Проверка стартера на автомобиле:
- Проверить исправность клемм на АКБ и целостность жил проводов.
- Проверить с помощью вольтметра напряжение в цепи стартера. Перед этим отключить высоковольтные провода от источника. Сначала проверить напряжение на клеммах АКБ. Оно должно быть не ниже 12 вольт при выключенном зажигании.
- Проверить напряжение на клеммах АКБ под нагрузкой. Для этого включить стартер. Напряжение не должно упасть ниже 9,5 вольт.
- Проверить напряжение на клеммах проводов под нагрузкой. Оно должно быть не ниже 9,5В.
- Проверить напряжение между клеммой 30 стартера и его корпусом до включения стартера. Оно должно быть не менее 12 вольт и не менее 8 вольт во время запуска.
- Измерим напряжение между клеммой 30 и плюсовой клеммой АКБ, оно не должно быть более 0,8 В при работающем стартере.
- Измерить напряжение между массой стартера и минусовой клеммой АКБ при включенном стартере. Оно не должно быть более 0,8В.
- Измерить напряжение между клеммой 50 и корпусом стартера при работающем стартере. Оно должно быть не менее 8В.
- С помощью клещей проверить силу тока стартера во время пуска. Если сила тока слишком велика, то это значит слишком большое сопротивление вращению коленвала двигателя (в том числе возможен перекос стартера относительно венца маховика).
Проверка стартера снятого с автомобиля.
1. Подключить клемму 30 СТ через амперметр к + АКБ, а минус к корпусу Ст. Подать на клемму 50 СТ напряжение с АКБ. Проверку следует проводить быстро, чтобы не перегреть двигатель Ст. Сила тока должна быть не более 40А для обычного Ст и не более 90А для Ст с планетарным механизмом или с редуктором.
2. (испытание на втягивание). Проверить работу электромагнитного включателя (тягового реле). Отключить обмотку возбуждения клемма С (нижняя клемма силовой цепи), отвернуть гайку и снять провод с клеммы. Подать напряжение на клеммы 50 и С. Шестерня должна выйти в рабочее положение и удерживаться там.
|
3. Испытание на удержание. Подать питание на клемму 50, а массу на клемму С. После срабатывания тягового реле замкнуть – АКБ на массу а клемму С разомкнуть. Шестерня должна остаться в сработанном состоянии.
Клемма 50 – клемма управления (от замка зажигания)
Клемма 30 – верхняя клемма силовой цепи
Клемма С – нижняя клемма силовой цепи.
Ремонт стартера
Перед проведением работ по устранению неисправностей снимите стартер с двигателя и разберите его.
РАЗВОРКА СТАРТЕРА
Стартер снимается и разбирается в такой последовательности:
установите автомобиль на смотровую яму, зафиксирован его положение стояночным тормозом и упорами под колесами;
отсоедините провод от плюсового вывода батареи; снимите провода со стартера;
отверните гайки крепления стартера и снимите его;
сильно загрязненный стартер промойте снаружи бензином;
отверните гайку нижнего контактного болта тягового репе и отсоедините от него вывод обмотки;
снимите тяговое реле, отвернув винты его крепления к крышке со стороны привода, и выведите его якорь из зацепления с рычагом;
отверните гайки, отодвиньте крышку реле и извлеките из нее контактные болты; снимите запорную шайбу и контактный диск со штока;
отверните винты и снимите защитный кожух;
выньте щетки из щеткодержателей
|
отверните стяжные винты корпуса стартера и снимите со стороны коллектора крышку;
снимите корпус стартера и ось рычага привода;
выньте якорь вместе с приводом, при этом снимите со стороны привода с цапфы вала якоря регулировочные шайбы;
сдвиньте упорную втулку на валу якоря в сторону шестерни, снимите отверткой находящееся под втулкой пружинное кольцо, затем упорную втулку и привод;
при необходимости снимите со ступицы муфты стопорное кольцо и разберите привод.
Разобрав стартер, проверьте состояние щеточно-коллекторного узла, обмоток, подшипников, привода и тягового репе. Вначале очистите его от пыли и грязи, но не делайте этого погружением в керосин, бензин и другую обезжиривающую жидкость. Этим вы можете вымыть смазку из подшипников и муфты свободного хода, нарушить изоляцию обмоток, а такой механизм долго не прослужит. Поэтому очистку от пыли и грязи проводите продувкой узлов сжатым воздухом или протиркой их ветошью, слегка смоченной в бензине.
ПРОВЕРКА И РЕМОНТ ЩЕТОЧНО-КОЛЛЕКТОРНОГО УЗЛА
После очистки узлов осмотрите щетки. Если их высота меньше допустимой или они повреждены, замените щетки. Перемещение щеток в щеткодержателях должно быть свободным, без заеданий, а щеточные пружины должны давить на середину щетки. Проверьте давление пружины на щетку. Это лучше сделать после сборки стартера. Под щетку положите полоску бумаги, затем динамометром оттяните щеточную пружину, одновременно стараясь вытянуть бумагу из-под щетки, давление пружины на щетку определяется в момент освобождения бумаги щеткой и должно быть в пределах 8,5 - 15 Н (0,85+1,4 кГс). Если давление меньше 0,75 кГс, то пружину замените или же попробуйте увеличить ее давление, с изогнув кронштейн подвески пружины. Замыкание щеткодержателей с корпусом проверяется лампой под напряжением 220В. При этом две щетки должны быть замкнуты на массу, а две изолированы.
|
Завершите обслуживание щеточно-коллекторного узла подтягиванием винтов крепления щеточных канатиков к щеткодержателям.
Проверив состояние щеток, осмотрите коллектор. Если пластины коллектора подгорели, зачистите их мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100, после чего продуйте коллектор сжатым воздухом. Сильно подгоревший коллектор проточите на токарном станке. Коллектор стоит проточить и тогда, когда над его поверхностью будут выступать изоляционные прокладки между пластинами.
Таблица. допустимая высота щеток
Рис. Проверка изоляции щеткодержателей и определение давления пружины щеткодержателя на щетку:
1- динамометр; 2- проводник щетки; 3- щетка; 4- бумага; 5- коллектор
ПРОВЕРКА И РЕМОНТ ВАЛА ЯКОРЯ И ПРИВОДА
Осмотрите поверхность вала якоря, особенно в месте вращения шестерни привода. Если там есть желтый налет от втулки шестерни, его нужно удалить мелкозернистой абразивной шкуркой, так как он может вызвать заедание шестерни на валу.
Убедитесь что привод стартера легко перемещается вдоль вала якоря и возвращается в исходное положение буферной пружиной. Винтовые шлицы вала смажьте моторным маслом, а стальное поводковое кольцо привода — литолом.
Осмотрите шестерню привода и проверьте работу муфты, она должна свободно поворачиваться вместе с шестерней на валу якоря в направлении вращения стартера, но не в обратном направлении. Пробуксовка муфты свободного хода стартера вызывается износом роликов и пазов в обойме ступицы шестерни или загрязнением внутренней полости муфты. Иногда пробуксовку муфты удается устранить, если неисправную муфту промыть бензином, а затем на 3 - 5 мин опустить в моторное масло. Если промывка бензином не дает желаемого результата, можно попробовать отремонтировать муфту. для этого нужно развальцевать загнутые края кожуха муфты, снять кожух, затем вытащить и растянуть на 10 мм пружину. После зачистки забоин, промывки деталей бензином и смазки их моторным маслом соберите муфту и завальцуйте края кожуха.
ПРОВЕРКА И РЕМОНТ ТЯГОВОГО РЕЛЕ СТАРТЕРА
В тяговом репе привода основное внимание уделите контактам. Если они подгорели, то зачистите их. При большом износе контактную пластину (диск) нужно перевернуть, а контактные болты развернуть на 180°. После этого проверьте, находятся ли неподвижные контакты в одной плоскости, а затем продуйте реле сжатым воздухом.
Обмотки тягового реле проверьте, отсоединив от нижнего контактного болта, идущий на электродвигатель стартера провод. Втягивающую обмотку проверьте, соединив выводы батареи с выводами тягового реле {рис.а). Якорь реле при этом должен резко втягиваться. Удерживающую обмотку проверьте подключением "+" аккумуляторной батареи к выводу тягового реле, а"-" батареи — к корпусу реле. Якорь реле при этом должен слабо втягиваться (рис.6).
Иногда тяговое реле не срабатывает из-за отсоединения вывода обмоток от контактного болта. В таких случаях необходимо тщательно пропаять {паяльником мощностью не менее 100 Вт) место соединения обмоток реле с контактным болтом. Якорь тягового реле в корпусе должен перемещаться свободно.
Рис. Проверка тягового репе стартера;
а — проверка втягивающей обмотки; б — проверка удерживающей обмотки
ПРОВЕРКА И РЕМОНТ ОБМОТОК СТАРТЕРА
Обмотки электродвигателя стартера проверьте тестером после разборки стартера. Короткое замыкание обмотки возбуждения на "массу" определяется подключением тестера одним щупом к выводу обмотки возбуждения, а вторым — к корпусу (рис.а) стартера. Если стрелка стартера в режиме омметра отклоняется, то обмотка возбуждения замыкает на "массу". Обрыв в катушках обмотки возбуждения проверяется
Рис. Проверка обмотки возбуждения стартера:
а — на короткое замыкание; б — на обрыв
подключением щупов тестера к выводам катушек (рис. 6). Если стрелка тестера в режиме омметра не отклоняется, это означает, что в проверяемой катушке есть обрыв.
Если в обмотках возбуждения обнаружен обрыв или короткое замыкание, то неисправные катушки нужно заменить. Для этого отверните крепежные винты и снимите полюса, предварительно отметив на них места их расположения. После замены катушек установите полюса в обратной последовательности строго по меткам, а полюсные винты перед установкой окуните в натуральную олифу. Для облегчения
Рис. Проверка обмотки якоря стартера:
а — на обрыв; б — на короткое замыкание
установки катушек на полюса можно подогреть их примерно до 50°С.
Обрыв в обмотке якоря определяется следующим образом. Присоедините один щуп тестера к коллекторной пластине, а вторым последовательно касайтесь остальных коллекторных пластин (рис.а). При обрыве в какой-либо секции обмотки стрелка тестера в режиме омметра отклоняться не будет. Для определения замыкания обмотки якоря на "массу" прижмите один щуп тестера к любой коллекторной пластине, а второй щуп в режиме омметра подключите к сердечнику или валу якоря (рис. 6). Если стрелка тестера отклоняется, то обмотка замка замыкает на "массу".
Если в обмотках якоря имеется обрыв или короткое замыкание, то в большинстве случаев якорь требует замены. Иногда обрыв обмотки происходит в местах соединения ее секций с коллекторными пластинами. Такие обрывы легко устраняются пайкой мест соединения обмотки с коллекторными пластинами. Чтобы надежно пропаять соединения выводов секций обмотки якоря к пластинам коллектора, якорь нужно прогреть. Сделать это проще всего в духовке бытовой плиты. Пайку соединений нужно вести с канифолью паяльником мощностью не менее 100 Вт. После пайки соединений зачистите коллектор, продуйте его, прочистите канавки между пластинами и покройте места пайки лаком.