Надетый на шкивы ремень должен охватывать их с некоторым натяжением. Величина этого натяжения в ветви равна
S0 = 18 х в х б, мм
где, в – ширина ремня в мм;
б – толщина ремня в мм.
О том, насколько хорошо натянут ремень, судят по величине У отклонения от ветви (рис. 11) под действием определенной силы Q.
При этом S0 = 18 х в х б = (Q х l) / (2 х У)
Откуда У = (Q х l) / (36 х в х б), мм
Рис. 11. Определение натяжения ремней
Сила Q определяется пружинным динамометром (рис.11, а) или гирями (рис. 11,б). Обычно в технических условиях задается сила Q=5…10 кг и при этом замеряют линейкой прогиб У. Необходимо иметь в виду, что слабое натяжение ремня сопровождается проскальзованием при работе, биением (хлопанием) ветвей ремня, нагреванием и быстрым его износом.
Натяжение клиновых ремней должно быть умеренным. Когда ремни сильно натянуты. возрастает нагрузка на оси, в результате чего ускоряется износ подшипников и более интенсивно растягиваются ремни. Слабо натянутые ремни проскальзывают по канавкам шкивов, сильно нагреваются, в результате быстрее изнашиваются поверхности канавок и ремня.
Натяжение клиновых ремней регулируют специальным приспособлением, представленным
на рис. 12.
Рис.12. Приспособление для натяжения ремней
1.-планка.2.- установочное кольцо.3.- стержень. 4.- насадка.
5.-колпачок. 6.-пружина.7,8- шкала. 9. – ремень. 10. - бортики
Для контроля натяжения ремней отводят установочное кольцо 2 в исходное положение до упора в планку 1. Затем приспособление прикладывают буртиками 10 к ветви ремня 9, располагая по середине длины между осями валов. Нагружают ветвь посредством колпачка 5 с защитной насадкой 4, пружины 6 и стержня 3. При нагружении следят, чтобы торец колпачка совмещался с определенным значением на шкале 7. При этом стержень, перемещаясь в отверстии планки 1, образует стрелу прогиба ветви ремня, по которой судят о состоянии натяжения.
|
Высоту прогиба определяют в мм по показанию на шкале 8, на котором остановилось кольцо 2 при нагружении ветви.
Если стрела прогиба меньше нормы, натяжение Р ослабляют, при большой стреле – натяжение увеличивают.
При контроле натяжений пользуются величинами, указанными в табл. 2, в которой приведены Q и f, гарантирующие натяжение в соответствии с техническими условиями.
Таблица 2. Нормы натяжения клиновых ремней
Сечение клиновидного ремня | О | А | Б | В |
Норма нагружения Q ветви в кгс | 2,5 | 3,5 | 3,5 | 4,5 |
Норма стрелы прогиба f ветви в мм | ||||
Натяжение Р ветви ремня в кгс согласно техническим условиям | 16,5 |
Если в клиноременной передачи на одном шкиве имеется несколько ремней, их обязательно подбирают одинаковыми по длине, допускается отклонение до 1 мм, т.к. разная длина не обеспечивает одинаковое нагружение ремней, что вызывает быстрый износ ремней и шкивов.
В конструкциях современных машин используются клиноременные передачи (рис. 13).
Рис.13. Клиноременная передача
Шкивы клиноременных передач монтируются так же, как и плоскоременных.
В связи с тем, что передача мощности осуществляется вследствие трения боковых поверхностей ремня 1 (рис. 14, а) о стенки канавки шкива 2, нужно чтобы ремень полностью заходил в канавку, не выступая (рис. 14, б).
|
Рис.14.Положение клинового ремня в канавке шкива
: а – правильное; б – неправильное.
Натяжение ремня в клиноременной передаче контролируется так же, как и в плоскоременной, но в связи с тем, что ветви клиновых ремней короткие, то при контроле необходимо пользоваться специальными приборами (рис. 15).
.
Рис.15.Проверка натяжения клинового ремня
Если натяжение недостаточно или слишком велико, регулируют передачу. Для этого в конструкции предусматривают устройство, позволяющее отодвигать ведущий шкив от ведомого вала или придвигать к нему.
Рис.16. Устройство для регулирования натяжения ремня
На рис. 16 электродвигатель с ведущим шкивом 1 установлен на плите 2, качающейся на шарнире 3. Другой конец плиты соединен с неподвижной крышкой 4 посредством шпильки 5 и шарнира 6. Вращая гайку 7 ключом в ту или другую сторону, можно поворачивать плиту 2 и электродвигатель вокруг оси шарнира 3 и в результате этого увеличивать или уменьшать расстояние между шкивами передачи. Подобный принцип регулирования натяжения широко применяется и в плоскоременных передачах.
Контрольные вопросы
1.Что такое ременная передача. Ее достоинства и недостатки.
2. Как классифицируются ременные передачи.
3. Как осуществляется сборка ременной передачи.
4. Соединение приводных ремней.
5. Натяжение приводных ремней.