перекос), это означает, что оси валов не параллельны.
Для более устойчивого положения ремня посередине шкива делают выпуклость.
Правильная установка шкива – первое условие нормальной работы ременной передач, от нее зависит размещение ремня по середине обода.
При опробовании ременной передачи ремень может оказаться на краю обода шкива, может свалиться со шкива. Возможные причины:
- оси шкивов расположены не параллельно;
- не совмещены торцы шкивов;
- велико биение шкивов;
- ремень слабо натянут;
- ремень косо сшит.
Недостатки в работе ременной передачи устраняются соответствующей регулировкой.
Шкивы клиноременной передачи устанавливают и выверяют так же, как шкивы плоских передач.
Соединение приводных ремней
Наилучшим способом соединения концов ремней является склеивание. Для этого концы ремня сострагивают на нет, подогревают, смазывают клеем и соединяют друг с другом, зажимая струбцинами.
Широко распространена сшивка концов ремня сыромятными ремешками внахлестку, встык или с накладкой.
Существует много других способов соединения концов ремня:
Рис.10. Способы соединения концов плоских ремней
- соединение гребешком и болтами (рис. 10, а);
- накладками (рис. 10, б);
- посредством жильных струн Ø 1…3 мм (рис. 10, в);
- соединение проволочными крючками (рис. 10, г).
. Необходимо обратить внимание, что повторному соединению допускаются только плоские ремни, все остальные повторному соединению не допускаются.
При назначении посадок шкивов на вал необходимо пользоваться таблицей и выбрать посадки шкивов на вал.